Человека называют малым миром, в котором такая дивная гармония, согласие частей его. Душа таинственно соединена с телом; духовная природа, соединенная с физическою, находится в теснейшем союзе и взаимном между собою соотношении. Слово Божие свидетельствует о союзе и отношении между душою и телом так: "Сердцу веселящемуся — лице цветет" (Сир. 13, 32); ярость, гнев выражаются видимо на лице и во всем теле; следовательно, при спокойствии духа и тело благоденствует, а при немощах телесных и душа скорбит. Дух человека обнимает и проникает всю его природу, и душу и тело; следовательно, находится в связи и соотношении с ними. Душа — средоточие внутренней жизни человека. При посредстве духа и тела душа вступает в сношение с двумя мирами — высшим и низшим, то есть духовным и земным.
Дух человека знает свое бессмертие, и эта истина глубоко таится в его сознании: следовательно, сознание бессмертия принадлежит всему человечеству, начиная с наших прародителей, которым было известно, что они — бессмертны. Как существам бессмертным и определено было, на случай нарушения своего долга, наказание — смерть. "Дух человека, — пишет архимандрит Феодор (Бухарев), — находится во внутреннейшей связи и живейшем соотношении с телом. Он (дух) открывается и действует высшими своими сторонами в высших и благороднейших органах тела (мыслями — в голове, расположениями в сердце); а низшими (сторонами духа — бессознательно темными движениями и самоощущением жизни) и во всех остальных органах тела. Дух совершенно чужд всякого чувственного протяжения и вещественной сложности; живет духовным порядком самосознания мысли, нравственных движений и расположений. Есть аналогия этому малому миру (человеку) и в великом всемирном составе. Так, мир мысленный и духовный, имеющий раскрыться для нас уже в загробной жизни, находится в непременной связи и соотношении с видимым земным миром, открываясь высшею и светлою своею стороною для земли и живущих на ней, — как именно с горней над нею области (почему и Сам Господь возводил очи Свои горе в молитвенных возношениях к небу — Ин. 17, 1); а низшею и темною стороною в преисподней (или в дальнейших странах земли, по выражению апостола, — Еф. 4, 9); сам, однако, по себе этот мир в небесной и преисподней областях существует и живет порядком, соответственным внутреннему в человеке миру, порядком мысли, любви или злобы, нравственного добра или зла" (Слово о упокоении усопших, с. 66 и 67).
Апостол Павел учит, что не только душа, но и тело продолжает в земле, в самом тлении, жизнь, объясняя эту тайну премудрости Божией семенем, всеваемым в землю. С веществом семени сокровенно соединена сила растительной жизни, и в разложении вещества семени на элементы заключается прозябение, развитие дальнейшей жизни. Так точно, продолжает апостол, и телу покойника присущ дух бессмертный (1 Кор. 15).
Это апостольское учение о жизни тела и по разлучении с душою святой Григорий Нисский объясняет так: "Как в живом человеке духу просто и естественно, при своей духовной несложности, объимать и проникать всю сложность тела, так и по разрешении от тела и при разложении последнего нашему духу, по его природе, столько же удобно и просто быть в сокровенном соотношении со всею разложившеюся сложностию своего тела, пребывая в той или другой области духовного мира".
Все происходящее с телом во время его разложения на элементы, а равно как и по разложении все его прозябение, развитие к новой жизни, ко второму и окончательному соединению с душою, — все это, совершающееся с телом, бывает не без отношения и сочувствия души. Тело созревает для будущей своей духовности; и душа одновременно с телом постепенно созревает для самосознания своей участи, соответствующей земной ее жизни; для самосознания блаженства или погибели вместе со своим нераздельным спутником на земле — телом, теперь уже новым, духовным.