Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Праоснова искусства резонансного пения




Церковное пение, наряду с народным песенным творчеством, по

праву считается первоисточником профессионального певческого ис-

кусства. Как древнейший вид вокального творчества, церковное пе-

ние оказало большое влияние на развитие общей певческой культуры,

нотной грамоты, а также на вокально-технические умения - «правила

разумного пения» (Разумовский, 1867; Металлов, 1915; Яковлева,

1999). Шестой Вселенский собор правилом 45-м предписывает, «что-

бы приходящее в церковь для пения не употребляли бесчинных во-

плей, не вынуждали из себя неестественные крики и не вводили ниче-

го несообразного и несвойственного церкви, но с великим вниманием

и умилением приносили псалмопение Богу, назирающему сокровен-

ная» (Металлов, 1915). Предписание указывает на многие стороны

вокальной техники, в том числе и на динамический диапазон голо-

334 В.П. Морозов

са: «велегласное пение» (forte) не должно переходить в «неестест-

венный крик и бесчинный вопль», а «тихогласное» должно быть

«во услышание всем». Таким образом, правило «разумного пения»

церкви предписывает использование в основном средней части

диапазона силы, а также высоты голоса. Именно на этих средних

нотах в пределах октавы и немногим более голос звучит наиболее

естественно, свободно и имеет приятный тембр, а главное, именно

на этих средних нотах легче всего добиться резонансного пе-

ния. Отсюда берут свое начало и «разумные педагогические ме-

тодики» светского пения - концентрический метод М.И. Глинки

(«сначала усовершенствовать средние тоны, безо всякого усилия

берущиеся»; см.: Барсов, 1969), резонансный метод маэстро

Дж. Барра («не надо голоса, дай резонансо!»). Об этом же говорит

Е. Образцова, Н. Гяуров и другие мастера вокального искусства

(см. Приложение 1). Что касается предписания, чтобы «тихоглас-

ное пение во услышание всем было», то это тоже непреложный за-

кон современного профессионального резонансного пения 1.

К числу факторов, способствующих резонансному голосообра-

зованию, относится также эмоциональная сдержанность

церковного пения. «Не должно по примеру трагиков нежить сладко-

гласием гортань и уста, чтобы не были слышны в церкви театраль-

ные голосоизменения и песни, но должно петь со страхом и умилени-

ем. Посему в церковном пении не имеют места все дрожания, вздохи,

замирания голоса и вообще все ухищрения позднейшего времени,

придуманные для потрясения слушателя и для возбуждения в нем тех

или иных чувств» (Разумовский, 1867). Как показано исследованиями

Ю.М. Кузнецова, сильная эмоциональная напряженность, связанная,

как правило, с форсированием звука и характерная для многих свет-

ских хоров, приводит к десинхронизации обертонов и даже основного

тона, в результате чего ансамбль «рассыпается» (Кузнецов, 1996).

Таким образом, основной принцип церковного пения «ничего

слишком» (сила, диапазон, эмоции) в целом способствует дости-

жению хорошего ансамбля ирезонансного механизма голо-

сообразования (см. § 8.1.)

1 Е. Образцова: «Чем тише нужно спеть фразу, пиано или пианиссимо, тем активнее

произносится буква, тем активнее работают мышцы диафрагмы». Л. Паваротти: «Тихие

ноты должны звучать насыщенно, глубоко - ровный, чистый звук должен разливаться по

залу. И хотя это нежные ноты, за ними должна ощущаться мощь вашего голоса. Тихие зву-

ки так же, как и самые громкие ноты, должны опираться на диафрагму».

Как мы видим, мастера пения не только дают советы, каков должен быть звук, но и как

достичь такого рода звучания с помощью резонансной техники, а именно - активизацией

резонансной системы с участием диафрагмы (см. гл, 4.).

Искусство резонансного пения 335

Об унисонном древнецерковном пении





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 484 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2168 - | 2125 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.