Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Субъективная валидность и тестирование реальности




Чтобы аргументировать эту точку зрения, давайте сосредоточим вни­мание на информационном влиянии и проблеме субъективной валид-ности. В качестве посредника информационного влияния выступает информация, которая воспринимается как свидетельства об объек-

2 06 Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация..

Субъективная валидность и тестирование реальности 2 0 7

тивной реальности, т. е. как (субъективно) валидная информация. Все теоретики согласны с тем, что оказать влияние способна не лю­бая информация вообще, а только валидная информация. Мысль о том, что истинное влияние — это влияние, посредником которого слу­жит валидная информация, находит свое отражение в представле­ниях о реакциях, «обеспечивающих сведения о реальности» (Дойч и Джерард), об «убеждающих аргументах» (Бернштейн и Винокур), о «валидационном процессе» (Московичи и Магни), а также в моде­ли Петти и Качоппо, согласно которой центральный путь — это обра­ботка «надежной» информации.

Как мы определяем валидность какого-то мнения? Как писал Фе-стингер, мы проверяем его соответствие реальности (Festinger, 1950). Существуют два способа тестирования реальности, которым соответ­ствуют два базиса субъективной валидности. Можно тестировать физическую реальность, используя для этого объективные, физиче­ские несоциальные методы, и проверять с их помощью, насколько то или иное суждение соответствует действительности. Например, для проверки правильности утверждения о том, что стекло не выдержит удара молотка, человек может ударить молотком по куску стекла и убедиться, что оно разлетится вдребезги. Иными словами, физиче­ский способ тестирования реальности человеком заключается в не­посредственном, прямом воздействии на нее с использованием его собственных перцептивных, когнитивных или поведенческих воз­можностей без обращения к мнению других людей.

Ситуация с использованием тестов социальной реальности аль­тернативна: когда объективные, несоциальные способы проверки ка­кого-либо мнения недоступны, люди могут сравнивать свои взгляды со взглядами других людей и стремиться к согласию с членами рефе­рентной группы. Тестирование социальной реальности — это вопрос социального сравнения и валидизации как результата общности вос­приятия. Когда с нашей точкой зрения соглашаются «правильные» люди (т. е. похожие на нас и релевантные нам), мы приобретаем уве­ренность в своей правоте; подобный подход распространяется и на любую информацию, которая объединяет группу на основе консен­суса: она тоже имеет тенденцию восприниматься как валидная. Со­гласованная установка референтной группы, разделяемая всеми ее членами и заключающаяся в том, что определенный ход мыслей или определенные действия корректны, приемлемы и верны (а потому и желательны), учреждает некую социальную норму. Следовательно,

валидизация как результат общности восприятия является норма­тивной валидизацией, а тестирование социальной реальности — про­цессом поиска нормативной поддержки субъективной валидности.

Согласно теории Фестингера, в тестировании физической реаль­ности социальное влияние совершенно не участвует. Индивидуум те­стирует реальность непосредственно и не нуждается в социальном сравнении. В отсутствие прямых тестов реальности валидность суж­дений определяется нормами референтной группы. Информацион­ное влияние — это движение в сторону мнений других людей, вос­принимаемых как валидные, потому что они воплощают в себе и представляют собой нормы референтной группы. Следовательно, ин­формационное влияние и социальное сравнение (тестирование со­циальной реальности) идут рука об руку. На самом деле, второе — основа первого. С точки зрения Фестингера, информационное влия­ние есть нормативное влияние (а не уступчивость; уступчивость — это особый вид противонормативного влияния, его источник — группа, к которой принадлежит данный человек, но которая не будет для него референтной группой. См.: Festinger, 1953). Соглашение, достигнутое другими людьми, становится социальной нормой, и именно социаль­ное сравнение с этой нормой валидизирует или не валидизирует по­ведение индивидуума и определяет противодействие влиянию или предрасположенность к нему.

По мере развития психологии влияния ученые все реже и реже стали обращаться к идее тестирования социальной реальности. Со­циальные процессы влияния стали интерпретироваться как норма­тивные в том смысле, что они протекают одновременно с групповым давлением (уступчивостью), но не связаны с субъективной валидно-стью. После появления теории Фестингера (Festinger, 1950) намети­лась тенденция к разделению процессов информационного влияния и социального сравнения и даже к их противопоставлению. Начало этому положил сам Фестингер. В 1954 году изменилось его теорети­ческое представление о том, что достижение согласия внутри рефе­рентной группы - всего лишь последствие когнитивной потребности в более точной оценке способностей и мнений путем сравнения с по­хожими людьми. Согласие других, социальная норма более не вали-дизируют напрямую реакцию индивидуума, а играют лишь роль фона для его собственных усилий, направленных на достижение стабиль­ных и точных оценок его позиции.

2 08 Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация...

Модель влияния, основанная на физическом тестировании реальности 20 9

Что касается исследований групповой поляризации, то теория убеждающих аргументов основана на том, что информационное вли­яние не имеет никакого отношения к социальному сравнению и что последнее не необходимо для влияния. Модель социального влияния, которую защищают исследователи групповой поляризации, — это модель, основанная на «способностях», а не на «мнениях». Она име­ет отношение к ранжированию людей, а не к точной оценке, т. е. к такому сравнению, при котором цель индивидуума — быть позитив­но оцененным и выглядеть лучше, чем другие, нежели валидизация его мнения и признание этого мнения правильным (см. главу 3). Точ­но так же как теория убеждающих аргументов отделяет социальное сравнение от информационного влияния, теория ценностей, чтобы объяснить групповую поляризацию, подчеркивает связь между ними (движение в сторону позитивной оценки со стороны других и самого себя). Московичи утверждает, что валидизация позиции меньшин­ства, ведущей к конверсии, делается возможной благодаря свободе от социального сравнения с меньшинством и что сравнение с большин­ством препятствует принятию его точки зрения и приводит только к уступчивости (Moscovici, 1980). Согласно теории «управления впе­чатлением», нормативные аспекты социальных контекстов модифи­цируют публичное «Я», но не лично воспринятые установки. И по­следнее. Согласно модели вероятностной обработки, социальное сравнение с другими членами референтной группы — часть перифе­рического пути к убеждению, оно не влияет на валидность получае­мой информации и на центральный путь. Периферические факторы никоим образом не могут напрямую изменить воспринимаемую ва­лидность обрабатываемой информации (Petty & Cacioppo, 1986, p. 126). В общем, валидность мнений, аргументов, сообщений, точек зрения (словом, всего того, что мы называем общим термином «ин­формация») никак не связана с социальным сравнением с другими людьми и даже мешает ей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 655 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2242 - | 2052 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.