Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Резонансного пения у детей




При обучении детей необходимо, на-

сколько это возможно, предоставлять им

видимое - зрению, слышимое - слуху, ося-

заемое - осязанию, а в рассказе ничего не

говорить несообразного детскому возрас-

ту и уразумению.

Я.А. Коменский

Начну с нескольких предварительных замечаний.

Во-первых, этот краткий раздел не имеет целью детальное из-

ложение методики обучения детей резонансному пению - данному

вопросу следовало бы посвятить целую книгу. Цель раздела - все-

го лишь показать, что основные методологические прин-

ципы РТИП вполне применимы и к вокальному обучению детей,

разумеется, с учетом возраста и особенностей детской психики.

См. об этом также высказывания В.И. Сафоновой: § 8.4.1.

11-4056

322 _____________________ В.П. Морозов_____________________

Во-вторых, возможно ли вообще пытаться обучать ребенка ре-

зонансному пению? Не слишком ли это сложно и непостижимо

для детского разумения? Отвечу категорично: не только возможно,

но и необходимо! Необходимо и возможно в такой же степени, в

какой возможно обучение пению ребенка вообще (ведь это тоже не

просто, и какая-то методика должна быть применена!). А если

обучать, так уж не лучше ли сразу же стараться прививать резо-

нансные основы, чтобы впоследствии не пришлось переучи-

вать, что, как мы знаем, дорого стоит и не всегда удается. Ибо ус-

военный неверный навык искоренить крайне сложно.

В-третьих (и это чрезвычайно важно!), как обучать? Как донести

до детского понимания кредо резонансного пения, поскольку детям,

особенно младшего возраста, в силу неразвитости у них второй сиг-

нальной системы мышления, нецелесообразно пытаться объяснять

физическую сущность резонанса, как это возможно (и необходимо!)

для взрослых. Поэтому здесь на помощь приходят всевозможные и

широко распространенные в детской вокальной педагогике методы

эмоционально-образного обучения, т.е. уже известные нам методы

«как будто». Методы эти, естественно, также подбираются соот-

ветственно возрасту детей. Примеры подобных методов можно

найти в работах Е.М. Малининой (1967), Е.В.Марковой (1991),

А.Д.Демченко (2000) и многих других авторов. Но здесь самое

главное, чтобы сам педагог хорошо представлял себе сущ-

ность резонансного принципа голосообразования. Тогда он всегда

найдет нужные эмоционально-образные выражения, сравнения, ме-

тафоры, ассоциации, т.е. доступные для детей каждого детского воз-

раста методы типа «как будто». Успешно строит работу на резонанс-

ной основе в детском хоре В.И. Сафонова, как я уже упоминал ранее

(Сафонова, 1982, 1999). С этой целью ею разработан ряд образных и

методических приемов. Чрезвычайно важен так же подбор репертуара

в соответствии с возрастом и учебным заданием, что хорошо из-

вестно и практикуется в детском вокальном образовании (Бочев,

1963; Огороднов, 1972; Стулова, 1996, 1998; Попов, 1999).

Вполне понятно, что основная задача школьного и дошкольно-

го эстетического воспитания состоит в приобщении детей к пре-

красному миру музыки, пробуждении интереса к музыкальному

творчеству, формировании у детей элементарных основ музыкаль-

ной грамотности (нотной грамоты, ладового чувства и др.). И пе-

ние хорошо служит этим целям как наиболее доступный вид му-

зыкального творчества. Вместе с тем, многочисленные детские во-

кальные методики разных авторов содержат и рекомендации по

Искусство резонансного пения 323

овладению детьми навыками певческого голосообразования. Из-

лишне говорить, что методики эти построены на чрезвычайно разно-

образных методологических подходах, иногда так или иначе обосно-

ванных1, но нередко весьма случайных или дискуссионных, а то и во-

все на эмпирически сложившихся традиционных подходах.

Общий научный прогресс и развитие науки о голосе, естествен-

но, не могли не сказаться на вокальных методиках. Так было все-

гда, и ссылки вокальных педагогов на научные данные своего вре-

мени мы находим во многих руководствах по обучению пению

чуть ли не столетней давности. Это не означает, что добытые

прежней наукой факты и методики пения следует отвергнуть; мно-

гое из старого, особенно эффективные методы выдающихся педа-

гогов и певцов актуальны и сегодня. Но наука постоянно движется

вперед. И если для науки прежних лет главный интерес представляла

гортань и работа голосовых связок (как, безусловно, важная часть

певческого аппарата), то теперь накапливается все больше и больше

научных доказательств того, что работа гортани и связок настолько

сильно зависит от дыхания и резонаторов, что делать ставку в во-

кально-методической работе только на механизмы гортани и голосо-

вых связок представляется не только недостаточным, но, как это ни

парадоксально, и непродуктивным и даже вредным (см. гл. 5, 6, 7).

Я не анализирую здесь никаких конкретных вокально-методи-

ческих работ - их, повторяю, очень много и они очень разные по

попыткам научного или эмпирического обоснования, и тем более

не хочу кого-либо критиковать; я убежден, что любой вокальный

педагог, взявшись за перо, преисполнен самых хороших намере-

ний и добрых чувств передать другим свой положительный, как он

считает, опыт и как-то научно-концептуально его обосновать. Но

что же дает ему наука? Взгляните на полки библиотек и книжных

магазинов: за последнюю почти треть столетия после выхода кни-

ги Л.Б.Дмитриева (1968) и более ранних трудов Р. Юссона

(Husson, 1960, 1962, Юссон, 1972), а также известных вокалистам

трудов автора этих строк (Морозов, 1965, 1967, 1977), наука не дала

вокальной педагогике никаких сколько-нибудь серьезных мето-

дологических основ. Поэтому упрек надо адресовать к фундамен-

тально-теоретической науке о голосе, а не вокальной педагогике.

Творческие вокальные педагоги (а они всегда были, есть и будут!)

очень чутко следят за новыми разработками вокальной науки и

В качестве примера, как мне кажется, разностороннего обоснования детской вокаль-

ной педагогики можно назвать недавно опубликованную монографию Л.А. Венгрус (Венг-

рус, 2000), а также - работу О.О. Лебедевой (Лебедева, 2000).

324 В. П. Морозов

стремятся претворить их в практику. В этом я убеждался, читая

для них лекции по РТИП на факультете повышения квалификации

Московской консерватории в течение последних двенадцати лет.

Поэтому мне представляется, что основные принципы резо-

нансного пения, которые сформулированы в главе 7 и, конечно,

все содержание книги, доказывающее идею целесообразности вос-

питания у певца резонансных ощущений и представле-

ний, будут небесполезны и в работе детского вокального педагога

по начальному воспитанию певческих навыков у детей.

Сформулированные пять основных принципов резонансного

пения - я еще раз подчеркиваю - не выдуманы мною, а выведены

из практики талантливых певцов и педагогов и научно обос-

нованы методами акустики, физиологии и психологии. Об этом вся

эта книга и все предыдущие мои книги и статьи о певческом голосе.

Я глубоко убежден, что любой грамотный вокальный педагог, в

том числе по детскому голосу, восприняв и приняв идеологию

резонансного пения, т.е. основные его принципы, сможет

успешно претворить их в своей работе с учетом, естественно, воз-

растных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Но это

не исключает целесообразности и специальной разработки в даль-

нейшем конкретных методик развития резонансного пения у детей

для каждого возрастного периода. Важно, конечно, при этом, что-

бы все элементы резонансной техники, отраженные в основных ее

принципах, были учтены в конкретных методиках. Ибо трудно,

наверное, было бы назвать резонансной методику, если она не

предусматривает необходимости развития хотя бы начальных и

элементарных вибрационных ощущений и представлений

как отражающих степень активности резонаторов (первый прин-

цип) или хотя бы начальных навыков не форсированного, но и не

зажатого нижнереберно-диафрагмэтического дыхания, акти-

визирующего резонансные свойства голосового тракта (второй

принцип), или если будут культивироваться у ребенка связоч-

ные ощущения и представления о звукообразовании как про-

воцирующие «горлопение» (третий принцип), или если не будет

использована возможность свойственного детям эмоционально-

образного восприятия как наиболее предпочтительной

формы их обучения, конечно же, с учетом возрастных особен-

ностей применения распространенного в детской вокальной пе-

дагогике «метода как будто» (гл. 5) и, наконец, если будет на-

рушаться в работе принцип целостности голосового аппарата

певца (пятый принцип).

_________________ Искусство резонансного пения____________ 325

Об эстетическом эталоне

певческого голоса у детей:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 755 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2206 - | 2164 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.