Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблемы дикции и резонансное пение




Многие певцы, к сожалению, пренебре-

гают хорошей дикцией; слушатели часто

не понимают языка, на котором поют

певцы на сцене, и довольствуются лишь

тем, что знают в общих чертах содержа-

ние представления... Понятно, что на хо-

рошую дикцию никоим образом нельзя

смотреть как на замену голоса, но лишь

как на его обрамление...

Э. Карузо

Одна из «больных» проблем вокального искусства - низкая

разборчивость певческой речи, плохая дикция, на что указывали

еще Э. Карузо (в книге «Как надо петь»), известный дирижер А.Г.

Пазовский («Записки дирижера», 1966), К.С. Станиславский (1955)

и др. Иногда дикция столь плоха, что слушатель не может понять

ни слова, пение напоминает «глокую куздру» - набор бессмыслен-

ных квазислов, созданный известным языковедом Л.В. Щербой

для иллюстрации синтаксических закономерностей речи.

Проведенные нами исследования с помощью специально разра-

ботанного метода слоговой артикуляции показали, что особенно

сильно дикция певцов ухудшается при приближении к верхним

нотам диапазона голоса: у мужчин до 50%, а у женщин до 20-10%

(Морозов, 1977; см. рис 22). Позднее полученные нами результаты

были подтверждены в работе двух американских исследователей

Г. Нельсона и В. Тиффани (Nelson, Tiffany, 1980).

Основная причина плохой дикции в пении - необходимость для

певца одновременного решения двух трудно совместимых задач: с

одной стороны, обеспечения требуемого качества певческого тем-

бра, что связано со значительной стабилизацией резонаторной сис-

темы (Дмитриев, 1968), а следовательно, и частотного положения

основных певческих формант, а с другой - обеспечения необходи-

мой фонетической разнокачественности гласных, что требует, на-

Искусство резонансного пения 75

оборот, большей подвижности, больших изменений объема и фор-

мы резонаторов, как в разговорной речи.

Поскольку певческая установка резонаторов более стабильная,

чем в речи, то певец сильно ограничен в движениях органов арти-

куляции (язык, губы, глотка, гортань), они не могут производить

точно такие же движения, как в речи, ибо на них лежит и другая

задача- формирование необходимых качеств певческого звука

(тембр, сила, кантилена, полетность). Поэтому, добиваясь певче-

ских качеств голоса, певец часто теряет разборчивость вокальной

речи (искажает гласные и т.п.), а стремясь обеспечить дикцию, те-

ряет певческие качества, нередко прибегая к декламации вместо

пения, или к «лаю», как писал Ф Ламперти (1913).

Рис. 22. Зависимость разборчивости вокальной речи (дикции) от высоты основного

тона голоса певца. Результаты получены методом слоговой артикуляции (по:

Морозов, 1977).

Средние данные: 1 - мужчины, 2 - женщины, 3 - дети. По оси абсцисс сверху - частота основного

тона (Гц), снизу - соответствующая высота голоса в нотном обозначении; по оси ординат - слого-

вая разборчивость вокальной речи (А %).

Несмотря на указанные трудности, мастера пения - вспомним

С.Я. Лемешева, Ф.И. Шаляпина и др. - преодолевают их на удив-

ление легко и свободно: и певческий тембр, кантилена, сила, по-

летность прекрасны и дикция отличная. Значит, решить эти две

противоречивые задачи можно. А раз можно - значит нужно! Но

как? И здесь опять мы обращаемся к опыту великих певцов и вы-

водам из РТИП. Так, Дж. Барра убежденно твердил нашим стаже-

рам одно - овладение резонансным механизмом пения, превраще-

ние не только ротоглоточной полости, но всей дыхательной систе-

76 В. П. Морозов

мы, включая нижние дыхательные пути, в единый резонатор, дос-

тижение озвученного дыхания, совмещенного с резо-

нансом, т. е. резонирующего дыхания, как он требовал

(см. высказывания Барра в Приложении 1), должно, по его глубо-

кому убеждению и опыту, решить все проблемы с дикцией - она

будет естественной и свободной. И по свидетельству наших ста-

жеров, Барра был абсолютно прав, ибо превращение всего дыха-

тельного тракта в единый резонатор, освобождение гортани, ниж-

ней челюсти, языка в значительной степени освобождает и артику-

ляторные органы для формирования вокальной речи. И их мини-

мальные движения уже обеспечивают хорошую дикцию Об этом

же говорил Н. Гяуров (см. там же).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 843 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2253 - | 1992 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.