Как среди пшеницы растут и плевелы, так и среди членов духовно-нравственного царства, то есть ангелов и человеков, среди сынов Божиих, как львы, скитаются злые духи — падшие ангелы, устрояя во всякое время на всяком месте козни человеку, чтобы только отвлечь его от пути добродетели. Среди нас — враги наши, как учит Святая Церковь, их жилище — воздух, окружающий нашу землю.
Так как человек духовною своею стороною (умом, волею) естественно может находиться в союзе и отношении с существами, себе однородными, то злые духи, так же, как и добрые духи, действуют на наш ум, волю и сердце, и человек или противодействует, борется с злыми духами, или вступает в общение с ними.
Действуя невидимо на душу нашу своими прилогами, злые духи являлись и видимо, чувственно. Кто не верит сему, тот сомневается и в искушениях Господа Иисуса Христа после крещения. Много ли из подвижников Христовых, которые бы не видали, не говорили с ними? Быв побеждаемы подвижниками в своих прилогах, они вынуждаемы были принимать на себя различные образы, чтобы только уловить воина Христова. Сколько скорбей причиняли они и душе и телу, но благодатию Божиею оставались побежденными. Скажут: отчего же теперь не являются они чувственно? Ответим — кто знает, что не являются они и ныне истинным рабам Божиим чувственно? А нам грешным для чего их чувственное явление, когда и без него мы ревностные рабы наших страстей, ревностные исполнители их прилогов, внушений? Наши дурные дела, слова, мысли делают нас их общниками, и мы в союзе с ними. Их ненависть к Богу и наша греховная деятельность, ненавистная Богу, делают нас союзниками и общниками их. Тогда уже злой дух самовластно действует на союзников и сообщников своих. Понятно, что такой союз и общение вредны и пагубны для мира. Не дело ли диавола на земле все противо-христианское; не общники ли его и союзники проводят на земле идеи беспорядка, разрушения, идеи, сводящие человека с его нравственного величия?
В) Явление на земле святых
Жития святых (Четьи-Минеи) свидетельствуют нам о многоразличных явлениях угодников Божиих на земле. Разумеется, посещение ими людей происходило по воле Божией. Оставляя небесное отечество, они являлись нуждающимся в их сильной помощи и во сне, и чувственно. Много ли найдется из святых, которые бы, по своему любвеобильному сердцу, не посетили грешной земли после своего преставления? Посещения людей они всегда сопровождали делами сверхъестественными, чудесами, в которых прославлялось имя Божие. Кто может утвердительно сказать, что ныне уже не являются святые? Разве любовь Божия к роду человеческому кончилась? Посещая землю и ее обитателей, не ясно ли сим свидетельствовали о бытии Бога и о загробной вечной жизни?
Г) Явление душ из ада
Возможно или невозможно? Возможно! Почему? Какая была душа на земле, та же самая остается и в новом загробном мире. Все повинуется всеблагой воле Того, в руках Которого ключи ада (Апок. 1,18) и Который силен изводить из ада и низводить в оный (1 Дар. 2, 6).
В Ветхом Завете над человечеством торжествовали ад и смерть. Все умирающие, и праведники, кроме Илии и Еноха, и грешники нисходили во ад, и ад крепко содержал своих узников. Сам Господь, будучи еще на земле, показал людям возможность сего явления, воскрешая мертвых. То же делали и в Ветхом Завете избранники Божий: Илия пророк, воскресивший сына сарептской вдовы, Елисей — сына сонамитянки и другие молитвою возвращали умершие души из другого мира — из ада (3 Цар. 17, 22; 4 Цар. 4, 33—37). Когда же торжество ада и смерти рушилось, совершилось наше искупление Богочеловеком, тогда ад уже не в силах был удерживать своих мертвецов. Мертвые, разумеется, по воле Божией стали воскресать и являться живым в удостоверение, что теперь уже и ад, и смерть для верующих в Искупителя, уже пришедшего, не страшны. Не удержал ад Моисея, долженствующего быть со Христом на Фаворе. Мертвецы: дочь Иаира, сын наинской вдовы, Четверодневный Лазарь — свободно исходят из ада и воскресают. Ад не мог их держать против воли Того, в руках Которого ключи ада. Князь тьмы предчувствовал как бы свое уничижение и попрание, и в минуту, когда совершилось наше искупление, многие умершие святые воскресли и явились живым в Иерусалиме (Мф. 27, 52-53).
Ученики Христовы и многие из угодников Божиих воскрешали мертвых. Если возможно было воскрешение, то отчего же считать невозможным явление мертвых, по воле Господней, для известной благодетельной цели? Являлись не только святые усопшие, но и грешники, еще находившиеся в нерешенном состоянии (аде). Как те, так и другие являлись живым не только во сне, но и чувственно. Святые ангелы и святые угодники являлись людям для возвещения воли Божией. Явление усопших имело целью назидание живых, уверение в действительности бытия мира невидимого, недоступного нашим телесным чувствам в нашем падшем состоянии.
Всякий христианин, хотя сколько-нибудь знакомый со Священною Историею, знает, что на землю приходили из загробного, духовного мира, из рая небожители — ангелы и святые; а были случаи, что приходили на землю и из ада еще не совершенно очистившиеся грешники, и потому имеющие нужду в молитвах Церкви, оставшихся родственников, знакомых. Как ангелы, святые, так и умершие грешники являлись на земле людям или в сонном видении их, или чувственно.
Видимого, чувственного общения теперь человеку невозможно иметь с загробным миром. Мир весь во зле лежит, и наши почившие как уже избегшие зла едва ли согласились бы посещать нас. Можно себе представить то нравственное зло, которое могло бы произойти от чувственного общения двух миров. Наше падение, да и злоба диавола, принимающего на себя все образы, непременно дали бы верный способ погубить живых чрез чувственное общение с перешедшими в загробный мир. Злые духи непрестанно посещали бы живых в образе наших умерших, дорогих сердцу. Диавол излил бы весь свой яд на человечество. Не знаю, много ли устояло бы против страшного зла в чувственном общении с умершими.
Загробная жизнь, участь праведных и грешников, наше содействие к улучшению участи грешников, испрошение им у Бога прощения грехов и средства, которыми мы помогаем почившим— все сие засвидетельствовано на земле. По свидетельству истории мы знаем, что явления живущим на земле людям из загробного мира душ уже отшедших туда, были в мире ветхозаветном, в язычестве, в Новом Завете, в первые века христианства и бывают даже в современном полухристианском или даже антихристианском мире. А современный спиритизм? Спириты клянутся своим спасением в истине своих уверений, что их посещают души из загробного мира; а между ними есть сердца и умы, освещенные христианским светом и даже высокообразованные! Теперь посмотрим на исторические свидетельства явлений душ.
В Ветхом Завете святой пророк Илия воскресил сына сарептской вдовы, а от прикосновения к костям святого пророка Елисея воскрес умерший (4 Цар. 13,21). В параллель с вызовом из ада души Саула Самуилом можно привести следующие случаи из язычества.
Всему человечеству известно бессмертие души, а следовательно, и загробная ее жизнь, но где же живут души умерших, или где этот загробный мир — язычество сознавало и представляло не одинаково. Сознавало оно и рай — загробное место для добрых, хороших душ, и ад — место нахождения для злых душ. Явление душ умерших живым сознавалось язычниками, и живые потому постоянно были в единении, союзе и общении с жителями загробного мира, то есть с своими умершими родными и друзьями. По мнению грубых, необразованных народов, души живут сноподобною жизнию, являются тем живым, которые боятся и вспомнить о них. Как привидения, отшедшие души скитаются ночью везде и живут в расселинах, безднах, горах, рощах, даже на солнце и звездах. Они жаждут крови человеческой и побеждаются жертвами, молитвами и заклинаниями.
Ученый грек философ и алхимик Демокрит, написавший сочинение "Физика и мистика", между прочим, говорит в нем, что так как учитель его умер прежде чем успел прочитать ему полный курс наук, то он прибег к заклинаниям и, вызвав из преисподней тень своего учителя, беседовал с нею о науке. Учитель сказал ему, что вся мудрость заключается внутри одной из колонн храма, и Демокрит нашел там следующие три изречения: