Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕраксеологические обобщени€ и предостережени€ “адеуша ѕщоловского менеджерам и бизнесменам




¬ыдающийс€ польский исследователь, специалист в области праксеологии, менеджер и бизнесмен, профессор “адеуш ѕщоловский несколько дес€тилетий занимаетс€ изучением проблем человеческой де€тельности людей от древности до нашего времени. —ферой его научных интересов €вл€ютс€ так называемые вечные вопросы, волнующие лучшие умы человечества на прот€жении всей его сознательной истории. Ёто проблемы человекознани€ и человековедени€, специфические стороны, закономерности, состо€ни€ и процессы праксеологических де€ний выдающихс€ мыслителей прошлого, государственных де€телей, писателей, военачальников, организаторов и управленцев, развивающих определенную часть праксеологии Ч общую теорию борьбы на Ђполе битвыї человеческой жизни, трактуемой иногда как раздел науки, занимающийс€ конфликтными ситуаци€ми. „итателю идеи и разработки профессора “адеуша ѕщоловского стали известны благодар€ переведенной и изданной в 1993 году книги Ђѕринципы совершенной де€тельности. ¬ведение в праксеологиюї. Ѕизнесменам и менеджерам, люд€м активным, деловым по натуре, желающим строить свою де€тельность разумно, с наибольшей отдачей, будет полезно использовать оригинальною и конструктивные идеи исторического наследи€, прозорливое осмысление и обобщение которых сделал профессор “адеуш ѕщоловский, предупрежда€ и предостерега€ деловых людей современности от возможных ошибок в их повседневной де€тельности. ќхватыва€ и творчески развива€ многие стороны праксеологии, он выступает как теоретик и практик, создава€ образы, моделиру€ формы, опериру€ живыми примерами, раскрыва€ стратегическую и тактическую роль праксеологии в оптимизации человеческой де€тельности. –уководству€сь идеей необходимости формировани€ у менеджеров и бизнесменов результативного поведени€, приводим отдельные методы и приемы, собранные “адеушом ѕщоловским по крупицам из праксеологии.

8.3.1. ћакиавеллизм Ч хитра€ и коварна€ результативна€ де€тельность.

Ќаиболее известные основы результативного поведени€ были сформулированы в »талии. »х автором €вл€етс€ Ќикколо ћакиавелли (1469‑1527), государственный де€тель и писатель, который в нашумевшей книге Ђ н€зьї советовал правителю, как следует поступать, Ђ...действи€ всех людей, и в особенности кн€зей, относительно которых нельз€ обратитьс€ к суду, обсуждаютс€ в зависимости от конечного результата. ѕусть поэтому кн€зь позаботитс€ только о победе и об удержании государства, средства же к этому всегда будут почитатьс€ достойными, и каждый будет хвалить их...ї ѕо его фамилии был создан термин Ђмакиавеллизмї, означающий хитрую и коварную де€тельность, не принимающую во внимание никаких иных мотивов, кроме результативности. ѕоэтому ему приписываетс€ авторство девиза Ђ÷ель оправдывает средстваї. ќднако надо помнить, что ћакиавелли‑моралист порицал сформулированные им самим методы действи€. ’очешь иметь успех, получить власть и удержать ее Ч должен действовать таким образом, как он описал; но от теб€ зависит, захочешь ли ты, позволит ли тебе это тво€ совесть Ч вот насто€щие принципы автора Ђ н€з€ї. —оветы ћакиавелли €вл€ютс€ результатом изучени€ истории, знани€ общественных и политических отношений. —ледовательно, он занимаетс€ результативной де€тельностью некоего определенного типа Ч именно такой, целью которой €вл€етс€ завоевание и удержание власти. ¬ рамках нашей классификации эти рекомендации будут относитьс€ главным образом к некоторым видам борьбы. Ќо у него можно найти также советы и наблюдени€, относ€щиес€ к действию вообще. ¬от, например, рассуждени€ на тему того, каким образом разные действи€, даже противоположные друг другу, могут приводить к одной и той же цели. Ђћожно видеть также, что из двух осторожных один достигает цели, другой нет, и что, равным образом, одинаково благоденствуют достигшие цели разными пут€ми, так как один осторожен, другой же берет напором: все это объ€сн€етс€ только свойствами времени, с которым согласуетс€ или не согласуетс€ их образ действи€. Ѕлагодар€ этому происходит то, о чем € говорил, а именно, что два лица, по‑разному действующие, приход€т к одному и тому же результату, а из двух лиц, действующих одинаково, один приходит к своей цели, а другой нетї. —ледовательно, услови€ могут оказывать очень серьезное вли€ние на результаты нашей де€тельности и потому с ними следует считатьс€. ќ соответствующем использовании условий говорит также следующее замечание ћакиавелли: Ђ то меньше полагаетс€ на судьбу, тот дольше владеет государством. ∆изнь и свершени€ великих де€телей убеждают нас, что они настолько своим успехом об€заны судьбе, насколько судьба придала им способности выполнить задуманные намерени€ї. —ледовательно, де€тельность, а не ожидание со сложенными руками €вл€етс€ наилучшим способом достижени€ намеченной цели. ќднако судьба может нас легко сломать. Ђ—удьба про€вл€ет свое могущество и силу, если мы слишком слабы, чтобы сопротивл€тьс€, и там с упорством действует, где не видит плотины или преграды, которые бы ее держали в уздеї. ” ћакиавелли мы находим много мыслей о действии, которое становитс€ результативным благодар€ применению соответствующих орудий или приемов. ¬едь из истории известно, что Ђвсе вооруженные пророки добивались победы; все безоружные испытывали поражениеї, что хитростью и тщательным взвешиванием всех возможностей можно добитьс€ победы.

8.3.2. ѕарадоксальный совет ‘рансуа –абле.

ќставьте своему противнику надежду на спасение. »так, если уж речь идет о борьбе и различных советах, как одержать победу, стоит задержатьс€ на одном необыкновенно метком высказывании ‘рансуа –абле (1494‑1553), которое мы найдем в его произведении Ђ√аргантюа и ѕантагрюэльї. √аргантюа во врем€ кровавой войны с королем ѕикрохблом всегда помнил, что Ђсогласно истинной военной науке, никогда не следует доводить врага до крайности: если он удручен и изнеможен, то отча€ние придает ему силы и всел€ет в него бодрость, ибо отн€ть у людей растер€вшихс€ и измученных вс€кую надежду на спасение Ч значит наделить их спасительнейшим средством. —колько побед было вырвано побежденными из рук победителей единственно потому, что победители наперекор здравому смыслу стремились к полному и окончательному уничтожению и истреблению врага, не дума€ о том, что следует хоть кого‑нибудь оставить в живых, чтобы было кому €витьс€ вестником их победы!ї

8.3.3. ƒиверсионные действи€ ћонтен€.

ѕротивоположные взгл€ды исповедовал ћишель ћонтень (1533‑1592), известный французский моралист, автор Ђќпытовї, который примир€лс€ с тем, что следует перебить поголовно весь гарнизон крепости, оказывающей неразумное сопротивление, когда у нее нет никаких шансов на победу. “аким способом будет достигнута цель; какой‑то небольшой отр€д не станет тормозить и св€зывать большие силы. «анима€сь вопросами войны и тактики, используемой прославленными военачальниками, ћонтень широко занимаетс€ теорией борьбы. — глубокой убежденностью он утверждает, что вождь осажденной крепости не должен выходить за стены дл€ переговоров с непри€телем. “ак следует поступать потому, что враг может легко отступитьс€ от военных правил и пленить вожд€. ¬ождь же Ч это ведь голова, очень важный элемент в организме крепости. ћонтень также €вл€етс€ автором обшего совета, ведущего к результативному действию, который он называет одним словом Ч диверси€. ƒиверсионное действие Ч это не только старый военный прием, состо€щий, например, в нападении на непри€тел€ с тыла. јталанта проиграла соревновани€ с √иппоменом вследствие применени€ им диверсии. ƒиверсию применил јльцибиад, обрезав своему красивому псу уши и хвост и выпустив его в таком виде на улицу. “аким образом, он доставил своим согражданам новую тему дл€ сплетен, одновременно отвлека€ их внимание от своих серьезных намерений. ƒл€ ћонтен€ диверсией был также такой метод, примен€емый врачами, когда вместо процедуры, имеющей целью излечение заболевшего органа, болезнь перевод€т на другую, менее важную часть тела. ћонтень отдает себе отчет в том, что обобщение часто бывает обманчивым. ќн задумываетс€ над мнением ѕлутарха (45 Ч ок. 127) о битве, проведенной ÷езарем с ѕом‑пеем под ‘арсалом. ѕлутарх считал, что победа ÷езар€ обусловлена стремительностью, с какой он ударил по врагу. ЂЌо если бы поражение потерпел ÷езарь, Ч рассуждает ћонтень, Ч разве нельз€ было бы утверждать, что, наоборот, сама€ мощна€ и прочна€ позици€ у того, кто неподвижно стоит на месте, сдержива€ себ€ и накопл€€ силы дл€ решительного удара, с большим преимуществом по сравнению с тем, кто двинул свои войска вперед, вследствие чего они запыхались от быстрого бега?   тому же войско ведь €вл€етс€ телом, состо€щим из многих различных частей; оно не имеет возможности в этом €ростном напоре двигатьс€ с такой точностью, чтобы не нарушить пор€дка и стро€ и чтобы самые быстрые из воинов не зав€зали схватки еще до того, как их товарищи смогут им помочьї.

8.3.4. ѕротивосто€ние господствующему давлению и замечани€ о части и целом.

¬ те времена борьба была средоточием интересов многих мыслителей. Ќо среди них были и такие, которые не поддавались давлению господствующего взгл€да, что мудрому человеку пристойно только боротьс€ или мыслить, что не стоит заниматьс€ трудом, даже если это были бы только теоретические рассуждени€. ќдин из них Ч это великий художник, скульптор, мыслитель, творец необыкновенно всесторонний и талантливый, Ћеонардо да ¬инчи (1452‑1519), живший до ћонтен€ и занимавшийс€ и искусством, и техникой, и писательством. ¬ сохранившихс€ фрагментах его литературных произведений мы находим замечани€ о действии, несколько из них мы приведем. ¬от они: Ђ–едко падает тот, кто хорошо ступаетї, ЂЋегче противодействовать началу, чем концуї. Ђ∆алок тот ученик, который не превосходит своего учител€ї. Ђ то хватает змею за хвост, того она ужалитї. Ђ то подкапывает стену, тому она упадет на спинуї, ЂЌож, случайное оружие, лишает человека ногтей Ч естественного оружи€ї. Ђ—ырой разбитый глин€ный горшок удастс€ исправить, обожженый‑нетї. Ђ ажда€ часть хочет быть в своем целом, в коем лучше себ€ сохран€етї. Ћеонардо да ¬инчи €вл€етс€ также автором басни о бритве, котора€ вследствие частого употреблени€ и затачивани€ была блест€щей и острой. Ќо когда она взбунтовалась и стала отдыхать Ч заржавела и затупилась. »з этой притчи следовал вывод, что так же случаетс€ и с людьми, которые вместо обучени€ предаютс€ безделью. ј в набросках о строении человеческого тела мы находим меткое наблюдение об автоматических движени€х. „еловеческое тело Ћеонардо сравнивает с чиновником, который сначала выполн€ет поручение начальника, а потом уже действует самосто€тельно, но согласно воле хоз€ина.

8.3.5. Ќаблюдени€ о люд€х и мысли о результативном действии.

‘ранцузский писатель ‘рансуа де Ћарошфуко (1613‑1680) добилс€ бессмерти€ всего лишь одним произведением. ќн написал Ђћаксимы и моральные рассуждени€ї, в которых в короткой и красивой форме заключил свои наблюдени€ о люд€х, их слабост€х... ћы найдем там также меткие мысли о результативном действии, с которыми уже знакомы. Ћучше всего лично обратитьс€ к Ђћаксимамї. ¬едь они не €вл€ютс€ результатом поспешной работы, про€влением торопливых, непродуманных мнений. Ћарошфуко писал труд своей жизни в течение п€ти лет, а затем в течение п€тнадцати его шлифовал. ¬от интересующие нас утверждени€ знаменитого автора Ђћаксимї: Ђћало обладать выдающимис€ качествами, надо еще уметь ими воспользоватьс€ї. Ђќ достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуетс€ї. ЂЋюди и дела имеют свою перспективу. ≈сть €влени€, которые надо видеть вблизи, чтобы достойно их оценить, и другие, о которых мы никогда так точно не судим, как тогда, когда находимс€ вдалекеї. ќценка ситуации Ч это, по мнению Ћарошфуко, очень важное дело. ќн дает выражение этому убеждению, утвержда€: Ђ¬ значительных делах следует не столько старатьс€ создать возможности, сколько воспользоватьс€ той, котора€ представиласьї. ¬еликой верой в возможности человека дышат следующие слова: Ђћало есть дел невозможных в принципе: больше нам не хватает настойчивости, чем средствї. Ќужно только уметь вести себ€ соответственно существующей ситуации. ј они бывают разные: ЂЅывают в жизни случаи, при которых, чтобы выпутатьс€ из них, необходимо немножко безуми€ї. ј с другой стороны: Ђ—уществуют дела и болезни, которые в определенные периоды ухудшаютс€ от лекарств: вс€ мудрость в том, чтобы распознать, когда не врем€ их употребл€тьї. ЂЋишены прозорливости не те люди, которые не достигают цели, а те, которые проход€т мимо нееї. ¬ конце этого краткого обзора мыслей о действии, заключенных в Ђћаксимахї, одно очень меткое замечание, которое косвенным образом провозглашает необходимость знани€ принципом результативного действи€: ЂЌет таких несчастных случаев, из которых ловкий человек не извлек бы пользы, ни таких счастливых, которые опрометчивый не смог бы обернуть себе во вредї. Ђ—частье и несчастье людей завис€т не меньше от их характера, чем от судьбыї.

8.3.6. ѕраксеологические советы и наблюдени€ Ћещинского.

  моралистам, которые между этическими рассуждени€ми вставл€ли праксеологические советы и наблюдени€, принадлежит польский король —танислав Ћещинский (1677Ч 1766), автор изданных по‑французски Ђѕроизведений благотвор€щего философаї. “рудно судить, насколько его размышлени€ на моральные темы оригинальны, а насколько повтор€ют мысли модных тогда французских афористов. ћысль, что люд€м часто нужно приложить больше сил, чтобы не разминутьс€ с целью, чем чтобы ее достичь, напоминает приводившуюс€ уже максиму Ћарошфуко. ќднако существуют праксеологические утверждени€, которые из уважени€ к королевскому титулу и из‑за польского происхождени€ автора засчитываютс€ как его собственное достижение. Ёто можно еще и потому, что вынужденный к отречению король как кн€зь лотарингский оказалс€ хорошим хоз€ином и мудрым политиком. ¬от некоторые из Ђзолотых мыслейї —танислава Ћещинского: ЂЋучшим способом утешени€ себ€ самого из‑за собственного невежества €вл€етс€ вера в то, что все, чего не знаешь, не нужної. Ђ„тобы получить хорошую отдачу от жизни, следовало бы иметь в молодости опыт пожилого возраста, а в старости бодрость молодых летї. Ђ—реди опасностей, избежать которых нельз€, есть много таких, которые вызваны опрометчивостью, но'еще больше таких, которых можно было бы избежать, если бы мы были хоть чуть‑чуть осторожнееї. Ђјхиллы не совсем защищены от ран Ч всегда найдетс€ место, в которое их можно поразитьї. Ђѕлохо использовать врем€ Ч это все равно, что его потер€ть, ничего не дела€. Ќе дела€ ничего, мы обычно учимс€ делать плохої.

8.3.7. ¬ведение в познание человеческого разума.

«а год до своей смерти Ћюк де  л€пье ¬овенарг (1715‑1747) закончил свои основные произведени€ Ђ«амечани€ и мыслиї и Ђ¬ведение в познание человеческого разумаї. ≈му был тогда 31 год. ’оть он не принадлежал к тем, кому старательное воспитание и образование позвол€ют развить способности, хоть большую часть жизни он провел на военной службе, а последние годы, мучимый неизлечимой болезнью, ожидал смерти, он великолепно знал жизнь и людей. ≈го друг ¬ольтер утверждал; что ¬овенарг был необычным человеком и опередил свою эпоху. ќ том, что автор Ђ«амечаний и мыслейї как мыслитель, черпающий свою мудрость не из произведений других, а из собственной практики и размышлений, мог немало сказать и о результативности действий, пусть свидетельствуют следующие его максимы: ЂЅольшие люди имеют большие прит€зани€, но маленькие планыї. Ђ—мелые замыслы проваливаютс€ благодар€ беспокойству при исполненииї. Ђћудрость планов состоит в упреждении трудностей исполнени€ї. ЂЌаиболее полезны те советы, которые легко выполн€тьї. Ђ—амыми надежными опекунами дл€ нас €вл€ютс€ наши собственные достоинстваї. Ђ≈сли вс€ наша предусмотрительность не сможет нашу жизнь сделать счастливой, то что уж говорить о легкомысленной небрежностиї. Ђ“от, кто свою расточительность сумел употребить на добро, обладает большой и благородной бережливостьюї. ЂЌеправда, что богач тот, кто богатствами пользоватьс€ не умеетї.. Ђ¬еро€тно, при высоком положении больша€ польза уметь и хотеть пользоватьс€ услугами людей, с делом знакомых, чем быть таким самомуї. Ђ„еловек, одаренный одной только ловкостью, руковод€щего места никогда не займетї. Ђѕрежде чем ты допустишь штурм злоупотреблений, исследуй, удастс€ ли уничтожить их основыї. ѕриведенные максимы не составл€ют вовсе всех высказываний ¬овенарга, относ€щихс€ к эффективности действий.  аждый найдет в Ђ«амечани€х и мысл€хї много интересных наблюдений Ч глубоких и мудрых.  ороткое же представление французского мыслител€ и писател'€‑моралиста закончим следующим предостережением, которое направлено люд€м, считающим, что верна€ оценка чьей‑то де€тельности свидетельствует о практической квалификации оценивающего: "ѕри строительстве величественного храма, Ч читаем мы в посмертных письмах, не переведенных до сих пор на польский €зык, Ч были зан€ты поочередно многие известные архитекторы.  аждый из них работал в соответствии с собственными художественными взгл€дами и умением, не обраща€ серьезного внимани€ на весь проект целиком и на то, что до него сделали другие. ћолодой человек, осматрива€ это драгоценное строение, меньше был поражен несимметричной красавицей, а больше ошибками и недостатками. —читал он, следовательно, что намного более способен, чем эти все известные мастера, и чувствовал в себе силы вз€тьс€ за строительство часовни именно в этом храме. Ќо в ходе работы он совершил ошибки намного большие, чем те, которые он так хорошо заметил, и ничего прекрасного не смог решитьс€ создать ".

8.3.8. ћетоды ведени€ атак и уклонени€ от ударов.

Ќесколько мыслей о результативном действии мы найдем у Ќ. Ўамфора (1741‑1790), знаменитого когда‑то французского писател€ и драматурга, сегодн€ известного лишь только из‑за своих Ђћаксим и мыслейї и Ђ’арактеров и анекдотовї. ¬ одном из анекдотов он рассказывает, например, о маршале ‘ранции јнри де ла “ур д'ќвернь “юренн (1611‑1675), который, вид€, что ребенок проходит слишком близко от кон€, сказал: Ђћое дит€, не проходи никогда слишком близко от конского зада, а соблюдай всегда соответствующую дистанцию, чтобы конь не смог теб€ поранить. –учаюсь, что в сумме за всю свою жизнь ты не прибавишь себе больше, чем полмили пути; и помни, что это сказал тебе “юреннї. ѕриведенный выше анекдот приобретает специфический смысл, если мы вспомним, что Ўамфор, как проницательный наблюдатель жизни, особенно хорошо знал дворовые обычаи, интриги и беспощадность, самомнение и тупость аристократии. ¬ борьбе за милость вли€тельных особ нужно было хорошо знать методы ведени€ атаки и уклонени€ от ударов, и желательно в не слишком пожилом возрасте. ѕотому что, как замечает Ўамфор: Ђќдним из больших несчастий человека €вл€етс€ то, что его достоинства часто даже ему самому не нужны и что искусство пользовани€ и управлени€ ими часто бывает только запоздалым плодом опытаї. —реди анекдотов об исторических фигурах мы найдем приведенное автором высказывание о ‘ридрихе ¬еликом (1712‑1786), который говаривал, что человек на прот€жении своей жизни не сделал даже половины того, что мог бы сделать. ј вот примен€вша€с€ им военна€ хитрость: Ђѕрусский король часто приказывал создавать карты данной окрестности.  арта показывала, например, непроходимые болота, которых вовсе не было, и которые враги считали фактом, вер€ фальшивой картеї. —ледует заметить, что ‘ридрих ¬еликий был автором книги, в которой он выступал против взгл€дов ћакиавелли. ” нее даже было название Ђјнти‑ћакиавеллиї. Ќа практике, однако, король строго выполн€л все указани€ создател€ теории успеха. Ўамфор в св€зи с этим цитирует высказывание ¬ольтера о ‘ридрихе: Ђќн плюет в миску, чтобы отвратить другихї.

8.3.9. ѕлан поведени€ как противодействие агрессивному насилию и коварству.

ћы посмотрим другими глазами на высказывание ¬ольтера, если узнаем, что в действительности ‘ридрих II ¬еликий, представитель просвещенного абсолютизма, агрессивного насили€ и коварства, написал Ђќпровержение доводов Д н€з€У ћакиавеллиї, но эту книгу издал именно ¬ольтер под измененным названием Ђјнти‑ћакиавеллиї, не сообща€ при этом фамилии автора. ќднако ≈вропа прекрасно ориентировалась, кто так резко выступал против теоретика эффективного правлени€. ћы приведем несколько фрагментов из Ђјнти‑ћакиавеллиї, доказывающих, что прусский король ‘ридрих ¬еликий был увлечен этой проблематикой до такой степени, что считал своей об€занностью оправдатьс€, почему он загл€дывает за гр€зные кулисы, власти. Ђћир €вл€етс€ как бы партией игры, где есть как пор€дочные игроки, так и мошенники. “ак вот, кн€зь, который должен прин€ть участие в этой партии, не жела€ пасть жертвой мошенничества, должен знать способ обмана не дл€ того, чтобы самому на практике примен€ть это знание, а затем, чтобы не дать себ€ обманутьї. Ђћудро зло меньшее предпочесть большему, так же как выбрать самый верный способ, исключа€ сомнительный. Ћучше, следовательно, чтобы кн€зь предприн€л агрессивную войну, когда еще от него зависит выбор между оливковой ветвью и ветвью лавра, чем ожидать безнадежного момента, когда объ€вление войны сможет лишь незначительно отодвинуть от него момент пленени€ и падени€. Ёто верный принцип, что лучше упредить, чем быть упрежденным; великие люди всегда умели хорошо устроитьс€ с этой точки зрени€, напр€га€ всЄ свои силы, прежде чем непри€тель успеет приготовить средства дл€ св€зывани€ им рук и лишени€ властиї. ¬ Ђјнти‑ћакиавеллиї ‘ридрих II предстает как большой сторонник планировани€, совету€: Ђ¬се разумные люди, а прежде всего те, которых ѕровидение предназначило дл€ правлени€ другими, должны составить себе план поведени€, так добротно основанный на умозаключении и такой точный, как геометрическое доказательство. —крупулезное следование такой системе будет средством, которое позвол€ет действовать всегда результативно и не отдал€€сь от своей цели. “аким образом можно будет все обсто€тельства и все событи€ склонить к своим планам; все сложитс€ дл€ выполнени€ предприн€тых намеренийї. ѕраксеологические мысли мы находим также в письмах, высказывани€х, поручени€х и приказах этого корол€, который доказал, что знал основы результативного действи€ не только в теории, но и на практике. Ќапример, в записке генералу ƒону он выражает свою праксеологическую точку зрени€, предупрежда€ его, что о руководстве он будет судить не по хорошим или плохим эффектам, а на основании рациональности приказов, изданных в решающий момент. ≈сли обсто€тельства могут решительно повли€ть на результат наших действий, следует, по мере возможности, принимать во внимание благопри€тные услови€. Ђѕусть не будет примером, Ч пишет ‘ридрих II, Ч рулевой, который больше смотрит на направление ветра, чем на показани€ компасаї. Ќесмотр€ на внешне либеральное отношение к начинани€м, дающее подданным прусского корол€ свободу действи€, он, однако, следовал определенным непоколебимым тактическим принципам. “ак, например, его кавалери€ не имела выбора, она должна была всегда атаковать первой. Ќесчастье тому командиру конницы, который был,бы атакован непри€телем. “акой офицер мог бы обоснованно больше опасатьс€ гнева своего монарха, чем результата вражеской атаки.

8.3.10. ѕодготовка, исполнение и контроль действи€.

  теоретикам борьбы, у которых мы находим р€д праксеологических мыслей, принадлежит поклонник военных талантов ‘ридриха генерал  арл фон  лаузевиц (1780‑1831). ќн принимал участие в кампании против Ќаполеона, служа в российской и прусской арми€х, был преподавателем стратегии и тактики во ¬сеобщем военном училище (академии) в Ѕерлине. ≈го труд Ђќ войнеї относитс€ к классическим работам из области ведени€ военных действий. »звестна его точка зрени€ о том, что война служит продолжением политических отношений, €вл€етс€ политикой, ведущейс€ другими средствами.  лаузевиц широко трактовал борьбу. ќн не считал, что это какой‑то специфический вид человеческих действий, видел подобие военных действий играм, торговой конкуренции Ч даже полагал, что политика напоминает торговлю в большом масштабе. ќн был убежден, что оборона Ч сильнейша€ форма ведени€ войны, так как всегда труднее завоевывать позицию, чем удерживать ее в собственном обладании. ћы не будем здесь представл€ть стратегические и тактические концепции  лаузевица, а коротко вспомним о его праксиологическом подходе к рассматриваемым проблемам. “ак, известно, что человеческие действи€, чтобы быть верными, должны содержать подготовительную часть, исполнение и контроль. »менно этому последнему этапу  лаузевиц удел€ет особое внимание из‑за св€зи с теорией: Ђ ритическое рассмотрение, а именно оценка средств, приводит к вопросу о том, каковы были результаты примененных средств и отвечали ли они намерени€м действовавших лиц. —воеобразность воздействи€ данных средств приводит к исследованию их природы, т. е. снова в область теорииї. ≈сли кто‑нибудь хочет исследовать какой‑то объект, но не имеет дл€ этого достаточно времени, он может воспользоватьс€ теорией того, кто посв€тил углубленному изучению объекта много лет.  лаузевиц сравнивает теорию с мудрым воспитателем, который руководит самовоспитанием, облегчает ученику получение соответствующего уровн€ мышлени€, а не водит его на поводке. Ђ≈сли из раздумь€ над теорией сами собой сложатс€ принципы и правила, если истина сама собой отольетс€ в их кристаллическую форму, то теори€ не должна противитьс€ этому естественному закону ума; наоборот, там, где свод завершаетс€ таким замком, она его еще более выдвинет на первый план, но сделает она это лишь дл€ того, чтобы удовлетворить философский закон мышлени€ и отчетливо указать на тот пункт, к которому устремлены все линии, а не дл€ того, чтобы построить алгебраическую формулу дл€ пользовани€ на поле сражени€; ведь эти принципы и правила также должны скорее определ€ть главные линии внутренней, самосто€тельной работы мысл€щего ума, чем представл€ть при выполнении задачи вехи, точно указывающие путьї. «аметим, что все, что  лаузевиц пишет об этой теории, помогающей руководителю, относитс€ к праксеологии. » это теори€, котора€ не намерена водить человека на поводке приказов и запретов, не ограничивает запретительными столбиками его линию поведени€. Ќо на Ђполе битвыї, каким €вл€етс€ человеческа€ жизнь, она позвол€ет спланировать дл€ себ€ результативные действи€.

8.3.11. «амечани€ об отдаче действи€.

Ѕолее абстрактно подошел к борьбе шахматный гроссмейстер Ёмануэль Ћаскер (1868‑1941). ќн также отдавал себе отчет в разнородности действий, относ€щихс€ к одному семейству, но рассматривал их с точки зрени€ игрока в шахматы. —ледует признать, что как шахматист он не имел в свое врем€ равных себе Ч в течение четверти века он не позволил отобрать у себ€ титул чемпиона мира (с 1894 г. до 1921 г.). ѕлодом размышлений Ћаскера над шахматной доской были две книги по теории борьбы, которую он назвал махологией (от греческого mache Ч борьба и logia Ч наука). “рудности, которые доставл€ет чтение этих научных трудов, вытекают из витиеватой и странной терминологии: например, stratoi Ч это борющиес€ подразделени€, macheides Ч мастера борьбы; дейЧ. ствие, поглощающее много сил, называетс€ амахическим, экономическое действие же Ч эвмахическим и т. д. ≈сли, однако, мы пробьемс€ сквозь терминологию, окажетс€, что Ћаскер неоднократно провозглашает очевидные истины, опираетс€ самым €вным образом на наблюдени€, преимущественно ограниченные игрой в шахматы, и при этом убеждает, что он принимает во внимание все правила борьбы. “е же положени€, которые мы не находим среди его формулировок, можно из них вывести. ѕрисмотримс€ к его выводам, которые, несомненно, относ€тс€ к частной, а не общей праксеологии, так как основным положением махологии €вл€етс€ отдача не всех действий, а только борьбы, и то не любой, а ведущейс€ по определенным правилам. Ђ≈сли к малой силе приближаетс€ больша€, то меньша€ сила продвигаетс€ в направлении наименьшего натиска. ¬ременами мала€ сила может атаковать большую, но тогда она должна ударить в центральное звено. ¬ случае, когда противники обладают равными силами, при том, что у одного силы сосредоточены, а у другого рассе€ны на определенном пространстве, эффективна€ тактика располагающего рассе€нными силами состоит в рассе€нии сил противника. ”дар в центральное звено рекомендуетс€ тогда, когда у противников равные силы, но в неодинаковой степени рассе€нные; узловое звено атакует сторона, располагающа€ более сосредоточенными силами. ¬ борьбе сил, равных с любой точки зрени€, каждой атаке соответствует адекватна€ защита. јтака тем полезнее, чем большим перевесом обладает атакующа€ сторона. ѕеревес может быть не только количественным; в случае равного количества stratoi, перевес иногда может дать даже неизмер€емое их качество. —лабейша€ сторона может быть вынуждена к побегу, но только тогда, когда у нее будет, куда убегать. ќчень трудным противником €вл€етс€ некто, сто€щий на позиции осужденного на казнь, то есть кто‑то, у кого нет возможности побега и никакого другого выхода из ситуацииї. ћы можем припомнить, что подобный тезис провозглашал –абле, вкладыва€ его в уста √аргантюа. ј что делать противнику, не имеющему шанса выиграть? ќн тоже должен атаковать, Ч утверждает Ћаскер, Ч если же ему не хватит сил, то по меньшей мере надо упорно оборон€тьс€, рассчитыва€ на какие‑то непредвиденные, но благопри€тные дл€ него обсто€тельства, которые могут возникнуть в будущем. ќтказыва€сь от борьбы, мы перечеркиваем это правдоподобие, которое, хот€ и малое, но всегда ведь существует. ¬ случае, когда борьбу между собой ведут macheides, любой их ход принадлежит к определенной тактической системе. ≈сли услови€ и силы равны, исход борьбы macheides непредсказуем. ќшибочный ход состоит не в том, что в данный момент уменьшает силы, а в том, что в результате ведет к поражению. ѕоэтому macheides так сильно предопределены ходы, и они считают, что чем больше мастерство, тем меньше свобода. ƒемонстрацию избранных мыслей Ћаскера завершим его афоризмами: ЂЅизнесмен, который ожидает, что дело принесет ему немедленный выигрыш, когда он умножит вложенные деньги, напоминает агониста, рассчитывающего на слишком большие результаты атаки, на слабые стороны противникаї. Ђ„еловеческа€ природа отличаетс€ рациональностью и неистовством; однако кажетс€, что центры неистовства в мозгу человека лучше развиты, чем центры рациональностиї. Ћаскер был, несомненно, одним из предшественников позднейшей теории игр, раздела математики, занимающегос€ областью действий, называемой праксеологами борьбой, а теоретиками игры Ч конфликтными ситуаци€ми. ќсновной труд Ђ“еори€ игр и экономическое поведениеї, написанный ƒжоном фон Ќейманном (1903‑1957) вместе с ќ. ћоргенштерном, по€вилс€ тогда, когда выкристаллизовалс€ взгл€д, что близкими родственниками €вл€ютс€, казалось бы, такие далекие друг от друга действи€, как война, игра в шахматы и в карты, торгова€ конкуренци€ и т. п. Ќа Ћаскере мы закончим обзор мыслей, св€занных с интересующей нас темой.  ак подобные элементы были использованы “адеушем  отарбинским в созданной им системе праксеологии, читатель узнает в дальнейших разделах. ѕока же пусть он поверит автору на слово, что эти высказывани€, производ€щие на первый взгл€д впечатление чего‑то хаотического, окажутс€ позже полезным конструкционным материалом.

8.3.12. Ѕорьба по определенным правилам на Ђполе битвыї человеческой жизни.

—обира€ вс€кого рода материалы, касающиес€ результативного действи€, мы не должны забывать об истории, которую мы называем учебником жизни. ѕримеры, приводимые этим учебником, в большинстве с какой‑либо стороны.необычны. ƒревние летописцы записывали, прежде всего, как проходили войны, как боролись герои, а позже люди ставили себе в пример их действи€. Ќо мы находим и другие, записи в истории, на основе которых мы можем сориентироватьс€, к каким цел€м стремилась изобретательна€ мысль, как великие люди достигали намеченных целей и т. д. ¬ нашей истории эффективных действий мы не будем, однако, слишком скрупулезны. ћы не будем также старатьс€ исчерпать всю громадную тему. ¬едь речь идет, прежде всего, больше о самом способе, услови€х, в которых €кобы проходили результативные де€ни€, чем о достоверности исторических фигур, о которых пишут историки. ѕраксео‑логические наблюдени€ мы находим рассе€нными на страницах повестей, в стихах, эпиграммах... ќтец польской литературы Ќиколай –ей (1505‑1569) обнаруживает €вный праксеологический задор, совету€ в Ђјпофтегматахї:  огда тебе нужно что‑то делать, долго раздумывай. Ѕыстро разбирайс€, предвидь финал всего.  то не раздумывает, что из чего должно получитьс€, никогда ничего не начнет основательно. ќсобенно много праксеологических советов можно Ђвыловитьї в произведени€х прежних моралистов. »х там много среди рекомендаций и предостережений моральной природы. ѕопросту тогда еще не различали €вно этих проблем и рассматривали этику в св€зи с теорией хорошей работы. –езультативностью действий интересовались политики Ч коронованные особы: вожди милостью божьей, теоретики умелого правлени€, размышл€ющие дл€ своих государей, а часто и пр€мо за них. ќсобый интерес возбуждало военное ремесло, так как многим вли€тельным лицам казалось, что более быстрым обеспечением соответствующих условий труда, способов обогащени€, добычи положени€ €вл€етс€ война. ќтсюда много тактических, стратегических рассуждений, замыслов, уловок Ч не только у людей, профессионально зан€тых военной службой, но также у людей пера, искусства. —ознание отличи€ этической проблематики от праксеологической по€вл€етс€ относительно поздно, из‑за чего замечани€ об отдаче действи€ €вл€ютс€ благодарной темой дл€ моралистов, афористов, писателей. » если философы занимались проблематикой в общем, несмотр€ на то, что это были в основном побочные рассуждени€ по отношению к их основным интересам, то у моралистов мы часто встречаем много ценных практических мыслей в виде коротких, разрозненных утверждений, советов, анекдотов, притч и т. п. ќсобую группу составл€ют политики, стратеги, вожди, которые развивают определенную особую часть праксеологииЧ общую теорию борьбы. ¬озможность трактовки военных действий, дипломатических меропри€тий, внутренней и внешней политики, торговой конкуренции, конфликтных игр как одного семейства действий, к которым можно применить одну и ту же теорию, доказывал  лаузевиц. ѕодобные взгл€ды исповедовал Ё. Ћаскер, создатель ма‑хологии, подход€щий к проблемам результативной борьбы со стороны игры в шахматы. ѕродолжением этой линии исследований была теори€ игр, которую основал ƒж. фон Ќейманн, трактуема€ уже как раздел математики, занимающийс€ конфликтными ситуаци€ми, что особенно важно учитывать в.поведенческой де€тельности бизнесменов и менеджеров.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 335 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

2360 - | 2092 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.021 с.