Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсобенности публицистического стил€




 

ѕублицистика как летопись времени обращена к злободневным проблемам общества: политическим, социальным, бытовым, философским. ќна тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. ¬елики выразительные ресурсы. √рамматика публицистического стил€ содержит различные риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы. —тилю характерна высока€ степень индивидуализированности, образности, эмоциональности. языковые средства исключают штампы, насыщены оценочными словами, изобилуют лексикой спорта, театра.

ѕублицистический стиль речи представл€ет собой функциональную разновидность литературного €зыка и широко примен€етс€ в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлени€х, в де€тельности партий и общественных объединений. —юда же следует добавить политическую литературу дл€ массового читател€ и документальное кино.

ѕублицистика - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повли€ть на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определенным социальным и нравственным идеалом. ѕублицистика существует в следующих формах:

Ј в словесной (письменной и устной),

  • графически изобразительной (плакат, карикатура),
  • фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),
  • театрально-драматургической,
  • словесно-музыкальной.

  публицистическому стилю относ€т подстили: газетно-публицистический, радио-тележурналистский, ораторский. „аще жанровое разнообразие публицистического стил€ обозначаетс€ емким именем Ц средства массовой информамации или масс-медиа (—ћ»). —ћ» по отношению к €зыку €вл€етс€ своеобразным усилителем.

–егул€рное радиовещание началось в –оссии с 1924 г. ¬ советское врем€ радиовещание осуществл€лось ¬сесоюзным радио, с 1990 г. стали по€вл€тьс€ частные радиостанции, больша€ часть которых занимаетс€ музыкальным вещанием. ¬ советские годы к дикторам радио предъ€вл€лись очень строгие требовани€ в части соблюдени€ норм оформлени€ речи, содержательна€ сторона текстов определ€лась единой идеологией, что не могло не вызвать лексико-стилистического однообрази€ и шаблонности речи.

“елевизионное вещание началось в –оссии с 1939 г., однако широкое распространение оно получило только в 60-е гг. XX в. –ечевые особенности телепередач советского времени определ€лись тем, что их участники произносили заранее написанные тексты, и только спортивные комментаторы имели право на импровизированный текст. —овременное телевидение стремитс€ максимально использовать пр€мой эфир, что ставит перед участниками передач более трудную речевую задачу и сразу же вы€вл€ет уровень их €зыковой компетенции.
ѕублична€ политическа€ речь восходит к политическим кружкам XIX в., звучит на улицах во врем€ –еволюции 1905 г., получает легальные права в √осударственной думе, созданной на основании ћанифеста от 17 окт€бр€ 1905 г. ѕерва€ ƒума начинает работу 27.04.1906 г. —вободные политические дискуссии прерываютс€ гражданской войной, когда берет слово "товарищ маузер", литературные и научные дискуссии еще продолжаютс€ примерно до 1929 г. — этого времени публичные политические тексты нос€т не информационный, а ритуальный характер, и публицистический стиль развиваетс€ не по законам естественного €зыка, а по законам искусственной знаковой системы. — 1988 г. обстановка в стране мен€етс€, публицистический стиль вновь оказываетс€ востребованным в естественной социальной коммуникации, и вот здесь обнаруживаютс€ трудности, вызванные отсутствием хороших литературных традиций, в частности неподготовленность многих политиков к публичному общению в соответствии с нормами речевой культуры. Ёто не удивительно, если учесть, что легальна€ де€тельность политических партий и движений имела место в –оссии в 1906-1917 гг., а также с 1990 г.

‘ункции публицистического стил€:

¬ажнейшие функции публицистического стил€ - информационна€ и воздействующа€. »нформационна€ функци€ текстов, относ€щихс€ к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых дл€ общества проблемах и о взгл€дах авторов на эти проблемы. »нформационна€ функци€ присуща всем стил€м речи. —пецифика информационной функции в публицистическом стиле заключаетс€ в характере информации, ее источниках и адресатах. »нформаци€ в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнени€, настроени€, содержит комментарии и размышлени€ авторов. Ёто отличает ее от научной информации. ѕеред публицистическими произведени€ми не ставитс€ задача полного всестороннего описани€ того или иного €влени€, публицист стремитс€ писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, выдел€€ те стороны жизни, которые важны дл€ его потенциальной аудитории. »нформирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождаетс€ в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стили - функции воздействи€. ÷ель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношени€ к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведени€. ѕублицистическому стилю присущи открыта€ тенденциозность, полемичность, эмоциональность, что как раз и вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции.

 роме информационной и воздействующей, тексты публицистического стил€, конечно же, выполн€ют и все остальные присущие €зыку функции: коммуникативную, экспрессивную, эстетическую.

Ј  оммуникативность публицистического стил€ заключаетс€ в том, что его тексты создаютс€ не дл€ внутреннего пользовани€ и не дл€ единственного адресата (хот€ и в этих случа€х коммуникативный аспект присутствует), а дл€ максимально широкой аудитории.  оммуникаци€ предполагает и обратную св€зь - ответ адресата. ƒл€ данного стил€ обратна€ св€зь наиболее €вно осуществл€етс€ в ситуации публичной дискуссии. ƒл€ газеты обратной св€зью €вл€ютс€ письма читателей, ответы должностных лиц, статьи, присылаемые в ответ на предыдущие публикации. –адио и телевидение перешли от писем к телефонным звонкам слушателей и зрителей, в ходе которых они могут задать вопросы, высказать свое мнение, рассказать об известных им событи€х. Ўироко примен€етс€ и привлечение зрителей к съемке телепередач в студи€х. —овременное интерактивное телевидение ищет новые формы поддержани€ контакта со зрител€ми.  оммуникативна€ функци€ определ€ет большинство культурно-речевых норм в любом стиле. ¬ публицистике особенно важны такие качества речи, как пон€тность и выразительность. Ётические нормы коммуникации в любом стиле предполагают взаимное уважение участников коммуникации, ориентированность текста на удобство его воспри€ти€ адресатом, уважение к правам личности.

Ј Ёкспрессивна€ функци€ €зыка позвол€ет говор€щему выразить свои чувства. ѕублицистический текст обычно €рко отражает личность автора, отличаетс€ €вно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. Ќа телевидении эмоциональность менее характерна дл€ выпусков новостей и об€зательна дл€ ток-шоу. ќсуществление экспрессивной функции также предполагает соблюдение норм речевой культуры. ¬ыражение эмоций не должно превращатьс€ в единственную задачу публициста или политика или выходить за рамки приличий.

Ј Ёстетическа€ функци€ публицистического текста представл€ет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетвор€ло эстетическое чувство адресата.ѕеречисленные выше функции определ€ют основные требовани€ культуры речи, предъ€вл€емые к произведени€м публицистического стил€. Ёстетическа€ функци€ дл€ публицистического стил€ не €вл€етс€ об€зательной в отличие от художественной литературы, однако внимание к эстетическим качествам текста весьма желательно и дл€ журналиста, и дл€ оратора. » нформационна€ функци€ требует от автора информативности публицистического текста, т.е. того, чтобы текст содержал сведени€, интересные и нужные адресату, а не только самому автору. Ётические нормы предполагают достоверность и точность информации. ѕлохо, если заметка, выпуск новостей, аналитический обзор оказываютс€ информационно пустыми.

Ј ‘ункци€ воздействи€ св€зана с тем, чтобы цель его не противоречила общественным интересам, а форма воздействи€ не воспринималась бы как грубое давление или нав€зывание субъективных оценок.

  стилевым чертам современного публицистического стил€ также относ€т:

Ј образность, выразительность.

Ј поиск новых €зыковых средств,

Ј открытое выражение авторской позиции,

Ј широкое использование усто€вшихс€ речевых оборотов,

Ј огромна€ роль ключевых слов, характерных дл€ определенной эпохи, идейного направлени€,

Ј сочетание логики и экспрессии,

Ј индивидуальность,

Ј отсутствие штампов, канцел€ризмов, клише,

Ј жанровое разнообразие: передовые статьи, очерки, фельетоны, репортажи, интервью,

Ј монологическа€ и диалогическа€, устна€ и письменна€ речь,

Ј ориентированность на мысль, факт, документ,

Ј массовость, доступность, демократичность,

ѕерестройка способствовала изменению нормы литературного €зыка. —редства массовой информации (—ћ»), ранее снабженные институтами редактуры и корректуры, освободились от них. ≈сли прежде публицистические тексты усиливали норму, то теперь они ее разрушают.

“аким образом, освоение основных приемов публицистического стил€ будет способствовать развитию культуры речи, а также профессиональных навыков общени€, умению €рко и точно выразить свое мнение относительно происход€щего, дать оценку событи€м, фактам, процессам.

 

 

7.2. ѕрактические задани€ к семинару Ђќсобенности публицистического стил€ї:

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3929 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

2083 - | 1827 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.