Одной из весьма характерных, важных и еще далеко не доста-
точно изученных эстетических особенностей певческого голоса
является наличие вибрато в звуке гласных (Seashore, 1936; Potter
et al., 1947; Sedlacek, 1962; Kwalwasser, 1980; Sundberg, 1987). Ино-
гда это явление обозначают словом вибрация (Рабинович, 1935;
Левидов, 1939), что неточно, так как термином вибрация принято
обозначать совсем другое явление (см. §§ 3.6., 3.7.).
На слух вибрато голоса ощущается как ритмические пульсации
звука, происходящие с частотой около 6-7 Гц. Любопытно, что эта
92______________________ В.П. Морозов_____________________
частота пульсаций вибрато является для слуха наиболее благо-
звучной, поскольку более редкие пульсации (3-4 Гц) субъективно
воспринимаются слушателями уже как качание звука, а более час-
тые (8-9 Гц) - как горошек или барашек в голосе.
Считается, что вибрато воспринимается слушателем как тем-
бровая особенность звука (Теплое, 1947) и сильно влияет на эсте-
тическую оценку звука. Звук без вибрато слушатели характеризу-
ют как прямой или тупой, безжизненный и пр., в то время как звук
с вибрато - живой, приятный, полетный, ласковый и т.п. Вибрато
является одним из важных средств эмоциональной выразительно-
сти пения (см. об этом ниже). Вибрато - важный атрибут не только
художественного пения, но и музыкального исполнительства:
скрипка, виолончель, духовые инструменты и др. (Володин, 1970,
1972, 1974). С акустической точки зрения, вибрато представляет
собой модуляцию основных параметров звука - частоты основного
тона, амплитуды и спектра, - происходящую с частотой вибрато
(Морозов, 1977).
Важной особенностью вибрато мастеров вокального искусства яв-
ляется хорошая периодичность (ритмичность) вибрато. Эта особен-
ность иллюстрируется на рис. 24 и 25. У профессиональных певцов
можно наблюдать отступление от синусоидальной формы вибрато,
однако без нарушения этого основного правила- четкой ритмично-
сти вибрато. Для неквалифицированных вокалистов характерен
аритмичный и подчас довольно хаотический характер кривой вибра-
то, что на слух воспринимается как неустойчивость, неуверенность
звука (рис. 26). Таким образом, характер вибрато - важнейший пока-
затель совершенства вокальной техники (см. § 3.4.9.).
Вибрато выполняет еще одну важную эстетическую роль - «исправ-
ляет», точнее скрадывает неточности интонации. Пропеть протяжно звук
без вибрато, сохранив при этом точность интонации, крайне трудно, и
даже практически невозможно. Результаты такой попытки представлены
на сонограмме (рис. 28). Малейшие отклонения высоты звука от задан-
ной воспринимаются на слух как неуверенность и неточность интона-
ции. Это происходит еще и потому, что высота звука определяется не
только основным тоном, но и всеми обертонами, точнее разностью их
частот, которая всегда равна в гармоническом звуке частоте основного
тона (Женило, 1988,1995,1999). Таким образом, слух по всему комплек-
су этих показателей очень точно отслеживает отклонение высоты звука
от нормы. Наличие же хорошего вибрато, захватывающего своей час-
тотной модуляцией значительные изменения ЧОТ, как бы поглощает все
неточности интонации, и они становятся неощутимыми на слух.
Искусство резонансного пения 93
Рис. 24. Вибрато голоса некоторых выдающихся мастеров вокального искусства, заре-
гистрированное на ленте самописца Н-110. Записи получены с применением специ-
альных методов электроакустической обработки звука голоса певцов (по: Морозов,
1977).
1 - Титта Руффо, фраза из арии Риголетто; 2-М. Баттистини, эпиталама из оперы «Нерон»; 3 -
Ф. Таманьо, фраза из предсмертной арии Отелло; 4 - А. Патти, колоратурные пассажи из арии
Нормы; 5 - Н. Обухова, фраза из арии Далилы; б - В. Собинов, фраза из «Песни певца за сценой»;
7- С. Лемешев, фраза из песни «Когда я на почте служил ямщиком»; 8- И. Козловский, заклю-
чительная фраза из «Песенки герцога»; 9- Р. Лоретта, фраза из неаполитанской песни «Санта
Лючия»; 10- М. дель Монако, фраза из арии Каварадосси. Расстояние между параллельными ли-
ниями ленты самописца соответствует изменению силы голоса на 5 дБ.
94 В. П. Морозов
Рис. 25 Ф. Шаляпин. «Дубинушка», начало фразы «Много песен слыхал я в родной
стороне...». Вверху- динамика уровня силы голоса во времени (дБ). По вертикали -
частота гармоник спектра голоса. По горизонтали - время (сек.).
Можно видеть, что вибрато голоса выражается в периодическом изменении (модуляции) как силы
голоса (верхний график), так и частоты основного тона и всех гармоник (обертонов) с периодич-
ностью ок. 6 кол./сек. Для голоса Шаляпина и других мастеров вокального искусства характерна
четкая ритмичность частотных модуляций вибрато, что на слух воспринимается как интонационно
четкое звучание голоса.
Рис. 26. Непрофессиональная певица Б.Е. Начало песни А.Е. Варламова «Красный сара-
фан». Обращает на себя внимание крайняя неравномерность частотных модуляций вибрато
голоса, что на слух воспринимается как неуверенность и интонационная нечеткость его
звучания.
Искусство резонансного пения 95
Рис. 27. Вибрато голоса нар. арт. СССР, солиста Большого театра СССР И. Петрова
(бас). Романс Гурилева «Однозвучно гремит колокольчик», начало фразы «...разго-ре-
лося сердце огнем». Вверху - динамика уровня силы голоса (дБ). Внизу - сонограмма.
По горизонтали - время звучания фразы (4,4 с). По вертикали - основной тон и оберто-
ны голоса в виде горизонтальных волнистых линий, отражающих частоту и форму виб-
рато. Амплитуды обертонов отображаются в виде степени затемнения указанных линий.
Хорошо видна четкая ритмичность вибрато на всех нотах звука голоса.
Рис. 28. Пример попытки пения без вибрато. Исполнитель П.В. Тот же романс.
Отсутствие вибрато в основном наблюдается в начале фразы (слог «ра»), но в дальнейшем оно все же
начинает проявляться, хотя и не носит характера четко выраженной ритмичности.
96 ______________________ В. П. Морозов______________________
Возникает вопрос: если частота звука вследствие вибрато ко-
леблется в пределах % или даже ½ полутона, то какой же частоте
этих колебаний соответствует высота звука при восприятии на
слух? Очевидно, некоему среднему значению между максималь-
ной и минимальной частотой модуляций вибрато. Однако, точ-
ность интонации при пении с вибрато определяется не просто
средним значением между максимальным и минимальным откло-
нением частоты модуляций вибрато, а зависит и от самой формы
вибрато. Установлено, например, что если форма вибрато такова,
что большую часть времени звучит нижняя часть периодических
изменений частоты вибрато, то ощущение высоты звука смещается
в сторону понижения. И наоборот, преобладание по времени верх-
ней части синусоиды вибрато повышает звук (Parc, 1964).
На восприятие высоты звука с вибрато могут оказывать также
аналогичное влияние фазовые соотношения частотного и ампли-
тудного вибрато (Морозов, 1977; Kwalwasser, 1980).
Наши исследования показали далее, что характер вибрато даже
одного и того же певца может видоизменяться в зависимости от
высоты основного тона, силы голоса, типа гласной, длительности
ее звучания и ряда других факторов. Особо следует отметить, что
характер вибрато изменяется в зависимости от эмо-
циональной выразительности пения: при сильной эмоцио-
нальной экспрессивности (при пении вокальных произведений)
частота вибрато возрастает. Эмоции горя и подавленности вызы-
вают урежение частоты вибрато. Меняется также форма вибрато.
В этом отношении наши наблюдения полностью опровергают
мнение Вудвортса (Вудвортс, 1950) о том, что вибрато якобы не
может быть средством эмоциональной выразительности, поскольку
присутствует в голосе певца всегда и при любых эмоциях. Вибрато
действительно присутствует в голосе большую часть времени его
звучания, но характер его значительно изменяется как в каче-
ственном, так и в количественном отношении, что существенно
влияет на тембровые свойства звука.