Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Становление и развитие политологии




Политология предоставляет серьезные возможности познания челове­ческого мира через политику, а также для рационально-критического ос­мысления этой сферы общественной жизни.

Политическая наука выросла из рационализации обыденного и догма­тического знаний о политике. Великие произведения религиозной, фило­софской и политической мысли служили той интеллектуальной средой, без которой и вне которой эта наука не могла бы сложиться. Именно поэтому изучение истории политической мысли составляет важное и неотъемлемое направление политологии. При всей значимости умственных достижений греческой и римской античности, великолепных памятников индийского, ближне- и дальневосточного философствования основы политической на­уки закладывались примерно с середины XIII в. в Западной Европе. Схола­стика*, уже выработавшая строгость интеллектуальной работы, постепен­но давала основания для возникновения в европейских университетах но­вых форм учености, и среди них — метафизика и развивавшаяся философия, юриспруденция и логика. К ним присоединилась дисциплина, которую име­новали ars politica — политическое искусство (немецкий философ и теолог Альберт Великий; около 1193-1280); scientia politica— политическая на­ука (монах-доминиканец, впоследствии причисленный к лику святых, Фома Аквинский; 12267-1274); sanctissima civilis scientia— божественнейшая гражданская наука (немецкий писатель-гуманист Себастьян Брант; око­ло 1458-1521). Прошло немало времени, чтобы такая «политическая на­ука» была преобразована в современную политологию, подобно тому как средневековая алхимия дала жизнь научной химии.

Первый подъем политической науки — сегодня ее можно условно на­звать предполитологией — пришелся на XVI XVII вв. В то время были созданы труды Жана Бодена (французский философ и политик; 1520-1596), Юста Липсия (бельгийский ученый и литератор; 1547-1606), Гуго Греция (голландский юрист, историк, дипломат и политик; 1583-1645), Иоганна Алътузия (немецкий юрист, политический теоретик; 1557-1638), Самуэля Пуфендорфа (немецкий правовед; 1632-1694) и других мыслителей. В них впервые в систематизированном виде была проанализована политика как сфера человеческой деятельности. В начале XVII в. были открыты специа­лизированные кафедры политической науки в Нидерландах, Швеции, еще ряде стран, а в немецких университетах получила распространение особая «наука о политическом благочинии» (нем. Polizeiwissenschaft), позже раз­вившаяся в субдисциплину о государственном администрировании.

 

АЛЬТУЗИЙ (Altbushis), Иоганн (ок. 1557, Диденс-хаузсн, Вестфалия — 1638, Эмден, Голландия) — не­мецко-голландский политический теоретик, которо­го считают родоначальником современных теорий федерализма и консоционализма; философ права, обосновавший идею народного суверенитета; дипло­мат и политик. Автор ряда работ по праву, включая: классический трактат «Два тома, посвященные римскому праву» (1-е изд. 1586; 2-е изд., исправл. и дополи., 1588); «Два тома, посвященные граж­данскому общению» (1-е изд. 1601; 2-е изд., исправл. и дополн., 1603); «По­литика, изложенная методологическим образом и иллюстрированная священ­ными и мирскими примерами» (1-е изд. 1603; окончат, исправл. и дополн. изд. 1614); «Три тома, посвященные теории справедливости» (1617) и др. Вклад в развитие политической мысли. Альтузий, работавший в каль­винистской традиции, утверждал, что политика является «искусством объе­динения людей с целью установления, улучшения и сохранения между ними социальной жизни», иначе говоря, политика — это «симбиотика». Посему объединение (ассоциация или сообщество) людей и составляет предмет по­литики; соответственно, человек является политическим, существом (симбиотом —лат. symbioticum) при условии, что он объединен с другими людь­ми в группы (это утверждение находится в русле аристотелевой традиции). Люди объединяются в зависимости от потребностей и побуждений посред­ством договора, а точнее, множества договоров. Народ — «тело, представ­ляющее собой сожительство индивидов» (лат. corpus symbioticum). Исходя из кальвинистской доктрины о предопределении, Альтузий предположил, что существует Закон, которому подчиняются все люди, но также они рас­поряжаются и существенными правами. Отсюда последовало положение, что только народ, т.е. все люди-симбиоты, распоряжается всей полнотой су­веренных прав (парод как носитель суверенитета), и данное обстоятель­ство подлежит учету со стороны любого правителя, который обязан подчи­няться благим установлениям сообщества. Таким образом, речь идет о не­обходимости наличия у правителей согласия со стороны управляемых на осуществление власти. Правительство (правитель) осуществляет админис­тративные функции в государстве, которое является «универсальным об­щественным объединением» (лат. universalis publica consociatio). В том случае, если правительство не выполняет свои функции и обязательства долж­ным образом, злоупотребляет властью (тирания) и ставит под угрозу само существование сообщества, разрушает гражданскую и социальную жизнь, то сопротивление ему или даже его смещение является этически оправдан­ным, ибо это есть акт борьбы со злом. Тем не менее, в отличие от большин­ства кальвинистских теоретиков, Альтузия больше интересовала не легити­мизация сопротивления правителям-тиранам, а создание способов обеспе­чения гармонии в человеческом сообществе. Существует пять основных типов общественных объединений: семья (ес­тественное объединение); добровольное объединение, основанное на сотруд­ничестве трех и более людей, принадлежащих к той же гильдии, профессии и т.п. (коллегиум); местное сообщество, город; провинция, а также государство (лат. respublica или regnum). Каждый последующий тип ассоциаций включает в себя все предыдущие, которые продолжают существовать параллельно ему. Каждая из ассоциаций, составляющая общество, обладает автономией по от­ношению к целому и другим ассоциациям. Устойчивость общества, структу­рированного как федеративная или конфедеративная — в зависимости от уров­ня внутренней интеграции - полития, по мере образования новых и функци­онирования уже сложившихся ассоциаций поддерживается с помощью серии общественных договоров. Исследуя взаимоотношения сотрудничества меж­ду различными ассоциациями и внутри больших объединений людей, Альтузий разработал целостную теорию федерализма, который выступает альтер­нативой феодальной иерархии и инструментом обеспечения единства, осно­ванного на общих интересах и всеми разделяемой морали (она, в свою очередь, имеет в качестве основания Десять заповедей). В основе теории Альтузия — неотчуждаемость суверенитета, которым распоряжаются люди, составляю­щие ассоциации, и ассоциации, образующие государство. Суверенитет явля­ется фундаментальным принципом политического сообщества. Предназна­чение каждой ассоциации — обеспечение благочестивой, счастливой, гармо­ничной и справедливой жизни ее членов, а конечная цель политики — осуществление естественного нравственного закона и воли Бога.

 

Несмотря на то что политическая наука зародилась и сделала пер­вые шаги в античном Средиземноморье, затем развивалась в эпо­хи средневекового католицизма, Ренессанса, Реформации и, нако­нец, в XIX в., это были вес же попытки отдельных ученых, даже когда эти ученые были вписаны в тс или иные институциональ­ные рамки, будь то греческие академии, европейские средневеко­вые, а потом и современные университеты. Многие философы и теоретики прошлого, изучавшие политические проблемы, отда­вали им лишь часть своего времени, основное внимание уделяя служению церкви или монашескому ордену, опирались при этом на материальную поддержку представителей знати, в том числе некоторых монархов, либо сами принадлежали к аристократии и имели состояние. В XIX в. по мере развития европейских универ­ситетов в них все больше сосредоточивалось изучение государ­ства, административных структур, государственной политики.   Г. Алмонд, «Политическая наука: новые направления»

 

Обратите внимание Традиции ранней немецкой политической науки, название которой принято и сегодня писать на языке оригинала — Wissenschaft, уже в XIX столетии были перенесены американскими учеными в свою стра­ну. Приведенное выше краткое современное определение науки как таковой в сущности воспроизводит подход тогдашних немецких университариев.

 

Ранние разновидности изучения политики были еще далеки от современных, прежде всего из-за до­вольно сильного влияния догматических и схолас­тических традиций. Недостаточность критичности в подходах привела к тому, что политические ис­следования подпали под обаяние грандиозного за­мысла теоретиков эпохи Просвещения создать на принципах абсолютного Разума (лат. absolutis — бе­зусловный, неограниченный) всеобъемлющую на­уку о человеке и обществе. В XIX столетии этот проект попыталось продолжить претендующее на универсальность обществоведение, например общая социология французского ученого Огюста Конта (1798-1857), и марксизм, настаивавший на слиянии в единое целое философии, экономики и социоло­гии. В результате политический анализ был вклю­чен в иные области знания — философию, социо­логию или юриспруденцию в форме общего учения о государстве.

Возрождение политической науки как практически самостоятельной сферы исследований и, что важно, преподавания началось во второй поло­вине XIX в. Университетские отделения государствоведения и политики были созданы совместными усилиями историков, юристов, философов, ориентировавшихся на политическую проблематику. Это — начало ста­новления современной политологии. Вместе с тем для описываемого пе­риода изучения политики был характерен целый ряд своеобразных подходов и особенностей трактовки содержания дисциплины и споры по данному поводу. (Показательно, что большая часть поднятых тогда вопросов острополемично обсуждалась вплоть до последних десятилетий XX столетия.) На попытки создания универсальных теорий общества ученые, занимав­шиеся политической сферой, закономерно ответили повышенным внима­нием к эмпирической методологии (гр. empeiria— опыт), отраженной в подробнейших описаниях, в основном с формально-юридической точки зрения, государства, форм правления, других явлений политической жизни (Теодор Вулси, 1801-1889; Вудро Вильсон, 1856-1924; Вильгельм Рошер, 1817-1894; Б.Н. Чичерин, А.И. Стронин, 1827-1889 и др.). Объяснения явлений и процессов, связанных с политикой, исходили по преимуществу из конкретных культурных и исторических фактов при невнимании к при­роде самого человека и общества в целом. Набирали популярность сравни­тельно-исторические исследования, выбранные в качестве основы для подлинно научного изучения политики. Авторитетные ученые считали, что сравнительный метод в познании общества соответствует эксперименталь­ному в естественных науках — Джон Стюарт Милль (1806-1873) и его последователи, — а это будет способствовать дальнейшему прогрессу по­литической науки.

 

ЧИЧЕРИН, Борис Николаевич(1828, Тамбов — 1904, с. Караул, Тамбовская губ.) — философ-гегель­янец, правовед, историк, активный участник земско­го движения, один из идеологов русского либерализ­ма. В 1861 - 1868 гг. — профессор Московского уни­верситета. Авторработ по философии, праву, истории и по­литической науке, среди которых: «Опыты по исто­рии русского права» (1858); «О народном представи­тельстве» (1866); «История политических учений» (в 5 частях, 1869-1902); «Наука и религия» (1879); «Собственность и государ­ство» (в 2 томах, 1881-1883); «Положительная философия и единство науки» (1892); «Основания логики и метафизики» (1894); «Курс государственной на­уки» (в 3 частях, 1894-1898); «Философия права» (1900); «Вопросы политики» (1903) и др. Вклад в развитие политической мысли.Исходя из общих положений фи­лософии Гегеля и дополнив ее некоторыми персоналистскими принципами, Чичерин предложил свою концепцию естественного права. Его идея сводилась к тому, что состояние естественного права в конкретной стране зависит от со­циокультурных особенностей и главное — уровня эволюционирующего созна­ния общества в рассматриваемую эпоху. Таким образом, содержание права ме­няется, причем данный процесс зависит от развития свободы, понятой как единство внутренней свободы воли и внешней свободы, формально закреплен­ной в правопорядке. Из этого следует, что право есть результат истории, являю­щейся в первую очередь историей развития человеческой мысли. В качестве одного из первых ученых России и Европы в целом, работав­ших по проблематике политологии, Чичерин внес значительный интеллекту­альный вклад в теорию государства (по преимуществу в плане сравнитель­ных исследований) и в аналитику политических учений. По мысли филосо­фа, государство есть основанный на власти абсолютный союз, который, в отличие от исторически предшествующих ему союзов, таких как семья (есте­ственный), церковь (нравственный), гражданское общество (юридический), служит прежде всего идее общего блага. Вместе с тем государство — это «союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верхов­ной властью для общего блага». Чтобы гарантировать безопасность обще­ства и нравственный порядок, нельзя позволить отдельным группам («выс­шим») узурпировать власть над социумом и подменить общественные инте­ресы частными, к чему и сводится главное в общем благе. Однако конечная задача государства, по Чичерину, заключается в обеспечении свободы лично­сти, причем оптимальным способом для достижения этой цели является сме­шанная форма правления.

 

Разнообразие подходов к осмыслению политики внешне выглядело как расколотость политологии уже в начальный период становления, что дава­ло основания более сотни лет отрицать ее статус единой (хотя и комплекс­ной) научной дисциплины. Подавляющее большинство нынешних полито­логов, рассматривающих историю развития и современное состояние сво­ей области знания, справедливо не соглашаются с такой оценкой, которая в первую очередь обусловлена множественностью методологических подхо­дов, применяемых одной из крупнейших гуманитарных наук.

 

Обратите внимание   В старейшем шведском университете г. Упсалы политика как дис­циплина стала приобретать схожий с сегодняшним облик с 1840-х гг. Католический университет Дублина в 1855 г. образовал кафедру социальной и политической науки. Примерно в 1870-е гг. в Окс­форде и Парижском университете стали читать специальные кур­сы по политике. За океаном в Колумбийском колледже в 1857 г. была создана отдельная кафедра по истории и политической на­уке, а в 1863 г. в Корнельском университете — уже факультет ис­тории, общественной и политической науки. В 1870-е гг. в США были открыты специализации и школы аспирантов по политичес­ким исследованиям.

 

В России академическая традиция изучения политики тоже возникает примерно во второй половине XIX в., в период так называемых великих реформ. Первыми собственно политологическими исследованиями можно, вероятно, считать такие труды, как «История политических учений» (издавалась с 1869) Чичерина, «Политика как наука» (1872) А.И. Стронина, «Историко-сравнителъный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права» (1880) М.М. Ковалевского (1851-1916). Развитие ранней российской политологии происходило на основе сравнительных подходов, но не только. Весьма успешно работали специалисты в области истории политики и права, юристы, занимавшиеся проблемами государства. Благо­даря усилиям ученых-университариев к началу XX в. значительно продви­нулась вперед социология политики.

 

СТРОНИН, Александр Иванович(1827, с. Ракитино, Курская губ. — 1889, Ялта) — русский социолог-позитивист, представитель органицизма, просвети­тель; юрист и государственный деятель. Автор ряда работ, в том числе: «История и метод» (1865); «Мир и война» (1870); «Политика как наука» (1872); «История общественности» (1885) и др. В последние годы работал над книгой «Теория личности» (не завершена). Вклад в развитие политической науки.Будучи сторонником позитивиз­ма, Стронин придерживался механистических взглядов на общество и стре­мился создать общую методологию науки, одинаково применимую и в есте­ствознании, и в обществознании. Исходя из законов механики, он предлагал геометрическую модель общества; пирамида, обеспечивая внутренние движе­ние, одновременно остается стабильной и устойчивой благодаря круговому ос­нованию (в зависимости от плоскости разреза пирамиды получались также ко­ническая и круговая структуры общества). Статической образ общества как пирамиды дополняется исторической круговой теорией (динамический аспект), по которой индивид может одновременно входить в состав нескольких обще­ственных союзов — концентрических кругов (семья, община, государство). Работы Стронина способствовали оформлению в России социологии, и в особенности политической социологии как научной дисциплины, вполне со­ответствовавшей общемировому уровню ее развития во второй половине XIX столетия.

 

Развитие мировой политологии в XX в. (заметно ускорившееся во второй половине столетия), а также умножение ее дисциплин и исследова­тельских направлений в целом отражают соответствующие разделы на­шей книги. Здесь следует только подчеркнуть: подъему этой науки прежде всего способствовали процесс модернизации, демократизация и полити­ческих систем, и самой общественной жизни.

Обращают на себя внимание еще три обстоятельства, благоприятство­вавшие становлению политологии. 1) Увеличивалось не только количество университетских кафедр и факультетов; важно то, что были созданы специ­альные центры по изучению политики в большинстве стран Западной и Центральной Европы, в весьма сжатые сроки нала­дившие международное сотрудничество ученых и преподавателей. 2) С начала XX в. образуются на­циональные объединения специалистов в сфере по­литического знания (первое — в США в 1903 г.). 3) Мощным стимулом развития дисциплины явилось учреждение в 1949 г. Международной ассоциации по­литических наук (англ. International Political Science Association — IPSA), которая выступает организато­ром всемирных конгрессов политологов.

На рубеже тысячелетий политология как науч­ная дисциплина выполняет целый ряд конкретных функций. 1. Описательная (дескриптивная) функция призвана показать реальный ход вещей в политичес­ком мире (к ней относятся не только описание масш­табных событий национального и международного характера, в т.ч. для их сравнительного изучения, но и так называемые case-studies*). 2. Объяснительная функция — это поиск ответов на то, каковы именно причины возникнове­ния конкретных политических явлений и их свойства, т.е. данная функция помогает понять сущность все более разнообразных политических процес­сов на национальном и международном уровнях. 3. Инструментальная фун­кция предполагает исследование возможных вариантов политических решений для достижения желательного результата и необходимых типов политического поведения. 4. Прогностическое назначение политологии обусловлено попытками научно предсказать будущее развитие политичес­ких явлений, последствия или конечную цель каких-либо событий (благо­приятных либо отрицательных).

 

Профессия политолога

В предыдущем разделе речь шла в основном о так называемой универ­ситетской (или академической) политологии, иными словами, об исследо­вателях политики, которые развивают эту науку по всем ее направлениям. Многие из них применяют свои знания (в разных формах) в политической практике, а также передают их студентам. В этих и других отношениях уни­верситетская политология — ядро профессии. Вместе с тем в современных условиях специализация по политической науке стала поистине массовой. Достаточно сказать, что среди занятых в исполнительной и законодатель­ной ветвях власти, в обслуживающих их аппаратах подавляющее большин­ство — именно профессиональные политологи.

Современная политика — особый род занятий, требующий серьез­ной подготовки, высокого профессионализма и разделения труда, посколь­ку ошибочные решения в данной области могут дорого стоить и для како­го-либо национального, и для мирового сообщества, привести то или дру­гое на грань политического краха. Так что сегодня нет ни одной из политических ролей, функций, профессий, которая бы не нуждалась в особых знаниях и умениях. В совокупности специализаций, связанных с политологией, некоторые требуют политологического образования, дру­гие помимо этого сопряжены с тем или иным видом исследовательской либо аналитической работы.

 

Обратите внимание Структура специальностей и направлений профессиональных заня­тий четче всего определена в тех странах, где политическая наука и ее преподавание достигли наибольшего уровня развития. Это преж­де всего США, где факультеты политологии существуют не только в каждом университете, но и в большинстве колледжей. Их выпускни­ки в основном профессионально занимаются политической практи­кой. На другом полюсе — государства, где население и сами полити­ки считают, что для этой области жизнедеятельности важнее всего такие качества, как простота, пресловутая «близость к народу» и т.п. Понятно, что в современном политическом мире даже согласие с ценностью этих качеств отнюдь не исключает профессиональных знаний. Исследования, проведенные во всех частях света, доказыва­ют: наиболее успешных результатов добиваются те публичные по­литики, которые обладают самыми обширными и разносторонними познаниями в политологии.

 

Среди групп профессий в области политики, для которых необходимо особое политологическое образование, самыми массовыми являются сле­дующие: политики, посредники, помощники, эксперты; к ним примыкают и идеологи. Политики — не только люди, непосредственно участвующие в осуществлении власти на разных ее уровнях (публичный политик), а еще чиновники (управленцы-администраторы) и партийные функционеры (т.е. работники аппаратов партий). Посредники (медиаторы) заняты связью по­литиков, общественных и корпоративных структур с гражданами (лоббис­ты, функционеры разных организаций, движений, компаний, благотвори­тельных и иных фондов и т.д.). К этой же группе принадлежат и профессии, в функции которых входит налаживание новых средств и форм политичес­кого общения (специалисты по связям с общественностью: англ. public relations — PR; организаторы сетевых и виртуальных взаимодействий и т.д.). Помощники (видимо, самая количественно большая группа) обслуживают собственно политическую деятельность (советники, определенные разря­ды сотрудников политических или административно-управленческих ап­паратов, аналитики, политические технологи, имиджмейкеры и т.д.). Неза­висимые эксперты, в числе которых — работники разного рода аналити­ческих и информационных центров, участники «мозговых трестов», сотрудничающие с государственными структурами, партиями, корпораци­ями, банками, с крупными средствами массовой информации, заинтересо­ванными в получении надежных сведений о политике вообще либо в своей области деятельности. Такие аналитические центры нередко полностью или частично финансируются бюджетными организациями, поскольку в прин­ципе они призваны обеспечивать общество качественной политической ин­формацией. В составе данной группы преобладают наиболее авторитетные и компетентные сотрудники научно-исследовательских учреждений и уни­верситетов. Идеологи обеспечивают поддержание в политической среде и в обществе влияния каких-либо идеологий, догматических учений, идеоло­гизированных трактовок политики. В плане профессии — это сами идео­логи, часть журналистов и PR-работников, выступающих как замаскиро­ванные агитаторы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 580 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.