«...Сенсацией дня был Шаляпин. Нарушив свою старую клятву
не приезжать никогда в Нью-Йорк, великий русский певец все-
таки вернулся и выступил в партии Мефистофеля, той самой, в ко-
торой он дебютировал в «Метрополитен» пятнадцать лет назад-
20 ноября 1907 года.
Пение Шаляпина было столь же великолепно, как и его произ-
ношение и речитатив. Его прекрасный, отлично поставленный го-
лос был необычайно красив, особенно когда звучал во всю силу. К
тому же он поражал своей мощью и широтой диапазона. Шаляпин
великолепно подавал его. Вокализация его была поразительным
Искусство резонансного пения 111
примером того, как нужно контролировать дыхание, менять инто-
нации и строить музыкальные фразы. Овация, которой наградил
его зал после спектакля, убедительно говорила о том, что Нью-
Йорк простил певцу его странности.
Шаляпин был великим Мефистофелем и великим Борисом Году-
новым не только потому, что прекрасно пел - это само собой разуме-
ется - но и потому также, что прекрасно играл» (Джильи, 1964).
Джакомо Лаури-Вольпи
«К славным легендам о Таманьо, Карузо и Титта Руффо приба-
вилась еще одна легенда, когда появился русский гигант, друг
Максима Горького - Федор Шаляпин. Этот певец заставил гово-
рить о себе столько, сколько не говорили ни об одном басе.
В Италии этот гигант впервые появился в «Мефистофеле» в
«Ла Скала». Публика была загипнотизирована пластичностью
движений этого скульптурного тела и поистине сатанинским
взглядом артиста до такой степени, что и Карелли, и Карузо и тос-
каниниевский оркестр словно исчезли, заслоненные этим чудо-
вищным певцом. Все это уже история. С того момента перед ним
открылись все двери.
Тайна этого волшебного актера-певца состояла в умении доби-
ваться тонких оттенков. Он добивался их с помощью голосовых
«эхо». Очень немногие певцы постигли секрет вокального эха. Ко-
гда раздается удар колокола, его звук производит эхо там, где ока-
зывается наилучший резонанс. <...> Шаляпин знал этот
драгоценнейший секрет. <...> В оттенках его пения чувство-
валась внутренняя сущность его личности, которую многие стара-
лись и стараются воссоздать в себе, добиваясь, однако, лишь
внешнего, сходства, которое оказывается скорее карикатурным.
Эти плагиаторы и не пытаются добиться «слияния с персонажем»,
того поразительного уподобления, которым объяснялась неподра-
жаемость Федора Шаляпина. Шаляпин остается одиноким ги-
гантом. Он создал басам такое реноме, такой авторитет, о кото-
рых они не могли даже мечтать. Подобно Карузо среди теноров и
Титта Руффо среди баритонов, Шаляпин стал басом-эталоном,
и его имя облетело континенты» (Лаури-Вольпи, 1972).
Тито Скипа
«Спектакли шли на итальянском языке. Но, несмотря на это,
Шаляпин и на чуждом ему языке блистал своим великолепным
словом, замечательным даром декламации, всеми ее тончайшими
оттенками. Только очень придирчивое ухо в отдельных случаях
112 _____________________ В.П. Морозов_____________________
могло заметить, что это поет не итальянец1. В равной мере он вла-
дел и кантиленой, удивляя красотой тембра своего голоса. Если вы
спросите меня, какая была школа у Шаляпина, я вряд ли смогу от-
ветить. У него была своя особая, одному ему присущая школа. Бы-
ла ли это русская школа - я не знаю: эти вопросы тогда меня не
занимали. Но главное, что запомнилось, это безукоризненность его
вокального мастерства, его яркая оригинальность и глубокое соот-
ветствие пения его сценическим образам.
Изумительный артистический дар Шаляпина с особой силой про-
явился в «Борисе Годунове»- опере, которая благодаря русскому
певцу прочно утвердилась на итальянской сцене» (Скапа, 1958).
Анджело Мазини (письмо в редакцию газеты «Новое время»)
«Пишу вам под свежим впечатлением спектакля с участием ва-
шего Шаляпина. Московский артист, как вы знаете, выступил
здесь в опере Ар. Бойто «Мефистофель». Публика театра «Скала»
нелегко приходит в восторг и особенно взыскательна к молодым и
неизвестным ей певцам, но этот вечер был настоящим триумфом
для русского артиста, вызвавшего горячий энтузиазм слушателей и
бурные овации. Глубокое впечатление, произведенное Шаляпиным,
вполне понятно: это и прекрасный певец и превосходный актер, и
вдобавок у него прямо дантовское произношение, удивительное яв-
ление в артисте, для которого итальянский язык не родной. Слушая
его, я испытывал двойное наслаждение: от того, что это такой чудный
певец, и от того, что это русский певец, певец из той России, с кото-
рою я сроднился и которую так люблю» (Мазини, 1989).
Аделина Патти
«Россия - рассадник выдающихся голосов и артистов. Чего
стоит один Шаляпин, которого я имела удовольствие слышать в
1 Шаляпин обладал изумительным даром звукоподражания, что, несомненно, и способ-
ствовало овладению им интонационно-фонетическими (невербальными) особенностями
чужого языка. Об этом свидетельствует забавный случай, рассказанный В. Римским-
Корсаковым: «Не зная также и английского языка, Федор Иванович тем не менее однажды
обратился к англичанам — соседям по столику в ресторане с небольшим «спичем», подражая
интонациям английского языка. Конечно, этот «спич» не имел ни малейшего смысла и со-
держания. Однако это так походило на английский язык, а импозантная фигура Шаляпина в
цилиндре производила такое солидное впечатление, что англичане, бывшие, возможно, не-
сколько навеселе, «поняли» его и, едва ли не приняв за соотечественника, чокнулись с ним
и ответили, судя по выражению их лиц, столь же любезным тостом, который для Федора
Ивановича остался так же непонятным, как и его собственная «английская» речь» (Рим-ский-
Корсаков, 1958).
Эта удивительная на редкость способность Шаляпина к звукоподражанию скорее всего
и лежала в основе его способности передачи голосом тонких психологических особенно-
стей изображаемых им на сцене персонажей.
Искусство резонансного пения 113
Лондоне. Он окончательно покорил мое сердце. Это величайший
вокалист и величайший артист. Я даже познакомилась с ним лич-
но. Он произвел на меня чарующее впечатление. Между прочим,
вы, русские певцы, владеете итальянским bel canto. Я убедилась в
этом, когда слушала того же Шаляпина. Он в этом отношении пре-
взошел даже итальянцев» (Патти, 1958).
Из истории исследований
Об изумительном актерском мастерстве, пении и голосе Шаля-
пина как непревзойденном эстетическом феномене написаны ты-
сячи книг, статей, воспоминаний современников и последующих
исследователей. У Шаляпина учились, учатся и будут учиться
многие поколения певцов. Этому, к счастью, способствует не
только богатейшая библиография о творчестве Шаляпина, но и
многочисленные грамзаписи голоса великого певца. Как справед-
ливо писал Лаури-Вольпи, голос Шаляпина с его совершеннейшей
вокальной техникой, восхитительным разнообразием психологи-
чески тонких тембровых красок и интонаций, безупречной дикци-
ей и орфоэпией- давно стал эстетическим эталоном. Одна-
ко, несмотря на множество его восторженных описаний, практиче-
ски нет сколько-нибудь обстоятельных научных исследований го-
лоса Шаляпина как акустического феномена.
Именно поэтому, начиная еще с 60-х годов и по настоящее вре-
мя, сначала в Лаборатории Института им. Сеченова Академии наук
СССР и в специально созданной нами Лаборатории по изучению
певческого голоса при Ленинградской консерватории (1960), а с
1987 г. - в Институте психологии РАН и Московской консервато-
рии по программе Центра «Искусство и Наука» автором этих строк
проводятся исследования акустических особенностей го-
л о с а Ш а л я п и н а и е г о э м о ц и о н а л ь н о - э с т е т и ч е с к о г о
воздействия на слушателей в сопоставлении с голосами других
мастеров вокального искусства и рядовых певцов разных катего-
рий. Результаты этих исследований были опубликованы в ряде
монографий и статей (Морозов, 1965, 1967, 1977, 1988; Morozov,
1996; Морозов, 1998).
В частности, впервые были проведены обстоятельные иссле-
дования формантной структуры голоса Шаляпина, статистические
количественные измерения относительного уровня высокой
певческой форманты в сравнении с аналогичными показате-
лями голосов других певцов.
114 В. П. Морозов
Рис. 32. Ф.И. Шаляпин напевает граммофонные пластинки (по: Шаляпин, 1957).
Механическая система звукозаписи того времени (фото 1913 г.) не позволяла получить необходи-
мое качество звука, отражающее все достоинства шаляпинского голоса. Тем не менее и по таким
записям можно судить о высочайшем совершенстве вокальной техники великого певца. Более
поздние записи, сделанные уже с применением микрофонов, давали более удовлетворительное
качество звучания (хотя все же не сравнимое с современным уровнем). К этому времени относятся
также слова Шаляпина: «Люблю граммофонные записи. Я пою перед микрофоном студии, ад-
ресуясь не к конкретным собравшимся лицам, а к самому себе и к той публике, какую себе вооб-
ражаю. Меня волнует и творчески возбуждает мысль, что микрофон этот знаменует собой при-
сутствие миллионов слушателей - нынешних и будущих» (Цит. по: Мальков, 1998).
_________________ Искусство резонансного пения____________ 115
Напомним, что высокая певческая форманта (ВПФ) представ-
ляет собой группу усиленных обертонов в области примерно rе4-
sol4 и придает хорошему певческому голосу не только присущую
ему звонкость («серебристый» тембр), но и такое весьма важное
профессиональное качество, как полётность, т.е. свойство не-
стись вдаль, озвучивать большие концертные залы, выделяться
на фоне оркестра. Всеми этими качествами голос Шаляпина об-
ладал в наивысшей степени: относительный уровень ВПФ в его
голосе достигает 40-50% и более, у малоквалифицированных же
певцов - 10-15%.