Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности невербальной коммуникации по сравнению с речью




Невербальная экстралингвистическая коммуникация обладает особенностями, принципиально отличающими ее от вер­бальной лингвистической коммуникации. Это:

1) полисенсорная природа НК, т. е. реа­лизация ее одновременно через разные органы чувств (слух, зрение, обоняние и др.);

2) эволюционно-историческая древ­ность по сравнению с вербальной речью;

3) независимость от семантики речи (слова могут говорить одно, а информа­ция голоса — другое);

4) значительная непроизвольность и подсознательность;

5) независимость от языковых барье­ров;

6) особенности акустических средств кодирования;

7) особенности психофизиологических механизмов восприятия (декодирование мозгом).

Полисенсорная природа невербальной коммуникации

Одной из важнейших особенностей НК является то, что она осуществляется через разные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморецепцию (чувство тепла—холода).

В процессе речевого общения через слух передается та часть невербальной информации (НИ), которая представлена в звуке голоса говорящего или поющего,


т. е. в особенностях фонации (интонация, тембр и т. п.). Через зрительный анали­затор передаются сопровождающие речь особенности кинесики [Birdwhistell, 1970], т.е мимики, жестов, поз, телодвижений говорящего.

Кожно-тактильное чувство (осязание) имеет большое значение при дефиците зрительного восприятия: ориентации в темноте и особенно при отсутствии зрения у слепых. В последнем случае возможна информационная связь со слепым с по­мощью дактилографии — восприятие бук­венных и других знаков, выполненных в осязаемой форме (например, выпуклые контуры), считываемых поверхностью ладони или пальцами [Ярмоленко, 1961]. К кожной рецепции принадлежит и теп­ловое чувство (терморецепция), имеющее существенное значение при ориентации в окружающем мире. Жизненно важное зна­чение терморецепции состоит, в частности, в том, что она предупреждает организм о разрушительных для него воздействиях жары или холода.

Хеморецепция, представленная такими анализаторами, как обоняние и вкус, также весьма значительный канал НК. Помимо обыденных запахов, распространяемых человеческим телом и свидетельствующих о состоянии здоровья, гигиены и т. п., существуют запахи, создаваемые специ­фическими для мужчин и женщин вещест­вами — феромонами. В обонятельной сис­теме человека обнаружен парный рецеп-торный феромоназальный орган (ФНО), реагирующий на ничтожные концентра­ции феромонов. Феромоны, выраженные у людей в различные возрастные периоды и в разных психологических состояниях, оказывают сильное (причем подсознатель­ное) влияние на формирование симпатий и антипатий противоположного пола (т. е. половой привлекательности) и, следова­тельно, играют важнейшую роль в качестве невербального межполового средства воз­действия. На этом основании некоторые ученые причисляют ФНО к третьему по важности органу чувств человека после слуха и зрения [Шустер, 1996].

Таким образом, полисенсорная при­рода НК обеспечивает возможность вос­приятия человеком практически всех


з. познание и общем;

 

 


 


биологически и социально значимых ви­дов информации внешнего мира. Важно отметить, что в процессе непосредствен­ного речевого общения происходит взаи­модействие всех видов НИ, передаваемой по разным сенсорным каналам, а также с собственно речевой вербальной информа­цией. Этим обеспечивается высокая на­дежность адекватного восприятия и взаи­мопонимания людей в процессе общения.

Эволюционно-историческая древность НК

Многие теории происхождения языка рассматривают невербальную коммуника­цию как исторически древнюю основу возникновения современной речи [Рубин­штейн, 1976; Иди, 1977; Уайт, Браун, 1978; Линден, 1981; Фирсов, Плотников, 1981; Якушин, 1989]. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера (онтогенез повторяет филогенез) также является свидетельством эволюционной древности НК: в онтоге­незе НК предшествует вербальной комму­никации. Ребенок рождается с уже гото­выми средствами невербальной голосовой вокализации, а речь появляется лишь к 1,5-2-годовалому возрасту. Наконец, на­рушения речи, вызванные различными воздействиями на мозг (например, нар­коз), приводят прежде всего к потере вер­бальной речи, а затем к нарушению не­вербальной коммуникации как базирую­щейся на более древних структурах мозга (подкорка) и потому более устойчивой к деструктивным воздействиям. •,•

Независимость НК от семантики речи

Канал невербальной коммуникации обладает свойством функциональной не­зависимости от вербальной. Практически это проявляется: а) в возможности адек­ватного восприятия человеком всех видов НК вне зависимости от семантического значения слова (опознавание личности говорящего, его эмоционального состоя­ния, пола, возраста и т. п.); б) в диверген­ции между семантикой слова и значением невербальной информации (например,


радушные слова, произнесенные холод­ным тоном). Физиологической основе? независимости невербальной функции речи от вербальной является функциональ­ная асимметрия головного мозга человека (ФАМ). Исследования ФАМ, начатые еще в 1861 г. французским антропологом П. Брока, а также в 1874 г. К. Вернике блестяще продолженные в наше время Р. Сперри, удостоенным за эти работы Нобелевской премии в 1981 г., и другими, привели к доказательству ведущей роли левого полушария мозга в обеспечении вербальной функции психики (центры Брока и Вернике). Вместе с тем ряд со­временных зарубежных и отечественных работ свидетельствует о ведущей роли пра­вого полушария в переработке невербаль­ной информации (см. обзоры: [Морозов и др., 1988; Bryden, 1982; Kimura, 1967; Darwin, 1969]).

Существуют разные методы, подтверж­дающие реальность функциональной асимметрии мозга: а) фармакологический метод — введение в правую или левую артерию мозга (по медицинским пока­заниям, например, снятие болей) анесте­зирующего вещества, что приводит к тор­можению функций соответствующего полушария (проба Вада); б) электрофизио­логический метод — воздействие на правое или левое полушарие мозга электрическим током (по медицинским показаниям, на­пример, как способ лечения психических заболеваний); в) клинический метод на­блюдений людей с травматическими нарушениями правого или левого мозга: г) психоакустические методы — сравни­тельные исследования особенностей вос­приятия человеком вербальной или невер­бальной информации через правое или левое ухо при моноуральном и дихоти-ческом восприятии [Морозов и др., 1988]. В последнем случае показано, что вербаль­ная информация по критерию запомина­ния слов лучше воспринимается правым ухом (так как в этом случае адресуется к левому полушарию, т. е. речевым центрам Вернике, вследствие перекреста нервных путей), а невербальная информация по критерию узнавания эмоциональной ин­тонации лучше воспринимается левым ухом (так как в этом случае адресуется к правому полушарию мозга).


 

3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения


 


Значительная непроизвольность и подсознательность НК

Значительная непроизвольность и в определенной мере подсознательность НК восприятия и формирования экстралинг­вистической информации является также ее существенной особенностью по срав­нению с речью. При речевом общении человек прежде всего озабочен восприя­тием смысла слов. Интонационно-тембровый ••аккомпанемент» звуковой речи остается как бы на втором плане нашего сознания и в большей степени подсознания. Это вызвано тем, что невербальные средства общения имеют наиболее древнее эволю­ционное происхождение и более глубоко расположенные области мозгового пред­ставительства. Так, например, помимо центров в правом полушарии коры голов­ного мозга мощнейший центр регули­рования эмоционального поведения на­ходится в лимбической системе мозга. Непроизвольность и подсознательность невербального поведения человека (не только голосового, но и двигательного — жест, поза, мимика) часто выдает истин­ные намерения и мнения говорящего, про-~иворечащие его словам.


готовится преступление, и даже знал ка­кое. Это было понятно из того, что слы­шалось в обоих голосах, это было в их тембре, в кадансе, в ритме, в паузах, в цезурах... Музыка — точная вещь, точнее речи!». Здесь автором подчеркивается осо­бая способность именно музыканта и дирижера Калины с его тонким слухом воспринять и понять, что хотели сказать друг другу люди. Это несомненно так, но предметно-образным эмоциональным слу­хом, который в данном случае оказал услугу Калине, обладают не только музы­канты, но и все люди, правда, в сущест­венно разной степени.

Научные психологические исследова­ния подтверждают межъязыковую универ­сальность невербальной коммуникации. Исследователи показывали фотографии людей с выражением радости, отвращения, удивления, печали, гнева и страха пред­ставителям разных языковых культур и просили их определить характер этих эмо­ций. В результате были получены высокие проценты адекватного восприятия данных эмоций, несмотря на значительные разли­чия между языковыми культурами опро­шенных [Блум и др., 1988].


Независимость НК ".'•.'••'".'• ;, зт языковых барьеров

Всеобщая, независящая от языковых барьеров понятность, т. е. универсальность невербального экстралингвистического кода, позволяет людям объясняться и по-

-шмать друг друга при незнании языков. Любопытный пример такого рода приво­дит чешский писатель К. Чапек в рассказе

-Дирижер Калина». Человек оказывается ло воле судьбы в чужой стране и, не зная

-.зыка этой страны, тем не менее понимает случайно подслушанный разговор двух тюдей: «Слушая этот ночной разговор, я был совершенно убежден, что Контрабас склонял Кларнет к чему-то преступному. Я знал, что Кларнет вернется домой и безвольно сделает все, что велел Контра­бас. Я все это слышал, а слышать — это больше, чем понимать слова. Я знал, что


Особенности акустических средств передачи (кодирования) невербальной информации

Основными акустическими средствами передачи различных видов невербальной информации от говорящего к слушателю являются: а) тембр голоса, физическим эквивалентом которого является спектр звука, т. е. графическое отображение час­тотного (обертонового) состава голоса; б) мелодика речи (изменение высоты го­лоса во времени); в) энергетические харак­теристики (сила голоса и ее изменение);

г) темпоритмические особенности речи;

д) атипичные индивидуальные особенности произношения (смех, покашливание, заи­кание и т. п.).

Носителем вербальной фонетической информации является спектр сложного речевого звука, точнее — динамика фор-мантной структуры спектра во времени


 

3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ


 


[Фант, 1964]. При этом для речи высота голоса, т. е. частота основного тона, прак­тически не имеет значения1, поскольку всякую речевую информацию можно пе­редать голосом любой частоты в пределах звуковысотного диапазона говорящего. Что же касается невербальных видов информации, то носителем ее наряду со спектром являются и звуковысотные характеристики голоса (мелодика речи, т. е. динамика частоты основного тона). Указанная особенность невербальной, в частности эмоциональной, информации позволяет моделировать ее средствами ин­струментальной музыки, голосом певца, поющего одну лишь мелодию на одной гласной (вокализ), и даже частотно-моду­лированным чистым тоном (свистом). Музыкальные категории — минор и ма­жор — следствие этой закономерности.

Высота голоса и ее измерения во вре­мени — носитель не только эмоциональ­ной, но и других видов невербальной ин­формации, например возрастной, половой, индивидуально-личностной. Биофизичес­кой основой этого является, в частности, обратно пропорциональная зависимость частоты основного тона речи человека от длины и мощности его голосовых связок. У женщин и детей, связки которых короче и тоньше, чем у мужчин, высота голоса выше примерно на октаву. Этой же зако­номерностью определяются индивидуаль­ные различия в высоте голоса разных лю­дей: высокие и полные люди имеют, как правило, более крупную гортань и более низкие голоса по сравнению с низкорос­лыми и худыми людьми. Указанные зако­номерности находят отражение в высоких коэффициентах корреляции между высо­той голоса людей, с одной стороны, и их полом, возрастом и весом — с другой.

Наряду с этим установлено, что важ­нейшим средством психоакустического кодирования невербальной информации является спектр звука, определяющий тембр голоса. Интегральный спектр голоса

'Следует заметить, что мелодика речи, будучи важнейшим компонентом интонации (последняяя реализуется также с участием ударения и темпорит-мических характеристк речи), играет немаловажную роль в передаче и смысловых характеристик выска­зывания (вопрос, утверждение, завершенность, не­завершенность) [Зиндер, 1979].


и речи с разным эмоциональным содер­жанием существенно различается особенно в высокочастотных областях спектра. Так. для гнева характерно усиление высоких обертонов, что приводит к увеличении: звонкости, «металличности» тембра, а для страха, наоборот, сильное падение высо­ких обертонов, что делает голос глухим, «тусклым», «сдавленным». Радость приводит к смещению формантных частот в более высокочастотную область, в результате чего человек говорит как бы «на улыбке».

При распознавании знакомых и незна­комых людей по звуку их голоса (индиви­дуально-личностная невербальная инфор­мация) испытуемые указывают, что они ориентируются на свойственное разным людям различие в тембрах (т. е. в спект­рах) голосов наряду с интонационными и другими особенностями их речи [Пашина. Морозов, 1990]. Сила голоса, в особен­ности динамика ее изменений во време­ни, — важное акустическое средство ко­дирования невербальной информации. Так, для печали характерна слабая, а для гнева — увеличенная сила голоса и т. п.

Наконец, существенная роль в кодиро­вании невербальной информации принад­лежит темпоритмическим характеристи­кам речи. Одна и та же фраза («Прости, я сам все расскажу...»), произнесенная по просьбе исследователей народным артис­том СССР О. Басилашвили с разными эмоциональными оттенками, имела сред­ний темп произнесения (слогов в секунду) при выражении: радости — 5,00, печали — 1,74, гнева — 2,96, страха — 4,45. Анало­гичные результаты получены при анализе эмоциональной выразительности вокаль­ной речи.

При исследовании людей разных воз­растных групп (биофизическая информа­ция) оказалось, что их средние статистиче­ские характеристики темпа речи сущест­венно различаются: в группе молодых лю­дей (17—25 лет) — 3,52 слога в секунду, в группе среднего возраста (38—45 лет) — 3,44, в группе старшего возраста (50-64 года) — 2,85, в группе старческого воз­раста (75-82 года) — 2,25 слога в секунду. Это вызвано тем, что с возрастом замед­ляется активность артикуляционного про­цесса.


 

3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения


 



РАДОСТЬ

Иллюстрацией важности ритмической организации речи в передаче эстетичес­кой информации может служить ритм стиха. Стихотворный ритм, как известно, отли­чается от ритма прозы своей упорядочен­ностью, т. е. равномерным чередованием ударных или безударных слогов (ямб, хо­рей, дактиль, амфибрахий и др.), а также одинаковым числом слогов в строке. Таким образом, помимо поэтического изящества мысли (метафоричность, ли­ричность и др.), что достигается вербаль­ными средствами, стихотворный жанр характеризуется и невербальными особен­ностями — упорядоченной ритмической организацией и рифмой, что достигается фонетическими средствами, т. е. извест­ным подбором благозвучных (сходных по звучанию) фонемных окончаний послед­них слов в стихотворных строках.

Важнейшая особенность кодирования невербальной информации речи состоит во взаимодействии различных акустических средств. Иными словами, любой вид не­вербальной информации передается, как правило, не каким-либо одним акустичес­ким средством, а одновременно несколь­кими. Например, информация о разном эмоциональном состоянии говорящего найдет выражение не только в изменении тембра (т. е. спектра) голоса, но и в харак­терных для каждой эмоции изменениях высоты, силы, темпоритмических показа­телях речевой фразы (рис. 3.38).

Указанные характерные комплексные изменения акустических свойств голоса и речи вызваны соответствующими измене­ниями общего физиологического состоя­ния человека при разных эмоциях, напри­мер усилением общей нервно-мышечной активности в состоянии гнева или нервно-психологической подавленностью и мы­шечной расслабленностью организма при печали. Это закономерно и отражается на работе органов образования голоса и речи.

Таким образом, различные психофизи­ческие характеристики человека (пол, воз­раст, рост, вес, эмоциональное состояние и др.), его психологические свойства за­кономерно отражаются в акустических особенностях речи и голоса, а это в свою очередь является объективной основой для адекватного субъективного восприятия говорящего слушателем.


 

ди - тя мо - е..

БЕЗРАЗЛИЧИЕ

Спи, ди - тя мо - е..



ГНЕВ

Спи,

Спи,
страх

ди - тя мо - е..

Спи, ди-тя мое..

Рис. 3.38. Осциллограммы голоса (графическое

изображение динамики звука во времени)

показывают, что каждая эмоциональная интонация

выражается особыми, характерными для нее

акустическими средствами

Особенности психофизиологических механизмов восприятия невербальной информации

В предыдущем разделе показано, что акустические свойства (носители) вербаль­ной и невербальной информации сущест­венно различны. Значительно различаются и психофизиологические механизмы мозга, обеспечивающие декодирование (т. е. вы­деление из акустического сигнала) вер­бальной и невербальной информации речи.

Сложность проблемы состоит в том, что такая важнейшая акустическая характери-


 

3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ


 


стика речи, как спектр, является носите­лем одновременно как вербальной (фоне­тической), так и невербальной (тембр го­лоса) информации. Каким образом мозг разделяет то и другое? Выдвинута гипо­теза, что данное разделение возможно бла­годаря реализуемым мозгом человека двум принципам (механизмам) обработки рече­вой информации, каждый из которых соответствует правому или левому полу­шарию мозга [Галунов и др., 1985; Моро­зов и др., 1988]. Первый механизм харак­теризуется тем, что мозг производит детальный посегментный (пофонемный) анализ временной последовательности речевых звуков подобно тому, как обучаю­щийся речи ребенок составляет слово из кубиков с изображением букв. Это свойст­венно левому полушарию мозга. Второй механизм заключается в интегральной целостной оценке речевых единиц (паттер­нов), например слов, и сравнении их с хра­нящимися в памяти эталонами звучания тембральных, интонационных, ритмичес­ких и других характеристик речи (право-полушарный принцип обработки речевой информации).

Эту гипотезу подтверждают проведен­ные разными авторами исследования, в частности опыты по восприятию чело-


веком эмоциональной, индивидуально-личностной и других видов невербальной экстралингвистической информации речи в условиях ее инвертированного во вре­мени звучания.

Модель двухканальной структуры речевой коммуникации

Согласно получившей широкое рас­пространение схеме К. Шеннона [1983] (рис. 3.39,А), любая система коммуника­ции, в том числе и рассматриваемая нами невербальная экстралингвистическая, представляет собой взаимодействие трех основных частей: 1) источника информации, в данном случае говорящего человека, генерирующего и передающего эту инфор­мацию; 2) сигнала, несущего информацию в закодированной определенным образом форме (в данном случае в форме акусти­ческих особенностей речи и голоса); 3) приемника, обладающего свойством де­кодировать указанную информацию, в данном случае слуховой системы, мозга и психики субъекта восприятия (слушателя).

Приведенная схема Шеннона представ­ляет систему коммуникации как однока-нальную (рис. 3.39,А). Однако, имея в виду


Рис. 3.39.Традиционная схема коммуникации (А), представленная одним каналом [Шеннон, 1983], и схема речевого общения (Б), подчеркивающая его двухканальную природу [Морозов, 1989]

ШУМ

 


©

ИСТОЧНИК РЕЧИ

ПРИЕМНИК (СЛУШАТЕЛЬ)

1 1 1 1 1 1 1   Левый мозг           —>   Лингвистическая информация               Левый  
                    >   мозг  
>   i г   h   ^   t       >   i г      
Правый мозг   Экстралингвистическая информация   Правый  
                    — >   мозг  
           
                               

Шум

Шум

Шум

 


 


Система обратных связей

 


 

3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения


 


сложную вербально-невербальную приро­ду системы речевой коммуникации и ряд вышеприведенных принципиальных отли­чий невербальной коммуникации от соб­ственно речевой — вербальной, общую структуру системы речевой коммуникации следует представить как двухканальную (разумеется, не в технологическом, а в психологическом смысле), т. е. как состоя­щую из вербального, собственно речевого лингвистического, и невербального экстра­лингвистического каналов (рис. 3.39,Б) [Морозов, 1989].

Рассмотренная выше (см. с. 308) роль функциональной асимметрии мозга чело­века в переработке вербальной и невер­бальной информации проявляется как в процессах восприятия речи и других зву­ков (у слушателей), так и в механизмах ее формирования (порождения) у говоря­щего (поющего, музицирующего). Это обстоятельство находит отражение в тео­ретической модели (см. рис. 3.39,Б) в виде разделения вербального и невербального каналов не только в среднем звене сис­темы коммуникации (акустический сиг­нал), но и в начальном (говорящий) и конечном (слушатель) звеньях. Таким об­разом, вербальный (собственно лингвис­тический) и невербальный (экстралинг­вистический) каналы оказываются обособ­ленными во всех звеньях цепи речевой коммуникации.

Вместе с тем между вербальным и не­вербальным каналами наблюдается тес­нейшее взаимодействие и взаимовлияние, что на схеме отмечено вертикальными стрелками. Например, радушные слова, произнесенные язвительным тоном, теряют радушный смысл. Две категории обратных связей на схеме обозначают: ОС-1 — сис­тему собственно сенсорного самоконтроля говорящим процессов образования его речи и ОС-2 — контроля говорящим ре­зультатов воздействия его речи на слуша­теля.

В рамках невербального канала, функ­ционирующего в системе речевого обще­ния, слушателю передается акустическим яугем до десяти основных категорий ин­формации о говорящем вне зависимости от того, что произносит человек (см. рис. 3.39).






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 800 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2210 - | 2142 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.