Демонстрация того, что на основе деперсонализации (восприятия самого себя с точки зрения общей социальной идентичности и соответствующих этому восприятию поступков) можно объяснить все основные групповые феномены, — чрезвычайно сложная задача, поскольку речь идет об огромном количестве экспериментальных данных, имеющих собственные теоретические традиции и дискуссионные аспекты. Достаточно лишь сказать, что теория самокатегоризации объясняет групповую сплоченность как результат влияния сходства, воспринимаемого всеми членами группы, между их «Я» и другими членами группы; сходства, возникшего вследствие образования определенной социальной категории, включающей всех членов данной группы. Принципиальный взгляд на социальную сплоченность заключается в том, что она, вероятно, следствие идентичности, а не идентичность — следствие сплоченности (Turner et al., 1983). Аналогично теория самокатегоризации рассматривает и социальное сотрудничество (например, в играх со смешанной мотивацией): оно является результатом трансформации индивидуумов в психологическую группу, в «Мы-группу», настроенный на соревнование индивидуальный эгоизм — в коллективный эгоизм, определяемый общей идентичностью. Доказательство правомочности подобной интерпретации — результаты исследований социальных дилемм, выполненных Бревером и Крамером, которые свидетельствуют о прямой зависимости между степенью социальной идентификации {salience ofasuperordinatesocial identification) и уровнем сотрудничества (Brewer & Kramer, 1986; Kramer & Brewer, 1984, 1986; Caporael et al., 1989; Orbelletal., 1988).
224 Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация...
Самокатегоризация и влияние 225
Связующее звено между самокатегоризацией и влиянием — субъективная валидность. Теория самокатегоризации предполагает, что похожие друг на друга люди не только имеют тенденцию действовать одинаково в одной и той же ситуации, но и ожидают этих одинаковых действий. Если мы в одной и той же ситуации категоризируем себя как похожих на других людей (в релевантных обстоятельствах), естественно и логично думать, что нам свойственна и тенденция реагировать также, как реагируют они. Если это так, значит, с субъективной валидностью у нас все в порядке. Согласие с похожими на нас другими людьми, которое мы воспринимаем, которого ждем или в которое верим, находясь в одной и той же ситуации с этими людьми, означает, что наше поведение будет скорее следствием объективной реальности, нежели результатом наших личных предпочтений, предрассудков и отличительных черт характера или темперамента.
Соображение по поводу возможного ограничения применимости этого вывода высказано Готалсом и Дарли (Goethals & Darley, 1977). Они согласны с Фестингером (Festinger, 1954) в том, что сравнение с похожими людьми становится для индивидуума источником информации о способностях и предпочтениях, но высказывают предположение, что, с точки зрения валидности суждения (т. е. с точки зрения того, отражает суждение реальность или нет), более информативным для него может быть сравнение не с теми, кто похож на него, а с теми, кто от него отличается. Авторы исходят из того, что, если другие люди похожи на тебя (имеют те же потребности, ценности и интересы), весьма вероятно, что они могут повлиять на твою оценку реальности и исказить ее. Такое согласие, достигнутое на основе одних и тех же предубеждений, не заслуживает доверия. С другой стороны, если с твоей оценкой соглашаются люди непохожие и это согласие не может быть объяснено с позиции индивидуальных особенностей, оно становится более убедительным подтверждением того, что твоя оценка действительно отражает объективную реальность. Подобный анализ не противоречит теории самокатегоризации в оценке валидаци-онной роли других людей, имеющих одинаковые с индивидуумом личные качества, если допустить, что эти другие способны вынести корректное, компетентное и верное суждение. Более вероятно, что человек приобретает максимальную уверенность в своей правоте, если соглашающиеся с ним люди похожи на него с точки зрения способностей и компетентности (иногда в этот перечень включаются также и ценности), которые воспринимаются как необходимое условие
правильности суждения, но отличаются от него по тем параметрам, которые способны исказить его суждение. Например, настоящий испытуемый в эксперименте Аша вряд ли отождествит себя с теми испытуемыми, которых воспринимает как незрячих, или с теми, о которых ему точно известно, что они — «подсадные утки», однако он прислушается к мнению участников эксперимента, имеющих, как ему кажется, нормальное зрение. Следует особо подчеркнуть важность самостоятельности и честности членов группы (Wilder, 1977), о которых уже было сказано выше: согласие, достигнутое на основе общей «некомпетентности», например на желании «идти в ногу» с группой и понравиться ей, а не на независимых суждениях компетентных индивидуумов, ничего не стоит.
Строго говоря, внутригрупповые согласованные (социально-нормативные) реакции являются функцией произведения «индивидуум х ситуативное взаимодействие», вернее даже: «мы х ситуативное взаимодействие», и заметна тенденция, согласно которой эти реакции зависят от взаимодействия. Они, т. е. реакции, означают, что «нас все устраивает», но «мы» лучше промолчим. Иными словами, члены группы склонны забывать о том, что воспринимают нечто как валидное потому, что это соответствует их собственной относительной позиции, и воспринимают общие внутригрупповые нормы в целом как объективно приемлемые.
Согласно теории самокатегоризации, субъективная валидность и неуверенность есть результаты согласия и несогласия, соответственно, относительно одних и тех же стимулов в контексте общей социальной идентичности. Ожидание согласия есть функция общей социальной идентичности в общем контексте, следовательно, взаимное влияние, направленное на достижение этого согласия, не единственная реакция на несогласие и неуверенность. Возможны также и другие реакции: рекатегоризация собственного «Я» или дифференциация ситуации. Потребность людей в достижении согласия — функция многих переменных и зависит от того, в какой мере они: а) катего-ризируют себя как идентичных другим по параметрам, релевантным данной ситуации; б) воспринимают себя как находящихся в одной и той же стимульной ситуации; в) не уверены в приемлемости своих реакций (существует воспринимаемое или кажущееся несогласие); г) от того, в какой мере группе важна правильная реакция. Из этого также следует, что степень согласия внутри группы — величина переменная (т. е. на это согласие не распространяется принцип «все или
8 Зак. 58
22 6 Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация...
Самокатегоризация и влияние 22 7
ничего»), а также то, что наиболее влиятельны будут те члены группы, которые наилучшим образом представляют внутригрупповой консенсус.
Как, опираясь на эти представления, можно объяснить конформность и другие феномены социального влияния, рассмотренные в этой книге? Исходя из общих соображений, можно предположить, что чем человек меньше уверен в себе и больше доступен влиянию, тем более он категоризирует себя как похожего на свою группу (идентифицирует себя с ней) и тем более он воспринимает себя как разделяющего одну с ней стимульную ситуацию; тем более оформленной, согласованной и определенной является группа (с точки зрения ее реакции на объективную реальность) и тем менее согласованной — собственная позиция индивидуума. Экспериментальные данные убедительно подтверждают справедливость этих предположений. Основываясь на них, можно по-новому — без проблем и однозначно — объяснить большинство обобщений, касающихся конформности (Turner et al., 1987). Например, результаты исследований, рассмотренные в главе 2, свидетельствуют о том, что для конформности по отношению к группе важны идентификация референтной группы, единодушие большинства и социальная поддержка, общность стимульной ситуации (степень конформности в условиях публичности реакции выше, чем в условиях приватности), а также неуверенность индивидуума.
Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что люди больше подвержены влиянию, исходящему из групп, членов которых они рассматривают как представителей одной с ними категории, чем влиянию, исходящему извне; что реакции, соответствующие внутри-групповым нормам и являющиеся их примерами, более убедительны, нежели реакции, идущие вразрез с этими нормами, и что реакцией на внутригрупповые нормы может быть не только уступчивость (Abramsetal., 1990; Clark & Maass, 1988a, 1988b; Hogg & Turner, 1987a; Mackie, 1986,1987; Mackie & Cooper, 1984; Martin, 1988a, 1988b, 1988c; Turner et al., 1988, 1989; van Knippenberg & Wilke, 1988). Поданным других авторов, определенная социальная идентичность приводит к тому, что люди проявляют конформность по отношению к тем нормам, которые характеризуют именно их внутригрупповую идентичность (Reicher, 1984a, 1984b; Spears etal., 1990; Turner, 1982; Wilder & Shapiro, 1984).
Хогг и Тернер (Hogg & Turner, 1987a, эксперименты № 3 и 4), объединив два исследования и воспользовавшись модифицированным сценарием Аша (изучение конформности), попытались получить
прямые доказательства роли самокатегоризации (см. также Abrams et al., 1990; van Knippenberg & Wilke, 1988). По условиям эксперимента № 3 во время каждой сессии испытуемые находились в отдельных кабинках и высказывали анонимно и индивидуально свои суждения по поводу степени одобрения обществом некоторых человеческих качеств. Предварительно были определены наиболее распространенные оценки каждого качества, которых, скорее всего, можно было ждать от испытуемых. Прежде чем вынести свое суждение относительно какого-либо качества, испытуемый имел возможность выслушать мнения шести других участников сессии. Каждый испытуемый думал, что он отвечает последним, но на самом деле обратная связь со стороны других испытуемых была фикцией (инсценировкой) и все испытуемые отвечали последними. Шесть фиктивных ответов в каждой сессии были подобраны таким образом, что они всегда четко отражали одобрение или неодобрение и образовывали как бы две разные подгруппы. Человеческие качества оценивались рейтингами по 9-точечной шкале, т. е. ответ мог быть 3, 4, 5 или 7, 8, 9, причем оценка «9» означала максимальное неодобрение. Одним из фиктивных ответов всегда был самый популярный ответ, которого ожидали от «изолированного» испытуемого.
В условиях, которые можно назвать «некатегоризованными», ни испытуемые, ни фиктивные «другие» не были категоризованы как члены каких-то определенных групп: подгруппы во всех сессиях «подразумевались». В условиях, которые можно назвать «категоризован-ными», испытуемые и «другие» были четко определены как члены двух групп, и социальная категоризация всегда коррелировала с ответами подгрупп: члены групп всегда давали три ответа, включавшие и самый популярный. Этот «правильный» ответ был также и тем групповым ответом, который менее всего отличался от ответа другой группы, т. е. если «внешние» ответы были 1,2 и 3, «правильный» ответ мог быть 5, а остальные «внутренние» ответы — 6 и 7.
Мерой конформности была средняя степень сдвига ответов испытуемых от правильного и «внешнего» ответов в сторону других членов своей группы. Условия экспериментов отличались только категоризацией, никаких других различий между ними не было. Иными словами, не было никаких предпосылок для того, чтобы могли проявиться процессы, присущие информационному или нормативному влиянию. Испытуемые были анонимны, фиктивные «другие» не были единодушны, т. е. все шесть ответов были обеспечены социальной поддержкой. Испытуемые не испытывали никакой неуверенности
2 28 Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация...
Эксперты, прототипные нормы и меньшинства 2 29
и были свободны в выборе правильного ответа, предоставленного «явным» или «неявным» членом группы. Несмотря на это, в «катего-ризованных» условиях смещение испытуемых в сторону внутригруп-повой нормы было значительно более заметным, чем в «некатего-ризованных» условиях. Более того, оказалось, что основа для категоризации не имеет значения: при категоризации по совершенно случайному признаку и при категоризации на основании вынесенных ранее аналогичных суждений были получены практически одинаковые результаты.
Основным результатом эксперимента № 4 можно считать то, что направление смещения испытуемых действительно оказалось обусловленным той позицией, которую они считали «своей» на основании категоризации. Например, если ответы подгрупп 3,4,5 и 7,8,9, а 5 — правильный ответ (предположительно это ответ самого испытуемого), можно предсказать, что испытуемый будет идентифицировать себя с «группой одобрения» и сместится с ответа «5» в сторону одобрения. При других условиях в том же эксперименте ответы были смещены как единое целое в сторону одобрения таким образом, что теперь правильный ответ принадлежал «группе неодобрения» (т. е. 1, 2 и 3 против 5, 6 и 9), и было высказано предположение, что при этих условиях испытуемый будет идентифицировать себя с «группой неодобрения» и сдвинется с ответа«5» в сторону неодобрения. Это предположение полностью подтвердилось. Сдвиг всех шести ответов в одном направлении, несмотря на то что все остальные условия остались неизменными, вызвал сдвиг в противоположном направлении, поскольку направление сдвига определяется тем, по какую сторону «границы», по мнению испытуемых, они находятся. В этом исследовании эффект предполагаемого группирования оказался настолько сильным, что определенные социальные категоризации не оказали дополнительного влияния.