Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Дуалистическая модель, самокатегоризация и социальное влияние




В этой, последней, главе я попытаюсь обобщить наши представления о влиянии. Я представлю читателям критику дуалистической модели, которая в настоя­щее время доминирует в данной области социальной психологии, и приведу свои аргументы в пользу тео­рии самокатегоризации, которая хоть и несет на себе некоторые следы влияния дуалистической модели, все же лучше подтверждается экспериментальными данными и способна полнее объяснить наблюдаемые явления. Эта глава — попытка изложения моих идей в виде гипотез, которые не только доступны дальней­шей экспериментальной проверке, но и в нынешнем своем виде объясняют результаты многих исследо­ваний.

Дуалистическая модель

Нормативного

И информационного влияния

В сферу интересов социальной психологии влияния входят пять основных проблем: социальная конформ­ность, групповая поляризация, влияние меньшин­ства, власть (повиновение, уступчивость и «управле­ние впечатлением») и убеждение (изменение уста­новки, вызванное влиянием). Важнейший вопрос, возникающий в результате рассмотрения этих про­блем, — это общее признание различия между норма­тивным и информационным процессами влияния.

Дуалистиче ская модель нормативного и информационного влияния 2 0 1

Дуалистическая модель нормативного и информационного влияния в виде разных версий — основная теория, господствующая в данной области.

Впервые эта модель была четко сформулирована Мортоном Дой-чем и Гарольдом Джерардом при изучении конформности (Deutsch & Gerard, 1955). Ее предвестниками можно назвать и Фестингера, авто­ра теории социальной реальности и групповой локализации под воз­действием социального давления (Festinger, 1950,1954), и Аша, кото­рый настаивал на том, что влияние вряд ли представляет собой уни­тарный процесс и не может быть низведено до рабского подчинения социальному давлению (Asch, 1952,1956). Другие исследователи, из­учавшие конформность, тоже проводили подобную границу (см. Jones & Gerard, 1967; Kaplan, 1987). Я буду пользоваться терминологией Дойча и Джерарда, поскольку она хорошо описывает всю модель, не выделяя ее специфических версий.

Нормативное влияние — это конформность по отношению к по­зитивным ожиданиям своего собственного «Я» и других людей, цель которой — заслужить одобрение и избежать участи изгоя. Такая кон­формность — это властный процесс. Информационное влияние — это конформность по отношению к поведению других в форме инфор­мации о реальности, цель которой: иметь правильные когниции и действовать правильно, приемлемым образом, быть правым или, как писал Фестингер, достичь субъективной валидности. В известном смысле информационное влияние «истинно»: индивидуум проявляет конформность, потому что он искренне убежден в валидности взгля­дов других людей. Нормативное влияние — это особая, групповая форма влияния, ведущая к публичной уступчивости и связанная с социальной взаимозависимостью, с тем, что члены группы «присмат­ривали за индивидом». Нормативное влияние — это особая, когни­тивная форма влияния, связанная с получением правильных пред­ставлений о реальности, следствием которой является личное изме­нение установки.

Разграничение этих двух процессов выдержало испытание време­нем, и если можно говорить о каких-то изменениях в этом плане, то только о том, что оно обозначилось более резко. Единственное ис­ключение из этой общей тенденции — одна из ранних работ Моско-вичи, но ее основную идею легко оспорить. Касаясь такого феномена, как групповая поляризация, следует отметить идеи, наиболее попу­лярные у исследователей: это теории социального сравнения, подчер-

2 02 Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация...

Дуалистическая модель нормативного и информационного влияния 203

кивающие позитивную самопрезентацию (нормативное влияние), и теории убеждающей аргументации и обмена информацией (инфор­мационное влияние). С середины 1970-х годов наметился интерес не­которых теоретиков к интеграции обеих форм влияния.

Что же касается влияния меньшинства, то Московичи (Moscovici, 1976) начал с критики теории зависимости, согласно которой влия­ние отражает асоциальные состояния неуверенности и информаци­онную власть, не зависящую от социальных отношений и норм. Он решительно настаивал на том, что конформность, например в экспе­риментах Аша, была социально обоснованным влиянием (но не вла­стью), отражающим последовательный стиль поведения части боль­шинства испытуемых (с точки зрения всего общества — меньшин­ства). Однако, начиная с 1980 года, Московичи, Магни и другие ученые стали активно выступать в защиту дуалистической модели, согласно которой влияние большинства — это конформность (в смыс­ле уступчивости, властного процесса подчинения социальному дав­лению), а влияние меньшинства — конверсия, информационный про­цесс личного изменения установки, происходящий при посредни­честве когниций. Для объяснения уступчивости большинства и кон­версии меньшинства они ввели такие понятия, как «сравнение» и «валидизация», практически идентичные тем, которыми пользова­лись исследователи групповой поляризации.

Исследователи «управления впечатлением» проводят резкую гра­ницу между публичным и личным «Я» и исходят из того, что публич­ное поведение индивидуума активно изменяется под воздействием его зависимости от других людей (т. е. властных отношений). Цент­ральная идея их работ заключается в том, что поведение индивиду­ума определяется скрытым смыслом социальной (публичной) иден­тичности его действий в данном социальном контексте. Публичная идентичность, публичное «Я» — это то, как человека воспринимают другие люди. Публичная самопрезентация во многом похожа на нор­мативное влияние, но рассматривается с позиции конформиста, активно управляющего впечатлением. Когда мы хотим получить максимальное вознаграждение за счет благоприятного впечатления о себе, мы «проявляем конформность» по отношению к ожиданиям этих людей. Как для проявления нормативного влияния, так и для «управления впечатлением» принципиальное значение имеет одно необходимое условие: в обоих случаях индивидуум находится под наблюдением других людей. На самом деле нормативное влияние

есть влияние, основанное на публичной самопрезентации. Это свое­го рода конформность, мотивированная желанием индивидуума до­биться ценной для него публичной идентичности.

Современные исследователи убеждения обращают основное вни­мание на когнитивный анализ убеждения (Eagly & Chaiken, 1984). Одна из влиятельных теорий — теория Петти и Качоппо, известная под названием модель вероятностной обработки (Elaboration Likeli­hood Model) (Petty & Cacioppo, 1986). Авторы различают «централь­ный» и «периферические» пути, ведущие к изменению установки. Суть этой теории заключается в следующем: устойчивое, сохраняю­щееся в течение длительного периода времени, истинное и разумное изменение установки есть результат когнитивной обработки инфор­мации, содержащейся в надежных (валидных) сообщениях. Цент­ральный путь зависит от мотивации и способности тщательно когни­тивно обрабатывать представленную информацию. В отсутствие цен­трального пути индивидуум прибегает к помощи периферического пути, т. е. к краткосрочному, поверхностному восприятию некоего сообщения, исходя при этом не из его содержания, а из его соци­альных и эмоциональных признаков, например исходя из привлека­тельности самого источника информации. Именно периферический путь — «проводник» влияния на индивидуума его социальных отно­шений с источником информации и социального контекста. Провод­ником же убеждения через обработку информации является цент­ральный путь. Модель вероятностной обработки представляет собой реминесценцию модели субъективной валидности Фестингера, осно­ванной на тестировании физической и социальной реальности.

Смысл всего изложенного совсем не в том, что все эти теории утверждают одно и то же; на самом деле это вовсе не так. Так, процесс конверсии, о котором говорит Московичи, существенно отличается от центрального пути, о котором говорят Петти и Качоппо, и от убеж­дающей информации Бернштейна и Винокура. Все эти исследовате­ли подчеркивают роль когнитивной активности в убеждении, рас­сматривая когнитивную обработку сообщаемой информации как по­средника в достижении изменения установки, но Московичи основой всего влияния считает не снижение уровня неопределенности, а со­циальный конфликт и его разрешение, т. е. гармонизацию социальных отношений. Однако, несмотря на очевидные различия, все эти тео­рии базируются на одном и том же фундаментальном принципе: на противопоставлении социально мотивированных, нормативных про-

2 04 Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация...

Субъективная валидность и тестирование реальности 205

цессов влияния, воздействующих на публичное «Я», и когнитивно мотивированных, информационных процессов, влияющих на лич­ное «Я».

Почему авторы всех этих теорий прибегли к подобной дихотомии? Одна из возможных причин — потребность разграничить власть и влияние, не в том смысле, что власть — это основа влияния, а как два альтернативных процесса, один из которых базируется на силовом давлении и принуждении, а второй — на убеждении. Нам известно, что иногда люди контролируемы: они изменяют свое поведение не потому, что пересмотрели свои внутренние убеждения, исходя из так­тических соображений, в результате давления на них со стороны тех, в чьих руках власть, но мы также знаем и то, что в некоторых случаях изменения поведения свидетельствуют об изменениях личного «Я». Своим правдоподобием и своей полезностью дуалистическая модель во многом обязана легитимному разграничению личного принятия и уступчивости.

Вторая причина — это потребность разграничить различные по своей сути спорные вопросы, мотивы и задачи, обнаруживаемые в групповых дискуссиях. Предметом дискуссии могут быть как «ин­теллектуальные», фактические вопросы, так и вопросы «оценочно­го» характера, суждения, имеющие отношение к предпочтениям и ценностям группы (Kaplan, 1987; Kaplan & Miller, 1987). В некото­рых случаях релевантные нормы, разделяемые всеми членами груп­пы, стабильны и интернализированы, поэтому связаны с единствен­ной проблемой — фактической демонстрацией правильного решения; в других же ситуациях вполне возможна дискуссия относительно ре­левантности и применимости уже существующих норм или озабочен­ность выработкой новых.

Третья причина подобного разграничения более проблематична. Различие между властью и влиянием стали путать с важным, но дру­гим различием между индивидуумом и обществом, между психо­логическими (перцептивными, когнитивными) процессами индиви­дуума и социальными отношениями, между членством в группе и нормами общества. Власть объясняется в терминах социальных отно­шений, а влияние — в терминах индивидуальной когнитивной актив­ности или обработки информации. Групповые отношения рассмат­риваются как властные отношения, как отношения, основанные на зависимости, а социальная идентичность приравнивается к публич­ному «Я» таким образом, словно социальный компонент «Я» исклю-

чительно внешний и вынужденный, а личное «Я» асоциально. С дру­гой стороны, наметилась тенденция рассматривать когнитивную активность, обработку информации как индивидуальный, асоциаль­ный, личный и ненормативный процесс. Подобная ситуация не бес­спорна, но не потому, что разграничение власти и влияния (или фак­тов и предпочтений) неправомочно, не потому, что нет таких соци­альных отношений, которые основаны на власти и уступчивости, и не потому, что разграничение публичного и личного не валидно и не важно. Она не бесспорна потому, что социальное «Я» включает как личные, так и публичные элементы, а также потому, что влияние и когнитивная активность имеют социально-нормативные аспекты. Нормативный компонент находится не на периферии, а в центре. Проблема дуалистической модели заключается в том, что в основе ее лежат предположения, согласно которым социальные нормы не влия­ют на изменение личной установки, и что информационное влияние ненормативно. В соответствии с дуалистической моделью роль со­циальных отношений и норм референтной группы состоит исключи­тельно в ограничении и принуждении, словно общество — нечто чуж­дое индивидууму, существующее вне его и не оказывающее никакого влияния на личное «Я». В соответствии с дуалистической моделью влияние когнитивно и асоциально, а общество принуждает к слепо­му принятию его норм.

Альтернативная точка зрения предполагает, что проводником ин­формационного влияния является общество и что это влияние нор­мативно; что нормы, касающиеся предпочтений и ценностей, также информативны в отношении приемлемых, корректных убеждений, как и нормы, касающиеся фактов и решений, правильность которых можно продемонстрировать, и отражают те же самые процессы; что между индивидуумом и обществом существует не анатагонизм, а вза­имозависимость как на уровне «Я» и познания, так и на уровне по­ведения, доступного наблюдению.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 733 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2183 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.