Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теории социального неравенства




В европейской традиции было выработано несколько теорий со­циального неравенства. Наибольшую известность получили теория классов и теория элит. Однако существуют и альтернативные объяс­нения. Неоднозначность описаний неравенства связана главным об­разом с многообразием подходов к социальной реальности, то есть существованием альтернативных подходов к общему социологическому объекту.

 

Теория Э. Дюркгейма. Одним из первых социологов, обратившихся к теме социального, неравенства, был Э. Дюркгейм. В работе «О разде­лении общественного труда», опубликованной в 1893 г., он изложил свою точку зрения на этот вопрос.

Дюркгейм выделял два аспекта социального неравенства: нера­венство способностей и социально закрепленное неравенство. В этом отношении он был продолжателем традиций европейской мысли. Еще Ж.-Ж. Руссо говорил о том, что существует две разновидности нера­венства: естественное, или физическое, которое установлено приро­дой, и условное, или политическое, которое утверждается с согласия людей.

Что касается естественного неравенства, то оно, по мнению Дюрк­гейма, в процессе обучения только усиливается. С точки зрения учено­го, наиболее талантливые люди побуждаются обществом к выполнению наиболее важных с точки зрения этого общества функций. По крайней мере, достаточно развитое общество стремится привлечь этих людей к выполнению данных функций престижем и высокими доходами.

Дюркгейм также высказал идею, что в любом обществе разные виды деятельности не оцениваются одинаково, среди них выделяются более и менее важные и престижные. Все функции, которые важны с. точки зрения выживания общества, не являются равноценными, в каж­дом обществе они выстраиваются в иерархию, и то, как это происхо­дит, специфично для данного общества. Так, в одном обществе могут больше цениться функции, связанные с религиозным культом, тогда как в другом на первый план выходит экономическое процветание.

Теория Дюркгейма получила дальнейшее развитие в работах К. Дэвиса и У. Мура..

 

Теория классов. Понятие социального класса было введено и разработано экономистами, философами и историками (А. Смит, Э. Кондильяк, К.-А. Сен-Симон, Ф. ["изо и др.) еще в XVIII в. Однако по-настоящему «нагрузил» его смыслом только К. Маркс. По Мар­ксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного по­ложения и различных ролей, выполняемых индивидами в производ­ственной структуре общества. Сам К. Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит заслуга открытия существования классов и их борьбы между собой. Однако до Маркса никто не предлагал столь глубокого обоснования классовой структуры общества на ос­нове фундаментального анализа всей системы экономических отно­шений.

Теория Маркса является вариантом объяснения неравенства при помощи понятия конфликта.

По мнению Маркса, основным, наиболее важным признаком обще­ства является способ производства — то, каким образом производят­ся товары. Например, капиталистический способ производства отли­чается тем, что владелец средств производства платит работникам заработную плату, которую те затем тратят на удовлетворение своих потребностей по собственному усмотрению. Другая важная черта экономической организации — это тот класс, который занимает гос­подствующее экономическое положение, то есть владеет средствами производства, а также эксплуатируемый класс. В феодальном обще­стве эксплуататорами являются дворяне-феодалы, а эксплуатируемы­ми — крестьяне; в капиталистическом обществе эксплуататором явля­ется буржуазия, эксплуатируемыми — рабочие. Господствующей иде­ологией в любом обществе является идеология класса, обладающего средствами производства. Она создается для того, чтобы сохранить существующее положение вещей, то есть доступ господствующего класса к благам.

В основе такого распределения ролей лежит экономический инте­рес. Цель любой экономической системы — извлечение прибыли. Экс­плуатируя кого-либо, господствующий класс извлекает прибавочную стоимость, то есть прибыль — часть стоимости товара, которая превы­шает сумму затрат на технику и сырье и затрат на оплату труда.

Маркс предполагал, что существующее положение вещей не явля­ется прочным. Он предсказывал, что в какой-то момент рабочие дол­жны осознать свое положение и изменить его при помощи револю­ции. Это предположение не оправдалось по нескольким причинам. Во-первых, нарисованная Марксом картина социальной жизни страда­ет от излишней однозначности: в ней все распределяется по двум категориям, между «черным» и «белым». Фактически же положение сложнее. В частности, многие владельцы предприятий стали уделять больше внимания защите интересов своих работников, стремились поднять заработную плату и обеспечить их благами, которые ранее были для них недоступны. Такая социально ориентированная полити­ка была одним из первых препятствий формированию сплоченного, осознающего свои интересы и готового бороться со своим положе­нием эксплуатируемого рабочего класса.

Во-вторых, Маркс отождествлял рабочих с наемными работника­ми. Но среди наемных работников существует достаточно сильное расслоение, и те из них, кто получает наиболее высокую зарплату, заин­тересованы в союзе с владельцами средств производства. Это рас­слоение обусловлено и тем, что на некоторых предприятиях получила развитие социально ориентированная политика.

 

Теория М. Вебера. Решающее влияние на формирование совре­менных представлений о сущности, формах и функциях социальной

стратификации, наряду с Марксом, имел Макс Вебер. Вебер, будучи во многих вопросах противником Маркса, не мог ограничиться лишь эко­номическим аспектом стратификации, а потому учитывал и такие фак­торы, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть Ли престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности по­рождают экономические классы; различия, имеющие отношение к вла­сти, порождают политические партии, а престижные различия дают ста­тусные группировки, или страты. На основании этого Вебер построил теорию о «трех автономных измерениях стратификации». Он под­черкивал, что «классы», «статусные группы» и «партии» — явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества.

Основное отличие идей Вебера от взглядов Маркса состоит в том, что, по Веберу, класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие от марксистского подхода, для Вебера понятие класса стало возможным лишь с возникновением капиталис­тического общества, где важнейшим регулятором отношений высту­пает рынок, при помощи которого люди удовлетворяют свои потреб­ности в материальных благах и услугах. Однако на рынке люди зани­мают разные позиции или находятся в разной «классовой ситуации»: одни продают товары, услуги, а другие — рабочую силу, то есть одни владеют собственностью, а у других она отсутствует.

Вебер не предложил четкой классовой структуры капиталистичес­кого общества. Однако с учетом его методологических принципов можно реконструировать веберовскую типологию классов при капи­тализме:

1. Рабочий класс, лишенный собственности.

2. Мелкая буржуазия — класс мелких бизнесменов и торговцев.

3. Лишенные собственности «белые воротнички»: технические спе­циалисты и интеллигенция.

4. Администраторы и менеджеры.

5. Собственники, то есть а) собственники, которые получают ренту от владения средствами производства, и б) «коммерческий класс» (предприниматели).

Необходимо иметь в виду, что классовая стратификация не явля­ется универсальной: она представляет собой порождение капиталис­тического общества, а следовательно, существует лишь с XVIII в. Поня­тие «класс» с этой точки зрения не нейтрально: оно обобщает явле­ния и проблемы, характерные именно для капиталистического обще­ства. Именно в этот период началось формирование новой самосто­ятельной силы — «четвертого сословия», включавшего торговцев, Куп­цов, предпринимателей и банкиров. При этом численность остальных трех сословий (дворянства, духовенства и крестьянства) - оставалась неизменной или сокращалась. Особенно заметно сокращение чис­ленности наблюдалось в сословии крестьян, поскольку сельское хо­зяйство переживало кризис и множество разорившихся крестьян переселялись в города, способствуя таким образом развитию про­мышленности. Именно по: этим причинам на первый план выступил такой стратификационный1 критерий, как экономическое положение, вы­теснив принадлежность к сословию сначала на второй план, а затем — вообще из списка значимых критериев стратификации.

 

Теория элит возникла и формировалась в значительной степени как реакция на радикальные и социалистические учения и была на­правлена против разных течений социализма, прежде всего марксис­тского и анархистского.

Элита на является категорией исключительно политической, посколь­ку в современном обществе существуют также военные, экономичес­кие, профессиональные элиты. Можно сказать, что существует столько элит, сколько есть областей социальной жизни. Положение элиты как высшего сословия или касты может закрепляться формальным зако­ном или религиозным уложением, а может достигаться совершенно неформальным образом. В то же время элита всегда есть меньшин­ство, противостоящее остальной части общества, то есть его средним и нижним слоям как некоей «массе».

Существует два подхода к определению элит. В соответствии с властным подходом, элитой являются те, кто обладают в данном об­ществе решающей властью. Этот подход часто называют линией Лассуэла, который одним из первых предложил такое объяснение. У его истоков стояли также такие исследователи, как Моек и Миллс.

В соответствии с меритократическим подходом элитой оказыва­ются те; кто обладает некими особыми достоинствами и личными каче­ствами, независимо от того, располагают они властью или нет. В после­днем случае элита выделяется по талантам и заслугам, а также по наличию харизмы — способности вести за собой людей. Данный под­ход называют линией Парето.

Теория элит представляет собой альтернативное марксистскому подходу объяснение социальной стратификации. Неприятие марксис­тами положений, лежащих в основе теории элит, объясняется без тру­да. Во-первых, признание того, что нижние слои являются слабой или даже неорганизованной массой, которой можно и нужно управлять, означало бы, что эта масса не способна к самоорганизации и рево­люционному действию. Во-вторых, это означало бы признание неиз­бежности и даже «естественности» такого резкого неравенства.

 

Социальная стратификация

Социальная стратификация — это особое измерение социальной структуры. Если рассматривать общество как совокупность соци­альных институтов, включающих статусы и роли, то оказывается, что все эти элементы равноправны и отличаются друг от друга только содержательно, с точки зрения тех функций, которые они выполняют. В то же время в обществе огромную роль играет и неравенство. Если социальные институты, статусы и роли отражают горизонтальное рас­слоение общества, то неравенство является основой для его верти­кального расслоения, то есть для социальной стратификации.

Между горизонтальным и вертикальным измерениями нет четкого различия. По сути, это разные подходы к описанию одних и тех фак­тов. Например, мы можем рассматривать учителя и директора школы с точки зрения горизонтального измерения, и в этом случае они будут совершенно равноправными работниками, а различия между ними будут сводиться к различиям в выполняемых ими функциях. Отношение между ними может быть рассмотрено и с точки зрения вертикального изме­рения. А в этом случае оно уже будет иным. И действительно, дирек­тор школы является начальником, а учитель — подчиненным; соци­альный статус (авторитет) директора школы в целом выше, чем статус (авторитет) учителя; директор школы имеет более широкий доступ к социально престижным благам, чем учитель и т.д.

Термин «стратификация» пришел в социологию из геологии, в ко­торой его используют для описания того, как располагаются пласты пород. Этот термин восходит к латинскому языку и образован от двух слов: 51га1ит — слой и тасю — делаю. Страта в геологии — это слой земли, который состоит из однородных элементов. Именно этот аспект данного понятия и был заимствован социологией: страта в социологии также включает людей, более или менее сходных по опре­деленным параметрам.

Впрочем, геологическая метафора не вполне приемлема в социо­логии, а потому, как это нередко случается, понятие, перейдя из одной науки в другую, приобрело дополнительные значения. В частности, с точки зрения геологии трудно представить, чтобы один слой переме­щался относительно другого или чтобы один компонент неожидан­но изменил положение и переместился в другой слой, — социологии же постоянно приходится иметь с этим дело. Например, в настоящее время в нашей стране существенно понизился уровень жизни препо­давателей, в том числе и вузовских. И этот процесс можно осмыслить только как смещение в более низкий слой достаточно большой груп­пы людей, которое ведет к «перераспределению сил» в обществе, к изменению общей картины.

Принадлежность к страте определяется в социологии на, основа­нии двух групп показателей: субъективных и объективных.

Под субъективными показателями понимают ощущения и мысли человека, связанные с принадлежностью к той или иной социальной, группе. Объективные показатели — это показатели, которые в це­лом независимы от оценки человека и могут быть измерены с боль­шей или меньшей точностью. Объективные показатели в гораздо боль­шей степени отражают обобщенное положение человека в стратифи­кационной системе, то есть его положение с точки зрения всеобщих, универсальных для данного общества критериев.

Существует четыре основных параметра, по которым в современ­ном обществе определяется объективное положение человека в стра­тификационной системе: доход, образование, власть и престиж. Субъек­тивные и объективные показатели не всегда совпадают. Например, глава преступной группировки может полагать, что он принадлежит к выс­шей страте, поскольку имеет высокий доход. И действительно, с точки зрения власти и уровня жизни этот человек принадлежит к высшей страте. Однако параметры образования и престижа не позволяют поместить его в верхней части вертикальной классификации. В евро­пейских обществах преступная деятельность осуждается (хотя в на­шей стране найдется немало людей, которые высоко оценят положе­ние бандита); скорее всего, образование этого человека также отно­сительно невысокое. Следовательно, положение его нельзя оцени­вать так высоко, как это делает он сам.

Рассмотрим основные параметры, по которым определяется объек­тивное положение человека в стратификационной системе.

 

Доход — это сумма денег, которую получает отдельный человек или семья за определенный период. Самый просто способ исчисле­ния дохода — это его пересчет в определенных денежных единицах (рублях, долларах, марках и т.д.). В социологии принято выделять ус­ловные уровни дохода, относительно которых и распределяются груп­пы населения. Например, внизу такой классификации будут распола­гаться люди, ежемесячный доход которых до 1000 рублей, затем — люди, доход которых составляет от 1000 до 5000 рублей, затем — люди, получающие до 10 000 рублей, и т.д. Выделение таких групп условно. В частности, люди, получающие в среднем 9000 рублей в месяц, стоят гораздо ближе к тем, кто получает чуть больше 10 000 рублей, чем к тем, кто получает 5000 рублей, хотя распределение по группам не от­ражает этого. Однако такая классификация позволяет получить и обоб­щить важные данные о вертикальной структуре общества.

 

Образование — еще один параметр, который указывает на поло­жение человека. В настоящее время в европейских государствах по­давляющее большинство людей имеют среднее образование; более высокое образование получают лишь некоторые граждане.

Фактически данный параметр выражается в количестве лет, кото­рые потратил человек на обучение. Получение неполного среднего образования требует 8—9 лет, тогда как на высшее образование чело­век тратит уже 15—16 лет, а профессор на свое обучение — более 21— 22 лет.

 

Власть — параметр стратификации, измеряемый количеством лю­дей, находящихся в подчинении у человека. Чем больше у человека подчиненных, тем выше его статус. Например, распоряжения Прези­дента Российской Федерации выполняют 150 миллионов человек, рас­поряжения губернатора — несколько миллионов, распоряжения ди­ректора завода — от нескольких сотен до нескольких десятков ты­сяч человек (в зависимости от численности работников), а распоряже­ния начальника отдела — в среднем от пяти до двадцати человек.

 

Наконец, престиж — это параметр, отражающий тот «вес» (авто­ритет), который получает человек, занимающий данный статус. Напри­мер, как показали исследования, в США наиболее престижными счита­ются профессии преподавателя колледжа, судьи, врача, адвоката, а наи­менее престижными — профессии дворника, чистильщика обуви, гор­ничной, сантехника и т.д. Этот перечень, кстати, наверняка отличается от мнения граждан нашей страны. Однако о действительном положе­нии мы можем только предполагать, поскольку в России подобных исследований не проводилось.

Измерить престиж можно, исследовав то, как члены общества оце­нивают те или иные профессии. Как правило, в процессе таких иссле­дований людям предлагается список профессий, которые они должны оценить по определенной шкале. Затем данные обобщаются и выво­дится цифра, которая отражает среднюю оценку.

Стратификационные системы

Имеется множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Наиболее известными являются критерии, лежащие в основе кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциации, которые отождествляются с историческими типами общественного устройства.

Однако можно утверждать, что любое общество предполагает од­новременно несколько разных стратификационных систем и множе­ство их переходных форм, которые сосуществуют друг с другом.

 

Вы­деляют следующие типы стратификации:

1. Физико-генетическая стратификация. В ее основе лежит диф­ференциация социальных групп по таким «естественным» социально-демографическим признакам, как пол, возраст и наличие определен­ных физических качеств (силы, красоты, ловкости). Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками люди автоматически занимают более низкое место в системе. Неравенство в данном слу­чае утверждается физическим насилием, а впоследствии закрепляется в обычаях и ритуалах.

 

2. Рабовладельческая стратификация также основана на пря­мом насилии. Но неравенство людей здесь детерминируется военно-физическим принуждением. Социальные группы различаются по на­личию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Опре­деленные социальные группы при такой стратификации превращают­ся в объект частной собственности. Это положение чаще всего пере­дается по наследству и закрепляется в поколениях. Примером рабов­ладельческих стратификации может служить античное рабство, а так­же холопство на Руси.

Способы воспроизведения рабовладельческой системы характе­ризуются значительным разнообразием. Античное рабство держа­лось в основном за счет завоеваний. Для раннефеодальной Руси бо­лее характерным было долговое, кабальное рабство.

 

3. Кастовая стратификация основывается на этнических различи­ях, которые закреплены религиозным порядком и религиозными риту­алами. Каждая каста является замкнутой группой, которая занимает строго определенное место в общественной иерархии. Существует четкий перечень, определяющий занятия, которыми члены этой касты могут заниматься (жреческие, воинские, земледельческие), в результа­те чего обособленность данной группы увеличивается еще больше. Положение в кастовой системе также передается по наследству, а следовательно, явлений социальной мобильности в организованных по данному принципу системах практически не наблюдается.

Примером системы с господством кастовой стратификации явля­ется Индия, в которой юридически кастовое деление было отменено лишь в 1950 г.

 

4. Сословная стратификация. В этой стратификационной систе­ме группы различаются юридическими правами, которые жестко свя­заны с их обязанностями, представляющими собой закрепленные в законодательном порядке обязательства перед государством. На конкретном уровне это проявляется в том, что представители одних сословий обязаны нести ратную, другие — чиновничью службу и т.д. Таким образом, сословие — это в первую очередь юридическое, а не экономическое деление. Принадлежность к сословию также переда­ется по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы.

Примером развитых сословных систем являются феодальные за­падноевропейские общества, а также феодальная Россия.

 

5. Этакратическая стратификационная система (от греч. — госу­дарственная власть). В ней дифференциация между группами проис­ходит по их положению в государственных иерархиях (политической, военной, хозяйственной), а все прочие различия (демографические, ре^ лигиозные, этнические, экономические, культурные) играют второсте­пенную роль. Стратификация, таким образом, связана в этом случае прежде всего с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Масштабы и характер диф­ференциации (объемы властных полномочий) в этакратическои систе­ме находятся под контролем государственной бюрократии.

Между сословной и этакратическои системой наблюдается неко­торое сходство, поскольку иерархии могут закрепляться юридически посредством чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присво­ения категорий государственным учреждениям. Однако они могут оставаться и вне сферы государственного законодательства. Для этакратическои системы характерны формальная свобода членов общества, которые фактически зависят лишь от государства, и отсут­ствие автоматического наследования властных позиций, что отличает ее от системы сословий.

Ярким примером данной стратификационной системы является система советской партийной номенклатуры, принципы дифференциа­ции внутри которой, равно как и принципы дифференциации с другими слоями общества, не были закреплены в законах.

 

6. Социально-профессиональная стратификационная система. Социально-профессиональное деление является базовой стратифи­кационной системой для обществ с развитым разделением труда. Осо­бую роль в ней выполняют квалификационные требования, предъявля­емые к той или иной профессиональной роли, например, обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Другими словами, в такой системе слои выделяются в первую очередь по содержанию и условиям своего труда.

Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разря­дов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способ­ность выполнять определенные виды деятельности. Действенность по­добных сертификатов обеспечивается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха).

Для данной стратификационной системы не характерно наследо­вание принадлежности к слою, ч проявляется это в том, что сертифи­каты чаще всего по наследству не передаются (хотя эта закономер­ность, имеет и некоторые исключения).

В качестве примеров можно привести строй ремесленных цехов средневекового города, разрядную сетку в современной промыш­ленности, систему аттестатов и дипломов о получении образования, систему научных степеней и званий и т.д.

 

7. Классовая стратификационная система. Хотя классовый под­ход нередко противопоставляют стратификационному, мы будем рас­сматривать классовую дифференциацию как одну из разновидностей стратификации. С точки зрения социально-экономической трактовки классы — это социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан, различия между которыми заключаются в характере и размерах собственности на средства производства и про­изводимый продукт, а следовательно, и в уровне получаемых доходов.

Принадлежность к классам не регламентируется высшими властя­ми, не устанавливается законодательно и не передается по наслед­ству, что существенно отличает классовую стратификационную систе­му от всех остальных. При этом экономическое преуспевание автома­тически переводит человека в более высокую группу (хотя фактичес­ки могут существовать и другие ограничения).

Необходимо отметить, что классовое членение общества часто носит вторичный, подчиненный другим способам дифференциации об­щества на слои характер, а следовательно, его роль в марксистской теории заметно переоценивается. По крайней мере, первостепенность такого способа деления была характерна лишь для буржуазных об­ществ Запада и никакие может быть признана универсальной.

 

8. Культурно-символическая стратификационная система. Диф­ференциация возникает в такой системе на основании различий в до­ступе к социально значимой информации и способностей и возмож­ностей быть носителем сакрального знания (мистического или науч­ного). Естественно, более высокое положение в социальной иерархии занимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования созна­нием и действиями прочих членов общества, кто обладает «лучшим» символическим капиталом.

В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в сред­невековье — служителям церкви, составляющим основную массу гра­мотного населения, толкователям священных текстов, в Новое время — ученым и партийным идеологам (во многом в таком положении уче­ных реализовались утверждения позитивистов о том, что наука станет новой религией). С некоторым упрощением можно утверждать, что для доиндустриальных обществ в большей степени свойственно те­ократическое манипулирование, для индустриальных — партократическое, тогда как в постиндустриальных обществах на первый план вы­ступает технократическое манипулирование.

 

9. Культурно-нормативная стратификационная система. В ос­нове такой системы лежат различия в степени авторитетности и престижа, возникающие в результате сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа.

В основу социального деления могут быть положены такие пара­метры, как характер труда (физический и умственный труд), привычки, манеры общения, потребительские вкусы, этикет, язык (например, в виде профессиональной терминологии или жаргона). Как правило, такие различия позволяют членам групп различать своих и чужих.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 13929 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2261 - | 2183 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.