Дыхание должно гудеть в тебе, как гу
дит пламя в камине при хорошей тяге,
тогда оно будет свободным, проходящим
и резонирующим
Дж. Барра
Взаимодействие резонаторной и дыхательной систем я бы на-
звал сверхважнейшей певческой проблемой, трактуемой
часто, к сожалению, недостаточно ясно, а то и совершенно невер-
но. Дыхательный певческий аппарат традиционно считается пнев-
матической системой, служащей для обеспечения необходимого
подсвязочного давления, т.е. рассматривается как некая обособ-
ленная от резонанса певческая функция, нужная для обеспечения
колебаний голосовых связок. Отсюда требование «эластичного
выдоха», «не напирать» дыханием на связки и т.д. Все это верно,
но далеко недостаточно для определения сущности певческого
дыхания, ибо можно соблюдать эти «пневматические» требования
и не добиться нужного эффекта.
В чем же дело? Ответ дает опять-таки практика мастеров вокаль-
ного искусства, которые практически в один голос говорят не просто
об экономном эластичном выдохе, но прежде всего об озвучен-
ном дыхании, о превращении выдыхаемой струи в резони-
рующий столб воздуха. Предоставим слово Н. Гяурову:
Н. Гяуров: «Когда говорят, что дыхание - это самое главное в пе-
нии, то это верно, если его не отрывать от звука. Дыхание тренируется
со звуком. Надо, чтобы певец умел выдыхать правильно вместе со
звуком на пении. Потому что взятие дыхания - это одно дело, а его
постепенное использование на звуке, в виде звуковой волны-
это уже другой, более сложный процесс, чем набор дыхания».
Итак, дыхание не в виде потока воздуха, а дыхание «в виде
з в у к о в о й волны», о зву ченное д ы х а н и е - в о т что г л а в-
ное! Об этом же говорят и другие мастера пения, например Т. Даль
Монте, а также наши отечественные опытные вокалисты, напри-
мер Е.В. Образцова (см. эпиграф), М.М. Мирзоева и другие:
Т. Даль Монте: «Только в соединении дыхания с голосом кроется
секрет правильного пения».
М. Мирзоева: «Пойте с дыханием, чтобы в вашем представле-
нии звук был как бы «продутым» (т.е. как будто вы выдыхаете не воз-
дух, а звук. - В.М.)... Воздух [выдыхаемый] должен превращаться в
звук, а не быть оторванным от него... Почувствуйте дыхание во время
пения "озвученным"» (цит. по: Яковлева, 1984).
186_____________________ В.П. Морозов____________________
А вот мнение, точнее неукоснительное требование, маэстро Барра:
Док. Барра: «Нас интересует только то дыхание, которое хорошо
превращается в звук... Не надо делать звук, надо чтобы он шел вместе
с дыханием».
Наконец, образ, весьма удачная метафора Барра: «Дыхание должно
гудеть в тебе, как гудит пламя в камине при хорошей тяге, тогда оно
будет свободным, проходящим и резонирующим». Удивительно точ-
ное и ясное определение резонирующего певческого дыхания!
Эти и другие подобные высказывания свидетельствуют, что мас-
тера пения стремятся превратить дыхательный тракт в
резонатор. При этом они не ограничивают его только нижней
грудной частью, а добиваются обязательного соединения груд-
ного резонатора с верхними головными резонаторами.
Док. Барра: «В результате правильной организации дыхания, -
считал Барра, - голос должен свободно подниматься в голову».
А. Ардер: «Максимальное использование головного резонатора
находится в связи и в зависимости от максимального использования
грудного резонатора. При слиянии головного и грудного резонаторов
надо особенно почувствовать, чтобы спинная часть легких резониро-
вала до ощущения полноты и округлости (рондо)».
Е. Образцова: «Нижний резонатор никогда не может быть использо-
ван без верхнего резонатора- головного!.. Должна быть связь: дыхание и
резонаторы. Здесь весь секрет!».
Таким образом, мастера вокального искусства не отрывают
дыхание от звука и от резонанса. Певческое дыхание в
их представлении - это озвученное дыхание, резони-
рующий поток звуковых волн, захватывающий все дыха-
тельные пути - верхние и нижние - и объединяющий их в
единый резонатор.