Выше уже было сказано, что индивидуальное тестирование лишь в той мере может быть источником валидности, в какой индивидуум использует ранее установленные нормы и ценности и исходит из того, что другие на его месте получили бы аналогичные результаты. Что такое социально-нормативный базис субъективной валидности? Можем ли мы просто вернуться к гипотезе Фестингера (Festinger, 1950) и вслед за ним повторить: если мы верим, что с данной информацией согласятся и другие люди, значит, она валидна? В известной мере — да, можем, но только при условии, что в гипотезу Фестингера будут внесены некоторые существенные дополнения.
Во-первых, как уже отмечалось, мы должны отказаться от противопоставления индивидуального тестирования тестированию социальной реальности, поскольку это не альтернативные феномены. Необходимо рассматривать активность индивидуума, направленную на поиск перцептивных и когнитивных данных, и его поиски согласия
Субъективная валидность и отношения, основанные на сходстве 21 5
внутри группы для определения валидности этих данных как комплементарные, взаимозависимые фазы одного человеческого процесса достижения валидной социальной когниции. Если у нас нет возможности выполнить физическое тестирование, мы не проводим и социального тестирования; выполняя физическое тестирование, мы всегда ведем себя как члены социальной группы, базисом субъективной валидности всегда становится воспринимаемое или предполагаемое согласие других людей. Однако это вовсе не значит, что в некоторых случаях мы не расходимся в оценках с нашей группой и не пытаемся убедить ее в валидности наших собственных взглядов.
Во-вторых, мы должны понять, почему исследователи отошли от модели, основанной на тестировании социальной реальности. Изначальная гипотеза не дает полного ответа на этот вопрос. Например, если согласие других людей, похожих на индивидуума, информативно и убедительно, как объяснить влияние на него экспертов? Разве они, имея в своем распоряжении больше информации или информацию «лучшего качества», заслуживающую большего доверия, не отличаются от индивидуума по определению? Не потому ли мы поддаемся влиянию экспертов, что они не похожи на нас? Почему члены группы не приходят к согласию на какой-то средней позиции, почему не происходит групповой поляризации? Ведь средняя позиция — это согласованная позиция, такая, которая лучше всего отражает сходство членов референтной группы? А влияние меньшинства? Разве меньшинство — тоже по определению — не отличается от нас? Если согласованная норма группы, к которой принадлежит индивидуум, имеет тенденцию к тому, чтобы быть субъективно валидной, как может меньшинство, придерживающееся других взглядов и бросающее вызов консенсусу внутригруппового большинства, оказать влияние и вызвать перемены? Исследователи отринули оригинальную гипотезу Фестингера из-за необходимости дать ответы на эти вопросы.
Эти оставшиеся без ответа вопросы имеют непосредственное отношение к тому, что простая идея об отношениях между людьми, основанных на их сходстве между собой, а также об отношениях между индивидуумом и другими людьми, не способна объяснить полученные экспериментальные данные. В действительности идеи о «сходстве», «Я» и «согласии» были восприняты как не создающая проблем данность, как нечто само собой разумеющееся и не требующее доказательства, однако на самом деле это не так. Эти понятия требуют более серьезной интерпретации. Именно это и делает теория самока-
2 1 6 Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация...
Теория самокатегоризации 21 7
тегоризации. Она предлагает современный, комплексный взгляд на проблему «Я», на сходство и на группу. Если мы примем эту теорию, ее точку зрения, мы увидим, что «опровержения» идеи сходства на самом деле — ее подтверждение. Следовательно, то, что мы предлагаем, — это не возвращение к прежней гипотезе тестирования социальной реальности, а ее версия, приведенная в соответствие с достижениями современной науки и помещенная в контекст новой теории «Я» и отношений, основанных на сходстве.
Теория самокатегоризации
Теория самокатегоризации (Turner, 1982, 1985; Turner et al., 1987) исходит из анализа «Я» и отношений между «Я», социальными нормами и социальным контекстом. Так же как и теория управления впечатлением, она подчеркивает важность социальной идентичности, нормативных импликаций действий и изменения идентичности в зависимости от этого социального контекста. Однако — в отличие от теории управления впечатлением — теория самокатегоризации основана на том, что социальная идентичность распространяется и на личное «Я», что социальные нормы определяют и формируют активность личного «Я», и наоборот.
Теория самокатегоризации — также и общая теория группового поведения. Центральная гипотеза заключается в том, что групповое поведение является поведением индивидуумов, действующих скорее с позиций их общей идентичности, нежели как разные индивидуумы (т. е. не с позиций их личных идентичностей). Эта теория пытается объяснить изменения в том, как именно люди определяют и катего-ризируют себя, и влияние этих изменений. В основе теории лежит предположение, согласно которому феномены влияния являются одним из эффектов категоризации людьми самих себя с позиций общей социальной идентичности (к другим эффектам относятся социальная сплоченность, сотрудничество и т. д.).
Основные идеи теории самокатегоризации заключаются в следующем. Один из аспектов «Я» — когнитивный аспект, система представлений о себе, которые человек использует для того, чтобы определить себя. Понимание самого себя можно рассматривать как самокатегории, или самокатегоризации: когнитивные группирования присущих самому себе признаков и представление самого себя как идентичного, аналогичного, эквивалентного некоему определенному
классу стимулов, отличному от другого класса стимулов. Предполагается, что самокатегоризации могут отличаться друг от друга своими уровнями включенности либо отвлеченности. Люди могут кате-горизировать себя в качестве индивидуумов на основании своих отличий от других людей или как социальные группы с точки зрения общих признаков, отличающих их от не членов данной группы. Попадание или непопадание в группу отражает самокатегоризацию на уровне социальной идентичности, который включает в себя больше, чем самокатегоризация на уровне личного «Я». Люди могут также использовать даже более значимые уровни (например, можно кате-горизировать себя как представителя человечества) или менее значимые уровни («кто я на самом деле»).
Самокатегоризации отличаются не только уровнями, но и содержанием — функцией конкретных обстоятельств. Какая именно самокатегория будет наиболее значима в данный момент времени — это зависит от готовности людей использовать специфическую категорию (от ее доступности сравнительно с другими категориями) и от ее соответствия стимуляции (Oakes, 1987). Существуют два аспекта соответствия, а именно сравнительное соответствие, определяемое принципом метаконтраста, и нормативное соответствие, определяемое совпадением стереотипного содержания категории и реально демонстрируемого поведения.
Принцип метаконтраста заключается в том, что вероятность категоризации группы стимулов как «единой сущности» зависит от того, насколько меньше эти стимулы отличаются друг от друга (по релевантным параметрам), чем от других стимулов. Например, в соответствии с принципом метаконтраста, мы называем определенную группу предметов «креслами», поскольку разные кресла отличаются друг от друга меньше, чем все «кресла» — от всех «столов». При образовании категорий непременно должно быть выполнено одно требование: различия между разными категориями должны быть больше различий внутри одной какой-либо категории. Метаконтрастное отношение — отношение средней величины воспринимаемой внутрика-тегорийной разницы к средней величине воспринимаемой межка-тегорийной разницы — является простой количественной оценкой вероятности того, что какая-либо группа стимулов (в данной системе координат) будет категоризирована как перцептивная единица (или, если речь идет о людях, — оценкой вероятности того, что группа индивидуумов будет восприниматься как социальная группа).
2 1 8 Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация..
Принцип метаконтраста в том виде, в каком он представлен нами, — удобное упрощение. Полное объяснение подхода к категоризации людей должно также учитывать социальный смысл сходства и различий между ними (т. е. содержание категории, которое связано с нормативным соответствием) и связь социальных категорий с ценностями, потребностями и целями того, кто занимается категоризацией (их относительная приемлемость). Например, если какая-то социальная категоризация (например, разделение на мужчин и женщин) приемлема для тех, кто занимается категоризацией, вероятность того, что именно пол когнитивно станет отличительной чертой, зависит от нескольких причин. Одна из них — то, что эта категоризация относительно приемлема (те, кто занимаются категоризацией, могут быть феминистами или противниками равенства женщин, имеющими достаточно оснований, чтобы оценивать все с тендерных позиций, и всегда готовы это делать). Вторая причина заключается в том, что эта категоризация может иметь как сравнительное соответствие (если речь идет о мужчинах и женщинах, которые постоянно спорят друг с другом, т. е. если разница в установках между полами больше, чем разница между установками внутри женского и мужского коллективов), так и нормативное (мужчины могут занимать антифеминистскую, аженщины — профеминистскую позицию по релевантному вопросу).
Эффект отличительной черты, определяющей либо принадлежность к группе, либо непопадание в нее, заключается в усилении воспринимаемого сходства внутри группы и воспринимаемого различия между группами (McGarty & Penny, 1988; Tajfel, 1969b). Когда социальная идентичность становится отличительной чертой, индивидуальное самовосприятие деперсонифицируется, т. е. люди проявляют тенденцию воспринимать себя преимущественно с позиции общих стереотипов, которые определяют их принадлежность к определенной социальной категории (аттрибутов, определяющих их общую социальную идентичность), а не с позиции их персональных отличий и индивидуальных особенностей.
Пенни Оукс и его коллеги провели два исследования, иллюстрирующие важность соответствия (Oakes et al., в печати). В эксперименте № 1 исследователи изучали влияние сравнительного соответствия категорий, образованных по тендерному принципу, на поведение помощников экспериментатора — мужчины и женщины. В эксперименте приняли участие 80 шестнадцати- и семнадцатилетних
Теория самокатегоризации 2 1 9
школьников, юношей и девушек, которые наблюдали за записанной на видеокассету дискуссией группы, состоявшей из 6 человек (так называемой «стимульной группы»). При 4 разных условиях стимуль-ная группа обсуждала вопрос о том, должна ли пожениться вымышленная пара. В условиях № 1 один из членов стимульной группы не соглашался с остальными, достигшими между собой согласия; в условиях № 2 — три члена группы, согласные друг с другом, «противостояли» трем другим, которые тоже были согласны друг с другом; в условиях № 3 — в группе был один мужчина и пять женщин; в условиях № 4 — три женщины и трое мужчин.
Принципиально важный результат, полученный исследователями, заключался в том, что при условиях № 3 и 4 наблюдалась корреляция между категоризацией по тендерному принципу и проявленными позициями членов стимульной группы: один мужчина не соглашался с пятью женщинами, атрое мужчин не соглашались с тремя женщинами. В условиях № 1 и 2 подобная корреляция не наблюдалась: один мужчина спорил с двумя мужчинами и тремя женщинами, и две женщины и мужчина спорили с тремя женщинами. В условиях № 3 и 4 категоризация по тендерному принципу «соответствует» полученным результатам: воспринимаемая разница между представителями одного пола меньше воспринимаемой разницы между полами. В условиях № 1 и 2 категоризация по тендерному принципу не соответствует экспериментальным данным: разница между представителями одного пола столь же велика, сколь и разница между полами. Исходя из теории самокатегоризации, экспериментаторы предположили, что испытуемые, скорее, будут категоризировать их помощников по тендерному принципу, увидев дискуссии при условиях № 3 и 4, чем в условиях № 1 и 2. Испытуемые оценивали с помощью рейтингов одного мужчину, который принимал участие в групповых дискуссиях при всех 4 условиях. Предположения экспериментаторов отчасти подтвердились: испытуемые объяснили его установки тем, что он — типичный мужчина, и оценили его именно так, причем эта оценка проявилась значительно больше в условиях № 4, чем в тех условиях, в которых не наблюдалось корреляции, но не условиях № 3, когда сходство его позиции с позицией других мужчин было не столь очевидным. В этом исследовании, в котором нормативное соответствие было низким, только очень наглядное сравнительное соответствие позволило испытуемым определить социальную идентичность оцениваемого человека как «типичный мужчина».
220 Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация...
Во втором исследовании Оукс варьировал как нормативное, так и сравнительное соответствие (Oakes et al., в печати). Девяносто студентов, изучавших естественные науки, наблюдали за записанной на видеокассету дискуссией об университетской жизни 3 студентов, изучавших «искусство», и трех студентов, изучавших «науку». Как и в первом исследовании, условия проведения дискуссии были разными. Условия № 1 («консенсус»): полное единодушие всех членов группы. Условия № 2 («конфликт») — трое высказывают одну точку зрения, трое — диаметрально противоположную. Условия № 3 — один из студентов, изучающих искусство («девиант»), расходится с остальными пятью, между которыми нет разногласий. Во время дискуссии обсуждался вопрос: для чего университет важнее — для общественной жизни или для занятий наукой? Стереотипы испытуемых таковы: для студентов, изучающих искусство, важнее общественная жизнь, а для тех, кто занимается наукой, — академическая карьера. В условиях № 1 человек, которого предстояло оценивать испытуемым, — студентка, изучавшая искусство и принимавшая участие в дискуссиях при всех трех условиях (она выступала либо в роли одного из членов подгруппы, изучавшего искусство, или в роли девианта в зависимости от условий), заняла стереотипную позицию человека искусства и высказывалась в пользу общественной жизни. В «конфликтных» условиях она защищала противоположную точку зрения и высказывалась в пользу приобретения знаний. Испытуемые оценивали и эту студентку, и всю группу целиком с разных точек зрения.
Различные паттерны согласия варьировали сравнительное соответствие социальной категоризации искусство/наука наблюдаемому поведению стимульной группы. Переход от согласия к несогласию позволял оценить нормативное соответствие содержанию установок, которые демонстрировали члены группы. Результаты экспериментов подтвердили предположения, сделанные на основании теории самокатегоризации, причем наиболее важным результатом следует признать то, что правильность категоризации участников дискуссии по принципу искусство/наука подтвердилась как ее (категоризации) сравнительным, так и нормативным соответствием, т. е. трое студентов, изучавших искусство, разошлись с тремя «представителями науки» именно так, как и следовало ожидать на основании стереотипов.
Важным результатом этого эксперимента было также и то, что установки участницы дискуссии, которую оценивали испытуемые
Теория самокатегоризации 2 21
в разных экспериментальных условиях, лучше всего объяснялись тогда, когда это делалось с разных позиций. Так, ее позиция в условиях № 2 лучше всего объясняется ее принадлежностью к социальной категории «людей искусства», ее позиция в условиях № 3 — ееличными качествами, а ее позиция в условиях № 1 — внешними обстоятельствами. Интересно отметить, что в условиях № 2, в которых она действовала как представитель определенной социальной категории, ее поведение определялось скорее внутренними установками, нежели внешним социальным давлением, и в этом смысле ее поведение в условиях № 2 и в условиях № 3 было одинаковым. Именно поэтому испытуемые категоризировали ее как более похожую на других студентов, изучавших искусство, и не похожую на студентов, занимавшихся наукой, и в условиях № 2 от нее ждали большей симпатии по отношению к своим «коллегам». Можно лишь повторить, что отличительные особенности людей, на основании которых они были отнесены к тем или иным социальным группам, т. е. категоризированы, позволяют объяснить их поведение в терминах их социальной идентичности и ее перцептивного «подчеркивания».
Доказано также и то, что отчетливая категоризация групп по критерию «свои—чужие» приводит к социальной стереотипизации «Я» (Dion et al., 1978). Хогг и Тернер, проведя соответствующие эксперименты, получили прямые подтверждения того, что общая социальная идентичность усиливает самоопределение и самостереотипизацию с позиции релевантной социальной категории и приводит к групповому поведению (Hogg & Turner, 1987b). В исследовании приняли участие 130 студентов университета: 70 юношей и 60 девушек. Эксперименты проводились при разных условиях. Условия № 1 заключались в том, что один испытуемый обсуждал какой-то вопрос с другим испытуемым своего пола, а условия № 2 — в том, что двое мужчин обсуждали некий вопрос с двумя женщинами. Остальные испытуемые не наблюдали со стороны за дискуссией стимульной группы, а активно и спонтанно участвовали в ней. Однако вопросы для обсуждения были тщательно отобраны, а дискуссии «срежиссированы» таким образом, чтобы обеспечить разногласия внутри представителей одного пола и между полами (условия № 1 и 2 соответственно). Исследователи исходили из того, что, поскольку существуют разногласия между представителями одного пола (условия № 1), а в условиях № 2 — только между полами (но не между представителями одного
2 22 Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация...
пола), категоризация по тендерному признаку должна быть более явной при условиях № 2.
Оказалось, что, когда речь шла об условиях № 2, имужчины, ижен-щины категоризировали себя как более типичных представителей своего пола (сравнительно с условиями № 1) и активнее формировали свой стереотип после эксперимента, чем до него, с позиций тех своих черт, которые проявились во время эксперимента и которые они приписывали своему полу. Интересно отметить, что оценочность собственных стереотипов у полов разная: мужчины одинаково активно приписывали себе и положительные, и отрицательные черты, в то время как женщины более «этноцентричны»: в том, что касалось «чисто женских качеств», они с большей охотой приписывали себе положительные качества, чем отрицательные. Отчетливость социальной идентичности также снижает самоуважение женщин и заставляет их проявлять антипатию по отношению к мужчинам и дискриминировать их; но она способствует большему самоуважению мужчин и увеличивает симпатию и более справедливое отношение к женщинам.
Уллах подверг экспериментальной проверке гипотезу теории самокатегоризации, согласно которой самоопределение с позиции принадлежности к одной социальной категории ассоциируется с психологическим образованием группы (Ullah, 1987). В качестве испытуемых он выбрал юношей, представителей второго поколения ирландцев, проживающих в Англии. Респонденты, которые предпочли определить себя как «ирландцев», проявили большую склонность к созданию группы, чем те, которые определили себя как «полуирландцев»; наименьшую склонность к образованию группы проявили те, кто определил себя как «англичанин». В качестве критериев склонности к образованию группы были выбраны отношение к ирландскому народу и к национальной ирландской культуре, участие в традиционных культурных мероприятиях ирландской диаспоры, воспринимаемое отличие ирландцев от англичан и негативное отношение к тому, чтобы считаться англичанином.
Принцип метаконтраста считается основным принципом теории самокатегоризации. Понятно, что категорирование представляет собой активный, динамичный процесс, компаративный по своей сути, вариабельный, контекстуальный и соотнесенный с определенной системой отсчета (Oakes & Turner, 1990; Turner & Oakes, 1989). Так, уровень «включенности» имеет тенденцию к росту по мере увеличения числа людей, вовлеченных в ситуацию сравнения (Haslam, 1988).
Самокатегоризация и влияние 223
Какая именно конкретная самокатегория лучше всего соответствует социальному сравнению «Я» с другими людьми, уровень, которому она соответствует, и индивидуум, наилучшим образом олицетворяющий эту категорию как единое целое, — все зависит от контекста, в котором реализуется это сравнение. Сущность «Я», воспринимаемое сходство «Я» с другими людьми (т. е. степень идентификации себя с другими), — это не статичная данность, а функция того, как именно «Я» и другие категоризируются в различных социальных контекстах. Они являются изменяющимися результатами активного процесса самокатегоризации (Haslam, 1988; Oakes & Turner, 1990; Turner & Oakes, 1989).