в меру активности человека — постепенно и все более становится содержанием мыслей, чувств, познания, науки и т. д.
Как уже отмечалось, российские психологи широко используют термин «отражение» для обозначения такого «вычерпывания» содержания из окружающей действительности и насыщения им всей психики. Терминологически понятие «отражение» не очень удачно, поскольку оно ассоциируется прежде всего с зеркальным, т. е. пассивным, механическим, отражением (еще в XVIII в. французские материалисты, например Дидро, использовали в тех же целях сравнение мозга с воском, на котором веши оставляют отпечаток; иначе говоря, они понимали психическое отражение как пассивный процесс). Однако в принципе теперь ясно, что благодаря дея-тельностной парадигме психическое отражение людьми внешнего мира трактуется именно как деятельность субъекта, т. е. как высший уровень активности (изначально практической).
Отражаемый психикой внешний мир — это прежде всего природа и общество, люди и вещи. Поэтому деятельность, т. е. взаимодействие субъекта с объектом, людей с вещами, никак не исчерпывает всей активности человека, всего взаимодействия людей с объективной действительностью. А потому ^основоположник дея^ ^телыйсгногб подхода в психологии Рубинштейн помимо деятельности выделял и изучал еще и другие виды и уровни активности людей: поведение (не в бихевиористском смысле), созерцание (например, эстетическое) и т. д.
Поведение. Когда в ходе деятельности, т. е. взаимодействия субъекта с объектом (с вещью, с предметом и т. д.), на передний план выступают отношения между людьми, а не отношение между вещами, то в мотивации человека центр тяжести переносится из сферы вещной в план межличностных отношений, осуществляющихся при посредстве предметных действий, неотрывных от них, но и несводимых к ним. Тогда деятельность выступает в новом качестве. Она становится поведением в том особом смысле, который имеет это слово, когда по-русски говорят о поведении человека. «Единицей» поведения
становится поступок (подобно тому, как «единицей» деятельности является действие).
Например, новейшие исследования К.А. Абульхановой-Славской, Г.Э. Белиц-кой, М.И. Воловиковой, В.В. Знакова, О.П. Николаевой и др. показали, что сейчас в условиях изменяющейся России у многих россиян моральные представления преобладают над правовыми. Эта специфика российской ментальное™ обусловлена исторически, поскольку в нашей стране до сих пор не построено правовое государство. А потому неразвитость правосознания (точнее, неверие в справедливость и законность, обеспечиваемые государственными органами управления и чиновниками) как бы компенсируется моральными представлениями, апелляцией к межличностным (а не институциональным) отношениям [2, 5, 10, 13, 27, 36]. Этот пример убедительно свидетельствует о том, что в принципе невозможен «деятельностный редукционизм», сводящий всю активность людей лишь к деятельности.
Общение. Особенно решительно против такого редукционизма выступили Б.Ф. Ломов и его ближайшие ученики и последователи, возражая против того, чтобы считать общение одним из видов деятельности или ее стороной. С точки зрения Ломова, в жизни людей существенна не только деятельность (т. е. субъект-объектные взаимодействия), но и общение (т. е. субъект-субъектные взаимодействия). Здесь под субъектом понимается только человеческий индивид. По инициативе и под руководством Ломова были развернуты многочисленные теоретические, экспериментальные и прикладные исследования общения (прежде всегЪ непосредственного («лицом к лицу»), но также и опосредствованного новейшими коммуникативными технологиями [18, 19]. Показано, что именно в условиях общения деятельность существенно меняется, становясь совместной.
Например, в экспериментах А. В. Беляевой, В.Н. Носуленко, Е.С. Самойленко и др. [19] изучалась вербализация психического образа. В частности, одному испытуемому предлагалось описать визуально наблюдаемое изображение; его партнер по
4.1. Психология субъекта и его деятельности
этому описанию должен был воссоздать изображение, воспринятое первым испытуемым. Выявлены разные стратегии такой категоризации признаков наблюдаемых изображений (например, от целого к деталям или наоборот). В других экспериментах (психофизических) диада решала задачи на шкалирование громкости (со свободным выбором эталона и по заданному эталону). Под влиянием общения шкалы оценивания интенсивности звуков под конец оказывались во многом сходными, что повышало точность оценки. Тем самым благодаря общению качественно улучшалось функционирование сенсорной системы (по сравнению с условиями индивидуального эксперимента).
Эти и многие другие изменения психических процессов в условиях обшения помогают раскрывать важнейшие функции общения — такие, как организация совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.
Выдвинутый и разработанный Б.Ф. Ломовым методологический принцип общения — наряду с деятельностиым подходом — существенно определяют исследовательские стратегии в психологической науке. В свете этого принципа становится более значимым вышеупомянутый знаковый, речевой подход Выготского и его учеников. Поскольку речь есть важнейшее средство общения, то ясно, что она играет весьма существенную роль в психическом развитии людей. Однако если начальные наглядно-действенные предпосылки освоения речи недостаточно учитываются, то возникает нежелательная возможность рассматривать ее в качестве самодовлеющего, самодостаточного и потому главного фактора (демиурга) психического развития ребенка, вообще человека. И тогда речь субъекта может подменить его самого.
Например, особенно часто это происходит тогда, когда мышление понимается как функция речи. Так, согласно широко распространенной точке зрения, закрепленной даже в «Психологическом словаре» [28, с. 3351, речь выполняет не одну, а две функции — коммуникативную (что бесспорно) и мыслительную (что едва ли соответствует действительности).
Данная точка зрения идет от крупных и очень разных психологов, например К. Бюлера, Л.С. Выготского, отчасти Ж. Лакана и др., по мнению которых речь думает за человека. В итоге получается, что мышление — это функция или качество не субъекта, а речи. Тем самым последняя заменяет собой человека и начинает выступать в виде субъекта мышления.
Верно, конечно, что мышление и речь неразрывно взаимосвязаны, но их взаимосвязь и единство не означают тождества. Они играют разную роль в жизни людей. С помощью мышления человек познает объективную действительность, а с помощью речи он общается. Следовательно, ни одна из функций человека (даже речь) не может его заменить и стать вместо него субъектом мышления или других видов его активности.
Более того, принципиальное различие между неразрывно взаимосвязанными мышлением и речью состоит, на мой взгляд, в том, что последняя — в отличие от познания в целом — не является деятельностью. Я присоединяюсь также к точке зрения Ломова, согласно которой и общение не есть деятельность (18J, Субъект всегда осуществляет деятельность в направлении определенной цели — относительно независимой, самостоятельной. Уже по этому главному критерию речь не может стать деятельностью, поскольку не имеет цели и потому входит в состав более широкой, относительно самостоятельной, целенаправленной активности — в состав прежде всего обшения. Она не есть общение, она — лишь его средство, хотя и важнейшее. Перефразируя старую шутку, можно даже сказать, что если бы речь была деятельностью, то самыми богатыми людьми стали бы болтуны.