Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политическое знание и политическая наука




Сама структура слова политология указывает на то, что название этой научной и учебной дисциплины связано с полисом — вполне конкретным политическим образованием, известным из античной истории. Богатое со­держание вкладывается в понятие логос* — одну из главных категорий древнегреческой философии, введенную в научный оборот Гераклитом (конец VI — начало V в. до н.э.). Мыслитель определил логос как универ­сальную осмысленность и закономерность процесса изменения форм бытия, тождественную первостихии огня, как судьбу, подчиняющую себе даже богов. По Гераклиту, вся природа устроена согласно «истинному рас­суждению», открытие которого составляет задачу философа. Логосом в те давние времена называли мировой закон, или разум, оформляющий мир, космос. Позднее Платон, не отказываясь от такого понимания логоса, добавил к нему еще и значение суждения, теории. Однако для Аристотеля логос был уже только определением, доказательством. На протяжении двух с половиной тысячелетий данная категория была использована во многих философских учениях и в различных контекстах в силу многозначности своего содержания.

 

Обратите внимание В христианском учении логос — «и Слово было Бог» — понималось в виде творческого начала мира, веры в личность Христа как в само сло­во Божие, т.е. как полное воплощение и раскрытие Бога в человеке. В идеалистической философии логос — духовное первоначало, ми­ровой разум, абсолют (вечная, бесконечная духовная первооснова Вселенной).

 

Здесь уместно упомянуть о том, что изучение политологии не следует путать с политическим образованием, которое французский писатель и об­щественный деятель Анри Барбюс (1873 - 1935) предельно ясно определил: это «перевод идей и действий с государственного языка на человеческий». Исходя из современной сути политического образования, его называют также воспитанием гражданственности.

Как и всякая наука, политология не появилась в более или менее завер­шенном виде, а складывается и развивается при превращении различных форм знания в ходе приращения учености (англ. advancement of learning). В ста­новлении всего обширного комплекса знания о политике выделяются по меньшей мере три последовательно вырастающие друг из друга, «надстраи­вающиеся» системы интеллектуального освоения политической практики.

1. Прежде всего это обыденное знание как обобщение непосредствен­ного политического опыта. В наше время оно отражено в публикациях, выступлениях, воспоминаниях политиков, в рассуждениях политических комментаторов и т.п.

2. Очередной уровень представлен многообразными политическими учениями. Они создавались в основном пророками, законоучителями и муд­рецами, включая античных философов. Их усилия позволили осуществить переход от мифа и мифологического знания через различные формы уче­ний, связанных с отдельными фигурами, например устное философствова­ние Сократа (около 470 - 399 до н.э.), к догматическому знанию — доволь­но систематизированному, но некритическому описанию основных поло­жений тех или иных веро- и законоучений. Тем самым степень основательности знания о политике становилась значительно выше. Одна­ко это достигалось за счет, с одной стороны, догматизации, т.е. превраще­ния в бесспорную истину, признаваемую без доказательств и учета конк­ретных условий каких-либо интеллектуальных построений, а с другой — ограничения самого предмета осмысления. Как правило, подобные подхо­ды были связаны с моральным, юридическим или иным долженствовани­ем (т.е. требованиями, распространяющимися на всех людей). Над полити­кой и действующими в этой сфере людьми стоит некий закон — божествен­ный либо человеческий, — который определяет правила политического поведения. Пример такого знания в современной политике — различные идеологии (их Арон образно назвал доктринами, занимающими в душе че­ловека место веры и стремящимися в будущем в какой-либо форме соци­ального порядка «спасти человечество»).

3. Переход на следующий уровень политического знания — к знанию критическому — связан с поисками смысла и логики в самой политике. Важную роль в этом процессе исполнили гуманисты эпохи Возрождения, прежде всего Макиавелли. Они противопоставили догме практический опыт. Так на деле были созданы предпосылки политической науки, или политологии (в континентально-европейском наименовании). Объект изучения политологии (предмет) — собственно политика во всем много­образии ее проявлений.

Вместе с тем нельзя считать, что научное зна­ние «лучше» догматического и обыденного — каж­дое из них уместно в тех областях жизнедеятельнос­ти и для тех людей, которым вполне соответствует.

В науке трудно создать что-либо качественное без использования результатов и опыта постижения политики в любых их формах. Потому политологу необходимо осваивать не только строгую науку* (академическую дисциплину*), но и разнообразные политические учения, трактовки событий государ­ственными и общественными деятелями, их совет­никами, публицистами, журналистами.

Для уяснения особенностей природы политичес­кой науки нужно определить некоторые ее характе­ристики, стандарты и само понятие профессионализ­ма в данной области познания. В этом смысле в те­чение всего XX столетия шла постоянная полемика, связанная с оценкой социального знания вообще и политического в частности. Одни ученые усматри­вают в политическом анализе скорее «искусство» либо «ремесло», чем строгую науку (Аарон Вильдавски; 1930-1993), дру­гие вслед за Вебером полагают, что изучение политики — это «призвание», профессия, т.е. род занятий человека, владеющего совокупностью осо­бых теоретических знаний, практических навыков и обладающего опы­том известной деятельности. Самый распространенный на сегодня под­ход к политологическим исследованиям — как к особой профессии (англ. profession означает не только собственно профессию, но и вероисповеда­ние). Дуайт Вальдо (1913-2000) в работе с показательным названием «По­литическая наука: традиция, дисциплина, профессиональная наука, пред­приятие» (1975) так выразил свое отношение к политологии и людям, занятым в данной области: «Науки знают, а ученые исповедуют». Эту мысль убедительно развивают политологи Роберт Гудин (Австралия) и Ханс-Дитер Клингеманн (Германия).

 

Интерпретация В общественной мысли со Средневековья и по сей день довольно распространено определение политики в виде искусства возмож­ного. Но есть и другое объяснение подхода к политике как к искусст­ву— в ней усматривают совокупность практических, технических (гр. techne — искусство, мастерство) умений оптимального управле­ния социальными группами и процессами (в частности, путем выработки и осуществления коллективных решений). Речь идет о про­фессиональном владении предметом деятельности и необходимыми для этого приемами — по аналогии с искусством врачевания, воен­ным или ораторским искусством. С этим связано и понимание политики (здесь: специальной отрасли знания) как искусства и науки управления. В данном смысле полито­логию тоже можно трактовать в качестве сложного комплекса прак­тических навыков - искусства осмысления политики, притязающе­го на научность познания.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 328 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2510 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.