1. Специализированные компьютерные исследования показали,
что голоса мастеров академического пения обладают рядом об
щ и х, х а р ак т е р н ы х д л я н и х а к у с т и ч е с к и х с в о й с т в.
2. Важнейшим общим и отличительным свойством голоса мас
теров академического пения является большой относительный
уровень ВПФ в спектре голоса: 42,4% - в среднем по группе муж
ских и 27,2% - по группе женских голосов, что примерно в три
раза больше, чем соответственно в мужских и женских голосах не
профессиональных и эстрадных певцов.
_________________ Искусство резонансного пения ____________ 353
3. ВПФ голоса мастеров академического пения хорошо сфор
мирована, имеет коническую симметричную или близкую к ней
форму. При пении в одинаковых условиях (например на forte)
вершина ВПФ достаточно стабильна по своему уровню и час
тотному расположению в спектре звука, т.е. характеризуется ам
плитудно-частотной стабильностью и параметрами, типичными
для каждого вида певческого голоса.
4. Доказательство резонансного происхождения ВПФ
(§ 3.2.1.) дает основание полагать, что большой уровень ВПФ и ее
стабильное амплитудно-частотное положение в спектре голоса
мастеров академического пения в свете РТИП свидетельствует о
высокой активности и стабильности их резонанс
ной системы в процессе голосообразования.
5. Экспериментально-теоретические исследования показали
также резонансное происхождение вибрато певческого го
лоса (§ 3.4.6.), что обусловливает высокую амплитудно-частотную
стабильность вибрато голоса мастеров академического пения. И
наоборот- нестабильность периодичности и амплитуды вибрато
неопытных и неквалифицированных певцов свидетельствуют о не
сформированности у них резонансных механизмов (механический
резонанс) образования вибрато.
6. Таким образом, специализированные компьютерные иссле
дования акустических свойств певческого голоса позволяют как
бы реконструировать особенности техники голосообразова
ния и являются одним из объективных методов доказательства резо
нансной природы вокальной техники мастеров академического пения.
Что общего и типичного
В представлениях и высказываниях
Мастеров о технике пения
Резонансная природа акустических свойств голоса мастеров
академического пения как объективных показателей их во-
кальной техники наилучшим образом согласуется с их субъек-
тивными представлениями о технике пения и основными
певческими ощущениями. Как уже говорилось, мастеров отличает
многообразие индивидуальных особенностей пения. Но обратим
внимание прежде всего на наиболее общие, типичные для них вы-
сказывания и представления о роли: 1) резонаторов, 2) певческого
дыхания, 3) ощущения гортани и голосовых связок, 4) образно-
эмоциональных представлений, 5) представлений о целостности
голосового аппарата.
12—4056
354 В. П. Морозов
1. Резонанс - это самое главное... «Резонанс! Да ведь это
самое главное у нас в пении!», - с этими словами народного арти-
ста СССР И.И. Петрова-Краузе так или иначе соглашаются все
мастера вокального искусства, с мнениями которых мне приходи-
лось знакомиться (см. Приложение 1). Мнения эти выражены по-
разному, чаще всего с чувством большой профессиональной убеж-
денности и заинтересованности. И даже когда в их лексиконе не
встречается сам термин «резонанс», резонансная природа их пения и
психологические представления о резонансной певческой технике от-
ражаются в таких словах, как «маска» (Ф. Шаляпин, М. Каллас и др.),
«близкий звук» (или «звук под носом», как говорил И.С. Козловский),
«гармоническая доска» (Ф. Ламперти о головном резонансе) и т.п.
Есть также все основания связывать резонансную природу голоса
певца с методологическими воззрениями и высказываниями его педа-
гога. И, как правило, выясняется, что именно резонансная методоло-
гия педагога оказывается наиболее эффективной и плодотворной для
воспитания многих поколений певцов, как, например, это характерно
для школы великого Эверарди, среди учеников которого был и
Д. Усатов, ставший впоследствии учителем Ф.И. Шаляпина (о во-
кально-педагогическом методе Эверарди см. в Приложении 1).
Число вокалистов, знающих цену резонансу и стремящихся созна-
тельно или интуитивно использовать его даровую энергию для со-
вершенствования голоса, несомненно много больше приведенных
мною примеров в Приложении 1; к ним принадлежат ведущие про-
фессора Московской, Санкт-Петербургской и ряда других консерва-
торий и музыкальных вузов страны, талантливые представители гру-
зинской школы пения, возглавляемой Н. Андгуладзе (Апакидзе, 1987),
замечательные мастера вокального искусства наших бывших союзных
республик, ныне - стран СНГ и других государств, конечно же в «стране
певцов»- Италии (Данова, 1996), Испании (Доминго, 1989), Польше
(Вайда-Королевич, 1965), Болгарии (Попова, 2001) и в других странах
(см. Нестеренко, 1964). И проблема техники резонансного пения во всех
этих странах также актуальна, как и в нашей стране. Это безусловно ин-
тернациональная (международная) проблема вокального искусства.
Научному доказательству наиважнейшей и многообразной роли
резонанса в пении посвящена большая глава 3, где впервые рас-
сматриваются семь функций резонаторов, и, конечно же,
вся книга от начала и до конца. Резонансная природа певческой
техники мастеров впервые обоснована законами акустики (ре-
зонаторы дают голосу «даровую энергию» за счет повышения
КПД голосового аппарата - гл. 1,2, 3), физиологии (управление
резонаторами осуществляется с помощью виброчувствительно-
Искусство резонансного пения 355
сти- гл. 3, 4) и, наконец, психологии (роль эмоционально-
образных представлений и воображения в управлении резонанс-
ными процессами - гл. 5).
2. «Искусство пения - это искусство дыхания». Этому
завету старых вокальных педагогов следуют все мастера вокально-
го искусства. Ибо пренебрежение этим золотым правилом певче-
ского искусства («Дышите, как угодно!») грозит многими непри-
ятностями, вплоть до потери голоса, даже для певца, щедро во-
кально одаренного от природы, как это случилось с замечательным
солистом «Ла Скала» Джузеппе Ди Стефано в полном рассвете его
творческих сил (см. Монтарсоло, 2001). Печальную певческую
судьбу Ди Стефано предсказал Лаури-Вольпи, который отмечал у
него опасный для певца дисбаланс верхнего и нижнего резонато-
ров (в пользу последнего) и злоупотребление баритональным тем-
бром (Лаури-Вольпи, 1972).
Но в чем секрет певческого дыхания или «колумбово яйцо», по
выражению Магды Оливьеро?
Согласно РТИП, секрет певческого дыхания мастеров в том, что
дыхательный аппарат выполняет у них двойную роль, т.е. не
только роль мехов, чисто пневматическую функцию, но и одно-
временно роль резонатора (совмещение дыхания и резонанса).
Таким образом, мастера психологически не разделяют в своем
представлении «посыл звука» и «посыл дыхания», но объединяют
эти два понятия в одно образное представление: «озвученное
резонирующее дыхание» (Н. Гяуров, Дж. Барра, А. Ардер,
М. Мирзоева и др.). При этом они стараются наполнить этим резо-
нирующим озвученным дыханием весь голосообразующий такт,
чтобы все звучало и резонировало, и добиваются психологического
ощущения участия в пении всего организма (И. Петров, Е. Об-
разцова, М. Оливьеро).
Объективной основой этих психологических представлений о
резонирующем дыхании являются мощные вибрационные
ощущения как результат активности резонаторов. При этом они не
замыкают внутри себя это резонирующее дыхание (которое они
ощущают как некое вибрирующее тело), а стараются вывести его на-
ружу (это и есть собственно голос!) и чувствуют его как бы вне себя
(«под носом», как И. Козловский, «как шар» Е. Нестеренко или «в
дальних рядах зала» С. Лемешев, В. Луканин и др. - См. Приложение
1, а также соответствующие разделы текста книги -5.1.8.).
356 В.П. Морозов
В достижении резонирующего дыхания огромная, я бы даже
сказал, решающая роль принадлежит диафрагме, о чем говорят
все мастера вокального искусства. Эта важнейшая физиологи-
ческая основа резонансной техники пения подробно рассмот-
рена и объяснена в гл. 4.