Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕрактические задани€ к семинару по типологии красноречи€




1. —оставьте провокационную речь в соответствии с ситуацией:

Ј радостна€ встреча после долгой разлуки;

Ј в театре после спектакл€.

 

2. —оставьте ритуальную речь в соответствии с ситуаций:

Ј разговор по телефону (реплики одной стороны);

Ј поздравление к юбилею.

3.—оставьте императивную речь в соответствии с ситуацией:

Ј собрание сотрудников компании с целью повышени€ мотивации труда;

Ј тренинг по организации командного духа.

 

4. —оставьте Ёпидейктическую (торжественную) речь по случаю вручени€ диплома специалиста по направлению Ђ“елекоммуникацииї.

 

5. ѕостройте эмотивный дискурс, использу€ парадоксальное цитирование на тему: о вреде наркотиков, алкогол€, табакокурени€.

“ест лингвистический

 

1.  акой принцип лежит в основе классификации красноречи€ јристотел€?

Ј социальна€ де€тельность,

Ј предмет речи,

Ј фигура речи.

 

2.  ака€ классификаци€ охватывает и монологический и диалогический дискурсы?

Ј азианизм,

Ј классическа€ риторика,

Ј агональна€ коммуникаци€.

3.  акой из дискурсов опираетс€ на мета€зык?

Ј информативный,

Ј эмотивный,

Ј фигуративный.

 

4. — какой целью произноситс€ ритуальна€ речь?

Ј чтобы не выйти из социума,

Ј чтобы получить информацию,

Ј чтобы воздействовать на собеседника.

 

5.ѕриведите пример жанра провокационной речи в:

Ј речи политической Ц

Ј академическом красноречии Ц

Ј правовой сфере Ц

 

6. ѕриведите пример жанра ритуальной речи в:

Ј деловой речи Ц

Ј военном красноречии Ц

Ј духовно-нравственном красноречии Ц

 

7. ѕриведите пример жанра императивной речи в:

Ј дипломатическом общении Ц

Ј военном красноречии Ц

Ј политической речи Ц

 

11.4. ѕодготовьте публичное выступление или эссе по следующим темам:

1. Ќеориторика: преемственность, специфика.

2. –иторика: дефиници€, образцы.

3. јнтична€ риторика и современность.

4. –иторика в –оссии.

5. Ќациональна€ специфика неориторики.

6. –итуальные механизмы в образовательном процессе.

7. –итуальные механизмы в обыденном общении.

8. ѕровокационные механизмы в деловом общении.

9. ѕровокационные механизмы в научной де€тельности.

10. »мперативные механизмы в речевой коммуникации.

 

јгональна€ риторика

јгональна€ риторика Ц искусство управлени€ человеческим поведением посредством устного или письменного слова путем изготовлени€ и представлени€ определенных текстов, или в процессе обсуждени€ проблемы. ƒанное направление в риторике характеризует умение встраиватьс€ в человеческое сознание и управл€ть им с помощью слова. ¬озглавил его ѕротагор. ќн считал, что истины не существует, только человек мера всех вещей, он высша€ истина. “акой тип риторики проповедовалс€ греческими софистами, поэтому часто ее называют софистической риторикой. —офисты Ц это мудрецы, обучавшие всех желающих ораторскому искусству, использу€ принцип относительной истины. ѕобеждает тот, кто приведет наиболее сильные аргументы. —оответственно методом обучени€ софистической риторике было сост€зание в споре. ¬с€ греческа€ культура €вл€етс€ культурой сост€заний: гимнастика, поэзи€ музыка, искусство. ѕоэтому и сост€зательность в риторике была естественным следствием греческой культуры. ƒанное направление особенно востребовано в демократические периоды развити€ общества, когда каждый свободен высказыватьс€ и есть потребность этому обучатьс€. —амый известный софист √реции - √оргий. ¬последствии это направление получило название агональна€ коммуникаци€ (от греческого агон Ц сост€зание) и сегодн€ прочно вошло в нашу жизнь как современна€ речева€ технологи€.

ѕсихологические основани€ агональной риторики:

1. человек, подвергающийс€ ј  не должен об этом знать, а именно - о начале и ее завершении. ¬ этом случае воздействие происходит на бессознательном уровне, нет сознательных фильтров, фиксирующих: кто говорит, зачем говорит, как говорит.

2. клиент всегда прав, задача убедить его в этом путем создани€ ситуации выбора, котора€ необходима дл€ организации агонального пространства.

3. нар€ду с реальными мотивами есть квазиреальные мотивы, которые будучи внедренными в сознание, действуют как реальные.   реальным мотивам относ€тс€ Ц голод, жажда, усталость. ¬недрение квазимотивов также создает агональное поле. ѕри работе с малыми аудитори€ми надо знать, куда внедр€ть квазимотивы, а дл€ больших аудиторий их нужно создавать.

4. принцип доминанты ”хтомского: человек слышит не то, что ему говор€т, а то, что он хочет слышать. ≈сли у человека есть область квазимотивов, то все, что им противоречит Ц отфильтровываетс€, а пропускаетс€ только то, что их поддерживает.

5. принцип позиционировани€: введен ƒж. “раутом. ѕозиционирование Ц это борьба за твой ум. ¬ сознании всегда есть следы прошлых агональных воздействий, между ними есть промежутки. «адача Ц проникнуть в них, расширить их за счет стирани€ старых следов, создава€ новое бессознательное человека.

Ћогические предпосылки агональной риторики:

1. ѕринцип рел€тивности. јгональное высказывание противоположно формально-логическому высказыванию. ‘ормально-логическое высказывание всегда может быть проверено как истинное или ложное, а агональное высказывание допускает одновременную истинность или ложность противоположных суждений.

2. ѕо сравнению с традиционной риторикой в агональной риторике измен€етс€ характер основной единицы риторического аргумента - энтимемы. ¬ классической риторике энтимемы базируютс€ на общеприн€тых мнени€х (јристотель назвал их доксами), которые выражаютс€ пословицами, поговорками, афоризмами, агональна€ риторика превращает доксы в парадоксы Ц высказывани€, противоречащие очевидност€м, но имеющие свою область смыслов.

3. ¬ отличие от классической, агональна€ риторика рассматривает изобретение речи не как опору на общие места (топосы, алгоритмический способ создани€ суждений), но как решение изобретательской задачи. »зобретательские задачи не имеют строгого алгоритма решени€, требуетс€ мобилизаци€ ресурсов мозга. “ризовские задачи (“–»« Ц теори€ решени€ изобретательских задач) требуют осознани€ нетривиальной нестандартной ситуации. ¬ основном все тризовские задачи базируютс€ либо 1. на скрытом условии, 2. либо на необходимости дополнительного услови€, 3. либо на необходимости смены названи€.

4. »спользование побудительного дискурса. “радиционна€ риторика и формальна€ логика аппелируют к аподиктическим суждени€м. ¬ывод в аподиктических суждени€х основываетс€ на недискутируемых посылках, укорененных в первопринципах. ќтказ от первопринципов показал неверифицируемый характер аподиктического высказывани€. Ђ¬ новые времена сфера употреблени€ аподиктического дискурса, основанного на бесспорном авторитете логической дедукции, неуклонно сужаетс€; и сегодн€ мы склонны считать аподиктическими только некоторые логические системы, которые вывод€тс€ из неких аксиом, постулированных в качестве бесспорных. ¬се прочие дискурсы, которые когда-то принадлежали сферам логики, философии, теологии и т.д., нынче должны быть отнесены к побудительному дискурсу, стрем€щемус€ сбалансировать не бесспорные аргументы и побуждающему слушател€ согласитьс€ с тем, что основано не только на силе јбсолютного –азума, сколько на взаимоув€зке эмоциональных моментов с требовани€ми времени и практическими стимулами.

Ћингвистические предпосылки агональной риторики:

Ќужно отличать коммуникативное событие от коммуникации событи€.  оммуникаци€ событи€ Ц термин введенный в 1897 г. немецким психологом —виделиусом как наиболее простое €зыковое высказывание, сообщающее о происшествии (SOS, пожар!) - это сигнал о событии минимальными средствами. ѕри этом событие предшествует высказыванию.

 оммуникативное событие Ц противоположное пон€тие. ≈го теори€ создана в 1979 г. “. ¬ан ƒейком. Ёто Ц виртуальное событие, которое создаетс€ специальными €зыковыми средствами (—ћ» конструируют событие, исход€ из основного принципа агональной риторики). јгональное высказывание Ц коммуникативное событие. —обытие виртуально, но €вл€етс€ поводом дл€ коммуникации.

Ћингвистические принципы ј : скрытый перформатив, несовпадение денотата и коннотата, несовпадение суггестии и рационализации.

ѕерформатив Ц высказывание, эквивалентное действию, поступку. ѕерформатив Ц это первичный агональный акт, св€занный с практикой ритуала и уход€щий в глубокую древность. »нформатив и особенно декларатив, как более поздние средства €зыка разрушают ритуальный акт путем введени€ необ€зательного высказывани€. »гра же на посто€нной перекодировке этих функций Ц один из важных семиологических резервов современной агональной коммуникации. ћетодика агональной риторики - скрытый перформатив.

–ассмотрим услови€ перформатива:

Ј конвенци€ (соглашение, устав),

Ј лицо, которое уполномочено,

Ј действи€ (например, свадебный ритуал).

¬торой источниклингвистических оснований агональной риторики Ц несовпадение денотата и коннотата. ¬ современном €зыкознании под денотатом понимают предметно-пон€тийный компонент значени€ слова, а под коннотатом Ц компонент эмоционально-оценочный. –усский €зык Ц наиболее коннотируемый €зык, затем идет американский, английский.

¬ €зыке имеетс€ целый р€д слов, которые с точки зрени€ денотата оказываютс€ синонимами, а с точки зрени€ коннотата Ц антонимами. Ќапример: разведчик Ц шпион. ¬ основе этого €влени€ лежит универсальна€ оппозици€: Ђћы Цгруппаї - оцениваетс€ положительно и Ђќни Цгруппаї - оцениваетс€ отрицательно. ¬ процессе агональной коммуникации эта оппозици€ актуализируетс€ и становитс€ важнейшим средством воздействи€.

“ретий источник лингвистических оснований агональной риторики: оппозици€ суггестии (внушени€) и рационализации (сн€ти€ внушени€).

јгональна€ коммуникаци€ €вл€етс€ современной речевой технологией, искусством воздействи€ на чужое сознание. —ложившись в античности, эта традици€ в последующем была продолжена в —Ўј, затем получила широкое теоретическое обоснование в ≈вропе. ¬ –оссии данна€ речева€ технологи€ широко примен€етс€ в рекламных текстах, в технике переговоров.

“аким образом, нова€ речева€ технологи€, в разных источниках называема€ Ќеориторикой, ∆ивой риторикой, агональной риторикой (коммуникацией), имеет своей целью определение оптимального алгоритма общени€, опирающегос€ на правила убедительной коммуникации (нюансированного воздействи€), максимально учитывающа€ параметры аудитории, опирающа€с€ на универсальную аргументацию.

Ќе секрет, что телереклама сегодн€ стала частью массовой культуры: объектом воздействи€ рекламы €вл€етс€ многомиллионна€ аудитори€ потенциальных потребителей товаров и услуг; кроме того, телереклама вли€ет на отношение людей к окружающему миру. ¬оздействующа€ функци€ рекламы осуществл€етс€ посредством использовани€ агональной риторики.

«начительна€ часть рекламной информации на телевидении передаетс€ через видеор€д, однако создатели телерекламы не могут пренебречь €зыковым наполнением ролика. ƒело в том, что видеор€д не €вл€етс€ абсолютно надежным каналом передачи сообщени€: хорошо известно, что во врем€ рекламных пауз зрители переключаютс€ на другие дела, отвлека€сь от Ђкартинкиї. ¬ этой ситуации основным средством воздействи€ на зрител€ остаетс€ звук, т.е. основна€ воздействующа€ нагрузка ложитс€ на вербальное сообщение. »звестно, что телевизионщики намеренно транслируют рекламу с большей громкостью, чтобы ни один потенциальный покупатель не избежал воздействи€ рекламы.

ќдной из наиболее важных вербальных частей рекламы €вл€етс€ слоган, функци€ которого Ц внедрение в сознание потребител€ основной идеи:

—топангин Ц и ангине вход воспрещен!

√лавное формальное качество слогана Ц краткость, содержательное Ц эмоциональна€ насыщенность. ќтсюда вытекает его основна€ функци€ Ц сделать им€ товара запоминающимс€. ’орошо подобранный слоган вызывает у слушател€ или читател€ рекламы определенный р€д ассоциаций и способствует запоминанию рекламы.

¬ажными дл€ описани€ рекламного дискурса терминами €вл€ютс€ манипул€ци€ и убеждение. ≈сли убеждение - это, по сути, рациональный способ воздействи€ на собеседника (или аудиторию), то манипулирование как вид воздействи€ носит в большей степени эмоциональный характер.

”слови€ телевизионной рекламы таковы, что самый высокий уровень интенсивности воздействи€ должен быть обеспечен при крайней экономии €зыковых средств. ѕоэтому воздействие чаще осуществл€етс€ не на рациональном, а на эмоциональном уровне. —пособы воздействи€ в современной рекламе разработаны самые разные. Ќапример, при рекламе продуктов питани€ чаще всего используетс€ стратеги€ формировани€ у потребител€ устойчивых положительных эмоций в св€зи с определенным товаром: яшкинские вафли подар€т вам неповторимый вкус!

ќсобенность использовани€ звукового вербального канала состоит в том, что дл€ воспри€ти€ словесного сообщени€ и осознани€ ключевой идеи на рациональном уровне требуетс€ некоторое врем€. ѕоэтому, чтобы сократить врем€ воспри€ти€ и воздействовать на потребител€ уже не на рациональном, а на эмоциональном уровне, в рекламе активно используетс€ удобный и экономичный €зыковой механизм, который позвол€ет осуществл€ть эффективное воздействие на эмоции аудитории. –ечь идет о €зыковой метафоре. ћетафора хороша тем, что она компактно Ђупаковываетї смыслы, эконом€ при этом усили€ говор€щего (в нашем случае Ц рекламодател€). Ќеожиданные метафоры привлекают адресата (потенциального покупател€), заставл€ют аудиторию обратить внимание на сообщение вместо того, чтобы просто проигнорировать его.

“ак, реклама лекарственных средств на телевидении использует метафорический образ противника. ѕрактически все слоганы содержат идею борьбы с врагом, котора€ транслируетс€ через военную терминологию.:

„тобы сокрушить боль, нанесите ответный удар! Ђ—олпадеинї - мощное оружие, бьющее точно в цель!

 ашель и хрипота атакуют? Ќасморк нарушает правила? ЂHallsї поможет быть в игре!

Ѕоль схватила за горло? –азожми ее железную хватку! Ђ—ептолетеї!  огда микробы атакуют, дай отпор!

‘ервекс Ц быстра€ победа над болезнью!

Coldrex MaxGrip Ц сильнее других лекарств от гриппа и простуды. Ќовый Coldrex MaxGrip Ц сокрушительный удар по гриппу!

ћетафора формирует убеждени€ целевых аудиторий в нужном направлении. ¬ процессе воспри€ти€ метафоры происходит своеобразный запуск необходимых ассоциаций, аудитори€ вовлекаетс€ непосредственно в сопереживание ситуации или в переживание эмоции, возникшей в св€зи с представленной в рекламном ролике ситуации. »менно сила эмоционального воздействи€ в конечном итоге определ€ет наш потребительский выбор.

–екалама туристических текстов использует диалогические стратегии.  атегори€ диалогичности пронизывает коммуникацию данного вида при помощи заимствованных из устного диалога средств, присутстви€ говор€щего и учета позиции адресата и тем самым косвенного его воздействи€ на речь говор€щего. Ѕлагодар€ экстралингвистическим факторам, а именно: намерению привлечь к рекламной коммуникации, заинтересовать потенциального потребител€, адресант ставит целью установить максимально доверительные отношени€ с адресатом, приблизить его к себе, добитьс€ наилучшего взаимопонимани€ с ним и дл€ этого имитирует разговор с собеседником.

ѕо сути, все средства диалогичности способствуют созданию ощущени€ непосредственного присутстви€ читател€. „итатель вместе с автором попадает в мини-путешествие в различные места, страны, испытывает определенные чувства, эмоции и т. д. ¬ конце каждого текста представлены адреса, контактные телефоны с тем, чтобы адресат испытал все сам теперь уже в реальной жизни.

“аким образом, рекламный туристический текст, ранее относимый к типично монологичному типу текста, становитс€ диалогичным благодар€ пр€мым и косвенным способам диалогичности. ¬ общей совокупности эти способы придают текстам эффект Смногоголоси€Т, тон непринужденности, интимизации, свойственный разговорной речи, что вовлекает адресата в процесс коммуникации, а также способствует возникновению большего довери€ с его стороны. ¬ результате значимость рекламируемого объекта возрастает, и по€вл€етс€ больша€ веро€тность того, что адресат, пережив путешествие с автором, отправитс€ уже в реальное путешествие.

ѕолитическа€ реклама во многом определ€ет наше воспри€тие политической реальности. ѕолитическое воспри€тие пронизывает нашу жизнь практически с самого детства, с того момента, когда мы узнаем, что нашей страной правит президент.

¬ многоаспектном процессе создани€ и использовани€ политической рекламы важное место занимают различные психотехнологии, т.е. последовательна€ совокупность методов, приемов и способов проведени€ психосемантического действи€, направленного на решение какой-либо задачи. ќни помогают нам вы€вить особенности психологических портретов лидера и избирателей, показать, какие мотивы могут подталкивать их к прин€тию тех или иных решений.

¬ качестве одного из средств формировани€ образа государства в сознании его граждан выступают —ћ». Ѕолее того, современные средства массовой коммуникации Ц газеты, журналы, радио, телевидение, а в последние годы и международна€ сеть »нтернет Ц €вл€ютс€ на сегодн€шний день самым мощным каналом политической коммуникации, а, следовательно, в той или иной степени, и манипул€ции. ќни оказываютс€ важнейшим фактором, вли€ющим на внутреннюю и внешнюю политику, а также на общественное самосознание индивидов, поскольку регул€рно и оперативно предоставл€ют наиболее значимую информацию широкой аудитории. »ными словами, роль средств массовой информации в процессе формировани€ коллективной идентичности граждан определенного государства неоспорима.

ѕроцесс же идентификации личности предполагает два этапа. Ќа первом этапе субъект воспри€ти€ осуществл€ет распознание чего-либо по определенным признакам. Ќа втором этапе происходит отождествление чего-либо с чем-либо. Ќо необходимо учитывать, что в р€де случаев этот процесс, присущий любой когнитивной де€тельности человека, €вл€етс€ не только и не столько рациональным, сколько эмоциональным. »менно данную особенность процесса идентификации широко используют современные средства массовой информации, €вл€€сь сегодн€ тем ресурсом, к которому чаще всего прибегают различные политические силы дл€ конструировани€ своего имиджа в общественном сознании.

»ными словами, индивид сначала оценивает объект воспри€ти€ как некое целое (в нашем случае Ц информацию о стране в средствах массовой коммуникации), а затем, в зависимости от результатов оценки, в той или иной мере идентифицирует себ€ как часть этого целого. ѕри этом можно предположить, что чем выше оценка, которую выносит адресат, тем в большей степени идентифицирует он себ€ со своим государством. ¬ этом смысле целью средств массовой коммуникации €вл€етс€ создание такого образа страны, и, прежде всего существующей власти, при котором каждый индивид будет ощущать себ€ непосредственной частью единого целого Ц государства.

Ќо необходимо, как нам кажетс€, отметить двойственный характер подобной цели. — одной стороны, процесс формировани€ коллективной идентичности граждан государства ведет к усилению у них чувства солидарности с действующей властью, а вместе с тем и к укреплению самой идеи государственности. — другой же стороны, это €вл€етс€ одним из способов идеологического и манипулирующего воздействи€ на массы, когда вол€ (прав€щего) меньшинства в завуалированной форме нав€зываетс€ большинству.

јрсенал приемов, используемых современными —ћ» в процессе создани€ общественного мнени€, достаточно велик: замалчивание одних фактов и вып€чивание других, публикаци€ ложных сообщений, пробуждение в аудитории определенных эмоций с помощью визуальных средств или словесных образов, апелл€ци€ к системе ценностей определенного общества и т.д.  роме того, к эффективным приемам воздействи€ относ€тс€ использование совпадени€ интересов, внешнее сходство событи€ с внушением, ув€зка новых стереотипов со старыми, прием подмены стереотипов, вып€чивание чувств отдельных групп, стимулирование столкновений и т.д.

“аким образом, агональна€ риторика, как современна€ речева€ технологи€, активно используетс€ в различных отечественных дискурсах Ц рекламных, политических, информационных. «нание основных признаков агональной риторики позволит ориентироватьс€ в мире информационных потоков и правильно на них реагировать.

 

12.2. ѕрактические задани€ к семинару по агональной риторике

 

1. —оставьте риторический диалог на тему Ђначальник Ц подчиненныйї. —итуаци€ может быть люба€.

ѕравила составлени€ риторического диалога:

Ј ¬опрос начинаетс€ со слов Ђѕочему бы не Еї

Ј ќтвет начинаетс€ со слов Ђƒа, но Еї

Ј ƒиалог должен содержать семь вопросов и семь ответов.

ќбразец:

Ќачальник увольн€ет с работы подчиненного.

Ќ: почему бы ¬ам не помен€ть работу?

ѕ: да, но € больше ничего не умею.

Ќ: почему бы ¬ам не пойти на курсы переподготовки?

ѕ: да, но это стоит денег, а € сейчас в затруднительном положении.

Ќ: почему бы ¬ам не обратитьс€ за помощью к коллегам?

ѕ: да, но они очень зан€ты.

Ќ: почему бы ¬ам самосто€тельно не освоить новую технологию?

ѕ: да, но это требует глубоких теоретических знаний, а у мен€ всего лишь среднее техническое образование.

Ќ: почему бы ¬ам не поступить заочно в институт?

ѕ: да, но у мен€ семь€, € не могу себе этого позволить.

Ќ: почему бы ¬ам не перейти на менее квалифицированную работу?

ѕ: да, но она менее оплачиваема€.

 

—оставьте эвфемизмы.

Ёвфемизмы Ц перифразтические выражени€, тождественные недостаткам, но звучащие вполне прилично.

Ќапример, л живость Ц качество, в соответствии с которым человек затрудн€етс€ в различении воображаемого и фактического материала; х улиганство Ц человек имеет качества лидера, но ему необходима помощь в обучении пользоватьс€ этими качествами более демократически.

ƒайте перифразтические определени€ таким качествам как:

Ј ∆адность

Ј «авистливость

Ј  арьеризм

Ј јгрессивность

Ј √лупость

Ј Ќекоммуникабельность

3. —оставьте открытые и закрытые вопросы на тему:

Ј корреспондент по заданию редакции берет ин≠тервью у нужного человека,

Ј социолог проводит анкетирование дл€ научной работы,

Ј менеджер по персоналу проводит тестирование кан≠дидатов на вакантную должность.

«акрытые вопросы Ч это вопросы на, которые можно ответить или Ђдаї, или Ђнетї, в лучшем случае Ч Ђне знаюї. Ќапример: Ђ¬ы любите сыр?ї, Ђ¬ы бывали в јнапе?ї, ЂЁто ваш сын?ї, Ђќна ку≠пила эту книгу?ї,

ќткрытые вопросы задаютс€ с помощью та≠ких слов-помощников, как: где, когда, куда, кто, что, почему, зачем, как, какой и т. п. Ќапример:

Ђя вижу (думаю, что) вы любите сыр!  ак вы ду≠маете, какой из этих сортов лучше?ї

ЂЌе скажете ли, исход€ из вашего собственного опыта, что хорошего можно увидеть в јнапе, если мы этим летом поедем туда в отпуск?ї

ЂЁто ваш сын? ƒо чего похож на вас! „ем же он у вас больше всего увлекаетс€?ї

Ђ”далось ей купить книгу? Ќе знаете, а чем все-таки она ее так заинтересовала? ј вы интересуетесь по≠добной тематикой? Ќет? Ќадо же! ј кака€ тематика больше привлекает вас?ї

“олько от вашего искусства направл€ть беседу зависит возможность перейти к аналогичному или со≠вершенно противоположному вопросу, теме. √лавное Ч умело подобрать слова, вставить вводные слова, обра≠щени€ к опыту или мнению собеседника, провести аналогии, сравнени€, вспомнить знакомых, их опыт, свои или чужие жизненные коллизии, может быть, даже вспомнить общеизвестных героев фильмов или литера≠турных произведений.

4. ѕарадоксологи€: перевод доксов в парадоксы: например,

Ђ“ерпение и труд все(’) перетрутї, Ђ’ождение по(д) му(хой)камї, Ђ¬ынос т(д)елаї.

ѕопытайтесь создать парадоксальные высказывани€, использу€ пословицы и поговорки:

Ј Ћюбишь кататьс€, люби и саночки возить.

Ј Ѕез труда не вынешь и рыбку из пруда.

Ј ”ченье Ц свет, а неученье Ц тьма.

Ј «а двум€ зайцами погонишьс€, ни одного не поймаешь.

Ј ƒелу Ц врем€, потехе Ц час.

5. ќпределить форму диалогичности в рекламных текстах:

—овременные рекламные туристические тексты пронизаны диалогичностью при помощи заимствованных из устного диалога средств, присутстви€ говор€щего и учета позиции адресата и тем самым косвенного его воздействи€ на речь говор€щего. Ѕлагодар€ экстралингвистическим факторам, а именно: намерению привлечь к рекламной коммуникации, заинтересовать потенциального потребител€, адресант ставит целью установить максимально доверительные отношени€ с адресатом, приблизить его к себе, добитьс€ наилучшего взаимопонимани€ с ним и дл€ этого имитирует разговор с собеседником.

¬ рекламных туристических текстах используютс€ различные формы диалогичности:

1) €/мы Ц ты/вы и мы с вами Ц наиболее часто встречающиес€ формы, так как они подразумевают активное вовлечение адресата в коммуникацию;

2) € Ц он/они Ц вы Ц представл€ет собой вовлечение в диалог с читателем Стретьего/третьихТ лиц;

3) €¹ Ц €² Ц вы Ц демонстрирует саморефлексию автора.

“екст 1: ’олодные ветра уже принесли нам первый снег и морозы.  ороче стали дни, и длинные вечера располагают к мечтам о чем-то романтическом, старинном, праздничном и веселом. ¬се сразу не бывает? Ѕывает! ¬переди нескончаема€ череда зимних праздниковЕ “ак почему бы не махнуть в „ехию, где и старина, и романтика, рождественские €рмарки... » неважно, посв€тите ¬ы неделю-другую отдыху или лечению на одном из чешских курортов или отправитесь на пару дней в ѕрагу, праздничное настроение ¬ам будет обеспечено везде Ц и в маленьком городе, и в столице.

“екст 2: ѕрактически все большие старинные города возникли на СобочинахТ голубых дорог Ц на –ейне, на ƒунае, на —ене, на “емзе... » концентраци€ достопримечательностей на речных берегах больше, чем где бы то ни было. —огласитесь, грех не воспользоватьс€ этим. Ќу так не грешите Ц немедленно отправл€йтесь в путешествие по одной из водных артерий ≈вропы! Ќапример, по –ейну.

“екст 3:  ипр Ц это счастлива€ нота в твоей жизни. ”слышь ее вместе с нами!

–итм жизни Ц ощути в “урции, Ц или другой пример:

Ќа территории  илли почти нет лесных трасс Ц дл€ деревьев здесь слишком высокоЕ “ак что если ты любитель катани€ среди заснеженных елок и сосен, лучше отправл€тьс€ куда-нибудь ещеЕ “инь, верхний спутник ¬аль дТ»зера, Ц это как раз то, что ты ищешь.

“екст 4: ƒумаю, что очень многие из нас, услышав впервые волшебные названи€ лондонских улиц, влюбл€лись в эти звуки на всю жизнь: „аринг-кросс роуд, –иджент-стрит, не говор€ уже о ѕиккадили. “о же было со мной.

“екст 5: ћногие у нас почему-то считают, что речной круиз Ц меропри€тие не слишком интересное и старомодное... Ќо это абсолютно не так! ¬ ≈вропе сейчас Ц насто€щий бум речных круизов, путевки раскупаютс€ на многие мес€цы вперед. Ќарод раскупил их главную изюминку Ц возможность насладитьс€ безм€тежностью и покоем, посеща€ за одно путешествие дюжину красивейших городов. ѕри этом Ц никаких утомительных переездов. –оскошный плавучий отель движетс€, даже не покачива€сь на шелковой ленте реки, и каждое утро, словно по волшебству, вы просыпаетесь в новом, чудесном местеЕ

 

6. ѕроанализируйте причины отрицательного воспри€ти€ рекламных слоганов:

Ќаибольшую заинтересованность вызывают слоганы, в состав которых включаетс€ многозначное слово.  лючевое многозначное слово способствует развитию ассоциаций в нескольких направлени€х, служит объедин€ющим звеном между ними и на стыке присущих ему значений может создавать неожиданный и богатый образ. ѕри СконструированииТ ассоциативного р€да, вызываемого содержанием слогана, необходимо учитывать существующие в национальном сознании стереотипы, которые могут быть положительно и отрицательно окрашены. ѕри условии верного использовани€ стереотипов в рекламном сообщении оказываетс€ достаточно сильное воздействие на воспринимающего, что, в конечном счете, и обеспечивает эффективность рекламной кампании в целом.

–екламный слоган сигарет ЂPall Mallї: ЂЌочь тво€ Ц добавь огн€ї:

Ј в национальном сознании С ночьТ и С огоньТ не св€заны положительно:

Ј С огоньТ и С ночьТ традиционно ассоциируютс€ с пожаром.

Ј —в€зь с объектом рекламы посредством слова С огонекТ была бы более очевидной

 

7. ѕроанализируйте причины отрицательного воспри€ти€ рекламного слогана Ђћороженое Ђ”лыбкаї. ’олодные гланды, гор€чие губыї

Ј слово гланды наводит на мысль о болезни.

Ј ¬ словосочетании С холодные гландыТ нарушена естественна€ св€зь реалий и их признаков. √ланды Ц внутренний орган, и он не может быть холодным у живого человека.

Ј —ловосочетание С гор€чие губыТ противоречит сути рекламируемого объекта. ћороженое Ц продукт холодный, и это его основное качество.

 

8. ѕроанализируйте причины позитивного воспри€ти€ слогана Ђ¬ы точно ничего не забыли?ї, рекламировавшего до 2001 года налоговую полицию ћосквы.

Ј –едка€ дл€ девизов форма риторического вопроса,

Ј ироническа€ интонаци€ в слогане,

Ј изменен отрицательный стереотип и созданы на его основе позитивные ассоциации: налогова€ полици€, выступающа€ обычно в роли карающего органа, здесь играет новую дл€ себ€ роль заботливой и просто напоминающей люд€м об их об€занности организации.

 

Ћингвистический тест

 

1. јгональна€ коммуникаци€ опираетс€ на:

Ј формальную логику,

Ј на многозначную логику.

 

9. ѕрадоксы Ц это:

Ј общеприн€тые мнени€,

Ј высказывани€, противоречащие очевидност€м, но имеющие свою область смыслов.

 

3. ѕорождение агонального дискурса требует (дополните):

Ј наличие скрытого услови€,

Ј

Ј

 

4. ѕерформатив Ц это:

Ј сообщение о намерении совершить нечто в будущем,

Ј сообщение о событии, которое случилось,

Ј высказывание, эквивалентное действию, поступку.

 

5. ѕридумайте коннотативное значение дл€ слов:

Ј партизан Ц

Ј вождь народа Ц

 

6. ќпределите, какое €зыковое средство выразительности использовано дл€ создани€ рекламного слогана:

ЅингоЎќ” - живите хороЎќ”!

Ј дефразеологизаци€ (семантический распад фразеологизма, использование его компонентов в пр€мом значении),

Ј употребление прописных букв в середине и в конце наименовани€,

Ј окказионализмы (новые слова),

Ј соблюдение норм дореволюционной орфографии.

 

7. ќпределите, какое €зыковое средство выразительности использовано дл€ создани€ рекламного слогана:

Ќе окажитесь в без¬ј«душном пространстве!

Ј окказионализмы (новые слова),

Ј сочетание латиницы с кириллицей,

Ј каламбур,

Ј игра слов как результат нарушени€ орфографии.

8. ”кажите, что не относитс€ к жанру печатной рекламы:

Ј заметки,

Ј рецензии,

Ј научно-попул€рные статьи,

Ј акты.

 

9. ќпределите, какой вид рекламы не относитс€ к аудиовизуальной (зрительнослуховой):

Ј демонстраци€ образцов изделий в сопровождении текста,

Ј светова€,

Ј кинореклама,

Ј телереклама.

 

12.4. ѕодготовьте публичное выступление или эссе по следующим темам:

 

 

1.  ак выйти из ситуации, когда вами манипулируют?

2. ѕо каким признакам вы догадываетесь, когда вам лгут?

3. ¬ чем разница инфинитива и императива?

4. «ачем мен€ют топонимы, названи€ организаций?

5. ¬ чем про€вл€етс€ амбивалентность €зыка?

6. —емантические коннотации лжи.

7. ћанипул€тивные технологии в рекламе.

8. –екламный дискурс: современные тенденции.

9. ѕолитический пиар Ц манипул€тивные стратегии.

10. јгональна€ риторика в деловой презентации.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1272 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

2256 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.116 с.