Первенствующие христиане веровали в сии молитвы и предстательство за нас на небе святых ангелов и всех святых. Это верование выражено в древних литургиях (апостол Иаков), в определении Седьмого Вселенского Собора и в писаниях святых отцов Церкви.
Все святые, отходя от земли, разлучаясь с нами видимо телом, в то же время обещались пребывать с нами всегда духом, хотя невидимо, однако истинно.
Первенствующие христиане веровали, что переселившиеся в загробную жизнь не прервали, но продолжают свой невидимый духовный союз и соотношение с нами, еще оставшимися на земле. Верование свое выражали тем, что ко святым мученикам и ко всем благоугодившим Богу обращались как к живым, призывая их к общению в молитвах, прося их ходатайства пред Богом.
Б) Союз и общение с несовершенными
Союз и общение живых с умершими несовершенными и отношение живых к ним, а равно как и видимые средства, выражающие союз и общение между мирами загробным и земным, как предмет, требующий подробного рассмотрения и по содержанию довольно значительный, будет изложен особо после отдела "Явление на земле существ из загробного, духовного мира".
В) Союз и общение с потерянными для Царствия Небесного
Наша Святая Церковь о усопших молится так: "Упокой, Господи, души рабов Твоих, представльшихся в вере и надежде воскресения. Упокой, Господи, всех православных христиан". Вот о ком молится Церковь и с кем она в неразрывном союзе и общении. Следовательно, нет союза и общения с умершими нехристианами и с неправославными, а равно и с христианами по имени только, и с кончившими жизнь вовсе не по-христиански: не в вере и надежде христианской; а также и с самоубийцами, ежели самоубийство произошло не в умопомешательстве. Для истинного христианина, кроме самоубийства, никакой род смерти не расторгает союза и общения с живыми — с Церковью. Для христианина, преданного воле Божией, никакая насильственная смерть — например утонуть, сгореть в огне, подавиться, быть убиту на войне или от разбойников, заблудиться и в это время умереть от холода, жара, голода и проч., — не страшна, потому что не расторгает его союза и общения со всеми членами Церкви Христовой. О нем молятся святые, молятся и живые как о живом члене единого живого тела.
Явление на земле людям существ из мира духовного — ангелов и душ
Мы сказали, что мир настоящий, земной, находится в союзе и соотношении с миром загробным — духовным, и показали, в чем состояли союз и общение. Теперь укажем и на действительные случаи — бывшие, и теперь, быть может, совершающиеся, но по нашему небрежению или, лучше, по невежеству оставляемые без внимания, и действительно могущие быть явления к нам из мира духовного добрых ангелов, умерших совершенных, несовершенных и злых духов.
Как бы залог будущего единения и общения мы имеем свидетельства учения религий Откровенной и естественной (языческой) о явлении людям, хотя и грешным, обитателей духовного мира. Явления их были в Ветхом Завете, в Новом, среди язычества и даже происходят в настоящее время. Святая наша Церковь учит, что ныне едино стадо ангелов и человеков, и силы небесные с нами невидимо служат. Ангелы и человеки смешались и находятся в невидимом, тайном общении, а с более совершенными христианами входят иногда и в чувственное общение.
А) Явление на земле ангелов добрых
Кто хотя сколько-нибудь знаком со Священным Писанием, тот знает, что как во сне, так и чувственно являлись людям ангелы, по особенному усмотрению Божию, для служения людям, путеводя их в Царствие Небесное. Эти примеры есть и в Ветхом, и в Новом Заветах.
Учение нашей Церкви и примеры явления ангелов на землю людям свидетельствуют о тесном, неразрывном союзе и отношении ангелов к нам как старших братьев к младшим, одного семейства, Отец которого — Бог.
Ангелы, исполняя волю Божию, как служебные духи, так и по собственной своей воле принимают деятельное, живое участие в судьбе человечества. Так, ангелы возвещают людям волю Божию, наблюдают за государствами (Втор. 32, 8), хранят общества человеческие, области, города, монастыри, церкви и управляют различными частями земли (Апок. 7. 1; 14,18), имеют влияние на частные дела людей (Быт. 32,1-2), ободряют, сохраняют (Дан. 6,22), выводят из темницы апостолов (Деян. 5,19-20; 12,7—9), присутствуют при исходе души из тела, сопровождают ее шествие по воздушным мытарствам, возносят наши молитвы к Богу и сами за нас ходатайствуют (Апок. 8,3). Ангелы приходят на служение человекам (Евр. 1,14), научают истине, добродетели, просвещают ум, укрепляют волю и охраняют в жизни от бед (Быт. 16, 7-12). О явлениях добрых ангелов можно читать в Священном Писании (Быт. 18,2-22; 28,12; Нав. 5, 13-14; Лк. 1,11,26,28; Мф. 2,13; Деян. 5,19; 10,31; 12,7).