Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные требования культуры поведения в споре




· определенность позиций участников,

· уважительное отношение оппонентов друг к другу,

· проявление темперамента и эмоциональности в споре,

· правильное оперирование понятиями,

· некорректные приемы,

· личная заинтересованность в победе.

 

12. Ловушки языка, которые вносят неясность в позиции участников спора…

· речевые ошибки,

· омонимы,

· многозначная лексика,

· образные средства.

 

13. Довод, высказанный в поддержку того или иного мнения в споре, называется…

Введите ответ _______________________

 

14. Самоуверенный тон, использование оскорблений в споре, обструкция – это приемы, являющиеся:

· психологическими уловками,

· непреднамеренными ошибками,

· логическими уловками.

 

Основные требования культуры поведения в споре

· проявления темперамента и эмоциональности в споре,

· правильное оперирование понятиями,

· уважительное отношение оппонентов друг к другу,

· определенность позиций участников,

· некорректные приемы,

· личная заинтересованность в победе.

 

10.5. Подготовьте публичное выступление или эссе по следующим темам:

 

1. Что, на ваш взгляд, означает фраза «Не сказать словами»?

2. Как вы понимаете высказывание: «Обозначение убивает живую сущность»?

3. О чем невозможно сказать словами?

4. Чем отличается «простой» язык от «бедного» языка?

5. Разверните фразы, используя индуктивную демонстрацию: «Все, что делается согласно природе, должно считаться счастливым» (М.Т. Цицерон).

6. Разверните фразу, используя дедуктивную демонстрацию: «Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно» (М.Т. Цицерон).

7.Разверните фразу, используя демонстрацию по аналогии: «Лицо – зеркало души» (М.Т. Цицерон).

8. Разверните фразу, используя нелогические виды демонстрации: «Достиг вершины тот, кто знает, чему радоваться…» (Л.А. Сенека).

9. Сократовская индукция – история, современность.

10. Силлогизм Аристотеля: правила, примеры.

Типология красноречия

Классификация видов красноречия, типов речи и соответствующих им ответвлений риторики складывалась постепенно, на протяжении многих веков и поэтому в ней есть разночтения. Приведем классическую типологию.

В «Риторике» Аристотеля в основание классификации риторических дискурсов положен принцип предмета речи (о чем говорится). Все речи отличаются местом произнесения и моментом события:

· Совещательные – призванные склонять или отклонять (место произнесения речи –агора, момент времени - будущее событие).

· Судебные – призванные обвинять или оправдывать (место произнесения речи – суд, момент времени – прошлое событие).

· Эпидейктические (торжественные) – призванные хвалить или порицать (место произнесения речи –пир, момент времени – настоящее событие).

Продержалась данная классификация 400 лет, но в нее не вписывались такие речи, как, например, речи в бане (древний Рим), надгробные речи, педагогические речи. В данной классификации был учтен лишь устный дискурс, наиболее развитый в Древней Греции.

В средневековье за основу классификации были приняты фигуры речи (как говорится), называлось это направление Азианизм. Выделялись дискурсы:

· метафорические,

· аллегорические,

· гипербалические.

Такая классификация имела свои плюсы – конечность типов дискурсов (по числу риторических фигур) и минусы – не всегда можно было определить доминирующую в дискурсе фигуру.

Обе эти классификации охватывали риторику достаточно обширных монологов, даже не ставя проблему диалога или полилога.

Агональная риторика кладет в основание классификации дискурсов принцип целеполагания речи (зачем говорится) и охватывает монологические и диалогические дискурсы.

Монологические дискурсы делятся на:

· Информативные – с помощью которых передается некоторое знание.

· Эмотивные – с помощью которых внушается некоторое убеждение.

· Фигуративные – с помощью которых знакомят с каким-то мнением по тому или иному вопросу.

Диалогические дискурсы делятся на:

· Диалектические – с целью достижения риторического согласия между говорящими.

· Эристические – с целью победы над оппонентом.

· Софистические – с целью ввести оппонента в заблуждение.

Обыденный диалог строится в обычной вопросно-ответной форме и не имеет, поэтому отношения к агональной коммуникации. Риторический диалог начинается с возражения. Возражение – это мельчайшая значимая клеточка любого дискурса. Принципом обучения риторическому диалогу является языковая игра типа: «Почему бы не…? – Да, но …» Выигрывает тот, за кем остается последнее слово.

Рассмотрим классификацию монологических дискурсов более подробно.

Информативный дискурс: его цель – передача знаний. Знания бывают двух видов:

1. примарные факты. Они выражаются простыми предложениями (например: Вчера я был в кино.), относятся к коммуникации события, и не могут стать предметом коммуникативного события, следовательно, находятся за пределами агональной коммуникации.

2. научные и философские представления, выражаются с помощью связанных монологических текстов, написанных на метаязыке, отличном от свойств естественного языка. Всякая, транслируемая на метаязыке истина будет иметь смысл только в пределах данного метаязыка. Например: можно ли из железа получать золото? На обыденном языке ответ бессмыслен. Алхимик ответит положительно, классический химик – отрицательно, специалист по ядерному синтезу – положительно. Каждый из них прав в пределах своего информативного дискурса. Обучение в вузе также ни что иное, как попытка присоединить обучаемых к одному из существующих метаязыков.

Эмотивный дискурс: его цель – трансляция убеждений с целью включения в них собеседника. Данный дискурс избегает метаязыка, обращается к суггестивным (внушающим) ресурсам языка обыденного. Обыденный язык своей природой связан с мифологическими структурами нашего мышления. Приведем пример начала эмотивного дискурса, называемый «парадоксальное цитирование», где основная часть опровергает вступление, которое, как правило, выражает общее мнение аудитории.

Пример: речь доктора Гибсона по проблемам молодежи прозвучала в медицинском обществе. Вступление полностью отражало взгляды консервативно настроенной аудитории. «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и никого не уважает из стариков. Я утрачу всякие надежды относительно будущего нашей страны, если молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Наш мир достиг критической стадии: дети больше не слушаются своих родителей, видимо конец мира уже не столь далек. Эта молодежь растлена до глубины души: молодые люди злокозненны и нерадивы, никогда они не будут походить на молодежь былых времен». В основной части он озвучил авторов цитат, это оказались: Сократ, 5 в. До н.э., Гесиод – 7 в. до н.э., третье высказывание египетского жреца 4000 лет назад, четвертое изречение найдено при раскопках в Вавилоне, ему 5000 лет, а затем перешел к доказательству антитезиса: «конфликт поколений – необходимое условие развития общества».

Фигуративный дискурс: выражает мнение, т.е. некоторое субъективное суждение, в основании которого лежит вкус. В основе этого дискурса лежит поэтическая функция языка. Если поэтика говорит о самом языке, превращая его в произведение искусства, то в этом случае исключается обязательность получателя сообщения. В этом выражается принцип автокоммуникации – мышления мыслей. Ницше говорил о том, что большинство мыслителей пишут плохо, потому что они сообщают нам не только свои мысли, но и мышление мыслей. Агональная коммуникация, обращаясь к фигуративному дискурсу, обязательно подразумевает слушателя, тем самым, ограничивая автокоммуникацию.

Выделяют четыре типа фигуративного дискурса, они берут за основу тропы: метафору, метонимию, синекдоху. Дадим определения этим понятиям:

Метафора – один из основных тропов, в основе лежит скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу их сходства. Предмет сравнения не называется, но подразумевается.

Метонимия – замена прямого названия предмета или явления переносным, основана на сближении несходных предметов, но находящихся в причинной (временной, пространственной, вещественной) объективной связи.

Синекдоха – значение с одного предмета, или явления переносится на другое явление или предмет по принципу их количественного соотношения.

· метафорический – текст понимается как мифологическая структура.

· Метонимический –текст понимается как отражение реальной действительности.

· Синекдохический –текст понимается как фрагмент более общей стилевой системы.

· Иронический – текст понимается как возможность стилизации и пародии другого текста.

Рассмотренные классификации дискурсов или видов речей могут быть дополнены еще одной. В данной классификации за критерий берется сфера социальной деятельности говорящего. К концу ХХ века сложилось 8-10 видов дискурсов, признаваемых большинством специалистов. Перечислим их виды и жанры:

 

1. Речи политические: пропаганда, агитация, политические лозунги, призывы, жанры СМИ.

2. Дипломатическое общение: дипломатический этикет, переговоры, переписка, синхронный перевод.

3. Деловая речь (бизнес, хозяйственная деятельность): деловые переговоры, деловые бумаги, доклады, отчеты.

4. Военное красноречие: боевой призыв, приказ, воинский устав, военные мемуары, письма командира части родителям солдата, павшего в бою, радиосвязь в экстремальных условиях.

5. Академическое красноречие: университетская лекция, семинар, конференция, защита дипломных проектов, творческие работы, исследования студентов.

6. Педагогическое общение: рассказ и объяснение учителя, детское словесное творчество.

7. Правовая сфера, судебное красноречие: тексты законов, допрос, свидетельские показания, юридические консультации, дискуссия на суде.

8. Духовно-нравственное красноречие: церковная проповедь, миссионерская деятельность, исповедь, молитвы, курсы богословия в духовных семинариях.

9. Бытовое общение близких: дружеская беседа в непринужденных условиях, на научные, политические темы, семейный полилог с участием детей, неофициальные деловые беседы, телефонные разговоры, дружеская переписка.

10. Диалог с самим собой (внутренняя речь, мысленная): мысленная подготовка к устному и письменному высказыванию, чтение "про себя", воспоминания и размышления, внутренние споры со вторым "я", мечты, планирование и репетирование.

В основе всех этих речей лежат психологические корни. Механизмы их действия подразделяются на ритуальный, провокационный и императивный. Рассмотрим их последовательно.

Ритуальная речь.

В основе ритуальной речи лежит ритуал - исторически сложившаяся или специально установленная форма поведения, которая служит символом определенного социального отношения. Он противоположен непосредственному целесообразному поведению.

Все правила поведения и речевого, в том числе делятся на:

1) законодательные - запрещающие правила, которые накладывают запрет на деятельность определенного типа.

2) этикетные – предписывающие правила, которые рекомендуют в определенной ситуации совершать или не совершать какие-то поступки.

Таким образом, ритуальная речь произносится для того, чтобы не выйти из социума. Примером ритуальной речи может служить обычное приветствие, любые этикетные фразы. Клише, словесный штамп – также являются примерами ритуальной речи. Кроме того, бывают тексты-шифры - канонические богословские тексты, для понимания которых требуется многократное повторение. Текст Библии произносится уже несколько тысячелетий и смысл его открывается все больше. Десемантизации не происходит, поскольку здесь существует установка на постижение смысла.

Отметим, что существует две стадии ритуала:

1) ритуал полностью понят исполняющему, имеет ясный смысл; например, чтение богословских текстов.

2) ритуал десемантизирован, служит для подтверждения наличия общности между исполняющими его. Это этап вырождения ритуала.

Провокационная речь.

Провокация является основой либеральной речи и выражает потребность получения информации. Это речь не для передачи информации, а для ее получения.В основе провокационной речи лежит вопросительная конструкция. Вопросительная конструкция – является языковой универсалией.

Языковая универсалия - это языковое явление, встречающееся во всех языках мира, что объясняется общепсихологическими особенностями человеческого сознания. Следовательно, провокационная речь дана человеку генетически.

Вопросительная интонация всегда провоцирует ответ, но не всегда в нем есть необходимость. Многие вопросы носят ритуальный характер. Например, вопрос «Как дела?» Не требует подробного ответа. В противном случае вы можете поставить в неловкое положение своего собеседника.

Примеры провокационной речи:

- дипломатическая речь – как ничего не говоря, по возможности больше услышать. Побеждает тот, кто лучше обучен и кто умнее.

- блеф - лучший вид провокации, но не то же самое, что и ложь, высказывание точки зрения, в достоверности которой вы возможно сомневаетесь.

- Дескридитация (грубость) через провокацию (человек либо плохо воспитан, либо находится в состоянии внутренней агрессивности, либо недостаточно умен). Провокация – это жесткое, изысканное, силовое воздействие, ведь человек обычно не предполагает, что его собираются спровоцировать на поступок, для него невыгодный и нецелесообразный. Провокационная речь не обязательно несет в себе негативную цель, а только в тех случаях, когда человек не хочет передавать затребованную информацию

- Беседа при приеме на работу: цель - оценить деловые качества поступающего на работу (что представляет собой человек, подавший заявление о приеме на работу? Почему он ищет работу? Каковы его сильные и слабые стороны? Каковы его взгляды на эффективное руководство? На какую зарплату он рассчитывает?)

- Напроситься на комплимент – простой и безобидный случай провокационной речи (я не очень разбираюсь в этом вопросе, тут нужен специалист более компетентный, чем я, у меня нет соответствующей подготовки. У кого же она вообще тогда есть как не у вас?) – удачная завязка беседы.

Таким образом, провокационная речь используется во всех видах речи, где необходимо получить информацию.

 

Императивная речь.

Императив - основа авторитарной речи, силовой способ воздействия (например: приказ, угроза, словесный садизм).

Обращаясь к человеку, мы воздействуем на его эмоциональное состояние, желая понравиться ему, польстить, унизить, разозлить. Эта функция называется «заставить почувствовать», т.е. вызвать эмоции. Проявлять эмоцию свойственно человеку генетически. Поскольку сильная эмоция – это большая нагрузка на нервную систему, необходима разрядка, поэтому человек делится эмоцией с собеседником, вызывая конгруэнтную (подобную).

Существует три формы репрезентации человека: эмоциональная, поведенческая, мыслительная. Заставить подумать человека нельзя, но можно сформировать в нем определенное намерение, то есть убедить.

Добиться результата можно двумя способами: заставить и убедить.

Категория "заставить - отрицательная форма человеческой деятельности через подавление чужой воли.

Категория "убедить " - осмысленный, разумный и позитивный акт воздействия на свободную волю другого. Убеждение – это успешное интеллектуальное воздействие на сознание другого человека, в результате которого он сам приходит к мнению, что поступок, который вы от него требуете, необходим. Для того, чтобы научить человека убеждать других, надо научить его чисто интеллектуальному, логическому приоритету над мыслящими, умными и при этом интеллектуально сопротивляющимися его идеям людьми. Человек сформировал свою систему взглядов, у него есть внутренняя аргументация, его интеллект будет сопротивляться воздействию иной аргументации. И только преодолев это сопротивление, можно говорить о том, что человек готов к восприятию ваших мыслей. Каждый человек, который не научился переубеждать других, в интеллектуальном отношении не начал по-настоящему жить, потому что он свою, одну из самых сильных внутреннюю психологическую установку не научился реализовывать должным образом.

Каков механизм убеждения? Коротко, он состоит в вытеснении чужих аргументов и замене их своими. Эти две процедуры должны быть выстроены последовательно, но не одновременно.

Силовое воздействие через страх и корысть – временное, оно действует до тех пор, пока осуществляется это воздействие.

Воздействие через убеждение - долговременное. Если вы сделали собственные мысли частью сознания другого человека, он живет с ними как со своими собственными.

Примеры императивной формы речи используются в ситуациях, где необходимо принимать решение: это военное красноречие, политическое красноречие.

Таким образом, знание типологии и целеполагающих механизмов красноречия предполагает активную практическую риторическую деятельность, которая не только поможет закрепить полученные знания, но и будет способствовать построению адекватной риторической деятельности в каждой конкретной ситуации.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1939 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2282 - | 2104 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.