Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Дуалистическая модель: уступчивость большинства и конверсия меньшинства




Одно из проявлений влияния меньшинства, о котором уже было ска­зано выше, заключается в том, что меньшинство стимулирует ориги­нальное, творческое и нестандартное мышление. Даже если меньшин­ство и не оказывает прямого, явного влияния, оно оказывает косвен­ное влияние в том смысле, что стимулирует поиск новых альтернатив (Nemeth, 1986; Nemeth & Kwan, 1985; Nemeth & Wachtler, 1976). Судя

но всему, меньшинство стимулирует повышенную когнитивную ак­тивность и более глубокую обработку информации (Nemeth & Mayseless, 1987).

В 1976 году, исходя из результатов своих исследований, Моско­вичи и Лэйдж высказали предположение о том, что формы проявле­ния влияния меньшинства и большинства разные. Большинство яв­ляется источником социального давления и вызывает уступчивость, к то время как меньшинство оказывает когнитивное, информацион­ное влияние, приводящее к личному изменению. В 1980 году Моско­вичи свел воедино разные экспериментальные данные и сформули­ровал теорию конверсии меньшинства. Он предположил, что боль­шинство имеет тенденцию вызывать скорее подчинение, нежели изменение убеждений, а меньшинство тяготеет к противоположным действиям, т. е. большинство склонно вызывать очевидную, быстро проявляющуюся, но временную публичную уступчивость, а мень­шинство оказывает косвенное отсроченное и личное влияние, кото­рое можно оценить с помощью критериев более общего характера. Московичи объясняет это тем, что большинство вызывает конформ­ность с помощью процесса сравнения, а меньшинство — конверсию с помощью процесса валидизации.

Так, Московичи пишет (Moscovici, 1980), что аргументы большин­ства воспринимаются пассивно, с минимальной когнитивной актив­ностью, и что «правдоподобие, вероятность этой аргументации ста­новится преградой на пути к обработке информации» (р. 214). Чело­век просто принимает на веру все, что исходит от большинства. Если же индивидуум не соглашается с большинством, он не сосредоточит­ся на предмете спора, а подумает: почему я не вижу того, что видят они, и не думаю так, как думают они? Все, что остается человеку, это...оказаться вовлеченным в процесс сравнения, чтобы обнаружить возмож­ное упущение в альтернативном суждении и понять, почему он \sic] до­пустил ошибку... Не найдя удовлетворительного решения, он поддается соблазну и идет па уступки, поскольку испытывает непреодолимую по­требность исправить свою ошибку и быть принятым остальными. Это заставляет его сосредоточить все свое внимание на том, что говорят дру­гие, чтобы привести свои мнения и суждения в соответствие с их мнени­ями и суждениями (Moscovici, 1980, pp. 214-215). Не соглашаясь с меньшинством, индивидуум, наоборот, «изна­чально считает его взгляды девиантскими, требует дополнительных доказательств и задает себе следующий вопрос: почему они видят то,

144 Глава4. Влияние меньшинства

Дуалистическая модель: уступчивость большинства и конверсия.•

что видят, и думают так, как думают?» Если меньшинство продолжа­ет настаивать на своем, их оппоненты вовлекаются в процесс валиди-зации, т. е. в «рассмотрение связи между взглядами меньшинства и объектом, или реальностью, поскольку считается, что одна пара глаз видит меньше, чем несколько» (Moscovici, 1980, р. 215). Человек пы­тается увидеть то, что видит меньшинство, и понять то, что понимает оно. Если меньшинство отстаивает свои взгляды, отличные от взгля­дов большинства, все внимание индивидуума направлено на реаль­ность, и он работает над разрешением «конфликта восприятия», ста­раясь понять точку зрения меньшинства. Несогласие с меньшинством заставляет человека активно обдумывать собственные взгляды, раз­мышлять, почему меньшинство ошибается или почему кажется, что его точка зрения верна, в результате чего человек бессознательно при­ходит к другим взглядам, т. е. происходит его конверсия.

Читатель уже понял, что речь идет, прежде всего, о двух процес­сах влияния — о нормативном и информационном влиянии, о кото­рых говорилось в предыдущих главах. Процесс сравнения/конформ­ности связан с презентацией положительно оцененного, публичного «я» и отражает подчинение общественному давлению. Процесс ва-лидизации/конверсии представляет собой личный когнитивный про­цесс обдумывания содержания взглядов меньшинства и их валиди-зации, направленный на достижение субъективно валидного, пра­вильного понимания мира.

Теория конверсии меньшинства, предложенная Московичи, име­ет несколько существенных отличий от его же более ранней генети­ческой модели.

1. Пересмотрена трактовка конформности: она трактуется скорее как следствие общественного давления, а не процесса влияния, как отражение зависимости и социальной потребности в одобрении и принятии.

2. Действительно, конформность в большей степени, чем в более ран-

ней литературе о ней, трактуется как следствие процесса давле­ния: считается, что принадлежность к большинству является при­чиной снижения информационного влияния индивидуума, и кон­формность рассматривается исключительно как уступчивость.

3. Идея влияния внутри группы диаметральна противоположна той, которая высказывалась раньше: складывается впечатление, что идея коллективных переговоров, в которых каждый член группы

независимо от его положения был одновременно и субъектом, и объектом влияния, отвергнута.

4, По мнению автора, поведенческий стиль меньшинства и вызыва­емый им конфликт приводят к обдумыванию точки зрения мень­шинства и к ее пониманию, что распространяется и на смежные проблемы, т. е. автор обращает больше внимания на когнитивную обработку информации как содержание взглядов меньшинства, чем на социальную координацию отношений.

Дальнейшее развитие эти представления получили в трудах Маг-ни и Переца (Mugny & Perez, 1987; Perez & Mugny, 1987), которые объединили ее с теорией социальной идентичности Генри Тайфеля (Tajfel & Turner, 1986) и с концепцией референтного информацион­ного влияния Тернера (Turner, 1982). Дополнив ранние трактовки Магни (Mugny, 1984a), Магни и Перец высказали предположение, что процессы социальной идентичности и внутригруппового сравне­ния связаны с публичным, или прямым, влиянием, в то время как в основе непрямого влияния, или конверсии, лежат валидизация и ког­нитивная обработка информации, сообщаемой меньшинством. Цель валидизации и когнитивной обработки информации — понимание связи последней с объективной реальностью. Результатом подоб­ного подхода стала интересная модель, суть которой состоит в том, что нормативное влияние/уступчивость представляет собой процесс принятия индивидуумом позитивно оцениваемых аттрибутов внут­ригруппового большинства для того, чтобы добиться позитивной социальной идентичности (сравнительно с негативным внегруппо-вым меньшинством). Принятие прямого влияния становится некоей формой внутригруппового различения ради позитивной социальной идентичности: индивидуум публично смещается в сторону позитив­ного большинства и отвергает негативное меньшинство. Информа­ционное влияние/конверсия — это процесс, в котором конфликт с внегрупповым меньшинством и его отторжение заставляют индиви­дуума задуматься о взглядах этого меньшинства, понять их, глубже проникнуть в них и принять «рациональное зерно» тех ценностей, на которых эти взгляды базируются. Поскольку мотивацией конформ­ности по отношению к большинству является стремление к позитив­ной социальной идентичности, нет ни когнитивного конфликта, ни потребности задуматься о его взглядах; влияние, оказываемое боль­шинством, поверхностно. В связи с тем, что меньшинство категори-зируется и социально отвергается как «чужаки», т. е. как люди, не

146 Глава4. Влияние меньшинства

принадлежащие к данной группе, нарастает социальный конфликт, стимулируются валидизация и когнитивная активность и усилива­ется непрямое (косвенное) влияние.

В результате социальный, или внутригрупповой, конфликт с мень­шинством ослабляет прямое, но усиливает косвенное влияние. Соци­альная идентификация с меньшинством, как и социальное принятие большинства, приводит к усилению прямого и к ослаблению косвен­ного влияния. В отличие от Тернера (Turner, 1985), теория самокате­горизации которого при оценке роли социальной идентичности ос­новывается на том, что разделенная внутригрупповая идентичность является основой личного принятия, а уступчивость представляет со­бой реакцию на внегрупповую идентичность других людей (см. гла­ву 6), Магни и Перец полагают, что разделенная социальная иден­тичность ослабляет истинное информационное влияние, а категори­зация других как не входящих в состав группы — усиливает его.

Судя по всему, и Московичи, и Магни согласны с тем, что соци­альный конфликт с меньшинством ослабляет прямое влияние, но стимулирует мыслительные процессы, в то время как большинство (поскольку считается, что его позиция верна) навязывает поверхно­стное, бездумное согласие с ним, которое не выходит за временные рамки сиюминутной публичной ситуации. Это интересные, но пара­доксальные идеи, ибо: а) индивидуум.менее подвержен влиянию тех, кто, по его мнению, прав; б) именно воспринимаемая «правильность» этих людей тормозит мышление и мешает проявиться их влиянию; в) публичный и приватный миры не просто разделены, а находятся в обратной зависимости друг от друга. Позвольте мне признаться в том, что я не считаю эти объяснения правдоподобными. Я также не счи­таю теорию Магни и Переца достаточно убедительной. Мне непонят­но, зачем индивидууму пытаться валидизировать точку зрения «де-виантского» меньшинства, особенно если это меньшинство — негатив­ное и внегрупповое. Мне также непонятно, почему более серьезная когнитивная обработка информации должна привести скорее к при­нятию позиции меньшинства, чем к отказу от нее. Я не понимаю, по­чему несогласие с большинством, воспринимаемым индивидуумом как правильное или похожее на него, не может создать большего ког­нитивного конфликта и вызвать большую активность, ведь именно с этих позиций сам Московичи (Moscovici, 1976) критиковал работы Соломона Аша. Я не понимаю, каким образом влияние большинства можно трактовать как чистую уступку.

Несмотря на это, у меня нет ни малейшего сомнения в том, что Московичи, Магни и другие исследователи получили впечатляющие и вызывающие восхищение экспериментальные данные, способные противостоять любой альтернативной теории. Однако из этого не следует, что релевантные данные однозначно подтверждают справед­ливость дуалистической модели.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 651 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2444 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.