Не раз уже подчеркнутое выше разнообразие постоянно развивающейся политики предопределило и сложный состав самих наук, изучающих этот мир, и множество имеющихся на сегодня исследовательских проблематик. Понятно, что данные факторы обусловили неоднозначную трактовку общего содержания политологии.
Интерпретация Крупнейший проблемный комплекс «большой» политической науки составляет целый ряд исследовательских направлений. Некоторые политологи склонны считать их смежными, во многом взаимопереплетающимися, но отдельными дисциплинами, иные — субдисциплинами, т.е. фактически «подчиненными» политологии отраслями знания. В зависимости от угла рассмотрения, по-видимому, правы и те, и другие: одни сферы изучения политики относительно самостоятельны (например, политическая психология), хотя в них частично используются теоретические построения, методологические подходы, категории «классической» политологии, вторые — четко вписываются в понятие субдисциплин (регионалис-тика). Кроме того, политологи оптимистично и обоснованно отмечают, что к началу XXI в. политическая наука представляет собой быстро изменяющуюся область знания, успешно преодолевающую те барьеры, которые ранее разграничивали ее конкретные разделы. Такое интеллектуальное взаимопроникновение сближает отдельные направления исследований в рамках политической науки. Можно считать, что она уже приобрела отчетливо междисциплинарный характер. Вместе с тем ряд политологов (в частности, Хелд)обращают внимание на то, что в высшей школе часто принудительно разделяют общественные науки на «экономическую», «социальную» и «политическую» системы, представляя их как более или менее независимые области человеческой активности. В учебном процессе нередко продолжают искусственно расчленять и саму политическую науку невзирая на уже признанную ее комплексность и междисциплинарность. |
Вначале политическая наука в виде самостоятельной университетской дисциплины, как известно, преимущественно сводилась к государствоведению, вроде бы отпочковавшемуся от юриспруденции, но и поныне использующему особые правовые понятия, трактовки и подходы. В первые десятилетия XX в. изучение гражданского общества в целом и политического поведения в частности позволило сформировать новые дисциплины — политическую социологию и политическую психологию. Эти дисциплины возникли, соответственно, благодаря использованию общесоциологической теории и конкретных социологических исследований, а также психологии.
В мировой традиции политического знания обычно принято различать политологию как таковую (англ. political science) и политические науки (англ. policy sciences). Такое подразделение проводит, например, авторитетный англо-американский «Словарь политического анализа» (Дж. Плейно, Р. Риггс, X. Робин; первое издание — 1982 г.). В данном смысле под политологией, как правило, понимается систематизированное изучение политики в целом и более узко — государственного управления. В плане предмета исследования развитие политологии шло от внимания к формальным институтам (в основном к государству) и правовым отношениям до проявления научного интереса к поведению людей и их групп в политике, политическим процессам и системам, неформальным отношениям. Ранее преобладавший правовой, исторический и описательный анализ был дополнен методами бихевиоризма. Предметное содержание основных разделов политологии в ее качестве комплексной научной и учебной дисциплины (хотя это размежевание жестко не закреплено) обычно составляют: политическая теория; сравнительный и межстрановой (англ. cross-national) анализ; поведение в сфере политики; властные отношения и управление на национальном и местном уровнях; государственно-административная деятельность (англ. public administration) и организационные решения; международные отношения.
В свою очередь, политические науки (термин изобретен Лассуэллом в 1951 г.) можно довольно широко определить как научное обеспечение политики; под данным понятием часто подразумевается прикладная политология. Это междисциплинарный комплекс исследований, связанных с использованием их результатов для обеспечения наилучших вариантов выработки и проведения государственной политики, решения проблем политической жизни общества в целом. Прикладная политология берет на вооружение почти все собственно политологические дисциплины, а также методы из таких научных областей, как общая теория систем, кибернетика (программирование), теория игр и т.д. Энтузиасты научного обеспечения политики рассчитывают на то, что дальнейшее развитие этой отрасли позволит применять политическое знание во всей его совокупности к явлениям политики.
Политическая социология — изучение политической жизни в социологическом контексте (с соответствующими методиками). Эта дисциплина рассматривает то, каким образом политические явления и события влияют на общество и, наоборот, какому воздействию со стороны общества, составляющих его групп и отдельных индивидов подвергается сама политика. Макросоциологический (т.е. общесоциологический) подход предполагает изучение социальных оснований власти, влияние социальных или групповых конфликтов на политические институты и процессы и обратное воздействие последних на общество, его конкретные слои и группы. Микросоциологический подход сосредоточен на конкретных политических структурах как социальных организациях (формальных и неформальных), на типах руководства, способах урегулирования конфликтов. Если политика — это одна из сфер деятельности общества в целом, политическое явление есть явление в основном и главном социальное. Политическая социология соединяет идеи и методики двух дисциплин — политологии и социологии. Сейчас направления научного поиска в данной области сводятся к проблематике: ролей и организационных отношений; политической элиты; социальных основ политических конфликтов; социальных характеристик (англ. attributes), связанных с политическим участием, в т.ч. в выборах. Среди важнейших вопросов политической социологии — исследование общественного мнения, выражающего установки и ориентации людей, групп, общества; анализ партий (руководящий, членский, активистский составы, корпус избирателей).
Политическая социология пытается прояснить пружины действия политической системы. Как раз то, что эта последняя старается скрыть. Здесь нет никакого макиавеллизма, подобное сокрытие ред-ко когда связано с умышленностью, некоей целенаправленной волей — просто таков эффект деятельности системы. Обнажить основы власти означает привлечь к ним внимание, что зачастую помогает воспрепятствовать неверным суждениям о ней. Ж.-П. Ко, Ж.-П. Мунье, «О политической социологии» |
Политическая психология — одна из наиболее быстроразвивающихся ныне дисциплин, исследующих прежде всего роль личности, ее установок, убеждений в политике. По отношению к ней политология и психология (особенно в части бихевиоризма) — «материнские» науки. Современная политическая психология служит важным инструментом моделирования политических процессов, включая прогнозы. Она исходит из того, что политическое участие, как и другие разновидности поведения человека вообще, есть следствие его взаимодействия со средой. Потому данная дисциплина обращается к психологическим факторам — восприятию, ожиданиям, мотивациям (фр. motif— побуждение), познавательным процессам. Главные разделы политической психологии — изучение отношения человека к власти, механики политического поведения в целом, политической социализации, природы лидерства, конфликта и сотрудничества.
Политическая философия — та область интеллектуальной активности, где разъясняются и/или разрабатываются идеи, относящиеся к политике, преимущественно — к истории мысли, сущности и ценностям политической действительности, умственным предпосылкам ее анализа. Эта дисциплина предоставляет ученым средства и методы для абстрактного познания тех сторон политики, которые трудно или пока невозможно изучить опытным путем. В содержание предметов и классической политологии, и политической философии (в качестве их субдисциплин) обычно включают политическую теорию — исследования, оценки, объяснение и прогнозирование явлений в политике (в т. ч. поведения, ценностей и пр.). В этой сфере создаются политические концепции двух основных типов: нормативные (кратко говоря, устанавливающие определенные правила) и эмпирические, формулирующие поддающиеся научной проверке предположения.
В комплекс политической науки входит (примерно с 1945 г.) политическая антропология (гр. anthropos — человек) как изучение управления в примитивных либо племенных сообществах (как правило, незападного типа — Азия, Африка, Австралия, тихоокеанские острова и т.д.). В ее рамках исследуется связь современного политического поведения с более широкой, можно сказать, исходной, групповой культурой и развитие политической практики от изначальных ее вариантов к нынешнему дню. Эта субдисциплина стала помимо прочего основой для образования ретроспективной (т.е. посвященной рассмотрению прошлого) политологии. Данные общей антропологии как науки о человеке предоставили политологам возможность проверить свои теории на гораздо большем разнообразии исторически сложившихся и эволюционировавших политических систем. Существенно и то, что именно антропология позволяет проследить влияние расовых и этнических факторов на поведение в политике сегодняшнего человека.
К числу политологических субдисциплин ныне относят также политическую экологию. Ее предмет исследования — отношения политической системы с физической, культурной и социальной окружающей средой. В последнее время концепция экологии применяется в социальном смысле — как среда влияет на политическую систему и обратные воздействия.
Геополитикас ее особым вниманием к окружающей среде и географическим факторам внешнеполитических отношений тоже входит в комплекс политологии. Иногда ее включают в качестве вспомогательного раздела в такую дисциплину, как международные исследования и мировая политика.
Из других областей научного знания политология заимствовала многие методы (здесь выделяются системный анализ, семиотика — наука о свойствах знаков и знаковых систем, логика, лингвистика). На их основе складываются относительно новые политологические субдисциплины — структурно-функциональный анализ политики, коммуникативная политология и т.д.
Как видно из вышеперечисленного содержания отдельных дисциплин и направлений изучения в политической науке, все их можно подразделить на две большие группы: 1) теоретико-аналитические и 2) эмпирико-дескриптивные исследования. В первой из них идет работа главным образом с концепциями и моделями, во второй — с непосредственно наблюдаемой политической практикой и анализом результатов таких наблюдений.
Особо следует обратить внимание на такую мощную по достижениям и по научным потенциям дисциплину, как сравнительная политика (англ. comparative politics). Она — своего рода связующее звено между эмпирическими изысканиями и политической теорией, а ее возникновение относят ко временам Аристотеля. Многие считают сравнительную политологию — ее еще именуют политической компаративистикой (лат. comparativus — сравнительный) — едва ли не центром политической науки вообще.
Что можно сказать в пользу сравнительного политического анализа? Он повышает чувствительность наблюдателей к различиям между их собственными обществами и другими и к последствиям таких различий. Это делает политологию более восприимчивой к сложности и многообразию норм, ценностей, институтов и социальных структур и к взаимосвязи различных форм политического поведения, которые, даже если они кажутся похожими на наши, могут означать совсем иное для тех, на кого они распространяются. Дэвид Аптер, «Политическая наука: новые направления» |
Классическое содержание предмета сравнительной политологии сводится к трем основным и обычно взаимосвязанным составляющим. 1) Изучение одной или ряда зарубежных стран; однако здесь метод сравнения выражен пока довольно слабо. Вместе с тем данный компонент компаративистики полезен для начальных стадий учебного процесса. 2) Систематизированное сравнение разных стран для выявления и истолкования сходств и различий явлений, событий, процессов в политическом мире. В этом подходе большее значение придается построению и проверке моделей (теоретических схем), нежели собственно результатам наблюдений над конкретными вариантами страновой политики. 3) Постоянное обновление набора методов исследований (правил и стандартов сравнения) и выяснения их перспектив и пределов. Компаративный научный материал приобретает особую ценность, когда в процесс сравнения включены исследования по такой неизменно присутствующей в политологии каждой страны субдисциплине, как теория и практика национальной политической системы.
Сильный стимул к дальнейшему развитию сравнительная политология получила в середине XX в. Целый ряд ученых (в основном в США и Западной Европе) обосновал переход к крупномасштабным сравнениям, в которые были включены уже не только развитые демократические страны, но и иные типы политических систем и практик (примитивные, недемократические, незападные и пр. общества). При этом они стали использовать, в частности, данные политической антропологии, других смежных дисциплин. Тогда же было предпринято изменение методологии и категориального аппарата компаративистики. Расширение рамок сравнений с необходимостью потребовало разработки более многопланового понимания самой политики. Если ранее уделялось повышенное внимание официальной, так сказать, политике, формальным ее сторонам, прежде всего государству, то теперь в предмет изучения были включены конкретная политическая практика людей и их групп (т.е. по преимуществу неформальные аспекты политики), а также процессы.
Вместе с тем при всех нововведениях главным для сравнительной политологии остается поиск решения таких проблем, как: отличия политических систем; факторы стабильности и изменения политического режима; оптимальные формы правления. Особый всплеск интереса к компаративистике в последние десятилетия XX столетия был связан с чередой процессов демократизации в разных странах. Не так давно к традиционной проблематике этой дисциплины были добавлены следующие вопросы: сравнения в области международных отношений; изучение вариантов национализма и этнических конфликтов; экономические аспекты политики; выявление сходств и различий между группами интересов и др.
Вопросы для семинарского занятия
1. Поясните трактовку Аристотелем человека как «политического животного».
2. Является ли любое управляемое человеческое сообщество политическим?
3. Почему на протяжении долгого времени под политикой понималось главным образом государственное управление?
4. Что входит в число субъектов политики?
5. В чем заключается вклад Н. Макиавелли в изучение политики?
6. Охарактеризуйте основные современные модели объяснения политики.
7. Дайте определение политического в понимании К. Шмитта. Актуальна ли эта трактовка в настоящее время?
8. Что представляет собой современная политология? Согласны ли вы с мнением о политологии как о «расколотой дисциплине»?
9. С чем связана все большая профессионализация и специализация представителей мира политики? Назовите основные группы профессий в политике.
10. Какие дисциплины входят в комплекс политической науки?
11. Каков предмет сравнительной политологии?
Тексты
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М., 1993.
Грин Д., Шапиро И. Объяснение политики с позиции теории рационального выбора: почему так мало удалось узнать? — Полис. — 1994. — № 3.
Даль Р. Современный политический анализ. — Политология (отв. ред. Ю.С. Пивоваров). — М., 1993.
ДоганМ.,ПелассиД. Сравнительная политическая социология. —М., 1994.
Лебедева М.М., Мельвиль А.Ю. Сравнительная политология, мировая политика, международные отношения: развитие предметных областей. — Полис — 1999. — № 4.
Лоуи Т. Глобализация, государство, демократия: образ новой политической
науки. — Полис. — 1999. — № 5. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. — М., 1997. Политическая наука: новые направления. — Гл. 1, 2, 3. — М., 1999.
Дополнительная литература
Алексеева Т.А. Современные политические теории. — М., 2000.
Ильин М.В. Слова и смыслы: Политая. — Полис. — 1994. — № 4.
Капустин Б.Г. Что такое «политическая философия»? — Полис. — 1996. — №6; 1997. — № 1,2.
Марков С.А. Политические профессии. — Полития. — 1999. — № 2.
Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность: Хрестоматия. — М., 2000.
Салмин A.M. Политическое развитие России и актуальные проблемы политологии. — Полис. — 1998. — № 3.
Соловьев А.И. Мозаичная парадигматика российской политологии. — Полис— 1998. — № 4.
Современная сравнительная политология: Хрестоматия. — М., 1997.
Уальке Дж. Гуманитарное воспитание и специализация в области политических наук. — Полис. — 1996. — № 4.
Хабермас Ю. Отношение между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма. — Thesis. — 1993. — Т. 1. — № 2.
Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. — М., 2000.
Юревич А.В. Ученые в политике. — Полис. — 1999. — № 2. Almond G., Powell G.B. Comparative Politics: A Developmental Approach. — Boston, 1966.
Almond G. [et al] Comparative politics today: A world view. 7th ed. — N.Y., 2000.
Frankfort-Nachmias Ch., Nachmias D. Research methods in the social sciences.
5thed. —N.Y., 1996. Lasswell H.D. Politics: Who Gets What, When, How (With Postscript). — Ohio,
1964.
Peters B.G. Comparative politics: Theory and Methods. — N.Y., 1998. Stepan A. Arguing Comparative Politics. — Oxford, 2001.
Глава 2
Политическая власть
Программные тезисы
· Власть как ключевой момент политики. Различные понимания власти. Власть как метафора обыденной речи и как политическое понятие. Связь власти с мощью, влиянием, силой, богатством, правами, полномочиями, нормами и т.п. Виды власти.
· Сущность политической власти. Ресурсы, функции и эффективность власти. Директивный, функциональный и коммуникативный аспекты власти. Принуждение и добровольность, насилие в политике. Способы и стили властвования. Вклад М. Вебера в изучение категории власти. Происхождение власти и ее источники. Власть и «власти предержащие». Центры власти. Господство. Наделение авторитета властью и использование власти авторитетом. Субъекты политической власти и политические институты. Функциональное разделение властей. Многовластие и безвластие. Девальвация и ревальвация власти. Типы господства согласно М. Веберу.
· Кризисы власти и пути их преодоления. Доверие к властям и легитимность политического режима. Институциональные основы современной легитимизации и делегитимизации режима. Понятие харизмы.
Проблемные вопросы
1. Чем власть отличается от господства, влияния, мощи и силы? Может ли власть быть неполитической? Если да, то чем политическая власть отличается от всех иных ее видов?
2. Каковы пределы власти? Как она связана с принуждением и насилием?
3. Что предполагают выражения «иметь власть», «приобрести власть», «утратить власть»? Может ли власть «перемещаться»? Каким образом власть может быть утрачена, а как получена? Исчезает ли она при этом, уменьшается, увеличивается?
4. Что значит «быть властью» или «стать властью»? Что требуется для этого?
5. Что подразумевается под выражениями «реализовать власть», «проявить власть»? Что и от кого требуется, чтобы власть «осуществилась»?
С. 37: Корона короля Пруссии. |