Вообще о союзе и общении миров земного с загробным, живых с умершими
Члены нравственного царства не разъединены так, чтобы не знали совершенно друг друга. Апостол Павел из загробной жизни приходит, беседует и научает святого Златоустого тайно, невидимо для последнего, однако сию беседу видел святой Прокл. Святые приходят на землю и делают чудеса: исцеляют больных, беседуют с живыми, научают последних. Святой Антоний Великий видит восходящую на небо душу святого Павла Фивейского; святой Макарий Египетский разговаривает с мертвыми, и сии отвечают ему.
Ежели таким образом между отшедшими и еще пребывающими на земле членами Царства Божия продолжается живой союз, то, без всякого сомнения, должно быть между ними и известное отношение. Отношение, по причине двоякого состояния умерших, двоякое: отношение живущих на земле к святым, пребывающим на небе, и отношение к несовершенным, не достигшим святости, и потому еще не удостоенным блаженства, хотя и не потерянным решительно для Царствия Божия. Так учит наша Святая Церковь об отношении миров настоящего, земного к загробному (Догматическое богословие архиепископа Антония, § 347). А как в загробном мире есть еще третье состояние душ, потерянных для Небесного Царства, то, как живые члены тела не имеют уже никакого союза и общения с мертвыми, потерявшими всякое чувство членами оного же тела, или, все равно, как бы с отнятыми членами, так точно и с лишившимися Царствия Небесного членами не имеют и не могут иметь союза и общения остальные члены духовно-нравственного семейства, Отец которого — Бог.
А) О союзе в общении со святыми
У умерших есть такие, которые тотчас по смерти получают Царство Небесное, как евангельский нищий Лазарь. Это — святые. Бог действует чрез них на земле между верующими различными сверхъестественными делами. Их прославленные тела — мощи — становятся источниками чудес. По своей любви к ближним они ходатайствуют молитвенно пред Богом о живущих на земле, ходатайствуют также и о усопших, еще не достигших совершенства. Что угодники Божии молятся за умерших, находящихся вне блаженства, можно основать на законе бессмертной любви. Ежели святые, например святитель Воронежский Митрофан, при жизни своей на земле так ревностно молился о умерших, то есть живущих за гробом, то возможно ли допустить, чтобы он и по переселении в невидимый мир не молился Богу, к Которому имеет дерзновение и Которому предстоит, о людях, пребывающих вне блаженства? Святые молятся о всех, где бы они ни были, на земле или вне ее; значит, молятся и о умерших, и молитвы их не могут быть недействительными, по свидетельству апостола Иакова: "Много может... молитва праведного" (Иак. 5, 16).
Ежели же святые находятся с нами, грешными, в союзе и общении, то и с нашей стороны требуется не разрывать, а поддерживать союз и общение с молитвенниками нашими. Для союза и общения необходимы с нашей стороны вера, любовь, молитва к ним, уважение, почитание и установленное Церковью поклонение их мощам. Верующие на земле призывают в своих молитвах святых небесной Церкви, почитают их как друзей, угодников Божиих, сонаследников Христу, как своих первородных братьев (Ин. 15, 14; Рим. 8, 17; Евр. 12, 23).
Мы, живые, видим в них представителей христианского духовного совершенства, и на основании любви и благодарности за их о нас ходатайство пред Богом и по заповеди апостола поминаем их: "Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие" (Евр. 13, 7).
Почтение ко святым выражается установлением в честь них празднеств, почитанием и поклонением их нетленным мощам, их иконам и всем вещам, оставшимся от них, как то: одежде, веригам и тому подобному. Почитание святых, а также их мощей и их икон суть догматы нашей Православной Церкви.
Вот учение Церкви о союзе и общении святых, пребывающих на небе с нами, еще на земле находящимися: союз и общение живущих на земле со святыми составляют со стороны святых их молитвы пред Богом о нас, пребывающих еще на земле; а со стороны нас — почитание и призывание их в молитвах на помощь и содействие их нашему спасению.
Что все святые принимают живое участие в судьбах живущих на земле, видно из слов Самого Спасителя, сказавшего, что ангелы радуются о кающемся грешнике (Лк. 15, 7, 10); а как с ангелами сожительствуют и все святые, то и сии последние веселятся о добродетельной жизни живых. И наоборот, ангелы и все святые скорбят о нашей греховной невнимательной жизни.