Одну из основных проблем (трудностей) рассматриваемой области составляет многопрофильность ее объекта, отчетливо обнаруживаемая в приведенных нами материалах. Они показывают, что различные науки и подходы (психология, лингвистика, социология, психофизиология, психоакустика, компьютерное моделирование) вносят свой вклад в исследование речи и языка. Внутри психологии тема речи^ тесно связанна со многими другими темами: личности, мышления, эмоции, памяти. Способность человека выразить в словах то или другое психологическое состояние — мысль, чувство, воспоминание, опасение, желание — в каком-то смысле является всепроникающей. Соответственно адекватное описание речевого функционирования по своей сущности оказывается комплексным и многоплановым. Данные разных наук и подходов должны быть привлечены для такого описания. На рис. 3.36 показан их возможный на сегодняшний день состав.
Сопряжение разного рода данных представляет в рассматриваемой области значительную проблему — как содержательную, связанную с осмысливанием существа дела, так и текстовую, имеющую задачей описание полученного наукой знания. Однако специалисты в области психологии, лингвистики, естественных и социальных наук, как правило, работают каждый в своем направлении. Осознание проблемной задачи создания комплексной науки применительно к исследованию речи и языка вызвало к жизни новую научную область, так называемую Speech sciences (речеведческие науки), делающую пока свои первые шаги. Существующие же учебники по психологии, как старые, так и новые, практически не решают задачу адекватного описания рассматриваемой
Рис. 3.36. Возможный состав наук и подходов,
необходимых для адекватного описания
речевого функционирования
области. Разделы «Психология речи», «Психолингвистика» либо просто не включены в них, либо представлены в «урезанном» объеме, порой имея довольно случайное содержание.
Проблема сопряжения разных факторов, с которыми связано осуществление речевой функции, в определенной степени разрабатывается современной когнитивной психолингвистикой при построении сложных многоэлементных моделей рече-мыслительной деятельности. Однако, решая проблему адекватной сложности описаний, специалисты данного направления сохраняют слабость другого рода — объективистский редукционизм (редукция — сокращение, упрощение). В теориях обычно не затрагивается субъективная сторона речи, которая тем не менее существует и вполне реальна. Вспомним, что в своей речи человек обнаруживает свободу воли: по своему желанию он может сказать нечто или воздержаться, сделать выбор между одним или другим высказыванием. Здесь уместно признать заслугу В. Гумбольдта, четко утверждавшего связь языка-речи с проявлением человеческого духа. В самом общем смысле — в речи, при говорении мы
3.8. Речь, язык, коммуникация
имеем переход от нематериальной мысли к материальному слову, а при слушании и понимании — от материально выраженного слова к нематериальной мысли, пониманию. В этом пункте исследователь фактически сталкивается с известной науке так называемой психофизиологической (психофизической) проблемой — проблемой отношения психического, нематериального, и физического, материального. В настоящее время, к сожалению, данная проблема практически не рассматривается позитивной наукой. И это оставляет большую лакуну в знаниях.
Намечая перспективы развития знаний в области психологии речи и психолингвистики, следует предположить, что более полное комплексное знание объекта позволит продвинуть работу в области его моделирования. Это будет означать успех в разработке искусственного интеллекта и еще более высокие, по сравнению с теперш-ними, достижения в передаче компьютерной технике речемыслительных и других психических функций человека.
Перспективным развитием темы должно стать и усиление ее возможностей при оказании помощи людям, страдающим нарушениями речевой способности.
Список литературы
Арно А., Лансло К. Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля. М., 1990.
Бурлаков Ю.А. Механизмы речи и мышления. М., 1995.
Выготский Л.С. Мышление и речь//Избранные психологические исследования. М., 1956.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985.
Дейк Т. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М„ 1989.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
Леонтьев А.А. (ред.). Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
Лингвистика текста//Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978. Вып. 8.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.
Методы обследования речи детей/Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. М., 1992.
Павлова А.А., Шустова Л.А. Методика выявления особенностей речевого развития детей// Вопр. психологии. 1987. № 6.
Павлова Н.Д. Современный диалог-анализ// Иностранная психология. 1996. № 6.
Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. Смоленск, 1997.
Потебня А. А. Мысль и язык//Эстетика и поэтика. М., 1976.
Психологические и психофизиологические исследования речи. М., 1985.
Рац У., Михайлова Н.Б. Новый метод диагностики языковой компетентности: Ц-тест//Иностран-ная психология. 1995. № 5.
Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1974.
Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977.
Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971.
Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М., 1979.
Ушакова Т.Н. Речевое искусство//Психоло-гическое обозрение. 1995. № 1.
Ушакова Т.Н. и др. Ведение политических дискуссий. М., 1995.
Филичева Т.Б.,Чевелева Н.А.,Чиркина Г.Б. Основы логопедии. М., 1989.
Филмор Ч. Дело о падеже//Новое в зарубежной лингвистике. М., 1981. Вып. 10.
Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.
Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985.
Шахнарович A.M. (ред.). Психолингвистика. М., 1984.
Erneling С. Langage development//Discursive psychology in practice/Eds. R. Harre, P. Stearns L, 1995.
Harre R., Stearns P. (eds.). Discursive psychology in practice. L., 1995.
Potter J., Wetherell M. Discourse and social psychology. L., 1989.
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ