Тип певческого голоса - важнейшая эстетическая категория в
музыкальном искусстве. Деление на различные типы голосов -
бас, баритон, тенор, меццо сопрано, сопрано и др. - обусловлено
художественными особенностями образов героев вокальных про-
изведений (оперные партии, романсы и др.), требованиями ан-
самблевого, хорового пения (хоровые партии).
Число типов певческих голосов имеет тенденцию увеличиваться
за счет дифференциации основных типов, например: бас - высокий,
центральный, низкий (профундо), октавист; тенор - лирический,
драматический и др., а также за счет присвоения «права
гражданства» промежуточным типам голосов (средний между ба-
ритоном и тенором и т.п.) Вследствие этого некоторые классифи-
________________ Искусство резонансного пения _____________ 83
кации типов певческих голосов насчитывают до нескольких десят-
ков, как например, классификация Р. Юссона- 17 мужских и 19
женских типов. Аналогичная классификация была предложена
П. Чесноковым (1961), причем она близка классификации Р. Юссо-
на, на что впервые обратил внимание и проанализировал это сход-
ство профессор Московской консерватории Б.М. Ляшко. Одновре-
менно умножается число критериев, по которым производится это
деление (акустические, физиологические, анатомические, нейроп-
сихологические показатели и др.). Проблема правильного опреде-
ления типа голоса весьма важна, так как определяет судьбу певца -
пение не своим типом голоса ведет к деградации и профзаболева-
ниям певца вплоть до профнепригодности.
В этой связи нами был предложен достаточно надежный и дос-
ту пный м етод опр еделения тип а го лоса певца п о
о с о б е н н о ст я м ф о р м а н т н о й с т р у к ту р ы сп е к т р а е г о г о -
лоса (Морозов, 1977). Тип певческого голоса, как известно, харак-
теризуется доступным для певца звуковысотным диапазоном (бас
Mi-mi1, тенор do-do2 и т.п.). Однако не менее и даже более важным
является тембровый критерий, ибо художественно-эстетические осо-
бенности партий, например Онегина и Ленского, требуют прежде
всего известных тембровых различий (густой, мужественный тембр
драматических голосов и светлый, нежный звук легких лирических
голосов). Поэтому если тенор (по тембру) не имеет теноровых верхов,
то этим не приобретает право считаться баритоном и т.п.
Поскольку же объективным эквивалентом тембра яв-
ляется спектр звука, мы избрали этот показатель для определе-
ния типа певческого голоса. При этом наш метод основан не на слу-
чайном определении спектра, например, какой-либо одной или не-
скольких гласных, а на среднестатистической интегральной кар-
тине спектра голоса певца, полученной в результате пения им целого
вокального произведения - арии или романса (и даже нескольких).
Исследования интегральных спектров басов, баритонов и тено-
ров показали следующие их особенности. Во-первых, каждый из
этих типов голосов характеризуется тремя максимумами
спектра, которые обусловлены, соответственно, тремя певческими
формантами (высокой певческой формантой, низкой певческой
формантой, а также средней певческой формантой - СПФ). Во-
вторых, чем выше тип голоса, тем выше по частотной шкале рас-
положены указанные форманты (см. табл. 4).
Хочу заметить, что точные частотные значения пределов фор-
мантных областей у разных типов певческих голосов могут быть
84 В.П. Морозов
скорректированы за счет увеличения числа обследованных, но
тенденция безусловно останется прежней - чем выше тип го-
л о с а, т е м в ы ш е ч а с т о т а е г о о с н о в н ы х ф о р м а н т н ы х
областей. Эта закономерность распространяется и на категорию
женских типов голосов, вплоть до самых высоких. Таким образом,
специфические тембровые качества разных типов певческих голо-
сов обусловлены частотным расположением основных певческих
формант, прежде всего НПФ и ВПФ.
Таблица 4
Частотное значение основных формантных областей