Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћинимизаци€ интервенции, или имманентизаци€




ќбзор форм экономизации действий близитс€ к концу. ќстаетс€ рассмотреть форму минимизации интервенций, которую называют имманентизацией. »меетс€ в виду замена внешних действий действи€ми в форме наблюдени€ и соображени€. —трем€сь выбратьс€ из помещени€, животное, соверша€ многочисленные пробные движени€, производимые расточительно, тер€ет много сил, прежде чем попадает в спасительное отверстие. ћысл€щий человек присматриваетс€ к обстановке, обдумывает последовательно, систематически, чтобы не пропустить никакой возможности, оценивает тщетность возможных стараний найти выход в том или другом месте, замечает место, свободное от преграды, и направл€етс€ туда. Ќаталкивание на стены он заменил внутренней работой. ¬ данном случае (и в большинстве случаев) она была более легкой, но мы не утверждаем, что всегда такие внутренние усили€ сто€т меньше, чем внешние. ¬от характерный пример имманентизации, почерпнутый из мелочей повседневной жизни. N. хотел вынуть блокнот из кармана и обнаружил, что вместо блокнота у него в кармане лишь его обложка.  уда мог подеватьс€ сам блокнот? ¬место того чтобы ходить там и с€м, искать блокнот по углам и €щикам, N. произвел определенную предварительную умственную работу, и ход.его мысли был следующим: "— момента выхода из дома € не вынимал блокнота, да и карман цел. ѕоэтому, пожалуй, € оставил его дома. ј если € вз€л его, то когда и где мог выпасть он из кармана? ѕожалуй, только при каких‑то особых движени€х пиджака. я прикрылс€ им, когда прилег после обеда, чтобы вздремнуть. ≈сли так, то блокнот наверн€ка лежит на тахте или соскользнул с нее и упал на пол ". ѕрид€ к такому заключению и воочию убедившись, что на тахте нет блокнота, N. отодвинул тахту от стены. Ѕлокнот действительно лежал на полу. ƒругой пример. Ќеобходимо вспомнить дату собрани€, проходившего уже довольно давно. Ёто можно сделать так: подойти к шкафу с документами, вынуть из него различные св€зки, найти папку с протоколами собраний и т. п. Ќо вместо этого можно минуту подумать и, вспомнив, что собрание проходило в соответствии с установленным пор€дком в первый понедельник мес€ца, подсчитать в уме эту дату. «атронув вопрос имманентизации, как отмечают классики праксеологии, вы вышли на широкую дорогу. ¬едь частным ее случаем €вл€етс€ обдумывание плана действий, планирование. Ёто оп€ть же составл€ет частный случай подготовительного этапа, который, в свою очередь, €вл€етс€ одним из эффективных способов экономизации действий. ѕринципу экономизации сопутствует принцип активности. ј под активностью мы здесь понимаем стремление и выраженную действием готовность вз€тьс€ за дела и готовность к расходованию скрытых резервов, которые необходимы дл€ осуществлени€ предпринимаемых действий. ѕоэтому небрежное отношение к об€занности приложить необходимые усили€ было бы погрешностью против праксеологии, а эта погрешность с праксеологической точки зрени€ не меньша€, чем расточительство сил, такое, например, как забивание гвозд€ часами или расходование ценного сырь€ дл€ целей, которых можно достичь, использу€ другое, гораздо более дешевое. “ипичным примером расточительства, соединенного со стремлением идти по линии наименьшего сопротивлени€, €вл€етс€ незавершение начатой работы Ч столь частый грех неустойчивых индивидов, посто€нно начинающих что‑либо новое и не довод€щих начатое дело до конца. ¬ этом случае значение подготовительного этапа утрачиваетс€. Ќаконец, к расточительству можно отнести вс€кого рода излишний вклад, расходование материалов, механизмов, энергии сверх действительной потребности дл€ данной цели, любой предпринимательский плеоназм, вс€кое расходование внимани€ на то, что несущественно. ¬от одно из применений этой последней истины: ЂЌаказание должно быть экономичным или никогда не быть более т€желым, чем это необходимо дл€ достижени€ намеченной целиї (ћан  унн. Ђ‘ормирование характераї). “рудно доказать, какой из пороков неправильного действи€ €вл€етс€ худшим с точки зрени€ эффективной работы: расточительство ли, рассмотрением которого мы заканчиваем анализ экономизации действий, или же легковесный подход к делу.  ак бы то ни было, только прилага€ максимальные усили€, можно прийти к вершинам творчества и мастерства. ћенеджерам и бизнесменам будет также полезно ознакомитьс€ с рассуждени€ми ƒжона Ћокка, изложенными им в работе Ђќпыт о человеческом разуменииї, где он пишет о действии, счита€ его, по сути, либо движением тела, либо мышлением, а также с исследовани€ми я. ј.  оменского, относ€щимис€ к развитию способностей. »сследу€ опыт человеческого разумени€, ƒжон Ћокк обратил внимание на совершенство, которого мы добиваемс€ путем трудных упражнений. Ђ акие неверо€тные, поразительные, на наш взгл€д, телодвижени€ проделывают канатные пл€суны и акробаты! Ќе только в этих, но почти во всех видах физического (manual) искусства разнообразные движени€ столь же удивительны... ¬се эти движени€, вызывающие удивление и недоступные, почти непостижимые дл€ зрителей, в них не практиковавшихс€, €вл€ютс€ лишь простым результатом упражнени€, усерди€ людей, чьи тела ничем особенным не отличаютс€ от тел изумленных зрителей. — душой (mind) дело обстоит так же, как с телом: практика делает ее тем, что она есть; и даже в отношении таких преимуществ, которые рассматриваютс€ как природные даровани€, мы при внимательном исследовании убедимс€, что они в большой своей части €вл€ютс€ продуктом упражнени€.и доведены до высокой степени развити€ только путем повторных действийї. Ќо несмотр€ на то, что обучение ведет к овладению действием, уменьшает последующие усили€, не следует перегибать палку как в умственной работе, так и в физической. Ђƒуша, зан€та€ работой, котора€ ей не по силам, часто надрываетс€ подобно телу, напр€гающемус€ при подн€тии слишком т€желого груза, и навсегда приобретает неохоту или отвращение ко вс€кому сильному напр€жению. Ќадорванна€ мышца редко восстанавливает прежнюю силу; по крайней мере слабость от раст€жени€ остаетс€ потом на длительное врем€, а воспоминание о нем сохран€етс€ еще дольше, и человек еще долго остерегаетс€ подвергать пострадавший орган большому напр€жению...   трудным и замысловатым разделам знани€, которые €вл€ютс€ испытанием дл€ силы мысли и дл€ способности души к полному напр€жению, следует подводить разум постепенно и незаметно. ѕри таком постепенном движении вперед ничто не €вл€етс€ чрезмерно трудным дл€ него... ћы себе и представить не можем, как далеко может повести человека настойчивость; во вс€ком случае, по неровной дороге лучше двигатьс€ медленно, чем в спешке сломать себе ногу и стать калекой. “от, кто начинает с теленка, научитс€ поднимать и быка; но тот, кто будет сначала пытатьс€ подн€ть быка, может настолько надорвать свои силы, что потом не в состо€нии будет подн€ть и теленкаї. —вои замечани€ Ћокк заканчивает советами, касающимис€ любой умственной работы. Ќе следует ставить себе слишком больших заданий, но, с другой стороны, Ђэто не должно, однако, приводить к преувеличенному страху перед трудност€ми и к ленивой трате времени на обыкновенные и €сные вещи, не требующие ни мысли, ни прилежани€. Ёто унижает и расстраивает разум, делает его слабым и неспособным к трудуї. ¬ыдающийс€ польский ученый я. ј.  оменский считает, что действию нужно учить посредством действи€. ƒействующий ученик должен иметь перед собой пример. » здесь мы сталкиваемс€ уже с проблемами не только педагогическими, но и праксеологическими во всей своей совокупности. Ђ»скусства и умени€, Ч пишет  оменский, Ч требуют прежде всего трех вещей: а) образца или идеи, то есть какого‑то внешнего образа, чтобы, гл€д€ на него, художник мог создать подобный; б) материала, то есть именно того, чему следует придать этот новый образ; в) орудий, при помощи которых это можно сделатьї.  огда мы будем владеть этими элементами действи€, когда увидим, как что‑то делаетс€, только тогда мы сможем попробовать сами. ≈сли бы мы вместо этого получили только одни правила, описание работы, то не в любом случае нам удалось бы достичь ожидаемых результатов.  оменский считает, что на основании теоретических указаний нельз€ научитьс€ исполнению. Ќе отрица€ необходимости и пригодности теоретических рассуждений, он указывает, что, например, ремесленники не могут сформулировать правил, которые они примен€ют в своей работе, однако умеют показать, как что‑либо делаетс€, и научить этому других. „еловек в своей практической де€тельности стремитс€ к совершенствованию. ќн ищет все врем€ новые идеи, новые образцы. —амым надежным стимулом к творчеству такого типа €вл€етс€ анализ чужих изобретений и идей, причем они должны рассматриватьс€ не в соответствии с собственным пониманием, а руководству€сь общеприн€тым мнением. ћы принимаем во внимание наиболее совершенные, по мнению общественности, изобретени€. Ќо хорошие результаты дает также упорный штурм проблем: Ђѕотому что лишь тот знает дорогу, кто многократно вымер€л ее туда и обратно и изучил все встречающиес€ на ней здесь и там распуть€, пересечени€, ответвлени€ї.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 372 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1992 - | 1913 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.