Искусство Шаляпина - это явление, ка-
кого мы никогда прежде не встречали, его
нельзя объяснить и описать словами!
Daily Telegraph (1925)1
Им начинаются и кончаются все теории
о пении и исполнительском искусстве, и до
сего времени нет другого певца, вокруг
имени которого сверкал бы подобный оре-
ол преданий и сказаний, в совокупности
создающих легенду об артисте. Нет рав-
ного ему, поскольку такое сочетание глу-
бокого художественного интеллекта, го-
рячего и искреннего чувства, бесконечной
творческой пытливости, а главное -
Божьей искры подлинного гения и удиви-
тельного личного обаяния - неповторимо!
Пражская газета «Narodni listy» (1932)'
В 2003 г. исполняется 130 лет со дня рождения величайшего из
певцов - Федора Ивановича Шаляпина. Поистине гениальная ар-
тистическая и вокальная одаренность сделала его имя бессмерт-
ным в истории русской и мировой вокальной культуры. Крупней-
ший итальянский певец, солист «Ла Скала» Джакомо Лаури-
Вольпи назвал Шаляпина «русским гигантом, заслонившим вели-
кого Карузо». «Шаляпин, - писал он, - остается одиноким гиган-
том... Он стал басом-эталоном и его имя облетело континенты»
(Лаури-Вольпи, 1972).
Выдающиеся мастера вокального искусства
О голосе и пении Ф.И. Шаляпина
Как известно, сам Шаляпин в своих печатных трудах крайне
мало и скудно говорит о собственном голосе и вокальной технике,
делая акцент прежде всего на исполнительской стороне певческого
искусства (см. фрагменты его высказываний в Приложении 1).
Между тем, голос Шаляпина был предметом восхищения всех его
современников, так же как и его гениальное актерское мастерство.
В этой связи особый интерес для нас представляет высказывания о
голосе Шаляпина выдающихся певцов, певших с ним на сцене
всемирно известного оперного театра «Ла Скала» и других круп-
1 Высказывания приводятся по ст.: Мальков, 1998.
Искусство резонансного пения 109
нейших оперных сценах. Имена этих выдающихся певцов также
известны всему миру: Тоти Даль Монте, Беньямино Джильи, Тито
Скипа, Джакомо Лаури-Вольпи, к ним относится и восхититель-
нейшая из итальянских примадонн своего времени Аделина Патти.
Но предварим их высказывания словами нашего выдающегося
мастера вокального искусства И.С. Козловского.
Иван Козловский
«Имя - Федор Шаляпин - не только не забыто, но, наоборот,
обретает как бы все новое содержание. Обретает и звучание все
более громкое и наполняется смыслом все более огромным...
Шаляпин - и в своей красоте, в стиле своего народного, поко-
ряющего таланта, и в той непоправимой драме, на которую обрек-
ла жизнь этот великий, более того, гениальный талант, - сегодня
постигается нашим выросшим за эти годы сознанием...
В самом деле: трудно представить себе фигуру более трагическую,
чем Шаляпин, при всем том, что всю жизнь он слышал и чувствовал
слова, сказанные Стасовым: «Радость безмерная!». Эти слова- бла-
годарность Шаляпину за его труд, за его талант, за его творчество -
подлинно отображают отношение к Шаляпину не только прогрессив-
ной России, но и всего мира...»(Козловский, 1992).
Тоти Даль Монте
«Я прожила довольно большую сценическую жизнь, отдав те-
атру двадцать пять лет. Моими партнерами были лучшие певцы
мира. Но самое яркое и волнующее воспоминание оставила встре-
ча с Шаляпиным.
О, это был гениальный артист, непревзойденный по дарованию
художник оперной сцены! Во всех своих ролях он был неповто-
рим, оригинален и грандиозен! Да, именно грандиозен! Такого
впечатления, которое он оставил в роли Бориса Годунова, я нико-
гда больше не переживала.
Надо сказать, что итальянские зрители, пожалуй, самые требо-
вательные в мире. <...> От [их] критики не уходили даже самые
прославленные певцы. Но я не помню ни единого слова упрека,
высказанного кем-нибудь в адрес Шаляпина, - все, что он делал,
было так совершенно, так ярко и убедительно, что никогда не вы-
зывало сомнений или возражений. <...> Несомненно, что искусст-
во Шаляпина сыграло большую роль в повышении требовательно-
сти итальянской публики к оперным артистам.
Шаляпин обладал не только превосходным голосом и гениальным
сценическим талантом. У Шаляпина еще был глубокий ум. Он был
110_____________________ В.П. Морозов______________________
мыслитель в искусстве, и это поднимало его даже над уровнем всего
самого лучшего, что было в его время на оперной сцене.
Если говорить о манере пения Шаляпина, то надо признать бли-
зость ее к итальянской школе, во всяком случае в области эмиссии
(звукообразования). Его голос прекрасно звучал в любых по раз-
мерам помещениях. Я помню, что в Цинциннати (Америка) мы с
ним пели спектакль в театре, вмещавшем девять тысяч зрителей, и
нас повсюду было превосходно слышно.
Когда голос хорошо поставлен, он везде и всегда хорошо зву-
чит. Вокальное звукообразование не переносит какого-либо нажи-
ма, насилия - оно должно быть совершенно легким и свободным,
тогда голос льется, естественно вибрируя, что и сохраняет красоту
тембра. При неверной постановке звук получается напряженный,
насильственный, тембр исчезает, стирается, и голос плохо доходит
до слушателя.
У Шаляпина был, видимо, от природы верно поставленный
голос. Его же удивительная интуиция и вкус помогли сохранить
и закрепить эту природную манеру пения, что и приближало ее
к итальянской школе, зиждящейся на принципах естественного,
природного звукообразования. Правда, в пении Шаляпина слы-
шалось и что-то своеобразное, что, вероятно, шло от русского
языка. Ведь он был настоящим русским человеком и хранил
свой родной колорит и в пении. Это не только не портило его,
но придавало особую выразительность, красоту и своеобразие
его искусству. Конечно, лучше всего этот колорит проявился в
партиях русского репертуара.
Но если вокальная школа Шаляпина была близка итальянской,
то выразительность у него была особенная, прежде всего в области
подачи слова, вокальной декламации. Здесь Шаляпин не превзой-
ден еще никем» (Даль Монте, 1958).