Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Гортани профессиональных певцов




ОТ ПЕРЕГРУЗОК

Одной из наиболее актуальных и наименее исследованных на-

учно-практических задач является проблема профилактики забо-

леваний голосового аппарата профессиональных певцов. Эффек-

тивные меры профилактики и терапии профессиональных рас-

стройств голосовой функции у вокалистов состоят в использова-

нии им и резонансно й техни ки пени я.

Защитная функция певческих резонаторов, реализуемая при ус-

ловии владения певцом резонансной техникой пения, прояв-

ляется в защите голосовых связок и гортани от перегрузок и от

возникновения профессиональных заболеваний. Я выделяю семь

такого рода защитных механизмов (которые, надеюсь, внимательный

читатель не спутает с семью функциями певческих резонаторов).

Первый защитный механизм состоит в том, что певческие

резонаторы при определенной оптимальной настройке (а не в лю-

бом случае - не будем забывать это важное условие!) способны во

много раз усилить первичный звук голосовых связок за счет по-

вышения КПД голосового аппарата (т.е. без каких-либо дополни-

тельных усилий со стороны певца) и тем самым избавить певца от

необходимости перенапрягать гортань для достижения большой

силы голоса. Наибольший вклад в усиление певческого голоса

вносит высокая певческая форманта (ВПФ), являющаяся результа-

том резонанса небольшой надгортанной полости, а также - низкая

певческая форманта (НПФ), происхождение которой, как мною

показано в ходе разработки РТИП, связано с резонансной активно-

стью всего ротоглоточного тракта в целом (верхний резонатор) и

взаимодействием с резонансом трахеобронхиальной полости

(нижний резонатор, роль которого нередко отрицается и реаль-

ность которого доказывается в рамках РТИП).

_________________ Искусство резонансного пения ___________ 343

Второй защитный механизм заключается в том, что певческие

резонаторы перераспределяют спектральную энергию голоса певца

таким образом, что значительная часть ее оказывается в зоне

максимальной чувствительности слуха, т.е. в области высокой

певческой форманты (2500-3000 Гц). В этой зоне наш слух примерно

на 10—15 дБ более чувствителен, чем к звукам низкой частоты (400

Гц). Теоретически это означает, что если одну и ту же по величине

энергию звука переместить из области низких частот (например, 440

Гц - 1а1) в область ВПФ, то звук станет громче на 10-15 дБ.

Поскольку в голосе хороших певцов в области ВПФ сосредо-

точивается до 40-50% и более звуковой энергии, это и предохраняет

голосовой аппарат певца от необходимости перенапряжения.

Третий защитный механизм. Он состоит в сильнейшем

обратном воздействии резонаторов на колеблющиеся голосовые

связки (Сорокин, 1985, 1992; Морозов, 1995, 1996), что при

определенных условиях приводит к значительному облегчению их

колебательного процесса. В результате голосовые связки оказываются

в переменном звуковом давлении большой силы, которое значительно

облегчает их периодическое расхождение и сближение, т.е. уже не

столько связки колеблют воздух, сколько резонирующий столб

воздуха колеблет голосовые связки. Они как бы опираются на

соколеблющийся синхронно с ними столб воздуха в резонаторах.

Такое взаимодействие вибратора и резонаторов называется

автоколебательной системой и является важнейшей основой

устройства и работы всех духовых музыкальных инструментов

(Багадуров, Гарбузов и др., 1954; Леонов, 1993; Fuks, 1999) и, как мы

теперь выясняем - также и голосового аппарата певца. Этим

достигается наилучшее согласование всех частей голосового аппарата

(дыхание - гортань - резонаторы) и повышение эффективности всей

системы в целом в процессе ненапряженного резонансного пения, т.е.

она как бы сама себя активизирует и сонастраивает.

Четвертый защитный механизм определяется активизи-

рующей функцией резонаторов. Активизирующая функция резона-

торов проявляется в том, что вибрация их стенок (при достаточной

интенсивности, т.е. в случае оптимальной настройки резонаторной

системы) оказывает активизирующее (стимулирующее) воздействие

на голосовую функцию, прежде всего на сами резонаторы, на работу

гортани и голосовых связок. Явление носит чисто физиологический

рефлекторный (непроизвольный) характер, т.е. раздражение

виброрецепторов через центральную нервную систему при-

344 __________ B.П. Морозов

водит к повышению тонуса и фонаторной активности голосового

аппарата певца (эффект Малютина).

Пятый защитный механизм связан с особой организацией

дыхательной функции певца во время фонационного выдоха и в

частности - с обеспечением так называемой вдыхательной уста-

новки. Согласно РТИП, оптимальная вдыхательная установка осу-

ществляется с непременным участием диафрагмы (!), которая бла-

годаря нервным рефлекторным связям с гортанью освобождает ее

от «зажатия» и активизирует ее фонационную активность. Помимо

того, что диафрагма предохраняет голосовые связки от чрезмерно-

го напора выдыхаемого воздуха (традиционное представление),

она является средством рефлекторного управления резонансными

свойствами грудного и верхнего резонаторов и достижения «резо-

нирующего певческого дыхания» и «близкого звука». При этом у

певца создается ощущение, что «дыхание как бы обходит голосо-

вые связки и не касается их» (Дж. Барра), т.е. создается макси-

мально щадящий режим работы голосовых связок (при минимальном

расходе дыхания и максимальном акустическом эффекте).

Шестой защитный механизм носит психологический ха-

рактер. Ощущения певцом собственного голоса и способов (про-

цессов) его образования в голосовом аппарате весьма разнообраз-

ны. Они формируются при участии разных органов чувств, порож-

даются разными физическими причинами (звук, вибрация, мы-

шечная активность) и распространяются на всю «географию» тела

певца. Поэтому возникает важнейшая психологическая и педа-

гогическая проблема - что главное в этих ощущениях для

управления певческим голосом и куда должен быть направлен

главный фокус внимания певца. Поскольку гортань с голосо-

выми связками является важнейшей частью голосообразующего

аппарата, то, казалось бы, туда и должно быть направлено основ-

ное внимание певца, что нередко рекомендуется и практикуется

(Юдин, 1962 и др.). Однако, как показывает опыт многих мастеров

вокального искусства, певцов и педагогов (Е.Г. Ольховский, В.М. Лу-

канин, Г.Н. Тиц, П.И. Скусниченко и др.), концентрация внимания

на колеблющихся голосовых связках и соответствующих мышеч-

ных ощущениях певца приводит к отрицательным результатам,

поскольку провоцирует напряженное горловое звучание голоса по

известному психологическому механизму идеомоторного акта:

«представление рождает соответствующее движение», в дан-

ном случае - излишнюю напряженность гортанных и окологор-

Искусство резонансного пения 345

тайных мышц, нарушает сложившийся автоматизм взаимодействия

голосовых связок с работой дыхания и резонаторов, а кроме того -

не обеспечивает оптимальную настройку резонаторов (вследствие

иной психофизиологической установки).

Поэтому опытные высокопрофессиональные певцы избегают

культивировать в сознании образ собственного голоса как «образ

поющей гортани» («голосовой щели», «голосовой борьбы») и за-

меняют его образом «сильно резонирующего музыкального инст-

румента», например органной трубы и т.п., с соответствующей

концентрацией внимания на вибрационных ощущениях, являющихся

результатом активности резонаторной системы и «резонирующего

дыхания». При этом они широко пользуются эмоционально-

образными, метафорическими представлениями о работе резонато-

ров и дыхания (Е. Образцова, М. Рейзен, И. Петров-Краузе, А. Ардер,

Н. Гяуров, И. Корадетти, Дж. Барра и др.).

По субъективным представлениям лучших певцов, источником

звука у них является не гортань и голосовые связки, а резонаторы

(образ «поющих резонаторов»). Именно в резонаторах, по их

ощущениям, зарождается и формируется звук, и они стараются

как можно полнее вывести его в окружающее пространство, пол-

ностью освободив при этом от усилий по производству голоса.

Гортань работает у них как бы в автоматическом режиме (см.

К. Эверарди в Приложении 1) и находится в тени сознания. Непер-

спективные певцы все свое сознание и усилия по производству

звука связывают с работой гортани и голосовых связок. Эти «уп-

ражнения в горлопении», по мнению мастеров (Л. Тетрацини,

Э. Карузо, С. Лемешев и др.), неизбежно приводят к деградации и

потери голоса, даже если от природы певец обладает самым мощ-

ным голосовым аппаратом (см. Приложение 1).

Современные экспериментально-теоретические исследования в

русле РТИП также обосновывают целесообразность перенесения

главного фокуса внимания певца на вибрационные ощущения, от-

ражающие работу резонаторной системы и «резонирующего» диа-

фрагматического певческого дыхания, что и следует отнести к

числу важнейших психологических механизмов защиты гортани и

голосовых связок от перегрузок.

Седьмой защитный механизм гортани создает феномен

вибрато певческого голоса, представляющий собой амплитудно-

частотную модуляцию певческого звука с частотой 6-7 колебаний

в сек. Происхождение вибрато связано с периодической актив-

ность окологортанных мышц и артикуляционного аппарата певца,

346 В.П. Морозов

происходящей с периодичностью вибрато (Морозов, 1977). Иссле-

дования показали, что природное вибрато, также как и трель) явля-

ется результатом механического резонанса гортанно-глоточной

системы, обеспечивающего легкость и непринужденность форми-

рования вибрато (см. § 3.4.6.). Указанная периодическая активность

окологортанных мышц, глотки, самой гортани, языка, губных мышц

оказывает благоприятное влияние на работу гортани, поскольку из-

вестно, что колебательный динамический режим любой мышечной

системы с физиологической точки зрения более экономичен и менее

утомителен, чем режим статического напряжения, приводящий к бы-

строй утомляемости мышц. «Пение должно быть массажом голосово-

го аппарата, а не утомлением его», - считает М. Оливьеро.

Таким образом, вибрато не только придает голосу певца прият-

ное на слух эстетическое качество, но и предохраняет гортань от

перенапряжения.

Следует подчеркнуть, что все семь названных защитных меха-

низмов гортани и голосовых связок реализуются только при овла-

дении певцом наиболее совершенной, т.е. резонансной техникой

пения. Она является высочайшим певческим искусством, средст-

вом художественной выразительности, и вместе с тем - важней-

шим средством профилактики и лечения профессиональных забо-

леваний голосового аппарата.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 516 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2635 - | 2207 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.