Голосового аппарата с помощью вибрационных ощуще-
Ний как показателей активности резонаторов, с целью
Достижения максимального акустического эффекта го-
Лоса при минимальных физических затратах поющего.
Метафора: «петь на проценты, не затрагивая основного капитала» (Дей-
ша-Сионицкая, 1926; Иванов, 1963; Рейзен, 1980 и др., см. Приложение 1).
М.Рейзен: «Очень любил повторять Бугамелли [учитель М.О. Рей-
зена] фразу, которую я не сразу понял, но она имела большой смысл:
«Надо петь на процентах, не на капитале. Капитал должен оставаться
неприкосновенным.
Что это значит? Как сохранить капитал? Прежде всего - умением.
То есть петь малым дыханием. Малое дыхание использовать и петь
н е н а п о р о м в о з д у х а, а р е з о н а т о р о м».
Е. Образцова: «Большой профессиональный голос не может быть
развит без помощи резонаторов. Именно резонанс придает голосу си-
лу, богатство тембра и профессиональную выносливость...».
Дж. Барра: «У нас в пении нет никаких секретов, никаких других
возможностей в голосе, кроме резонанса. Поэтому резонаторную на-
стройку - этот верный механизм голосообразования - нельзя терять ни
при каких ситуациях. Потеряв резонанс, перестаешь быть певцом...».
366 В.П. Морозов
Дж. Лаури Вольпи: «Голос, лишенный резонанса - мертворож-
денный и распространяться не может... В основе вокальной педагоги-
ки лежат поиски резонаторов - звукового эха».
А. Ардер: «Максимальное использование резонаторов следует от-
нести к выявлению внутренних ресурсов певца. Максимальное ис-
пользование головного резонатора находится в связи и в зависимости
от максимального использования грудного резонатора.
К. Эверарди: «Ставь голова на грудь, а грудь на голова!».
2. Овладение «озвученным», «резонирующим» певче
Ским дыханием путем совмещения (объединения) ды
Хательных и резонансных свойств голосового тракта с
Помощью вибрационных ощущений и вдыхательной ус
Тановки при обязательной активности диафрагмы как
Наиболее эффективного средства обеспечения резо
Нансных свойства голосового аппарата и приведения
Гортани в активное певческое состояние.
Характерные образные представления и высказывания: опора звука
на диафрагму (Ф. Шаляпин, Фр. Ламперти, К. Эверарди и др.); резони-
рующий звуковой столб (А. Иванов); совмещение дыхания и резонанса
(Дж. Лаури-Вольпи); превращение дыхания в звуковой поток (М. Мир-
зоева, Н. Гяуров, Т. Даль Монте), выдыхаем не воздух, а звук (Дж. Барра,
И. Петров-Краузе); мы поем диафрагмой (Л. Паваротти); весь секрет в
том, как она [диафрагма] двигается (М. Кабалье), нужна связь: дыхание
и резонаторы. Здесь весь секрет! (Е. Образцова). Нецелесообразность
разделения понятий звуковой поток и поток (посыл) дыхания.
Нецелесообразность формирования в сознании певца
образа «поющих голосовых связок (складок)», использова
ния «связочио-гортанной» терминологии, культивирования
Связочных ощущений и манипуляций ими в процессе пе
Ния; предпочтительность применения методов опосредо
Ванного (косвенного) воздействия на работу гортани и го
Лосовых связок с помощью дыхания и резонаторов на ос
Нове существующих акустико-физиологических систем
Ных связей между этими частями голосового аппарата.
Примеры высказываний.
М. Владимирова: «Фиксация внимания певца-учащегося, особен-
но начинающего, на значении и тем более на ощущении работы гор-
тани может повлечь за собой излишнее напряжение этого органа голо-
сообразования. Поэтому, занимаясь с учениками, она не говорит о
работе гортани, прекрасно понимая, какую важную роль играет
этот орган в пении... Именно гортань учащегося обычно непосред-
ственно реагирует на ошибки и страдает от малейшего упущения пе-
дагога. Голос певца организуется и развивается в теснейшей с в я -
з и с о с в о б о д н ы м н е н а п р я ж е н н ы м д ы х а н и е м и п р а -
в и л ь н ы м р е з о н и р о в а н и е м».
________________ Искусство резонансного пения ____________ 367
Е.В. Образцова, (на вопрос об ощущении голосовых связок): «Что
вы, даже думать об этом вредно! Обязательно отразится на звуке».
Н. Гяуров: «Боже упаси! Я не знаю, что это такое! Я знаю их ана-
томически, но как ощущение в пении - никогда не знал. По ощуще-
нию у меня в горле все свободно. Тем более что связки находятся по
уровню ниже того места, где для меня протекают процессы формиро-
вания голоса. Для меня процессы формирования звука всегда не-
сколько выше того места, где связки!».
И. Корадетти: «Я знаю, что связки работают, но связочными
ощущениями я в педагогике не пользуюсь».
М. Оливьеро: «Все в пении делается диафрагмой».