Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Управление впечатлением, или самопрезентация




!управление впечатлением, или самопрезентация, — это акт самовы­ражения, направленный на создание благоприятного образа в глазах Других людей. Считается, что в любой ситуации люди стремятся к максимальному вознаграждению при минимальных затратах, причем более всего они заинтересованы в том, чтобы получить социально одобрение и избежать неодобрения. Именно поэтому они стремятся представить себя другим таким образом, чтобы добиться от них жела­емой реакции или — если воспользоваться более общими понятия­ми — выглядеть «хорошими» с точки зрения культурных идеалов этих людей или их личных ценностей. Например, Рой Баумейстер опреде­ляет самопрезентацию как «использование поведения для сообщения другим некоторой информации о себе» и высказывает предположе­ние о том, что основные мотивы самопрезентации — «желание уго­дить аудитории и создать (вызвать, поддержать и модифицировать) у нее такое представление о своем "Я", которое соответствует ее идеа­лам» (Baumeister, 1982, р. 3). Он утверждает, что в одних ситуациях эти побудительные мотивы — угодить другим и создать генерализо­ванный (идеальный) образ своего «Я» в их глазах — взаимно пере­крываются, а в других — вступают в противоречие друг с другом. Тет-лок и Мэнстид так определяют базовое положение теорий управ­ления впечатлением (impression management): «Люди чрезвычайно чувствительны к социальному значению своего поведения, и у них есть мотивы для создания в ходе межличностных отношений жела­тельной для них идентичности» (Tetlock & Manstead, 1985, p. 60). Связь с властью очевидна. Если уступчивость зависит от надзора группы или «аудитории», тогда единственным способом заслужить поощрения или добиться своего становится не столько приватный конформизм, сколько создание впечатления о себе в глазах других как о человеке, наделенном именно такими качествами, которые соответ­ствуют их желаниям и идеалам. Существует принципиальное разли­чие между приватным и публичным «Я»: именно публичное «Я» из­меняется, его контролируют и за ним наблюдают. Именно привлече­ние публичной идентичности действий в данном контексте активно сдерживает наше социальное поведение и отбирает его «образцы». От­личие самопрезентации от принуждения (powerprocess) в том виде, в каком мы до сих пор представляли его, заключается в том, что само-

1 76 Глава 5. Власть, уступчивость и самопрезентация

Управление впечатлением, или самопрезентация 1 7 7

презентация рассматривается не как пассивная конформность, а как активный процесс конструирования социальной идентичности и са­мооценки, которые помогают индивидууму как противостоять власти других людей, так и контролировать их действия, манипулируя их восприятием своего «Я». Так, если человеку удается заслужить одоб­рение других людей, это дает ему не только прямой доступ к поощре­ниям, но и делает этих людей более зависимыми от него, благодаря чему он приобретает возможность в свою очередь влиять на их по­ступки. Эта теория также рассматривает социальное влияние как соче­тание переговорного процесса и взаимныхдоговоренностей, но осно­ванных на взаимозависимости. Самопрезентация — это власть зависи­мого человека, дающая ему возможность изменять или модифициро­вать поток влияния, направленный в одну сторону (Schlenker, 1980).

Существование связи между публичной самопрезентацией и кон­формностью ни у кого не вызывает сомнений, оно подтверждается данными, в соответствии с которыми конформность имеет тенден­цию к более заметному проявлению в условиях публичности, неже­ли в условиях анонимности (Baumeister, 1982; Greenwald & Pratkanis, 1984; Tetlock & Manstead, 1985), и данными о том, что степень кон­формности зависит от индивидуальных различий в публичном/при­ватном самосознании и самомониторинге, а также от ситуативных различий в самоосознании (причинами которых являются аудито­рия или камера) (Greenwald & Pratkanis, 1984). То, что социальное поведение испытуемых заметно изменяется при переходе от «усло­вий приватности» к «условиям публичности», отмечается также и в литературе о поляризации групп и влиянии меньшинства, а также и в других работах, например посвященных сотрудничеству, обуслов­ленному смешанными мотивами. По мнению Соломона Аша, «усло­вия публичности» есть воплощение «общего психологического поля», поля «взаимной референции» людей; эти условия играют принципи­альную роль в процессе психологического формирования группы и взаимного влияния (Asch, 1952).

Убедительные доказательства, свидетельствующие о том, что лю­ди способны «управлять» впечатлением, которое производят на дру­гих, и создавать желаемое представление о себе, приводятся в рабо­тах Шнейдера (Schneider, 1969), Шленкера (Schlenker, 1975), а так­же Баумейстера и его коллег (Baumeister & Jones, 1978; Baumeister et al., 1979). Шнейдер изучил влияние на самопрезентацию успешных и неуспешных прохождений ряда тестов в условиях, когда другой че-

ловек либо мог, либо не мог обеспечить испытуемого (мужчину) об­ратной связью относительно его презентации (Schneider, 1969). Ис­пытуемые, потерпевшие неудачу, вели себя более уверенно, а удачно прошедшие тестирование — более скромно в условиях, при которых им была обеспечена обратная связь по сравнению с условиями,отсут-ствия обратнойсвязи. Автор объяснил эти результаты тем, что «не­удачники» старались исправить впечатление, которое произвели ре­зультаты их тестирования, в то время как успешно прошедшие его испытуемые стремились сохранить завоеванный статус и поэтому боялись показаться слишком нескромными.

Баумейстер и Джонс просили испытуемых описать себя челове­ку, который, как полагали испытуемые, либо имел, либо не имел пред­варительную информацию о них. Если предварительная информа­ция была нелестной, испытуемые описывали себя в соответствии с ней, но старались противопоставить ей информацию о других своих качествах, которым и уделяли основное внимание. Если же предва­рительная информация была лестной, испытуемые, как правило, были скромны и «занимались самоуничижением». Испытуемые, ко­торые были уверены в том, что собеседнику ничего не известно и ни­когда не будет известно про них, не продемонстрировали подобных «эффектов самоусиления» — они и не «возвеличивали» себя, и не умаляли своих достоинств. Самооценка по-разному проявлялась в са­моописании индивидуума и зависела от того, была ли информация о нем публичной или конфиденциальной.

Рой Баумейстер и его коллеги нашли, что люди проявляют кон­формизм по отношению к ожиданиям других людей только тогда, когда конформизм демонстрирует их в желаемом свете (Baumeister et al., 1979). Испытуемые (женщины) получили личностный тест, который доказывал публично или приватно, что им присуща какая-то конкретная — желательная или нежелательная — черта. Затем они выполняли задание, связанное с составлением анаграммы, причем им предварительно сообщали о том, что люди, которые обладают этой чертой, обычно плохо справляются с ним. Испытуемые, которым пуб­лично сообщали о том, что у них есть желательная черта, справля­лись с заданием сравнительно хуже, чем испытуемые, оказавшиеся в других условиях. Также были получены и свидетельства в пользу того, что, когда плохое исполнение задания связывалось с нежелатель­ной чертой, испытуемые активно искали возможность «не оправдать эти ожидания». Следовательно, испытуемые использовали выполне-

1 78 Глава 5. Власть, уступчивость и самопрезентация

ние задания для того, чтобы оправдать или опровергнуть обществен­ные ожидания, чтобы представить себя в выгодном свете.

Результаты других исследований (Baumeister, 1982; Tetlock & Manstead, 1985) позволяют предположить, что соображения, связан­ные с самопрезентацией, могут лежать в основе многих феноменов: оказания и принятия помощи, конформности, психологической ре­активности, проявления и изменения установок, реакций на оценки, агрессии, механизмов самозащиты, выполнения различных заданий, стремления добиться чьегсг-либо расположения, выражения эмоций, групповой поляризации, поиска справедливости и деиндивидуа-лизации.

Например, Сатоу, изучая оказание помощи, выяснил, — возмож­но, в этом нет ничего удивительного, — что в обстановке публичности люди проявляют большую щедрость, чем когда делают анонимные и тайные пожертвования (Satow, 1975). Публичные пожертвования превышали анонимные в среднем примерно в 7 раз. Готтлиб и Карвер, изучая по модифицированному сценарию Дарли и Латанэ (Darley & Latane, 1968) влияние численности группы на вмешательство посто­роннего (см. главу 2), обнаружили следующее: значительно более ве­роятно, что группа физически изолированных друг от друга и не зна­комых друг с другом людей поможет (и поможет быстро) жертве оче­видного происшествия, если они рассчитывают в будущем общаться друг с другом, чем если подобное общение не входит в их планы.

Взгляд на проблему самопрезентации с противоположных пози­ций, т. е. с позиции «оценивающей аудитории», представлен работой Бордена (Borden, 1975), который нашел, что степень агрессивности испытуемых зависит от характера аудитории, а следовательно, от то­го, какой тип поведения скорее всего будет одобрен. В присутствии тренера по каратэ испытуемые вели себя более агрессивно, чем в при­сутствии пацифиста. Более того, разница между группами испытуе­мых исчезала после того, как наблюдатель, не дождавшись окончания эксперимента, покидал лабораторию, что позволяет предположить, что она никак не связана с какими-либо внутренними переменами, произошедшими с испытуемыми.

В более общем виде эта мысль выражена Филипом Зимбардо, ко­торый считает, что деиндивидуализация, отражая «растворенность в группе» и анонимность, имеет тенденцию увеличивать агрессивность и прочие антиобщественные проявления, поскольку она приводит к утрате чувства личной ответственности и избавляет от боязни обще-

Управление впечатлением, или самопрезентация 179

ственного порицания. Если исходить из того, что процесс деинди-видуализации основан на анонимности, можно предположить, что антиобщественное поведение — результат неспособности людей ре­гулировать действия, исходя из общих, публичных и ограничиваю­щих их свободу стандартов общества. Против подобной трактовки возражает Рейчер, полагающий, что анонимность может влиять на понимание человеком самого себя и усиливать конформность по от­ношению к нормам конкретной социальной (групповой) идентично­сти (Reicher, 1984a, 1984b). Он обращает внимание на одно обсто­ятельство, оставшееся незамеченным другими исследователями, а именно на то, что подчинение толпе, например, может означать недо­ступность человека наблюдению со стороны посторонних, но что для членов своей группы (толпы) он вовсе не аноним. Следовательно, так называемые эффекты анонимности скорее свидетельствуют о боль­шей конформности по отношению к внутригрупповым нормам и о меньшей — по отношению к внешним нормам, чем просто о поведе­нии, не регулируемом никакими нормами.

Изучение конформности и реактивности, выполненное Баумейсте-ром, иллюстрирует различие между «стремлением понравиться» и публичным «самоконструированием» (Baumeister, 1982). Автор под­черкивает, что, хотя считается, что в определенных условиях люди проявляют конформность, чтобы угодить «сиюминутным наблюда­телям», это тем не менее не исключает общей негативной оценки кон­формистов. Наша (западная) культура ценит самостоятельность, высокие моральные качества, независимость суждений и т. п. Наше решение проблемы заключается в том, чтобы польстить аудитории, сделав вид, что нас убедила ее точка зрения, но при этом убедить все общество в целом, что наши представления остались неизменными. Брэйвер и его коллеги, изучая подверженность испытуемых воздей­ствию убеждающего их в чем-то оратора, нашли, что наибольшего ус­пеха оратор добивался тогда, когда был один на один с испытуемыми (Braver et al., 1977). Наименьшее влияние было обнаружено тогда, когда оратор отсутствовал, но присутствовал наблюдатель (который мог воспринять результативность убеждений как проявление довер­чивости и недостаточного умственного развития), а промежуточные результаты — в присутствии обоих — и оратора, и наблюдателя. По мнению Баумейстера (Baumeister, 1982, р. 9), эти данные позволя­ют предположить, что публичная конформность «порождена скорее стремлением человека поддержать свой желаемый публичный имидж,

1 8 0 Глава 5. Власть, уступчивость и самопрезентация

нежели какой-то особой боязнью угрозы наказания». Он также счи­тает, что противоположные эффекты оратора и наблюдателя отража­ют конфликт между «стремлением понравиться» и общим «самокон­струированием».

Подобная трактовка также помогает понять, почему люди иног­да проявляют меньшую конформность по отношению к окружению, которое открыто грозит отторжением, осуждением или наказанием. Проявление конформности в подобных обстоятельствах, возможно, и понравится аудитории, но с точки зрения культурных ценностей оно будет означать катастрофическую потерю лица. Уорчел и Брэм показали, что следствием нарастания угроз может стать уменьшение конформности (Worchel & Brehm, 1971). Они интерпретируют эти результаты на основе теории реактивности (reactance theory): соглас­но этой теории, угроза лишиться поведенческой свободы приводит человека в состояние мотивизационного возбуждения (психологи­ческой реактивности), подталкивающее его к тому, чтобы совершать именно те поступки, за которые ему грозит наказание. В исследова­нии, проведенном Бэйером и его коллегами (Ваег et al., 1980), изуча­лась зависимость результативности влияния от разных факторов: от того, насколько убедительно звучала угроза в той информации, кото­рая сообщалась испытуемым, от того, была ли у испытуемых раньше возможность свободно заявить о своей позиции, противоречащей той, которую защищают угрожающие им люди, от того, была ли эта воз­можность публичной или приватной, а также от того, приватно или публично выражали испытуемые свою позицию после того, как угро­за была доведена до их сведения. Результаты, полученные во всех экс­периментах, за исключением тех, которые проводились после того, когда испытуемым уже была предоставлена возможность оценить значение свободы (т. е. когда реактивность была прогнозируема), сви­детельствуют о существовании более сложной зависимости, чем об­ратная зависимость между угрозой и влиянием. Исследователи на­шли, что — в соответствии с теорией реактивности, основанной на самопрезентации, — серьезная угроза снижает влияние только в усло­виях публичного выражения позиций и что предварительное «вку­шение свободы» смягчает этот эффект только тогда, когда оно тоже было публичным.

Исследования «управления впечатлением» во многих отношени­ях представляют собой серии альтернативных объяснений феноме­нов, предсказанных такими уже существующими теориями, как тео-

Управление впечатлением, или самопрезентация 1 8 1

рия когнитивного диссонанса, теория реактивности, теория справед­ливости, теория каузальной атрибуции, и теориями агрессии, осно­ванными на инстинктах или научении. Иными словами, многое из того, что было объяснено с точки зрения внутриличностных когни­тивных и мотивационных процессов, может быть лучше объяснено как публичная конформность по отношению к нормам и ценностям, значимым для испытуемого, аудитории или культуры в целом. Не исключено, что человек прибегает к подобному поведению для за­щиты и усиления своей публичной идентичности. Более вероятным представляется то, что люди стараются казаться последовательны­ми, справедливыми, свободными, компетентными и т. п., чем то, что им действительно присуща потребность быть последовательными, справедливыми и т. п.

Аркин и его коллеги (Arkin et al., 1980), а также Тетлок (Tetlock, 1980) применили идеи самопрезентации к самооправданным и само­обвинительным атрибуционным искажениям. Аркин и его соавторы обнаружили тенденцию к самооправданной самозащите (self-serving) в виде приписывания себе заслуг за успехи и перекладывания на дру­гих вины за поражения. Эта тенденция обычно встречалась у тех ис­пытуемых, которые не рассчитывали на дальнейшие контакты. Те же испытуемые, которые активно искали социальных контактов и с не­терпением ждали экспертных оценок, продемонстрировали диамет­рально противоположную тенденцию. Самооправдательные защит­ные атрибуции1 заметнее ослаблялись также более приватными, чем публичными мерами атрибуции. Не исключено, что стандартные ре­зультаты в большей степени отражают желание испытуемых избе­жать смущающих публичных признаний, нежели их истинное (лич­ное) мнение. Тетлок, например, обнаружил, что наблюдатели оцени­вают в среднем позитивно «ответственных» учителей, склонных к самообвинительной аттрибуции (тех, кто берет на себя вину за пло­хую успеваемость учеников) в ситуациях, где учителями были сде­ланы подобные признания своей вины (Tetlock, 1980). В некоторых случаях признание собственной вины способно снискать человеку уважение окружающих. Известны также и аналогичные исследова­ния в области теории справедливости (equity theory), объясняющие стремление к справедливости с позиций «управления впечатлением» (Morse et al., 1976; Reis & Gruzen, 1976).

1 Одна из ошибок атрибуции. — Примеч. науч. ред.

1 8 2 Глава 5. Власть, уступчивость и самопрезентация

Большинство исследований этих феноменов выполнено с пози­ций теории когнитивного диссонанса. Эта теория объясняет когни­тивные изменения (включая и изменение личных позиций) как след­ствие потребности избавиться от неприятного состояния диссонан­са, т. е. психологической несогласованности между когнициями. Одно из важных открытий Фестингера и Карлсмита1 заключается в том, что контраттитюдное поведение2 способно вызвать более заметное из­менение установки в соответствующем направлении в условиях низ­кой стимулящии данного поведения скорее, чем в условиях высокой стимуляции (Festinger & Carlsmith, 1959).

Известна точка зрения, согласно которой это и другие открытия, сделанные на базе теории диссонанса, можно объяснить с позиции социальных вознаграждений, которые достаются людям, чье поведе­ние не отличается от поведения окружающих (Tedeschi et al., 1971). Например, сдвиги диссонансного типа {dissonance type shifts) в сто­рону непоследовательного поведения обнаружены только при стан­дартном (относительно) публичном письменном тестировании и не обнаружены при тестировании в значительно более приватных усло­виях (с использованием «поддельного трубопровода») (Gaes et al., 1978). Более того, даже в первом случае изменения позиций (сдвиги) наблюдались только в тех случаях, когда испытуемые публично вели

I Речь идет об эксперименте Фестингера и Карлсмита, в котором испытуемые выпол­няли заведомо бессмысленную, монотонную, но якобы «важную для научных целей» работу (вращали дверные ручки), которая к тому же будет оплачена. Затем давалась инструкция рассказать следующему участнику (на самом деле ассистенту экспери­ментатора) о том, в каком интересном эксперименте вы только что участвовали, ста­раясь убедить его, что это действительно интересно (вращать ручки). Затем испыту­емых просили заполнить опросник, в котором спрашивалось, получили ли вы удо­вольствие от эксперимента с дверными ручками (при этом одним было заплачено 20 долларов, адругим — 1 доллар). Результаты опроса оказались противоречащими всеобщему мнению, что хорошее вознаграждение приводит к лучшим результатам. Те, кому заплатили 1 доллар, имели недостаточное оправдание для своих действий и испытывали больший дискомфорт (диссонанс). Следовательно, те кто имел сильный мотив поверить, что их работа была по-своему интересной, чаще подгоняли установ­ки под свои действия, те же, кому заплатили 20 долларов, получили достаточное (ма­териальное) оправдание своим действиям и, следовательно, испытали меньший дис­сонанс (я солгал, что эксперимент был интересным, ноу меня была на то веская при­чина — 20 долларов). — Примеч. науч.ред.

II Контраттитюдное поведение {counter-attitudinalbehatnour) — поведение, идущее враз­рез с первоначальной личной установкой, вызывающее когнитивный диссонанс, или непоследовательное поведение.

Управление впечатлением, или самопрезентация

1 83

себя вразрез со своими первоначальными установками, а не когда действовали анонимно. Шленкер и его коллеги установили, что со­циальный смысл материальных вознаграждений за непоследова­тельное поведение влияет на связь между величиной стимула побу­дительного мотива и изменением установки (Schlenker et al., 1980). Баумейстер, обобщив результаты исследований, выполненных ра­нее и в последние годы, предположил, что «диссонанс можно рассмат­ривать как попытку индивидуума таким образом "отрегулировать" свое публичное "Я", чтобы оно не противоречило непоследователь­ному поведению» (Baumeister, 1982, р. 13). Он аргументирует свою точку зрения не тем, что такое явление, как диссонанс, не имеет пси­хических аспектов, а тем, что эмоциональное восприятие диссонанса и мотивация к его снижению — это следствие боязни того, что пуб­личная демонстрация непоследовательности может причинить вред репутации. Одним из возможных ответов теоретиков «управления впечатлением» на экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что диссонанс — не поверхностное явление, а явление, вызы­вающее психологический дискомфорт, было включение этих пред­ставлений в их собственные объяснения проявления установок. Сей­час ученые уже достигли согласия относительно того, что:

• в исследованиях, посвященных изменению установки, скорее все­го, проявляются оба процесса — и диссонанс, и самопрезентация — и что задача исследователей — выяснить, при каких условиях каж­дый из них оказывает влияние и как они взаимодействуют между собой;

• теория «управления впечатлением» в данном вопросе может быть сдвинута в сторону такой формулировки, которая сделает ее ме­нее отличной от теории диссонанса (Chaiken & Stangor, 1987; Cial-dini et al., 1981; Cooper & Croyle, 1984; Tetlock & Manstead, 1985).

Результаты исследований предварительных сдвигов установок и проявления установок подтверждают основную идею, согласно кото­рой заявления об установках часто могут быть скорее межличност­ными коммуникациями, чем сообщениями о внутреннем состоянии (Cialdini et al., 1973; Cooper & Jones, 1969; Hass, 1975).

Тетлок и Мэнстид, отметив, что на практике нередко трудно про­вести границу между «управлением впечатлением» и объяснениями, имеющими психическую основу (когнитивными, мотивационными и др.), высказали предположение, что дихотомия может быть произ-

1 8 4 Глава 5. Власть, уступчивость и самопрезентация

Управление впечатлением, или самопрезентация 1 8 5

вольной. Основная проблема интерпретации экспериментальных данных заключается в том, что «манипуляции» с «управлением впе­чатлением» неизбежно приводят к смешению процессов, влияющих как на публичное, так и на личное «Я», на скрытый смысл идентич­ности и на интраиндивидуальные процессы. Обстановка публично­сти сложна: она характеризуется не только тем, что индивидуум на­ходится под наблюдением других людей. Этот факт сам по себе уже изменяет социальные отношения и привносит новые процессы. Он может влиять на содержание «Я», и это влияние может быть более сложным, чем переход от личного «Я» к публичному. В главе 2 мы уже отмечали, что публичную конформность ни в коем случае нельзя считать «чистой» уступчивостью, это вовсе не так очевидно. Публич­ная ситуация может изменять личное «Я». Именно об этом, в частно­сти, говорят Дюваль и Уикланд, авторы теории объективного само­осознания {theory of objective self-awareness), полагающие, что ауди­тория способна сделать личные стандарты и ценности индивидуума более значимыми для него самого и тем самым повлиять на его само­оценку (Duval & Wicklund, 1972).

Согласно теории самокатегоризации (Turner et al, 1987; см. гла­ву 6), принципиальная особенность обстановки публичности состо­ит в том, что индивидуумразделяет ее с другими и что она создает сравнительный контекст, внутри которого люди могут категоризи-ровать себя как идентичных другим людям или отличных от них. Сле­довательно, подобный контекст изменяет уровень и содержание са­моидентичности с точки зрения того, как люди воспринимают себя, а не только с точки зрения того, как они смотрят на других. Такие феномены, как большая конформность по отношению к другим в об­становке публичности, чем в приватной обстановке, могут отражать личную приверженность нормам общественного, социально катего-рийного (социально идентичного) «Я», которая проявляется в пуб­личной ситуации. Подобный анализ как минимум позволяет предпо­ложить следующее: будет ли влияние обстановки публичности ис­ключительно следствием самопрезентации или оно отразит реальные, ситуационно специфические изменения личного «Я», скорее всего, зависит от того, кто именно эти «другие», окружающие индивидуума, а именно: являются ли они — по каким-либо релевантным критери­ям — членами одной с ним группы или «чужаками»?

Обобщить недостатки исследований, посвященных изучению «управления впечатлением», несложно. Эта теория слишком «об­щая», и ей не хватает прогностичности в отношении подлинно новых

и отличных от уже известных феноменов. Ей свойственна тенденция к «предоставлению» готовых, post hoc, альтернативных толкований уже известных фактов, но она редко преподносит нам большие сюрп­ризы. Существует опасность, что этот раздел науки может превра­титься в длинный перечень демонстраций того, что на любое поведе­ние может повлиять обеспокоенность самопрезентацией, без указа­ния на то, что поведение является необходимым условием самопре­зентации, и без существенных добавлений к объяснению поведения. Можно также добавить, что точка зрения теории «управления впе­чатлением» на личное «Я» слишком примитивна и практически ли­шена какого бы то ни было содержания.

При отсутствии попытки выполнить более точный анализ пред­положение о том, что мотивация личного «Я» заключается в дости­жении желаемых результатов, получении одобрения, максимизации вознаграждения в сравнении с затратами и т. п., представляется ба­нальным и не выходящим за пределы логического круга. И послед­нее. Социальная идентичность не может быть низведена до уровня публичного «Я», т. е. до индивидуального «Я» в восприятии других: необходимо учитывать и общее, коллективное, групповое «Я».

С другой стороны, доказательства того, что от ситуации к ситуа­ции самоидентификация изменяется, что «Я» конструируется в со­циальных условиях и что установки и поведение зависят от идентич­ности, социальной оценки и нормативных значений социальных кон­текстов, а также изменяются под их влиянием, чрезвычайно ценны. Эта точка зрения — желанное противоядие против не сдающего свои позиции объяснения социального поведения с точки зрения интра-индивидуальных когнитивных процессов и активностей, связанных с обработкой информации, ибо она вновь обращается к социальному нормативному контексту поведения как детерминирующему процессу.

Следующий шаг — разработка социального контекстуального под­хода как к личному, так и к публичному «Я». Внутриличностные пси­хологические процессы не только испытывают давление со стороны социального контекста, но и активно взаимодействуют с ним. Соци­альное влияние — это не просто уступчивость, оно также затрагивает и психологическую сущность «Я» (Sherif, 1936). Ученые должны на­править свое внимание на теоретическое объяснение связей между природой «Я», социальным влиянием и конкретными особенностя­ми социальных ситуаций. Если исследователи «управления впечат­лением» предпримут этот шаг, мы приблизимся к более социально-

1 86 Глава 5. Власть, уступчивость и самопрезентация

му, более сложному и более содержательному взгляду на «Я» и его связь с обществом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1108 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2305 - | 2068 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.