Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мир политики в реальном и исследовательском отношениях




 

Рассмотрение концептуальных подходов к истолкованию политической сферы позволяет сделать вывод о существовании разных социальных и науч­ных сторон политики и, соответственно, о многомерном характере этой важ­нейшей части человеческого бытия. Политика* выступает прежде всего в единстве трех взаимосвязанных аспектов: 1) как сфера общественной жиз­ни; 2) как один из многих видов активности социальных субъектов, их кол­лективного и индивидуального поведения; 3) как тип социальных отноше­ний — между индивидами, малыми группами и большими общностями.

В первом аспекте политика рассматривается в виде структурной со­ставляющей общества в целом с присущими ей определенными положени­ем и ролью, но которая при этом обладает особыми сущностными (субстанциональными) и функциональными свойствами. В марксистской тео­рии политика выступает в роли регулирующей «надстройки», состоящей в первую очередь из государственной организации, которая обеспечивает сло­жившийся властный статус-кво для системы отношений производства и об­мена. У Парсонса и Бертрана Рассела (1872 - 1970) политическая подсис­тема общества выполняет функции целеполагания и целедостижения, а у бихевиористов (Лассуэлл, Абрахам Каплан (1918 - 1993) и др.) — контроля и распределения ресурсов. Начиная с Аристотеля и Никколо Макиавел­ли, за политикой в ее качестве своеобразной области общественной жизни ученые закрепляют функции согласования общих и частных интересов, осу­ществления власти, поддержания социального порядка и руководства людь­ми, осуществления общезначимых целей, регулирования ресурсов и управ­ления социумом*.

 

МАКИАВЕЛЛИ(Machiavelli), Никколо(1469, Флоренция — 1527, Флоренция) — итальянский по­литический деятель, мыслитель, существенно повли­явший на формирование и развитие европейской по­литической философии Нового времени, военный те­оретик, историк, писатель и поэт. Авторполитических и исторических сочинений, среди которых самые значительные: «О том, как над­лежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны» (1503); «Государь» (1513); «Рассуждения о пер­вой декаде Тита Ливия» (1513-1517); «О военном искусстве» (1521); «Исто­рия Флоренции» (начата в 1520) и др. Вклад в развитие политической мысли.Значение творчества Макиавелли для политической науки определяется прежде всего его попыткой теоретизи­ровать самостоятельность политики, отделив от нее сферу морали (рели­гии), и утвердить этот принцип автономии в качестве ведущего для деятель­ности самих правителей (участников политических отношений) и для иссле­дования этой стороны человеческого бытия. Предложенное Макиавелли новое видение политики основано на жестком реализме (нужно анализировать по­литические факты такими, какими «они есть на самом деле», а не как «то, что должно быть») и на критическом отношении к человеку, для которого харак­терны непостоянство, неблагодарность, вероломство, склонность к дурным поступкам, многие другие пороки (антропологический пессимизм). Исходя из данного понимания политики и природы человека, Макиавелли сформули­ровал критерий всякой политической практики, который заключается в эф­фективности, распространив его на выбор средств и способов политической деятельности. Они могут быть безнравственными, порой очень жестокими, даже бесчеловечными, но и такие средства оправданы в случае, если их цель — сохранение власти, ослабление которой ведет к хаосу, еще большему злу и несправедливости. Макиавелли уделил много внимания феномену власти, ее захвату и удержанию, особенно когда дело сводится к созданию и сохране­нию государства. Именно власть выступает залогом стабильности в стране и упорядоченных отношений между людьми, от которых она требует подчине­ния созданным ею законам во имя общего блага. Соответственно, способ при­хода к власти определяет и способы ее удержания. Макиавелли — основопо­ложник влиятельной традиции понимания государства как особым образом организованной политической власти. Сверх того, он считал государство воп­лощением на практике всех нравственных идей, с которыми связана и мо­раль; отсюда и вывод — именно государству, а не церкви надлежит осуще­ствлять нравственно-воспитательную функцию. Богатый политический опыт и исторические познания позволили Макиа­велли создать оригинальную концепцию политических добродетелей госу­дарей, к числу которых относятся сила, хитрость, здоровье, патриотизм, уме­ние предвидеть и способность противостоять судьбе. Образцы проявления таких качеств — правители Древнего Рима. Однако все подобные свойства редко объединяются в одном властителе. По этой причине предпочтительнее республиканская форма правления, позволяющая участвовать в осуществле­нии власти многим политикам, наделенным разными добродетелями. По мне­нию Макиавелли, единовластные правители нужны во время образования го­сударств, но наилучшее правительство для их сохранения — республиканс­кое. Следуя критерию эффективности, мыслитель предположил, что для оптимального государственного устройства нужно сочетание монархии, ари­стократии и республики, в котором уравновешены недостатки каждой формы правления и тем самым созданы препятствия против узурпации власти одной из политических групп.

 

Второй тип подхода к анализу политики зиждется на ее трактовке в качестве способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и поведения в обществе. В мар­ксизме главное содержание политики — борьба за власть, действия по ее завоеванию и удержанию. В схожем ракурсе Вебер рассматривает данную категорию как предприятие и профессиональную деятельность, что проис­ходит и в рамках экономики. Для Лассуэлла и других бихевиористов поли­тика — вид социального поведения индивидов (и их групп), характеризующийся установками и мотивациями, связанными с участием во властвовании. В свою очередь, целерациональное поведение — полити­ческая подоснова для сторонников теории рационального выбора.

В случае третьего основного аспекта объяснения политики она вклю­чается в сложную сеть социальных отношений и связей (в других поняти­ях — взаимодействий и коммуникаций) в качестве одного из целого ряда их типов. Еще Аристотель определил политику как высший вид человечес­кого общения, а Макиавелли видел в ней многостороннее противоборство за государство и власть различных социальных субъектов: государя и народа, партий и сословий. Марксисты трактуют политику как отношения классов по поводу государственной власти. Уже в XX в. разрабатываются, вслед за концепцией борьбы классов, модели конфликта-консенсуса, классифици­рующие политику по типам конфликтных отношений и социальных взаи­модействий, — Шмитт, Дарендорф, Козер, Кеннет Боулдинг (1910 - 1993) и др., а также схемы институционально-властных отношений, где она по­нимается как некая всеобщая структура для соединения (консолидации) разных проявлений социальной и политической жизни, — Жорж Бюрдо, Морис Дюеерже (род. 1917) и др.

Объяснения категории политики распределяются по двум наиболее общим направлениям. Первое из них основано на дедуктивном (от общего к частному) и объективированном (воплощенном в доступных восприятию положениях) подходе к осмыслению политики как некоего целостного мак­ромира, части деятельности социума, сферы общественного развития — «надстройка», подсистема, предприятие и т.д., связанных с выполнением определенных функций (управления и регулирования, общественной кон­солидации и поддержания порядка). Второй подход отражает приоритеты индуктивного (от частного к общему) и субъективированного видения по­литики, разделяющего ее на субъекты и объекты, микромиры их действий и взаимодействий, которые становятся всеобщими благодаря политичес­ким отношениям.

Уже со времен классического гегельянства и марксизма в социаль­ной мысли распространено представление о двойственном характере по­нимания политики с ее объективной и субъективной сторонами. Итак, политика как категория проявляется в этих двух основных измерениях: 1) она отражает, образно говоря, «объективное бытие», т.е. целостные и сущностные свойства политической сферы в их «внешней» позиции к общественной жизни вообще; 2) в своей форме «субъективного инобы­тия» политической жизни показывает «внутренний» механизм полити­ческих отношений между различными социальными акторами, связан­ный с их интересами, установками, идеями, взаимодействиями, а также со статусами и ролями. Подобная двойственность политики была убе­дительно продемонстрирована французским социологом и политологом Пьером Бурдьё (1930 - 2002).

 

С одной стороны, объективные структуры, которые конструирует со­циолог в рамках объективизма, отстраняясь от субъективных представ­лений агентов, лежат в основе таковых и содержат структурные при­нуждения, влияющие на взаимодействие; но, с другой стороны, эти представления должны быть усвоены, если хотят, чтобы с ними счита­лись, в частности, в индивидуальной или коллективной повседневной борьбе, нацеленной на трансформацию или сохранение объективных структур. Это значит, что оба подхода — объективистский и субъекти­вистский — находятся в диалектической связи.   П. Бурдьё, «Социальное пространство и символическая власть»

 


 

БУРДЬЁ(Bourdieu), Пьер(1930, Дангин - 2002, Париж) — известный французский социолог-теоретик и политолог. Среди его учителей были Луи Альтюссер (1918 - 1990) и Мишель Фуко (1926 - 1984). С 1964 г. бессменно занимал должность руководителя исследо­ваний Школы высших исследований по обществен­ным наукам в Париже; много преподавал, был про­фессором Коллеж де Франс. В 1975 г. основал Центр европейской социологии и известный журнал «Уче­ные труды по социальным наукам», которые возглав­лял вплоть до кончины. Бурдьё неоднократно получал престижные награды и премии по социальным наукам; избран действительным членом Французской академии (1981), член Американской академии наук и искусств (1983); почет­ный доктор ряда европейских университетов. Автор многочисленных статей и книг, включая: «Наследники. Студенты и культура» (1964, соавт.); «Педагогическое отношение и коммуникация» (1965, соавт.); «Ремесло социолога» (1968, соавт.); «Воспроизводство. Элементы те­ории системы образования» (1971, соавт.); «Политическая онтология Марти­на Хайдеггера» (1976); «Вопросы социологии» (1980); «Хомо академикус» (1984); «Государственное дворянство. Высшие школы и корпоративный дух» (1989); «Ответы. К рефлексивной антропологии» (1992, соавт.); «Правила ис­кусства. Происхождение и структура поля литературы» (1992); «Нищета мира» (1993); «Свободный обмен» (1994); «О телевидении» (1996); «Противодей­ствие. В поддержку сопротивления против неолиберального вторжения» (1998); «Господство мужчин» (1998); «Экономическая социология и социо­логия экономики» (2000); «Противодействие-2. В поддержку европейского социального движения» (2001) и др. Вклад в развитие политической мысли.Бурдьё отличает своеобразная критичность в анализе социального и политического миров, их характеристик и основных принципов. Его исследованиям свойственна глубокая саморефлек­сия, связанная помимо прочего с обоснованием значения ученого для обще­ства — он не является нейтральным наблюдателем и фактом наблюдения воз­действует на социальный мир, от которого сам и зависит. Концепциям Бурдьё присуща особая оригинальность, заключающаяся в попытке снятия «ложных оппозиций» между различными научными парадигмами и методами, в синтезе собственно социологии и этнологии, антропологии, философии, политологии, лингвистики и т.п. Это обстоятельство, в свою очередь, предопределяет разно­образие изучаемых Бурдьё объектов — от спорта до телевидения, от политики до искусства и пр.

 

Многомерный характер категории политики предопределяет довольно сложный состав самой политической науки, что будет показано далее.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 358 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2357 - | 2039 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.