Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности высокой певческой форманты




Один из основных объективных показателей профессионально-

го певческого голоса- это высокая певческая форманта.

Именно ВПФ, степень ее относительной интенсивности в спектре

звука (относительно других спектральных составляющих), опреде-

ляет такие важнейшие эстетические и вокально-технические свой-

ства певческого голоса, как звонкость и полетность, т.е. способ-

ность озвучивать большие концертные залы, противостоять мас-

кирующему влиянию звуков музыкального сопровождения («ре-

зать оркестр», по выражению дирижеров).Это впервые было мною

показано путем выделения ВПФ из голоса выдающихся певцов

(см. §§3.2.1., 3.4.2., 3.4.8.4.).

Рис. 77. Сравнительные спектры голоса Ф. Шаляпина и рояля. Романс М.И. Глинки

«Сомнение», гласная А во в фразе «...и ж А рко с устами сольются...», слове «ж А р-

ко», нота mi1. Уровень ВПФ 67,6%, средняя частота 2597,8 Гц. Как хорошо видно,

спектр рояля имеет максимум в низкочастотной области (ок. 240-400 Гц) и постепен-

но спадает по интенсивности к высоким частотам, а голос Шаляпина, благодаря сильно

выраженной ВПФ ок. 2600 Гц, прекрасно слышится на фоне аккомпанемента. ВПФ как

бы прорезает звук музыкального сопровождения.

Ввиду сказанного обратим внимание прежде всего на то, в какой сте-

пени выражена ВПФ в голосе мастеров - это во-первых, а во-вторых, в

какой частотной области спектра она располагается. Результаты стати-

стических подсчетов этих показателей представлены в таблице 9.

Как видно из таблицы, средний уровень ВПФ у мастеров во-

кального искусства (см. строка: «академические певцы») составляет

42,4% в мужских голосах и 27,2% в женских, т.е. намного (при-

мерно в три раза!) превышает уровень ВПФ в спектрах как непро-

фессиональных голосов (в которых ВПФ составляет 15,5% у муж-

чин и 8,4% у женщин), так и страдных певцов (11,8%- мужские

голоса, 12,3% - женские голоса).

350 В. П. Морозов

Таблица 9

Средние значения относительного уровня высокой певческой

форманты (ВПФ, %) и ее частотного расположения (ВПФ, Гц)

В спектре голоса 1) академических, 2) эстрадных

И 3) непрофессиональных певцов.

Категория

Певцов

Число проана-

Лизированных

Спектров

Относительный

уровень ВПФ, %

Частотное

Расположение

ВПФ (F, Гц)

Академические

певцы

муж

жен

42,4 ± 13,4

27,2 ± 7,0

2529,9 ± 160,4

3071,8 ±269,9

Непрофессио-

нальные певцы

муж

жен

9 5

15,5 ±7,3

8,4 ± 3,9

2847,7 ± 299,9

3005,5 ±518,2

Эстрадные

певцы

муж

жен

4 4 11,8 ±5,1

12,3 ±9,5

2812,4 ± 194,5

3489,7 ±227,8

Примечание. Наряду со средними значениями уровня ВПФ (%) и ее час-

тотного расположения в спектре голоса (ВПФ, Гц) в таблице приведены

средние разбросы этих показателей, т.е. общепринятые в статистических из-

мерениях величины среднеквадратических отклонений от среднего (±.).

Вторая важная особенность ВПФ мастеров академического пе-

ния (по сравнению с непрофессиональными голосами)- это ста-

б и л ь н о с т ь е е у р о в н я и ч а с т о т н о г о р а с п о л о ж е н и я в

спектре голоса каждого из певцов при пении разных гласных и

разных по высоте нот диапазона голоса (см. спектры Ф. Шаляпина,

П. Скусниченко, Г. Димитровой, Н. Охотникова, Г. Селезнева). У

неквалифицированных певцов, а также эстрадных исполнителей

наблюдается значительное разнообразие уровня и частотного рас-

положения ВПФ при тех же условиях (см. Приложение 2).

Из таблицы 9 видно, что ВПФ мастеров (строка «академические пев-

цы» располагается в спектре мужских голосов существенно ниже

(2529,9 Гц), чем в женских (3071,8 Гц). В свете РТИП это означает, что

резонансная система мужчин, усиливающая ВПФ (надгортанный резо-

натор), имеет в целом существенно большие размеры, чем у женщин и

усиливает соответственно более низкие обертоны спектра голоса.

Вместе с тем в пределах мужских и женских голосов по этой же

причине существуют различия по типичному частотному расположе-

нию ВПФ в спектрах басов, баритонов, теноров, меццо сопрано и со-

прано; чем выше тип голоса, тем выше по частотной шкале спектра

располагается и ВПФ его голоса (см. рис. 78). Данная закономерность

касается также и расположения в спектре НПФ.

Искусство резонансного пения 351

Рис. 78. Сопоставление спектров трех певцов (баса, тенора и меццо сопрано): Нестеренко

(«Не пой, красавица, при мне»), Атлантов («Мама, мама!», из арии Дубровского), Образцо-

ва («Ах! Это кто?!», из арии Любаши). ВПФ обозначена стрелками.

Частотное расположение ВПФ и НПФ в спектре голоса опреде-

ляет его тембровые качества; нежное, лиричное звучание вы-

соких голосов и мужественное, драматичное - низких.

Поскольку на тембр голоса, помимо частотного расположения

ВПФ и НПФ, влияет и их относительный уровень, законо-

мерности эти широко используются мастерами вокального искус-

ства в художественно-исполнительских целях. Меняя резонансные

свойства своего голосового аппарата, они достигают то более драма-

тического, то более лирического звучания голоса (см. например из-

менения ВПФ Шаляпина при пении разных произведений, рис. 36).

В определенной мере это, разумеется, свойственно и эстрадным

певцам, но закономерность проявляется в том, что у академиче-

ских певцов уровень ВПФ намного больше (в целом по группе в

три раза больше!) и поэтому голос намного звонче, ярче, намного

мощнее и полётнее. Он свободно, без помощи микрофона (!) «про-

резает» звуковую мощь оркестрового сопровождения, а эстрадный

певец, как известно, поет на сцене обязательно с микрофоном.

В целом акустические исследования статистически достоверно

показывают существенные отличия голоса мастеров академиче-

ского пения (по особенностям ВПФ) не только от голоса непро-

фессиональных, но и профессиональных эстрадных певцов.

Какой основной вывод мы можем сделать из этих объек-

тивных исследований акустических особенностей певческих голо-

352 _____________________ В.П. Морозов_____________________

сов у певцов разных категорий? В монографии впервые экспе-

риментально-теоретически обосновано, что происхождение

ВПФ в певческом голосе обусловлено резонансными механиз-

мами голосообразования (§3.2.1.), вопреки существующему мне-

нию о якобы ее «связочном» происхождении (Рудаков, 1963,

1964). Поэтому высокий и стабильный по частоте уровень ВПФ в

голосе каждого из выдающихся певцов есть результат большой

а к т и в н о с т и и с т а б и л ь н о с т и р е з о н а н с н о й с и с т е м ы и х

голосового аппарата. Таким образом, высокая певческая форманта,

ее большой относительный уровень и стабильное частотное поло-

жение в спектре голоса мастеров вокального искусства при пении

разных гласных и разных по высоте нот диапазона - это объектив-

ное свидетельство резонансной природы их певческой тех-

ники голосообразования.

Особенности вибрато

Резонансная природа техники пения у мастеров вокального ис-

кусства проявляется также в высокой стабильности амплитуд-

но-частотных характеристик вибрато их голоса по сравнению с

нестабильными, неравномерными амплитудно-частотными харак-

теристиками вибрато неквалифицированных певцов. Это хорошо

иллюстрируется сравнением сонограмм (динамических спектро-

грамм) голоса певцов указанных категорий (см. § 3.4.6. Теория ре-

зонансного происхождения вибрато), а также проведенным нами

специальным компьютерным анализом амплитудно-частотных ха-

рактеристик вибрато голоса певцов разной квалификации.

Таким образом, мы видим, что голоса мастеров вокального ис-

кусства, несмотря на их большое тембровое разнообразие и инди-

видуальные особенности, обладают рядом общих для всех масте-

ров объективных акустических свойств, обусловленных ре-

зонансной природой их техники голосообразования.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 525 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2269 - | 2070 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.