Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Критика исследований влияния




«Искажение конформности»

Серж Московичи критиковал функционалистскую модель по нескольким причинам. Он утверждал, что всем исследованиям конформности присуще ее «ис­кажение», поскольку их авторы исходят из того, что влияние приводит либо к конформности, либо к ее противоположности — к отклонению от нормы. По его мнению, теоретики объясняли и допускали суще­ствование только конформности, утверждая, что она и есть единственный процесс влияния.

В основе искажения конформности лежит функ-ционалистская модель, согласно которой целью вли­яния является социальный контроль, поддержание

статус-кво. Задача влияния — адаптация индивидуума к социальной системе, воспринимаемой как данность. Подобная адаптация необ­ходима для достижения социальной стабильности и равновесия в об­ществе, которые возможны только тогда, когда люди адаптированы к ранее определенным для них ролям и нормам. Социальная конформ­ность по отношению к социальной структуре, которая возникла рань­ше, чем социальное взаимодействие (и не подвергается сомнению), стала адаптивным требованием общественной жизни. Следователь­но, общество нуждается в конформности, для того чтобы функцио­нировать эффективно и без сбоев. Индивидуумы, которые не прояв­ляют готовности к конформизму, не могут достичь ничего — они все­го лишь «девианты», некие «заблудшие овцы». Московичи утверждал, что конформность может быть неадаптивной; времена, ситуации и потребность группы изменяются, а потому и групповые нормы — чтобы быть адаптивными в новых условиях, — тоже должны изме­няться. Если бы конформность была единственным процессом влия­ния, группы не могли бы реагировать на эти изменения и функцио­нировать эффективно.

Чтобы показать, в чем именно заключается проблема концепции конформности, Московичи воспользовался результатами исследова­ния Келли и Шапиро (Kelley & Shapiro, 1954), которые предположи­ли, что, по мере того как групповая норма становится все более и бо­лее вредной для группы и начинает грозить ей крахом, степень кон­формности в менее сплоченных группах должна становиться меньше, чем в более сплоченных группах: люди, которым их группа представ­ляется привлекательной и важной для них, не могут не хотеть, чтобы она преуспевала. Следовательно, можно ожидать, что эти люди, же­лающие продвижения группы в новом направлении, будут менее кон­формны по отношению к ее старой норме. Однако эта гипотеза не получила экспериментального подтверждения. Была выявлена не­значительная противоположная тенденция, т. е. большая конформ­ность по отношению к вредным нормам в более сплоченных группах, чем в менее сплоченных, свидетельствующая о том, что способность групп к адаптивному изменению нормы зависит от тех, кто меньше привязан к ней и меньше дорожит своим членством в ней. Эта рабо­та — поворотный пункт в истории изучения влияния: традиционные концепции и парадигмы влияния привели к парадоксальному откры­тию, суть которого заключается в том, что конформность по отноше­нию к неадаптивным нормам контрпродуктивна.

1 1 8 Глава 4. Влияние меньшинства

Критика исследований влияния

Возникла необходимость понять процесс протекания социальных перемен, т. е ответить на вопрос, на который классическая теория от­ветить не смогла. Оказалось, что влияние в группах проявляется не только в форме конформности, но также и в таких формах, как инно­вация и нормализация, отсюда появляется потребность в теориях, ко­торые объясняли бы и эти феномены. Влияние приводит не только к стабильности и социальному контролю, но также и к социальному конфликту и к переменам. Потребовалась «генетическая» модель, ко­торая рассматривала бы социальный конфликт и изменения как дви­жущую силу, мотор процесса влияния. Термин «генетическая» (как противоположность термину «функционалистская») принадлежит Московичи (Moscovici, 1976, pp. 3-6), который считал рост и ин­новацию фундаментальными процессами существования общества, влияние которых на людей проявляется не только в том, что они про­сто адаптируются к данной системе, но и постоянно продуцируют и изменяют ее.

Меньшинство и социальная перемена

Теория зависимости, продолжает Московичи, основана на том, что унилатеральное влияние направлено «сверху вниз», а потому несов­местимо с самим фактом социальной перемены. Согласно этой тео­рии, влияние основано на власти, престиже, авторитете, материаль­ных ресурсах, информации и т. д. Это влияние унилатерально и ис­ходит от тех, кто обладает этими ресурсами: от лидеров, от специали­стов, от большинства или от их представителей. — и направлено на тех, кто зависит от них, потому что лишен этих ресурсов и находится в самом низу социальной иерархии: на маргиналов, на «девиантов», на группы с низким социальным статусом, на социальные «меньшин­ства». Меньшинства (т. е. группы «девиантов») — это следует из са­мой сути теории зависимости — лишены того, что делает возможным влияние. Они не могут вносить никаких новшеств, на это способно только большинство, только нормативная, доминирующая подгруп­па. Однако, по мнению Московичи, возможность социальных пере­мен по инициативе тех, кто находится «наверху», нереальна и проти­воречит исторической правде, в то время как социальные перемены по инициативе «низов» — широко известный и общепризнанный факт. Общество изменяют именно неимущие, аутсайдеры, угнетен­ные, а не правящие элиты. Следовательно, само существо теорий кон-

формности таково, что они не могут объяснить, почему меньшинство способно изменить общество.

Социальная и физическая реальность

Однако этим критика Московичи не ограничивается, он идет дальше и утверждает, что теория зависимости несостоятельна даже в каче­стве одной из теорий конформности. Она объясняет влияние (лич­ное принятие нормы) как информационный процесс, активирован­ный неуверенностью индивидуума и его потребностью избавиться от этого чувства. Глядя вокруг себя, мы обычно воспринимаем мир та­ким, каков он есть, однако нередко реальность неоднозначна, не впол­не понятна, и мы чувствуем себя неуверенно. Нам нужна дополни­тельная информация, и мы обращаемся за ней к специалистам или к тем людям, которые находятся в ситуации, аналогичной нашей. Воз­можен и другой вариант: видя, что группа ошибается, мы тем не ме­нее соглашаемся с ней, потому что хотим нравиться и быть популяр­ными. Подобная картина, нарисованная теорией зависимости, с по­зиции здравого смысла представляется вполне правильной, но на самом деле она неверна. Эта теория отделяет индивидуум от обще­ства и проводит резкую границу между физическим и социальным мирами. Согласно теории зависимости, социальное влияние — всего лишь «процесс-заменитель», предназначенный для уменьшения не­уверенности индивидуума в тех условиях, в которых он не может под­вергнуть реальность тестированию с помощью объективных, физи­ческих методов. Истоки такого подхода в том, что индивидуум спо­собен воспринимать и познавать мир непосредственно, без помощи общества, к которому он обращается только в случае неуверенности, возникающей в результате первичного процесса индивидуальной

перцепции.

Против этой точки зрения можно выдвинуть несколько аргумен­тов. В действительности индивидуальное восприятие и познание мира тоже «социально окрашено». То, что мы принимаем за «свиде­тельские показания» наших органов чувств, нередко, а быть может, и всегда есть проявление нашей культуры. Например, о чем думает че­ловек, когда слышит гром? О том, что сердится бог, дерутся две тучи или что его причина — сверкнувшая чуть раньше молния? Ответ за­висит от того, к какой культуре он принадлежит и в каком времени живет. Возможно, разные люди слышат одно и то же, но вкладывают

1 20

Глава 4. Влияние меньшинства

Критика исследований влияния

в то, что слышат, разный смысл, в зависимости от того, к какой куль­туре принадлежат. Сомнительно, чтобы человек мог провести четкую границу между восприятием и «смыслом». Понимание влияет на вос­приятие, и понимание даже физического мира является продуктом общества (Tajfel, 1969a). Так, всем нам известно, сколь радикально наука (социальный институт) изменила наше восприятие Вселенной.

Более конкретный пример — одинокий индивидуум, участвую­щий в контрольном опыте Аша и сравнивающий линии-стимулы с линией-образцом. Можно ли назвать то, что он делает, асоциальной, исключительно индивидуальной перцептивной активностью? Когда мы говорим, что испытуемый дал правильный ответ, идет ли речь о чисто физическом суждении? Московичи отвечает на этот вопрос от­рицательно. Человек, используя установленные правила, стандарты, процедуры и нормы, ведет себя как представитель определенной группы, определенного общества и определенной культуры. Физи­чески этот человек может быть изолирован, но психологически его (или ее) суждения — полностью социальны и нормативны, они осно­ваны на общих культурных «договоренностях», которые включают в себя все — от смысла слов до приемлемой системы измерений (Mos-covici & Faucheux, 1972). Разумеется, испытуемый может воспользо­ваться линейкой и измерить линии на карточках, но при этом все рав­но его суждение останется по своей природе социальным. Москови­чи особо подчеркивает то, что линейки и прочие приспособления для изучения физического мира сами являются материальными симво­лами социального консенсуса. Они потому используются, что мы до­говорились о том, что именно они показывают, и потому, что они оли­цетворяют стабильные процедуры, договоренность о которых достиг­нута на основе консенсуса. Если бы разные астрономы не могли по­лучать с помощью телескопа воспроизводимых результатов, мы бы не доверяли этому прибору и отказались от его использования.

Действительно ли неуверенность есть следствие неоднозначно­сти стимула? Действительно ли участник эксперимента Шерифа (изучение автокинетического эффекта) испытывает неуверенность и нуждается во влиянии, потому что световая точка объективно из­менчива? Если реальность объективно неструктурирована, неодно­значна и изменчива, то «неуверенность» есть правдивое и валидное представление стимула. Почему же в этом случае человеку нужна ин­формация, почему он хочет спорить? Любое соглашение будет про­извольным и лишенным смысла. Если я не уверен в чем-то, потому

что не могу положиться на собственные глаза, но проблема не в том, что я плохо вижу, а «вне моего зрения», значит, и все остальные ока­жутся точно в таком же положении, и нет никаких оснований пола­гаться на чье-либо суждение больше, чем на мое собственное.

Однако поиск согласия приобретает смысл, если принять, что, во­преки неуверенности индивидуума, мир перцептивно структуриро­ван, правильный ответ возможен, а субъективная неуверенность не является отражением объективной неоднозначности. Испытуемые, участвовавшие в экспериментах Шерифа, думали, что светящаяся точка действительно перемещается и что неоднозначным было их восприятие, а не реальность. Чтобы проиллюстрировать это, Мос­ковичи обратился к эксперименту Шперлинга, описанному Ашем (Asch, 1952). Шперлинг воспользовался сценарием Шерифа, но ска­зал испытуемым, что движение светящейся точки — оптическая иллю­зия. В результате конвергенция (взаимное влияние) оказалась пони­женной. На самом деле многие участники эксперимента не поверили в то, что имеют дело с иллюзорным эффектом, и поддались влиянию, но конвергенция (взаимное влияние) не проявилась. Следовательно, конвергенция зависела от неуверенности в контексте реальности, ко­торая — и в этом парадокс! — воспринимается как объективно одно­значная. Результаты, аналогичные тем, которые описал Шперлинг, были получены и Александером (Alexander et al., 1970). Информиро­вание испытуемых о том, что движение светящейся точки иллюзор­но, снижало конвергенцию.

Позднее Московичи сообщил, что ему не удалось воспроизвести результаты Шперлинга (Moscovici, 1985), и несколько изменил свою точку зрения на объективную реальность. Он стал утверждать, что важное значение имеет не объективная реальность, а то, что он на­звал нормой объективности, разделенной уверенностью в том, что существуют объективные, валидные и правильные ответы, требую­щие согласия и подразумевающие его.

Если неуверенность не является результатом объективной неод­нозначности мира, то что же вызывает ее? Ответ Московичи: обще­ство, социальные отношения. Рассмотрим сценарий Аша. Несогла­сие с группой, единодушно защищающей ответ, противоречащий то­му, что он видит, вселяет неуверенность в наивного (не «подсадного») испытуемого. Испытуемые считают само собой разумеющимся, что похожие друг на друга люди, наблюдая за одним и тем же стимулом, должны прийти к согласию (Asch, 1952; Turner, 1985). Если согласия

1 2 2 Глава 4. Влияние меньшинства

Критика исследований влияния

нет, возникают когнитивный конфликт и неуверенность относитель­но правильного ответа. Человек пытается разобраться в сложившей­ся ситуации и объяснить социальный и когнитивный конфликт. Одно из возможных объяснений заключается в том, что, вероятно, он оши­бается. Как отмечает Фестингер, без согласия с похожими на тебя людьми не может быть субъективной валидности; разница лишь в том, что, по мнению Фестингера, это согласие нужно лишь тогда, ког­да реальность слишком неоднозначна для того, чтобы ее можно было протестировать физическими методами. Исследования Аша свиде­тельствуют о том, несогласие порождает неуверенность даже тогда, когда реальность однозначна и легко поддается перцептивному тес­тированию. Неуверенность возникает и инициирует процесс влия­ния не в результате предполагаемых трудностей с объективным тес­тированием реальности, а вследствие социального конфликта между индивидуумом и группой.

Что уменьшает неуверенность? На этот вопрос Московичи отве­чает менее уверенно, чем когда он говорит о том, что не отводит этому уменьшению центральной роли в процессе влияния. Складывается впечатление, что его ответ заключается в следующем: неуверенность уменьшают люди, которые не сомневаются в себе и демонстрируют отсутствие колебаний и убежденность, т. е. последовательные и стой­кие люди. Московичи обращает внимание на то, что считать, будто неуверенность снижают люди, обладающие информацией, — значит ходить по кругу: информационная зависимость есть скорее симптом, а не причина влияния (Moscovici & Faucheux, 1972). Информацион­ная зависимость индивидуума от других людей отражает тот факт, что он уже однажды подвергся их влиянию и под этим влиянием при­нял ценности, на которых основаны их позиции. Например, специа­лист — это тот, кто признал нормы, ценности и правила, присущие. той отрасли знания, которую он представляет. Эксперты оказывают влияние на людей не потому, что их мнение — источник валидной информации. Человек воспринимает их информацию как валидную, потому что их признали специалистами те социальные институты, ценности которых он принимает.

Подводя некоторый итог, можно сказать следующее: отдельно взя­тый индивидуум не асоциален, неуверенность является результатом социального конфликта, и социальные нормы и правила определя­ют, что именно считается информацией. Неуверенность не асоциаль-

ная когнитивная принадлежность индивидуума, которая существу­ет до влияния и является его базой. Более вероятно, что потребность в информации и есть результат влияния.

Власть или влияние?

Теория зависимости смешивает такие понятия, как власть и влия-ние- она рассматривает власть как основу влияния - зависимые про­являют конформность по отношению к тем, от кого они зависят, - и превращает влияние в унилатеральный процесс подчинения социаль­ному давлению. В действительности же власть и влияние альтерна­тивы Человек прибегает к власти, когда не способен повлиять, а если он может повлиять - ему не нужна власть (Moscovici, 1976). Возмож­ность объяснить влияние одной лишь властью весьма сомнительна.

Рассмотрим для примера сценарий Аша. Правда ли, что в нем име­ет место подчинение социальному давлению? Если это так, то при чем здесь социальный конфликт и неуверенность? На самом деле экс­периментальные данные свидетельствуют о том, что принципиаль­ное значение для конформности имеет только единодушие большин-ства его внутренняя сплоченность, а не его власть в виде ресурсов, находящихся в его распоряжении, или в виде права «казнить или миловать». Неединодушное большинство из 15 или 16 человек, из которых двое поддерживают каждого из двух наивных испытуемых, оказывается менее влиятельным, чем трое единомышленников, про­тивостоящих 1 испытуемому. Присутствие всего лишь одного «деви­анта» в рядах большинства фактически уничтожает конформность, даже если человек, оказывающий поддержку, тоже ошибается, так что речь идет не об эффекте «противостояния конформности».

Аналогичное явление наблюдается и в тех опытах Аша, в которых испытуемые отвечали на условиях анонимности: конформность сни­жается, хотя и ненамного - на 5-10 % по сравнению с 33 % в тех экс­периментах, в которых это условие не соблюдалось (см. главу 2). По данным Дойча и Джерарда, например, если испытуемым предъявля­ется однозначный стимул, отсутствие «наблюдателей» устраняет два источника социальной зависимости, однако большая часть условии для возникновения обычной конформности сохраняется (Deutsch & Gerard 1955) Авторы предположили, что испытуемые не ощущают себя анонимами в полном смысле этого слова; альтернативная точка зрения заключается в том, что наблюдаемое влияние лишь в мини­мальной степени отражает проявление власти.

1 2 4 Глава4. Влияние меньшинства

Социальный конфликт и генетическая модель влияния

В действительности же, как полагает Московичи, речь идет не о власти, а о влиянии, и наблюдаемое явление не отражает социальной зависимости. Способность сплоченной группы оказывать влияние, основанная, как полагают, на зависимости, вовсе не «власть», а влия­ние сплоченной группы, члены которой представляют собой мень­шинство в социальном смысле этого слова, подгруппу «девиантов». На чем же основана эта способность оказывать влияние, если не на зави­симости? Принципиальный ответ Московичи на этот вопрос заклю­чается в том, что влияние следует рассматривать скорее как коллек­тивные переговоры между людьми, направленные на выработку оп­ределения понятной (согласованной) и стабильной реальности, а не как обмен информацией. В известном смысле люди «торгуются» друг с другом, и их «риторика», стиль их поведения, их последовательность, независимость, гибкость, честность и прочие качества играют решаю­щую роль в том, удается ли им убедить других принять их новые взгля­ды. Принятие новых взглядов не является актом безвольного подчи­нения в абсолютном смысле этого понятия, а продвигается вперед в процессе социальной координации, как любые переговоры.

Социальный конфликт





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 813 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2443 - | 2127 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.