Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Схема 30. Феномен русской интеллигенции




 

Эта тенденция в негативном самосознании русской интеллигенции достигла своей кульминации в сборнике «Вехи» (1909), специально посвященном феномену русской интеллигенции. Будучи представителями русской интеллигенции, авторы «Вех» различали среди деятелей отечественной культуры «типичных» интеллигентов (левых радикалов) и высокодуховных интеллектуалов. П.Б. Струве (а вместе с ним и Н.А. Бердяев, и М.О. Гершензон, и С.Н. Булгаков) доказывал, что Новиков, Радищев и Чаадаев отнюдь не являются представителями интеллигенции или ее предшественниками; первый русский интеллигент – М.А. Бакунин и следующие за ним Белинский, Чернышевский; первые трое и вторые трое – вовсе не звенья одного ряда, а два «непримиримые духовные течения».

Вне интеллигенции оказались великие русские писатели – Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Тютчев, Фет, Достоевский, Л. Толстой, Чехов, даже Герцен, Салтыков-Щедрин и Г. Успенский; не относятся к интеллигенции и философы – Чаадаев, Хомяков и другие славянофилы, Бухарев, Чичерин, В. Соловьев, С. и Е. Трубецкие, Лопатин. Русская интеллигенция разделилась, признав собственно интеллигенцией свою последовательно политизированную часть, деятелей, зараженных «мономанией», умственным, нравственным, и общекультурным декадансом, а потому вычленяющих в культуре «две истины» – полезную и вредную (Н. Бердяев); а часть, свободную от борьбы с самодержавием и его атрибутами, духовно эмансипированную от политики, – носителями универсального сознания, объективной истины, общечеловеческой культуры и морали. Впрочем, подлинного универсализма русские интеллектуалы (неинтеллигенция), не прошедшие культурно-исторической фазы ренессанса, совсем не знали, однако само их стремление к универсальности, по-своему понятой и реализованной, было в контексте всей русской культуры XIX века очень важно и перспективно.

Бердяев вслед за Н.К. Михайловским, различавшим «правду-истину» и «правду-справедливость», доказывал, что «интеллигентская правда», тенденциозная и субъективная, практически исключает «философскую истину»; поэтому интеллигенция чужда подлинной философии, которая на практике подменяется научным позитивизмом, заменяющим собой религию, и политизированной веры, приводящей к политизации и мысли, и действия, к замене «философской культуры» «кружковой отсебятиной». Б.А. Кистяковский выявил ущербность, «притупленность» правосознания интеллигенции, что вызвано, во-первых, отсутствием правового порядка в повседневной жизни русского народа, постоянными нарушениями прав личности и вытеснением личности в русской истории и повседневности семьей, общиной, государством, а во-вторых, апологией революционного насилия, игнорирующего политические и иные права, освещенные авторитетом старого строя или враждебных классов. П. Струве писал о «безрелигиозном отщепенстве от государства» интеллигенции и разрушительном характере осуществленного в российской истории синтеза «политического радикализма интеллигентских идей» с «социальным радикализмом народных инстинктов», что обусловило поражение русской революции 1905–1907 гг. М.О. Гершензон призывал интеллигенцию к обретению органичного, национально самобытного, а не заемного с Запада «жизненного разумения», что только и может приблизить интеллигенцию к народу; к преодолению безликой «общественно-утилитарной морали», страдающей косным радикализмом и фанатической нетерпимостью; к освобождению от «тирании общественности» и принудительно-коллективного «смысла жизни»; к углублению творческого самосознания личности и обретению интеллигенцией подлинного, а не мнимого плюрализма.

С.Л. Франк в своих размышлениях об «этике нигилизма» русской интеллигенции пришел к выводу, что одной из самых характерных черт типично русского интеллигентского духа является «борьба против культуры», которая ассоциируется с «ненужным и нравственно непозволительным барством». В умонастроении интеллигенции нет места чистому понятию культуры: науку, искусство, культуру в целом русская интеллигенция трактует утилитарно – как достижение благ материальной цивилизации, развитие народного образования, поднятие народного благосостояния или совершенствование политического механизма. Причинами подобного «нигилистического морализма» русской интеллигенции, как полагал С. Франк, оказываются российская «историческая, бытовая непривычка к культуре» и «метафизическое отталкивание интеллигентского миросозерцания от идеи культуры» ради счастья большинства (народа). Служение интеллигенции последней цели подразумевает аскетическое самоограничение и пренебрежение к самоценным духовным запросам, отказ от любви к чистому знанию и предпочтение «живой любви к людям», наконец, подмена альтруистического служения нуждам народа («любви к ближнему») – «религией абсолютного осуществления народного счастья» в формах революционного социализма («любовью к дальнему»).

Последняя метаморфоза интеллигенции (народничество) была чревата вытеснением любви ненавистью, созидания – разрушением; отказ от творчества нового осуществлялся во имя справедливого распределения старого. Подобная культурная политика интеллигенции, доказывал Франк, ведет к «увековечению низкого культурного уровня всей страны», поскольку культурным эталоном интеллигенции становится темная мужицкая стихия, люди, «слабые, бедные и нищие телом и духом». В статье, посвященной интеллигентной молодежи, А.С. Изгоев показал, что кризис интеллигенции и ослабление ее влияния на исторический процесс в России обусловлены «жалким» образованием интеллигенции, ее уродливым воспитанием, низким уровнем самосознания и воли, отсутствием интереса к знаниям и расцветом показной политической демагогии.

Выход в свет сборника «Вехи» вызвал резкую полемику как справа, так и слева – от Д. Мережковского до А. Пешехонова и В. Ильина (Ленина). Вышли в свет четыре антивеховских сборника (В защиту интеллигенции. М., 1909; По вехам: Сборник об интеллигенции и «национальном лице». М., 1909; Интеллигенция в России. СПб., 1910; «Вехи» как знамение времени. М., 1910), в которых с критикой «веховства» выступили П.Н. Милюков, Д.Н. Овсянико-Куликовский, И.И. Петрункевич, К.К. Арсеньев, Н.А. Гредескул, М.М. Ковалевский, М.И. Туган-Барановский и др. Были, правда, и защитники «Вех» (с одобрением о знаменитом покаянном сборнике интеллигенции писали В.В. Розанов, А.П. Столыпин, А.А. Кизеветтер, А. Белый, Е.Н. Трубецкой, арх. Антоний Волынский и др.), но само заступничество некоторых из них (например, Розанова и арх. Антония) многим казалось компрометирующим.

Главное, против чего восставали критики «Вех», – это «ренегатство» либеральной интеллигенции, осмелившейся произвести решительную переоценку ценностей, и прежде всего ценностей демократической, радикально настроенной интеллигенции. Собственно отсюда пошло и название сборника: вехи – это меты на пути, ориентиры движения и исторического развития, предназначенные либо для возвращения назад, либо для критического обзора пройденного пути (что и предпринимают авторы сборника, как и их оппоненты, и их защитники,– возвратиться, чтобы переосмыслить пройденное). «Вехи» положили начало целой исторической традиции русской интеллигенции («веховской») – критически переосмыслять свое недавнее прошлое и в соответствии с приобретенным опытом менять «вехи» (идейные ориентиры своего саморазвития).

Так, вслед за «Вехами» в Советской России появились сборники: «Из глубины (сборник статей о русской революции)», созданный в основном авторским коллективом «Вех» (1918), и почти одновременно в эмиграции – «Смена вех» (1921), также о русской революции, но во многом с антивеховских позиций. Много лет спустя группа диссидентов (среди которых И.Р. Шафаревич, А.И. Солженицын, М.К. Поливанов, М.С. Агурский и др.) подготовили сборник «Из-под глыб», вышедший за рубежом в 1974 г. и соединивший в себе пафос всех трех предшествовавших сборников, обращенный на критику советского тоталитаризма. В постсоветский период (1996) вышел в свет альманах демократической публицистики «Новые вехи» (вып. 1), объединивший Л. Тимофеева, И. Чубайса, С. Дзарасова, В. Лившица, М. Семина и Г. Мрозека вокруг «российской проблемы». Присутствие в альманахе «веховской» традиции несомненно, причем оно не ограничивается только его названием. Судя по настроениям современной российской интеллигенции, этой традиции не дано иссякнуть и в XXI веке.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 761 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2319 - | 2226 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.