Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Полиархия: правление многих, но не всех




 

Демократия — это худшая форма правления, если не считать все ос­тальные.   У. Черчилль, 1947 г.

 

В наше время понятие демократии расширилось и стало включать не только нормативные определения как системы политического правления и ее характеристики (от всенародности до форм участия граждан в самоуп­равлении), но также мировоззренческие подходы к отношениям между людьми, этические, философские и иные основания человеческого суще­ствования в условиях современности. Вместе с тем идеалы демократии ос­тались фактически такими же, как в IV в. до н.э., за исключением одного — сейчас гораздо больше ценится отдельная личность, ее мнение и интересы, политическая активность. Вот как об этом высказался Нобелевский лауре­ат Милтон Фридман (род. 1912).

 

Наше общество таково, каким мы делаем его сами. Мы сами способ­ны определять форму и структуру наших социальных институтов. Разумеется, многообразие доступных нам возможностей ограниче­но как чисто техническими факторами, так и особенностями челове­ческой природы — однако никто не может воспрепятствовать нам (если мы этого взаправду хотим) в построении общества, опираю­щегося в организации экономической и иных видов деятельности прежде всего на принцип добровольного сотрудничества. Только от нас самих зависит создание такого общества, которое охраняет и при­умножает свободу личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство всегда ос­тавалось слугой народа и не превращалось в его хозяина.   М. и Р. Фридман, «Хозяева своей судьбы»

 

Подобный подход, во многом опирающийся на ценностное отношение к человеку, побудил современных политологов отличать демократию в ши­роком, даже идеальном смысле от ее собственно политического, преиму­щественно институционального базиса. В последнем случае сторонники эмпирической (т.е. основанной на опыте) демократической теории рассмат­ривают обширнейший набор факторов, способствующих установлению более стабильных форм демократического правления на всей планете. Прав­да, в последнее время ученые опять все чаще признают, что демократия — это понятие, которое и в современности, несмотря на массу исследований, решительно не поддается четкому научному определению. Вместе с тем одна из самых популярных в мировой политологии дефи­ниций современной демократии — полиархия. Это не система власти, которая воплощает в себе демок­ратические идеалы во всей их полноте, но правле­ние, в достаточной степени приближающееся к та­ким идеалам.

Наиболее последовательно различение идеалов и институционального оформления демократии про­водит Роберт Даль, которого с общего согласия по­литологи именуют патриархом исследований плю­ралистических моделей. Он предложил использо­вать для обозначения институциональных решений фактически реконструированное им понятие полиархии* (англ. polyarchy).

Эллины слово «полиархия» воспринимали пре­имущественно в негативном смысле — как разброд в стане властвующих, рассогласованность правления. В контексте же со­временности это понятие, напротив, подчеркивает политический плюра­лизм и способность институтов нынешней демократии обеспечивать взаи­модействие и координацию (согласование) интересов индивидов и групп без утраты их самостоятельности и принципиального равенства.

 

Пять критериев являются стандартами — идеальными стандартами, если угодно, — на основе которых следует оценивать предлагаемые процедуры....Любой процесс, который полностью удовлетворит им, станет совершенным демократическим процессом, а управление ас­социацией — совершенным демократическим правлением. Я при­знаю, что совершенный демократический процесс и совершенное де­мократическое правление никогда не существовали в реальности. Они дают представления о человеческих возможностях, с которыми мо­гут сравниваться действительные явления....Какие же критерии тог­да будут безусловно соответствовать нашим представлениям, а по­тому служить нам отличительными признаками демократического процесса? Эффективное участие. В ходе всего процесса принятия связывающих решений граждане должны иметь адекватные и рав­ные возможности для выражения своих предпочтений относительно конечного результата. ...Равенство в голосовании при принятии ре­шения. На этапе принятия коллективных решений каждому гражда­нину должна быть гарантирована равная возможность высказать пред­почтение, которое будет считаться равным по весу предпочтению, выраженному любым другим гражданином. ...Просвещенное пони­мание....Каждый гражданин должен обладать адекватными и рав­ными возможностями для определения и проверки...в контексте при­нятия решения того предпочтения, которое наилучшим образом слу­жило бы интересам данного гражданина. ...Контроль над повесткой дня....Демос должен иметь исключительную возможность решать, какие вопросы пополняют перечень проблем, подлежащих решению в ходе демократического процесса. Р. Даль, «Демократия и ее критики»

 

ДАЛЬ(Dahl), Роберт (род. 1915, Инвуд, шт. Айо­ва) — американский политолог, один из основополож­ников концепции плюралистической демократии, ши­роко известный своими трудами в области политичес­кой теории, в первую очередь современной демократии, распределения власти и плюрализма, ока­зывающими значительное влияние на современные по­литические исследования. Автор таких работ, как: «Экономика, политика и благосостояние» (1953, соавт. Ч. Линдблом); «Введе­ние в теорию демократии» (1956); «Кто управляет? Де­мократия и власть в американском городе» (1961); «Плюралистическая демократия в США» (1967); «После революции? Власть в хорошем обществе» (1970): «Полиархия: участие и оппозиция» (1971); «Ди­леммы плюралистической демократии: автономия vs. контроль» (1982); «Со­временный политический анализ» (5-е изд., 1990); «Введение в экономичес­кую демократию» (1985); «Демократия и ее критики» (1989); «О демократии» (1998) и др. Вклад в развитие политической мысли. Научные взгляды Даля сложи­лись под влиянием либерально-позитивистской и бихевиористской парадигм. Совместно с Ч. Линдбломом и Дж. К. Гэлбрейтом Даль образует неоплюрали­стическое направление в американской политологии, определившее диапазон изучаемых им проблем, среди которых: предпосылки современной демокра­тии, эмпирические условия для частичной или полной реализации демократи­ческих проектов; соотношение демократии, свободы и равенства, а также эли­тарных и плюралистических элементов в современных демократических политиях; распределение власти в обществе и последствия растущего влияния большого бизнеса; модели современной демократии, нормативные теории, их оценивающие или обосновывающие, использование данных моделей при ана­лизе реальных политических режимов и институтов.

 

Политические режимы по Р. Далю

 

 

Главное в демократии заключается в ориентации на создание опре­деленных условий для достижения поставленных ею возвышенных це­лей на уровнях политии, группы интересов и каждого гражданина. Будут ли достигнуты такие цели или нет, зависит от того, как именно и в каких обстоятельствах (в т.ч. привходящих) развивается политический процесс, какие силы на него влияют и участвуют в нем, а какие противо­стоят, какие способности проявляют данные силы и т.д. Придавая боль­шое, порой принципиальное значение политическим процедурам и спо­собностям гражданина, предъявляя к ним весьма жесткие требования, демократия не гарантирует определенности результатов. Вот в чем глав­ный смысл широко признанной сегодня дефиниции демократии как оп­ределенности процедур при неопределенности результатов* (Адам Пшеворский, род. 1940).

В неопределенности результатов состоит основная функциональная слабость демократии — в данной системе нет и не может быть органичес­ки присущих ей механизмов, полностью предохраняющих от прихода к власти авторитарных и тоталитарных группировок. Главные препятствия этому — в демократической делиберации* (постоянной самокритике и самоочищении демоса, т.е. совокупности граждан), в вовлечении потен­циальных противников демократии в политическую дискуссию, а тем са­мым в демократический процесс ради их «обращения» в демократов. Та­кой проект по сути дела построен на стародавней идее о развивающейся природе человека.

При всем многообразии возникавших в разное время и в специфи­ческих условиях конкретных демократических режимов, институтов и про­цедур политология позволяет обобщить их и сгруппировать в ряд институ­циональных схем или организационных принципов. Подобную институциональную инфраструктуру (составные части устройства) современной де­мократии вслед за Далем Сартори называет селективной (т.е. основанной на избирательности, отборе) полиархией.

 

Полиархия — политический порядок, отличающийся в самом общем виде двумя масштабными характеристиками: гражданские права пре­доставлены сравнительно высокой доле взрослых, а сами эти права позволяют проявлять несогласие и путем голосования смещать выс­ших должностных лиц в управлении....Если конкретнее,...то поли­архия есть политический порядок, опирающийся на семь основных институтов, и все они должны действовать, чтобы система могла быть признана именно полиархией.   1. Выборные должностные лица (elected officials). Контроль за ре­шениями правительства по поводу политического курса конститу­ционно закреплен за избираемыми должностными лицами.   2. Свободные и честные выборы (free and fair elections). Выборные должностные лица избираются на частых и честно проводимых вы­борах, в ходе которых принуждение случается сравнительно редко.   3. Всеобщее голосование (inclusive suffrage). Практически все взрос­лые имеют право голосовать на выборах должностных лиц.   4. Право претендовать на выборную должность (right to run for office). Почти все взрослые имеют право претендовать на выборные должности в правительстве, хотя возрастные ограничения могут быть выше, чем для голосования.   5. Свобода слова (freedom of expression). Граждане имеют право вы­ражать свое мнение без угрозы сурового наказания по самому широ­кому кругу политических вопросов, включая критику должностных лиц, правительства, режима, социально-экономического порядка и господствующей идеологии.   6. Альтернативная информация (alternative information). Граждане вправе обращаться к альтернативным источникам информации. Бо­лее того, альтернативные источники информации существуют и за­щищены законом.   7. Независимость самоорганизации (associational autonomy). Для обеспечения своих многообразных прав, включая перечисленные выше, граждане также обладают правом создавать относительно не­зависимые ассоциации или организации, в т.ч. независимые партии и группы интересов.   Важно понимать, что эти положения характеризуют действительные, а не номинальные права, институты и процессы.   Р. Даль, «Демократия и ее критики»

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 485 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2676 - | 2239 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.