Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


От традиционной миоэластической




ТЕОРИИ

Резонансная теория искусства пения (РТИП) не является проти-

вопоставлением миоэластической теории голосообразования

(МЭТ), но вместе с тем существенно отличается от нее целым ря-

дом особенностей.

1. МЭТ рассматривает внутреннюю работу гортани, т.е. меха

низмы колебания голосовых связок, а РТИП рассматривает роль

резонаторов в певческом голосообразовании как наименее изучен

ную часть голосового аппарата.

2. МЭТ говорит только о работе голосовых связок, ни словом

не упоминая о резонаторах, а РТИП - о взаимодействии резона

торов с работой дыхания и гортани, т.е. о работе всего голосового

аппарата как целостной системы. В частности, РТИП указы

вает на механизмы сильнейшего обратного воздействия резона

торов на работу гортани (а также и дыхания) и рассматривает

три вида сил такого рода воздействия: акустические, пневмати

ческие и рефлекторные.

3. МЭТ рассматривает работу голосовых связок с позиций

только одной науки - физиологии, а РТИП - работу голосового

340_____________________ В.П. Морозов____________________

аппарата (в том числе и гортани) с позиций трех наук: акустики,

физиологии и психологии.

4. МЭТ - чисто научная теория, имеющая ограниченное ис-

пользование в певческой практике, а РТИП- научно-практи-

ческая теория. Ее основные положения взяты из практики вы-

дающихся певцов и педагогов, научно объяснены и направлены на

совершенствование практических методов работы над голосом.

РТИП не только объясняет феномен резонансного пения, но и ука-

зывает пути овладения резонансной певческой техникой

СЕМЬ ВАЖНЕЙШИХ ФУНКЦИЙ

ПЕВЧЕСКИХ РЕЗОНАТОРОВ

В рамках РТИП впервые определяются и рассматриваются семь

важнейших функций певческих резонаторов: 1) энергетическая -

как свойство резонаторов усиливать певческий; 2) генераторная -

резонаторы как неотъемлемая часть общей системы генерации и

излучения певческого звука; 3) фонетическая - формирование

гласных и согласных, дикция; 4) эстетическая - обеспечение ос-

новных эстетических свойств певческого голоса (звонкость, мяг-

кость, полетность, тип голоса, вибрато); 5) защитная - семь меха-

низмов защиты гортани и голосовых связок от перегрузок и трав-

мирования; 6) индикаторная - вибрация резонаторов как индикатор

(показатель) их активности и физологическая основа настройки резо-

наторной системы; 7) активизирующая - вибрация резонаторов как

рефлекторный механизм повышения тонуса гортани, голосовых свя-

зок и всего голосового аппарата в целом (эффект Малютина).

Положительный акустический эффект активизации резона-

торов основан на их свойстве как усилителей звука - значительно

повышать эффективность КПД (коэффициент полезного дейст-

вия) голосового аппарата. Модельные опыты показывают, что

простейший резонатор способен усилить звук на 30-40 дБ, т.е. в

сотни и тысячи раз (по звуковой энергии), не потребляя при

этом никаких дополнительных притоков энергии от источника

звука, а только лишь за счет повышения КПД, т.е. за счет пре-

вращения большей части физических затрат певца в звуковую

энергию. Это дает основание назвать прибавку в силе звука, кото-

рую дают резонаторы, «даровой энергией». Известный афоризм

«Петь на проценты, не затрагивая основного капитала» отражает

стремление опытных певцов максимально использовать в пении

«даровую энергию» резонаторов.

Искусство резонансного пения 341

Энергетическая функция певческих резонаторов проявляется так-

же в их свойстве придавать голосу полётность, т.е. способность

озвучивать большие концертные залы, хорошо слышаться на фоне

оркестра («резать оркестр») и при этом не только за счет большой си-

лы звука, но и при пении mezzo voce и даже piano. Это свойство голо-

са прекрасно охарактеризовал Дж. Лаури-Вольпи: «Голос, лишенный

резонанса, - мертворожденный и распространяться не может».

Доказательство ведущей роли резонаторов в формировании ос-

новных эстетических и акустических свойств певческого голоса

отнюдь не означает отрицания важнейшей роли гортани, голосо-

вых связок и дыхательного аппарата. Однако голосовые связки -

ввиду их малых размеров (1,5-2,5 см) и несогласованности с воз-

душной средой - не могут считаться эффективным источником го-

лосообразования и составляют с окружающими их резонаторами

голосового тракта певца (ротоглоточная полость, а также нижние

дыхательные пути, т.е. грудной резонатор) взаимосвязанную авто-

колебательную систему (см.: Музыкальная акустика, 1954), в ко-

торой звучащим телом становится уже воздух, заключенный

в дыхательных путях-резонаторах. Это намного увеличивает эф-

фективность голосового аппарата как генератора певческого голо-

са и освобождает голосовые связки от опасного перенапряжения.

Психологический аспект резонансного пения состоит, в частно-

сти, в научно-экспериментальном доказательстве целесообразно-

сти и необходимости перемещения главного фокуса певческих

ощущений с области голосовых связок (образ «голосовой щели»,

«голосовой борьбы» и т.п., что нередко практикуется и культиви-

руется) на область певческих резонаторов и связанные с их актив-

ностью вибрационные певческие ощущения.

Рассмотренные выше функции певческих резонаторов реали-

зуются в пении не изолированно, а находятся в тесном взаимо-

действии друг с другом.

Тем не менее, выделение указанных функций резонаторов

представляется оправданным по причине их различной роли в ра-

боте голосового аппарата певца, т.е. ввиду достаточно очевидной

специфичности каждой из них. Семь функций певческих резо-

наторов существуют как теоретически, так и реально, т.е.

оказывают то или иное реальное воздействие на работу голосового

аппарата певца. Практическая работа вокального педагога сво-

дится к управлению этими функциями певческих резонаторов и

оптимальной их настройке. Важнейшими механизмами такого ро-

да настройки являются: 1) ориентация сознания (и подсознания)

342 В.П. Морозов

певца на вибрационные ощущения, отражающие активность резо-

наторов; 2) особая организация певческого дыхания, с обязатель-

ным участием диафрагмы и с параллельной ликвидацией ненуж-

ных мышечных движений и напряжений; 3) широкое использование

психологических, эмоционально-образных и метафорических пред-

ставлений о работе голосового аппарата певца (метод «как будто») с

целью максимальной активизации резонаторных и оптимизации ды-

хательных процессов (и работы гортани). Рассмотрению этих меха-

низмов посвящены третья, четвертая и пятая главы монографии.

РТИП О МЕХАНИЗМАХ ЗАЩИТЫ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 535 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2201 - | 2127 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.