Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эволюция представлений о политике: основные этапы и парадигмы




 

Рассмотрение классических и современных подходов — в их разви­тии — к пониманию политики позволяет не только лучше представить со­держание этой категории, но и структуру самой политической науки как комплекса разных дисциплин и субдисциплин, исследовательских направ­лений и парадигм*.

Рассуждения о политике обычно начинаются с выяснения отношений между правителем и подвластным, сувереном и подданным, государством и человеком. Зерна размышлений о природе и характере политических отношений" можно встретить в общественной мысли Древней Индии и Китая, Востока вообще, но для большинства политологов точкой отсчета истории концепций политики является Древняя Греция, воплощенная в философии Платона и Аристотеля.

 

ПЛАТОН(427, о. Эгина — 347 до н.э., Афины) — древнегреческий философ, знаменитый ученик Сократа и наставник Аристотеля; основоположник традиции объективного идеализма в философии; мыслитель, в значительной степени определивший европейский стиль мышления. Основал в Афинах философскую школу (Платоновская Академия). Автормногих текстов, среди которых: свыше 30 ди­алогов (их принадлежность Платону подтверждена), в т.ч. «Апология Сократа», «Критон», «Лисид», «Прота-гор», «Горгий», «Менон», «Кратил», «Федон», «Пир». «Федр» (учение об идеях), «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Ти-мей» (натурфилософия); недиалогическое произведение «Законы»; 13 писем. Помимо вышеперечисленного, философу, возможно, принадлежит авторство еще более 10 работ. Важнейшими сочинениями, в которых излагаются взгляды Платона на политику, являются: «Государство» (1-я книга написана в ранний период творчества — 90-е гг. IV в. до н.э., 2-10-я книги — в зрелый период, т.е. в 70--60-C гг. IV в. до н.э.), «Политик» (зрелый период) и «Законы» (поздний период творчества — 50-е гг. IV в. до н.э.). Вклад в развитие политической мысли. Платон является, вероятно, пер­вым крупнейшим европейским философом, создавшим относительно целост­ную концепцию государства (хотя и в особой идеально-утопической форме) и ставшим одним из основоположников этической традиции изучения политики, которая нашла воплощение в модели совершенного государства. Взгляды фи­лософа на политическую проблематику не только отражали умонастроения и общественную практику людей его эпохи, античный способ осмысления роли и места человека в социально-политической структуре, но отличались извес­тной оригинальностью. Его труды «Гжударство», на создание которого фи­лософу потребовалось несколько десятков лет, и «Политик», а также «Зако­ны» — исключительно важные работы по политической философии, оказав­шие большое влияние на ее развитие. В центре внимания Платона находится большое количество разнообразных вопросов (в т.ч. общефилософского ха­рактера), касающихся государства, его целей и основ, человека, общества, законов, а также позитивная программа политического переустройства, кото­рая сформулирована в качестве идеального (известного еще как «платонов­ское») государства.

Представления Платона и Аристотеля о природе и границах полити­ческого мира открывали как бы первую стадию — условно говоря, государствоцентристскую — в длительной эволюции его осмысления. Арис­тотель довольно четко проводил идею о том, что политика — это прежде всего государство, а сфера политического есть сфера государственных от­ношений, т.е. государственного общения* между политическими людь­ми — гр. politike — по поводу ведения общественных дел и такого же уп­равления. Столь жесткое определение во многом было обусловлено извес­тной неразвитостью самой политической сферы, в которой, естественно, отсутствовала еще комплексность и распространенность современной по­литической системы, включающей разделение властей и многопартийность, сложный избирательный процесс, наднациональные структуры (например, Европейский парламент и др.), профсоюзы, социальные движения и т.д.

Реальной основой для построения политических моделей Платона и Аристотеля был город-полис, где еще нечетко разграничивались функции и составляющие государства и общества. Каждый гражданин полиса высту­пал в двух качествах (ролях): как частное лицо, входящее в городскую об­щину (в силу этого политика приобретала «очеловеченные» черты, ибо в ней видели отношение человека к миру и другим людям), и как участник государственно-публичной жизни, который влиял на процесс управления и принятия решений, а нередко и определял его.

Слитное представление о политике, совмещенной с этикой (в слож­ном смешении мифологических, богословских и антропоморфных, т.е. уподобляющих какое-то явление человеку, идей), показывало ее в виде жизни посредством государственного общения между людьми (становя­щимися из-за этого людьми политическими). Подобный подход преобла­дал на протяжении почти двух тысячелетий, начиная от «Государства» Платона и «Политики» Аристотеля вплоть до «Государя» Никколо Ма­киавелли и «Левиафана» Томаса Гоббса (1588 -1679). Несмотря на то что в этот период тематика природы государства, характера государственного управления и внутригосударственных отношений непременно соприка­сались с социальными проблемами (отдельного человека, общественной группы и т.д.), мир политики расценивался прежде всего как область го­сударственного управления гражданами или подданными.

Основное содержание следующей стадии в развитии воззрений на по­литику (своего рода переходной от государствоцентризма) связано со сме­щением внимания мыслителей с размышлений о внутригосударственных отношениях к анализу взаимодействия государства и гражданского об­щества. С XVII по XIX в. — от трудов Бенедикта Спинозы (1632 - 1677) и Джона Локка (1632 - 1704) до сочинений Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831) и Карла Маркса (1818 - 1883) — этот вопрос в различ­ных вариантах находился в центре проблемного поля политики. Локк едва ли не первым в мире заметил по данному поводу, что под государством он понимает не какой-то тип устройства или форму правления, а независимое сообщество людей, которое создается для поддержания социального по­рядка и для сохранения частной собственности. Английский мыслитель даже использовал особый термин — политическое общество, — который шире понятия «государство», ибо включил в него все виды добровольных союзов и соглашений людей при выборе своих способов правления (например, пле­менную организацию американских индейцев, не имевших «постоянных королей», однако в случае необходимости в мирное или военное время вы­биравших себе руководителей по собственному желанию).

Уже в XVIII в., помимо негосударственных, экономических и социальных факторов объяснения политики, французский философ-просветитель Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) в книге «О духе законов» ввел в аналитический оборот и внесоциальные условия ее развития, увеличив тем самым размах представлений о влиянии иных обстоятельств на эту сферу жизнедеятель­ности человека (географических, климатических, демографических и др.). Природа основных политических форм, по предположению Монтескье, за­висит также от размеров территории (т.е. от пространства распространения государственной власти): республика требует небольшой территории, ина­че она не удержится; монархия может быть средней величины, а обширные размеры империи — предпосылка для деспотического властвования.

 

Интерпретация Французский социолог и политолог Реймон Арон (1905 - 1983) счи­тал, что анализ природы политики у Монтескье вышел далеко за государственные, или институциональные, рамки и приобрел соб­ственно социологический характер, поскольку политическая сфе­ра в трактовке философа подчиняется законам и принципам фи­зического, социального и морального порядка.

 

В XVIII - XIX вв. довольно существенно менялось видение субъектов и границ политической активности. В Средние века и эпоху Возрождения главными действующими фигурами считались монархи и высшее дворян­ство. Даже Макиавелли еще писал о различных слоях общества лишь как о неком фоне, «трамплине» для придания действиям государей энергии и скорости. После Английской буржуазной революции (XVII в.) и Великой французской революции (1789 - 1794) под влиянием идей французского философа Жана Жака Руссо (1712 - 1778) и иных мыслителей в анализ по­литической сферы были вовлечены другие сословия (в т.ч. «классы бедно­ты»), а значит, уже широкие массы народа.

 

Обратите внимание Французские историки периода Реставрации (1814 - 1830) О. Тьерри, Ф. Гизо, Ж. Мишле и др., пожалуй, впервые рассматривали полити­ку как классовую борьбу — т.е. сферу действия больших групп лю­дей, и не в последнюю очередь «Жака-простака» (Jacques le Bonne Homme), собирательного образа простолюдина.

 

Кроме того, в конце XVIII — начале XIX столетия в ряде стран Евро­пы и в Северной Америке стали формироваться первые профсоюзы и по­литические партии, избирательные и партийные системы, деятельность которых также расширила понимание негосударственных аспектов поли­тической жизни. Это подготовило необходимые предпосылки для скла­дывания ряда современных подходов к истолкованию политики — уже на так называемой социоцентристской стадии, когда политику в основном начали сводить к классовым или иным социальным отношениям.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 390 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2285 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.