Критика нейрохронаксической теории Юссона не означает, од-
нако, отрицания важнейшей роли центральной нервной системы в
регулировании работы голосовых связок, поскольку роль эта про-
является не в прямом ритмическом сокращении мышечных воло-
кон голосовых связок с частотой основного тона голоса, а в более
сложном опосредованном влиянии, путем создания таких
акустических и механических условий в гортани (степень натяже-
ния голосовых связок, их жесткости, длины колеблющейся части и ее
массы, силы подсвязочного давления воздуха и воздействия окру-
жающих резонаторов), которые и побуждают голосовые связки коле-
баться с той или иной определенной частотой, обеспечивая звук не-
обходимой высоты. Об этом я писал еще в 1977 году в книге «Биофи-
зические основы вокальной речи» (Морозов, 1977, с. 96-102).
Исследования последних лет окончательно доказали, что частота
колебаний голосовых связок регулируется изменением их эла-
стических свойств с учетом аэродинамических сил движения воз-
духа в гортани (эффекта Бернулли), т.е. традиционная миоэласти-
ческая теория (дополненная положениями новой РТИП) обрела
более прочное обоснование (Сорокин, 1985; Fuks, 1999). Круп-
нейший специалист в области биофизики речи В.Н. Сорокин соб-
ственную частоту голосовых связок, с которыми они колеблются
под действием тока воздуха, называет резонансной частотой
голосовых связок. Как мы видим, в механизмах колебания го-
лосовых связок имеется полная аналогия с колебанием вибратора
музыкальных инструментов - духовых, а в данном случае - струн-
ных. Каждая струна, например рояля, настроена на определенный
тон путем ее натяжения, выбора толщины и длины. И поэтому лю-
бое механическое воздействие на струну: удар, щипок, трение
смычка и даже дуновение воздуха (как в эоловой арфе) заставляет
струну издавать звук только той высоты, на которую она настрое-
на, т.е. издавать звук ее собственной частоты колебаний. Иными
словами, струна резонирует на любое механическое воздейст-
вие как и любой другой резонатор. Проигрывание мелодий одной
струной возможно, как известно, путем изменения ее резонансных
свойств, т.е. длины, как это делает скрипач или гитарист.
То же самое происходит и с голосовыми связками: они резони-
руют, т.е. отвечают собственной резонансной частотой, на прохо-
дящий ток воздуха из легких. При этом настройка их на резонанс-
ную частоту происходит не только за счет изменения длины ко-
184 _____________________ В.П. Морозов_____________________
леблющейся части, но также жесткости, которая способна изме-
няться в 10-кратных пределах (Сорокин, 1985), а также- их колеб-
лющейся массы и силы подсвязочного давления1. Путем изменения
всех этих параметров или механических свойств голосовых связок, с
учетом воздействия на них окружающих резонаторов, певец легко на-
страивает (перестраивает) свои голосовые связки на любую резо-
нансную частоту их колебаний в процессе интонирования мелодии.
Как мы видим, механизм колебания голосовых связок чрезвы-
чайно сложен, имеет резонансную природу, заключается в о
в з а и м о д е й с т в и и р е з о н а н с н ы х с в о й с т в г о л о с о в ы х
связок не только с дыханием, но и с окружающими
р е з о н а т о р а м и - п о л о с т я м и г о л о с о в о г о т р а к т а.
Известный ученый-эволюционист, академик Е.М. Крепе гово-
рил: «Природа изобретательна, но экономна!». Это означает, что в
процессе эволюционно-исторического развития принципиально
новая функция, новый какой-либо механизм появляется только в
случае весьма крайней, настоятельной необходимости, если суще-
ствующий механизм оказывается явно недостаточным. Резонанс-
но-автоколебательный механизм работы голосовых связок обеспе-
чивает все многообразие форм и тонких нюансов их колебаний в
процессе пения. Даже мертвую изолированную гортань можно за-
ставить издавать звуки разной высоты и даже мелодии, как это
описано в работах И.Мюллера (1840), А. Музехольда (1925),
И.И. Левидова (1939), с использованием поддува воздуха в трахею
и искусственного натяжения голосовых связок (складок).
В свете всего сказанного предложенный Р. Юссоном новый ги-
потетический - ибо он признан недоказанным - нейро-импульс-
ный механизм активного сокращения голосовых связок, т.е. со-
кращение их на каждый период основного тона, представляется
излишним и невыполнимым, а выдвинутая им нейрохонаксичская
теория необоснованной. Тем не менее нельзя отрицать и опреде-
ленного положительного значения работ Юссона, уже потому, что
они заставили исследователей обратиться к более глубокому и об-
стоятельному рассмотрению феномена певческого голоса и пси-
хофизиологических механизмов его образования.
1 Такого рода колебательный механизм называют также автоколебательным
п р о ц е с с о м. Однако его резонансная сущность очевидна: в музыкальных инструментах
практически любой вибратор - он же и резонатор, т.е. отвечающий на механическое воз-
действие своей резонансной частотой (бруски ксилофона, язычки гармониума, колокола,
наконец, струны рояля). Крикните в рояль, и каждая струна зарезонирует - ответит вам сво-
ей резонансной частотой колебаний.
Искусство резонансного пения 185