Высокая певческая форманта сача по себе
прелестна... напоминает соловьиную трель.
Г. Комякова, слушательница курса по РТИП
Как же резонаторы облагораживают «неприличные» звуки гор-
тани? Во-первых, резонаторы сглаживают резкие толчки воздуха,
продвигающиеся через их сомкнутые края, придавая им плавную
синусоидальную форму, т.е. превращая в звуковые колебания. Во-
вторых, резонаторы преобразуют спектр гортанных импульсов. Он
представляет собой набор обертонов уменьшающейся (к высоким
частотам) амплитуды, т.е. не содержит никаких усиленных облас-
тей. Как было показано в § 2.2., резонаторы сильно видоизменяют
унылое однообразие гортанного звука, создавая мощные зоны уси-
ленных обертонов, т.е. НПФ и ВПФ, которые и придают певче-
_________________ Искусство резонансного пения ____________ 81_
скому звуку характерный певческий тембр: ВПФ - чарующую
слух звонкость, «серебристый» оттенок, а НПФ - мягкость, мас-
сивность, «бархатистость», объемность звука.
В свое время автором были проведены опыты, доказывающие
важнейшую эстетическую роль ВПФ в восприятии певческого го-
лоса (Морозов, 1967, 1977). Голоса выдающихся певцов (Ф. Шаля-
пина, Э. Карузо, С. Лемешева и др.), содержащие в норме высокий
уровень ВПФ, при удалении ее из спектра голоса (с помощью по-
лосовых электроакустических фильтров) теряют практически все
свои достоинства - звучат тускло, напряженно, глухо. Некоторые
слушатели отмечают, что голос приобретает «старческий» тембр,
теряется разборчивость речи, полетность звука. Сама же ВПФ,
звучащая изолированно, производит впечатление «соловьиных
трелей, «сказочной музыки» и т.п. (см. об этом также § 3.4.8. «Го-
лос Шаляпина как эстетический эталон»).
Поскольку ВПФ можно выделить из голоса певца и измерить ее
относительный уровень в спектре в % (как величину электриче-
ского напряжения в полосе прозрачности 1/3 октавного фильтра по
отношению к напряжению всего сигнала в целом), величину эту я
предложил в свое время назвать «коэффициентом звонкости
голоса» (Кзв)- Опыт показал, что использование данного условного
показателя более адекватно (на слух) отражает понятие звонкости
голоса, чем оценка по соотношению мощности (как квадратичного
показателя напряжения) в дБ, т.к. в этом случае большему Кзв будет
соответствовать меньшее число дБ со знаком минус. В мужских
голосах хороших профессиональных певцов Кзв достигает 30, 40 и
даже 50% как, например у Шаляпина (см. рис. 12), а не-
профессиональные голоса содержат всего 5, 10, 15% ВПФ. У жен-
щин Кзв «имеет право» быть меньше, чем у мужчин, по причине
более высокочастотного состава спектра женского певческого го-
лоса (Морозов, 1977). Важная роль ВПФ состоит в том, что она
находится в области максимальной чувствительности слуха и тем
самым способствует увеличению громкости певческого голоса,
слышимости на большом расстоянии («полётность звука») и поме-
хоустойчивости как свойстве преодолевать маскирующее воздей-
ствие музыкального сопровождения, «резать оркестр», по образ-
ному выражению дирижеров (Морозов, 1977; Sundberg, 1987).
Отфильтровывание или даже частичное подавление НПФ также
неблагоприятно сказывается на голосе: он становится «жидким»,
«пустым», чрезмерно «колючим» и т.п., поскольку НПФ придает
голосу «мягкость» и массивность. Таким образом, обе певческие
82 ______________________ В.П. Морозов______________________
форманты оказываются важными для голоса, и нарушение гармо-
нического баланса между уровнями ВПФ и НПФ приводит к
ухудшению его эстетических качеств.
Это необходимо иметь в виду при реставрации грамзаписей
певческих голосов мастеров прошлого, например Ф. Шаляпина.
Как нередко бывает, фирмы звукозаписи, руководствуясь ГОСТами,
предписывающими снижение шумов, неизбежных для старых
грампластинок, вместе с шумами удаляют и ВПФ, т.е. «с водой
выплескивают и ребенка». Мне не раз приходилось слышать с
огорчением такие лишенные ВПФ, буквально выхолощенные пере-
записи на современные долгоиграющие пластинки, а теперь и CD, до
неузнаваемости испорченных голосов Шаляпина, «короля баритонов»
М. Баттистини, Э. Карузо, Б. Джильи и многих других великих мас-
теров. В то же время, иногда по радио можно услышать голоса с ис-
кусственно чрезмерно поднятым уровнем высоких частот (ВПФ), что
также приводит к отрицательному эстетическому впечатлению.
Таким образом, певческие резонаторы, формирующие ВПФ и
НПФ, придают голосу певца не только силу, но и характерные эс-
тетические качества. Качества эти носят, во-первых, общий
типологический характер для всех певцов академического
жанра (например, необходимая стабильность формантных облас-
тей; необходимый минимум коэффициента звонкости не менее 20-
28% у теноров, 25-30% у баритонов и басов, необходимая ров-
ность Кзв на всех певческих гласных и др.). Во-вторых, тембровые
качества певческого голоса носят выраженный индивидуаль-
ный характер, что также составляет эстетическую ценность
певческого голоса.