Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Субъект и психическое как процесс




Психика есть важнейшее качество именно человека как субъекта деятель­ности, обшения и т. д.

Психическое объективно существует только как субъективное, т. е. принадле­жащее субъекту — индивиду, различным


 

4. ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ


 


общностям людей, всему человечеству. Психология изучает, как, зачем и почему индивид и индивиды формируют и разви­вают в ходе деятельности, общения и т. д. психическое как непрерывный познава­тельно-аффективный процесс в соотно­шении с его прерывными результатами (образами, понятиями, умственными дейст­виями и операциями, чувствами, обычаями, материальными продуктами производства и т. д.). Другие науки (гносеология, логика, социология, этнология и т. д.), в отличие от психологии, исследуют эти результаты и продукты в абстракции от такого про­цесса и, значит, отчасти в абстракции от субъекта, с которым они наиболее глубоко связаны именно через психический про­цесс.

Психическое как процесс характеризу­ется специфической непрерывностью, от-личаюшей его от технических систем и математических структур. Эта непрерыв­ность означает, что психика в основе своей является континуально-генетической (не­дизъюнктивной), т. е. все стадии ее разви­тия не отделены друг от друга, как циклы функционирования технических систем и как элементы математического множества, а вырастают одна из другой, непрерывно переходя друг в друга, Экспериментальные исследования такой непрерывности про­ведены А,В. Брушлинским, М.И. Волови-ковой, Б.О. Есенгазиевой и др. [6, 22, 27; см. также: 9, 12, 23, 37]).

Данный процесс — живой и потому существует и изучается лишь у живого субъекта (что совершенно необязательно для логики и многих других смежных наук), Следовательно, субъект, осуществ­ляющий психическое как процесс, — это всегда и во всем неразрывное живое един­ство природного и социального. В психике человека нет ничего, что было бы только природным, но не социальным или только социальным, но не природным; вопреки широко распространенной точке зрения даже на высших этапах духовного разви­тия личности психическое не перестает быть природным и не становится «чисто» социальным. Оно сохраняет в себе их ор­ганическое единство, поскольку эти выс­шие уровни природного возникают и эво­люционируют лишь в ходе антропогенеза,


а затем на соответствующих стадиях исто­рического и индивидуального развития людей.

Природное и социальное — это не два компонента психики человека, а единый субъект с его живым психическим процес­сом саморегуляции всех форм активности людей. Такова онтологическая очень об-шая основа для развития единой психоло­гической науки, дифференцирующейся на интегрируемые в ней психогенетику, пси­хофизиологию, психофизику, психологию личности, социальную психологию, инже­нерную, когнитивную и т. д, (эта интегра­ция пока еще совершенно недостаточна).

В указанном контексте обшая психо­логия и психология личности изучают индивидов в целостности их психической жизни, раскрывая прежде всего ее обще­человеческие качества и свойства. На этой основе социальная и этническая психоло­гия исследуют более конкретные — типо­логические — особенности индивидов как представителей определенной историчес­кой эпохи, этноса, общественной группы, класса и т.д. Историческая психология изучает развитие психики людей в ходе качественных изменений общества на «пе­реломе» решающих событий.

Изучение у субъекта психического как процесса помогает углубить раскрытие специфики психологии в исследовании субъекта, его деятельности, общения и т. д.

Например, мышление ~ это не только деятельность, но и внутри ее формирую­щийся непрерывный, недизъюнктивный психический процесс анализа, синтеза и обобщения постоянно изменяющихся, т. е. новых и потому еще во многом неизвест­ных обстоятельств жизни данного субъекта. С помощью такого предельно пластичного, лабильного, непрерывно формирующегося процесса индивид определяет новые для себя, совсем конкретные условия и требо­вания возникшей задачи и предшествую­щей проблемной ситуации, соответственно используя и преобразуя уже имеющиеся у него относительно стабильные умственные операции, формируя новые интеллектуаль­ные действия и т.д. [1, 3, 6, 20, 27, 32]. В этом отношении с субъектно-деятель-ностной концепцией отчасти сближается теория ситуативного действия, разработан-


 

4,1. Психология субъекта и его деятельности


 


пая независимо от Рубинштейна и его школы Л. Сачменом, Б. Павардом и др. [41, 43]. В данной теории раскрывается из­менчивость действия, которое в различных конкретных ситуациях перестает быть от­носительно стабильным и трансформиру­ется в соответствии с особенностями этих ситуаций.

Если мышление как деятельность, как система операций осуществляется чело­веком преимущественно осознанно, то внутри ее мышление как процесс, напро­тив, формируется в основном на уровне бессознательного, хотя и под косвенным контролем со стороны субъекта (его це­лей, осознанных мотивов и т.д.). Этот процесс осознается его субъектом лишь в очень небольшой степени. Конечно, мыс­лит не мышление, а человек, ибо он явля­ется субъектом познавательной деятель­ности. И вместе с тем, поскольку лишь он инициирует и осуществляет деятельность, ему «мыслится» внутри ее в меру большей или меньшей неосознаваемости мышления как процесса [5].

Анализ через синтез. Этот термин С.Л. Рубинштейна характеризует исследо­ванный им и его учениками [1, 6, 26, 32, 33] исходный всеобщий «механизм» (или основную форму) мышления. Анализ через синтез означает, что в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и потому выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта таким обра­зом как бы «вычерпывается» все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства. Напри­мер, один и тот же отрезок прямой, вклю­чаемый в различные геометрические фи­гуры, выступает в соответственно разных качествах: как биссектриса, медиана, диа­гональ параллелограмма и т. д. Экспери­ментальные исследования анализа через синтез провели К.А. Абульханова-Слав-ская, Л.И, Анцыферова, А.В. Брушлин-ский, А.М. Матюшкин, В.А. Поликарпов, Л.В. Путляеваидр. [1, 6, 7,22, 26, 32, 33]. Анализ через синтез обеспечивает непре­рывность мышления и вообще психичес­кого как процесса, поскольку по ходу по­следнего познающий субъект непрерывно


взаимодействует именно с объектом, а не с самими по себе знаками, словами, по­нятиями, значениями, смыслами и т.д. (все они в разной степени выражают со­держание этого объекта). Тем самым ана­лиз через синтез обеспечивает не только преемственность мышления как процесса («тот же» объект включается во все новые связи), но и психические новообразования (он же выступает в новых качествах). Иначе говоря, один и тот же познаваемый объ­ект — это неразрывное единство уже известных (для данного субъекта) и еще неизвестных, новых свойств и их отноше­ний; т. е. старое и новое принадлежат со­ответственно не двум разным объектам, а одному объекту.

Анализ через синтез ~ это механизм мышления как процесса не только инди­видуального, но и группового субъекта [7, 22]. Когда в ходе группового решения задачи объект, включаясь в разные системы связей, выступает в соответственно новых качествах, то эти системы объективных существенных отношений вначале вычле­няются разными индивидами. Тогда между последними может возникнуть дискуссия. Следовательно, различные системы отно­шений и выступающие в них качества объ­екта как бы персонифицируются разными индивидами и потому соотносятся (син­тезируются) друг с другом в субъектах и через субъектов. В состав этих отношений входит и изменяющееся в процессе мыш­ления отношение человека к познавае­мому объекту, потому что, открывая новые качества объекта, субъект вместе с тем все более адекватно определяет их значение для своей деятельности и общения. Иначе говоря, по ходу мышления как процесса формируется мотивация для его дальней­шего протекания. При таком подходе к проблеме значение и смысл выступают прежде всего как в разной степени раскры­ваемые и переживаемые субъектом различ­ные качества одного и того же познавае­мого объекта (вещи, субъекта и т.д.). Тем самым анализ через синтез — это мысли­тельный, а не собственно речевой меха­низм человеческого мышления, всегда неразрывно связанного с языком и речью. Такова альтернативная позиция по отно­шению к той, согласно которой«не только


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 407 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2443 - | 2258 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.