Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Соотношение политики и власти




Одна из первых, очевидно, попыток осмысления власти и соотнося­щихся с ней категорий — в политике богов, а не людей — предложена в VIII в. до н.э. Гесиодом (примерно VIII — IX вв. до н.э.) в поэме «Теого­ния» («О происхождении богов»), где уже были разделены Власть (Кратос) и Сила (Биа). Несколькими веками позже Эсхил (525 — 456 до н.э.) в драме «Прикованный Прометей» прояснил функциональное содержание этих понятий: слуги Зевса Власть и Сила привели ослушника богов к «скифской скале». Но если Власть, обладавшая суровым нравом, не знавшая мягкости и сочувствия, постоянно руководила, принуждала к действию приковывав­шего Прометея Гефеста, то Сила по сути выступала только ее молчаливым орудием. Тем самым в прологе драмы были заложены типичные для антич­ности (и во многом для сегодняшнего дня) представления — активный ха­рактер власти, ее обусловленность волей (Зевсом) и инструментальный, подчиненный статус силы. Так, вероятно, в художественном переосмысле­нии были заложены основы кратологии*.

Власть как один из главных факторов в жизни человека — и несом­ненно центральный для политики, занимающейся вопросами распределе­ния властных и иных ресурсов, — в высшей степени эмоционально окра­шенное понятие, притягивающее одних людей и устрашающее других. Не­смотря на сотни тысяч исписанных за столетия политическими мыслителями и учеными страниц, сама власть в качестве явления жизни вообще и поли­тики в частности остается по сути малопознанной и по-прежнему объясня­ется с неодинаковых точек зрения. Потому тема власти в политологии очень сложна для понимания.

Когда мы говорим о власти вообще, то имеем в виду самые разные ее выраже­ния, причем отнюдь не только политичес­кие. Это и власть родителей над ребенком, педагога над учеником, менеджера над со­трудником, многовековая и лишь недавно подвергнутая сомнению власть мужчины над женщиной; властными мы называем некоторые явления, связанные с сознанием: власть идеи, общественного мнения, религии. К формам власти относят и могущество родства — патернализм (лат. patemus — отцовский), наследова­ние, организацию патриархальных (гр. pater — отец, arche — власть) циви­лизаций; и теократию (гр. theos — бог) как соединение религиозных и по­литических полномочий; и производственные отношения, определяющие экономическую власть. Но нас интересует исключительно феномен поли­тической власти в его обобщенном истолковании как координации дей­ствий самых разных организованных самостоятельных групп людей в слож­ных обществах.

 

Интерпретация О соотношении власти и политики рассуждали еще древнегреческие мыслители. В одном из диалогов Платона рассказано о споре в Афинах о политике с участием великого оратора, просветителя-со­фиста Горгия и философа Сократа. По мнению Горгия, политика есть стремление к достижению и осуществлению власти в интересах са­мих правителей, ведь высшее благо человеческой жизни — власть, и государственные деятели, например Перикл, обретают его с помо­щью убеждения и риторики. Ту же тему развил и почитатель софис­та — Калликлес, провозгласивший в качестве естественного закона (природного номоса), что те, кто обладает властью, правят полисом ради собственных целей, принуждая подчиняться своей воле более слабых.   Платон сделал Сократа выразителем противоположной точки зре­ния, который не отрицал собственного интереса в политике со сто­роны власть имущих, но для него это означало лишь то, что под­линно государственное мышление — редкое явление на нашей зем­ле: «Я —...почти единственный афинянин, который практикует истинное искусство политики; я единственный политик своего вре­мени». Идея Сократа сводилась к тому, что государственная дея­тельность — это искусство, схожее с гимнастикой или медициной, т.е. имеющее отношение к телу (организму). Подобно тому как ме­дицина есть искусство рассмотрения тела с точки зрения восста­новления здоровья, государственные заботы направлены на душу, будь то через законодательство, устанавливающее образцы душев­ного здоровья, или через управление судами, которые лечат болез­ни души. Риторика, искусство убеждения — это симуляция поли­тики, равно как и косметика, искусственное сокрытие недостатков тела, — поддельная гимнастика. Истинный государственник, вла­деющий знанием о том, что именно есть благо для людей, — это врачеватель душ.

 

О притягательности власти в ее различных проявлениях много писал выдающийся итальянский философ Макиавелли в популярных по сей день трудах «Государь», «История Флоренции». Но еще со времен античности в политической мысли постоянно присутствует и осуждение власти как таковой. В одном из диалогов Платона говорится: «Нет человеческой души, которая выстоит искушение властью». Спустя две с лишним тысячи лет, в 1887 г., известный британский политик высказался с трибуны парламента в том же духе.

 

Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно... Ве­ликие люди почти всегда— дурные люди... Среди того, что ведет к деградации и деморализации человека, власть — самая постоянная и активная сила.   Лорд Актон

 

В политическое понимание власти обычно вкладывается двойствен­ное содержание. На протяжении истории человечества в одних обществах власть воспринималась как нечто данное свыше, от Бога, и потому она по­читалась как святыня. Тогда в тех, кто пытался противостоять власти, виде­ли порождение темных сил зла, заслуживающих осуждение и наказание. Но были времена, когда во власти люди разочаровывались; она представля­лась делом дьявола со всевозможными грехами, а борцы против власти рас­сматривались чуть ли не как святые, достойные восхищения и поклонения.

 

Обратите внимание   В древних Вавилонии и Мавритании царей помигали как богов либо как сыновей богов. Отголоском верований в божественный дар английских и французс­ких монархов было народное убеждение в том, что они могли своим прикосновением вылечить, скажем, золотуху. Так думали еще в XVIII в. По словам голландского философа Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632-1677), Бога считали бесконечной силой, и в этом смысле мо­нархии заставляли своих подданных обожать королей, как любят богов, причем гурки, например, довели механизм такого обожеств­ления властителей до предела: там любая политическая дискуссия считалась святотатством, а разум начисто был исключен из отноше­ния к султанам. Просвещенная Европа в данном смысле вовсе не отличалась от Африки. Путешественник по этому континенту в кон­це XVIII в. рассказывал, что царь Бенина — фетиш и главный объект поклонения в своих владениях; он занимает положение выше, чем папа римский в католической Европе, ибо выступает не только как вице-регент бога на земле, но и сам является богом, которому подчи­няются и поклоняются именно как богу.   То же самое было и на Руси: монарх в XTV-XV вв. именовался великим князем, с XVI в. — титу­ловался царем; еще с первой половины XV в. была принята формула «Божиею милостью». Она указывала на источник власти — теокра­тический, т.е. происходивший из воли Божией, а не из воли подданных (Михаил Флегонтович Владимирский-Буданов; 1838-1916).   Русский философ Евгений Николаевич Тру­бецкой (1863-1920) писал в статье «О хрис­тианском отношении к современным событи­ям»: самодержавие в России погибло от того, что оно стало не духом, а идолом для власти­теля. Царь уверовал в себя, в способность «субъективного откровения», сообщавшего ему — помазаннику Божиему — непосред­ственно или через посланных Богом людей слепую веру в себя как в орудие Провидения. И оттого он остался слеп и глух к тому, что все видели и слышали.

Власть — и главная проблема, и основной нерв, и особый болевой центр политики. Власть по сей день даже свободными духом людьми восприни­мается в качестве «чудесного» средства, которое позволяет политике фор­мироваться в виде особой стороны человеческой активности, связанной с целенаправленной организацией. Власть объединяет все наши обязатель­ства и действия, которые могут и должны помочь нам достичь взаимосог­ласованных целей. Тем самым ее роль — это организующее первоначало политики и/или посредник, обеспечивающий в современном мире согласо­ванность действий людей. Многозначность понятия власти обусловливает и разные ее определения.

 

Политика — совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно исполь­зовать ее... Итак, политика есть обращение с властью, заданное обстоятельствами и зависящее от могущества властителя или на­рода, а также от текущих ситуаций.   Н. Макиавелли, «Го сударь»  
На миниатюре XVI в. изображено равенство папы и императора, представляющих соответственно духовную и светскую власть. Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает.   М. Вебер, «Политика как призвание и профессия»

 

Политика, по существу, это власть: способность достичь желае­мого результата какими бы то ни было средствами.   Э. Хейвуд, «Политика»
Международная политика, как и всякая другая, есть борьба за власть... Государственные деятели и народы могут в конечном сче­те изыскивать свободу, безопасность, процветание или просто силу,...определять свои цели в виде религиозных, философских, эконо­мических и социальных идеалов... Но всякий раз, когда они стре­мятся достигнуть таких целей методами международной полити­ки, они делают это, борясь за власть... Подобная борьба универ­сальна во времени и пространстве, и это — неопровержимый факт исторического опыта.   Г. Моргентау, «Политические отношения между государствами»

 

Даже при несогласии с толкованием политики как «стремления к вла­сти», по сути общепризнанно, что власть находится в центре политики и является ключом к пониманию едва ли не всех других ее аспектов.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 437 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2499 - | 2248 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.