Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава4. Влияние меньшинства




Экспериментальное подтверждение генетической модели...

вало одну и ту же очень незначительную сумму. Склонная к ком­промиссу часть меньшинства рано (во время второго раунда) или поздно (во время девятого раунда) склонялась к позиции большин­ства. К десятому раунду открытых обсуждений выяснилось, что по­следовательное меньшинство не оказало на результаты дискуссии никакого влияния (сравнительно с контрольным «жюри») и что по­шедшее на компромисс меньшинство в обоих случаях оказало значи­тельно большее влияние на публичные ответы (publicpesponses), чем последовательный помощник экспериментатора. Приватные реакции на обсуждаемую проблему не зависели от условий. Однако при обг суждении других аналогичных дел, тоже связанных с травмой, ре­зультаты непрямой оценки приватных реакций показали, что, когда меньшинство последовательно отстаивало свою позицию или поздно соглашалось на компромисс, сдвиг в его сторону был больше, чем в контрольных условиях или в условиях «раннего компромисса». Скла­дывается такое впечатление, что по меньшей мере на уровне «откры­тых реакций» лучшей стратегией для меньшинства является, скорее, не упорное, чреватое конфликтом поведение, а готовность к ком­промиссу.

Московичи и Магни полагают, что компромисс со стороны части меньшинства может иногда даже облегчить некоторым людям лич­ное принятие позиции этого меньшинства (Moscovici & Mugny, 1983, p. 59). Шарон Вульф, выполнив как прямые, так и косвенные оценки «личных реакций», нашла, что в аналогичных условиях непоследо­вательное меньшинство, которое может быть отвергнуто очень спло­ченной группой, оказывает большее влияние, чем последовательное меньшинство (Wolf, 1979). Эти результаты интерпретируются Мос­ковичи и Магни как свидетельство той роли, которую играет склон­ное к компромиссу меньшинство в уменьшении опасности его оттор­жения и раскола в обществе (Moscovici & Mugny, 1983). Результаты исследований, проведенных Вульф, свидетельствуют также о том, что в очень сплоченных группах меньшинство более влиятельно, чем в не очень сплоченных группах, и что последовательное меньшинство наиболее влиятельно в тех очень сплоченных группах, которые не могут отвергнуть его. Как и предполагал Фестингер, для влияния меньшинства сплоченность группы значит больше, чем простая по­следовательность (Festinger, 1950).

Склонность части меньшинства к компромиссу согласуется с од­ним из аспектов идеи, лежащей в основе генетической модели влия­ния и заключающейся в том, что влияние — это коллективные пере-

оворы о реальности, в которых люди выясняют свои социальные раз-;цчия и благодаря которым снижается угроза конфликтов, но она: ротиворечит гипотезе, согласно которой проводником влияния меньшинства является создание социального конфликта. Авторы ••!••)дели влияния меньшинства, основанной на конфликте, исходят из iiio, что бескомпромиссное, направленное на раскол общества пове-ц-ние должно быть более эффективным (Mugny & Perez, 1987; Perez.v Mugny, 1987). Проблема, однако, в том, что существует множество мггерпретаций разницы между поведением, свидетельствующем о

• •.лговности к компромиссу, и бескомпромиссным поведением. Пози­ция людей, не отвергающих возможности компромисса, может рас­сматриваться как.менее последовательная, менее догматичная, менее

ггличная — в том числе и в когнитивном плане — от того, что уже in ем известно, менее антагонистичная и отчетливая, или же как при­знак слабости этих людей, либо как проявление ими доброй воли, i)дна вполне обоснованная точка зрения заключается в том, что мень­шинство должно быть когнитивно отличным и последовательным, но м- е должно провоцировать ни раскола в обществе, ни собственного

• 'тторжения последним (Moscovici & Mugny, 1983). Однако неясно, в кикой мере эти аспекты разногласий варьировались независимо друг мт друга. Не исключено, что причиной обычно невысокого уровня

• фямого влияния меньшинства как раз и становится направленность ма социальный раскол, заложенная в самой природе конфликта мень­шинства с большинством. Кроме того, возникает и такой вопрос: как меньшинство, идущее на компромисс, может оставаться последова­тельным, если под последовательностью понимается скорее нечто, имеющее отношение к стилю поведения и риторике, нежели к ин­формационному содержанию и последовательной защите существа позиции?

5. Стиль ведения переговоров

Результаты, полученные Магни и Папастамоу при изучении «гибко­го» и «непреклонного» поведения меньшинства во время перегово­ров, поднимают те же самые вопросы. Авторы доказали, что гибкое поведение значительно перспективнее жесткого, догматичного сти­ля (Mugny, 1975a, 1982; Mugny & Papastamou, 1980, 1982; Moscovici, 1980; Moscovici & Mugny, 1983; Papastamou, 1983; Ricateux, 1971).

Магни так определяет различие между жестким (ригидным) и гибким (переговорным) стилями поведения:

1 3 6 Глава 4. Влияние меньшинства

Мы называем ригидным такой стиль (rigid, R) ведения переговоров, ко­торый присущ чрезвычайно сплоченной группе, для которого характер­ны неизменные предложения и невыполнимые требования и при кото­ром невозможно достижение компромисса ни по какому вопросу. Стиль, противоположный ему по сути, отличающийся большей гибкостью и лег­че адаптируемый оппонентами, демонстрирующий готовность идти на уступки по определенным вопросам, не затрагивающим саму принципи­альную основу позиции меньшинства, мы называем «переговорным» (ne­gotiating, N) стилем (Mugny, 1975а, р. 211).

Основная идея автора заключается в том, что, если последователь­ное меньшинство не хочет «утратить свое влияние и быть названным догматичным, экстремистским и нереалистичным», оно должно стре­миться к компромиссу и к переговорам с теми, на кого пытается вли­ять (Mugny, 1975а, р. 211).

Проведя две серии экспериментов, Магни нашел, что одинаково последовательное меньшинство оказывается более влиятельным в том случае, когда на переговорах демонстрирует гибкость, а не жест­кость, и что неуступчивое меньшинство приобретает менее привлека­тельный имидж в глазах общества. В своих работах Магни проводит границу между «когнитивной» последовательностью меньшинства в том, что касается содержания его позиции, и его «межличностным» стилем ведения переговоров. Однако вопрос о том, манипулировал ли автор с жесткостью и гибкостью как с социальными стилями, не зависящими от воспринимаемого содержания позиции меньшинства, не до конца ясен. Так, ригидное меньшинство Магни представляет как сторонников более экстремистских политических взглядов (Mug­ny, 1975а, р. 217).

Магни и Папастамоу изучали также и влияние двух меньшинств, как «жестких», так и «гибких» (Mugny & Papastamou, 1980). Разде­ленное меньшинство более влиятельно, если оно проявляет гибкость, однако оба меньшинства более влиятельны при условии, когда про­являют неуступчивость. Общий вывод, который может быть сделан из этих исследований, заключается в том, что наименее влиятельным оказывается раздельное ригидное меньшинство. В другом исследо­вании Магни и Папастамоу испытуемые должны были в одной ситу­ации охарактеризовать авторов брошюры, в которой были изложены левые политические взгляды, «политическими», а в другой — «пси-хо-политическими» прилагательными. Испытуемые с более умерен­ными взглядами оказались подвержены влиянию только в первой,

а не во второй ситуации. По мнению авторов, во второй ситуации само задание «психологизировало» ригидное меньшинство (т. е. предста­вители меньшинства были унижены как не совместимые с остальны­ми по стилю и как психологические отщепенцы), что и снизило их влияние. Более того, в первой ситуации испытуемые имели возмож­ность «индивидуализировать» группу, которая была единственным ригидным меньшинством, т. е. интерпретировать ее отличия от боль­шинства с точки зрения ее уникальности и отклонения от нормы. Ин­дивидуализация и психологизация — тесно связанные стратегии, с помощью которых сами меньшинства признаются несостоятельны­ми, а аутентичная им информация отвергается как результат «твор­чества» людей, у которых «не все дома», фанатиков, лунатиков, экст­ремистов и т. п. (Papastamou, 1983, 1986).

Важным моментом является то, что должен быть именно когни­тивный конфликт, а не социальный антагонизм (Moscovici & Mugny, 1983). Московичи и Магни никогда не интерпретировали эти резуль­таты как противоречащие модели инновации, основанной на соци­альном конфликте, но возникает такое впечатление, что они огра­ничивают эффективность конфликта, создаваемого меньшинством, определенными пределами, по крайней мере, в том, что касается «пря­мого» влияния (т. е. немедленного, публичного влияния на релевант­ные параметры, поддающиеся прямому измерению). В других пуб­ликациях (Moscovici, 1980) высказана мысль о том, что ригидным меньшинствам свойственна тенденция оказывать не столько прямое влияние, сколько косвенное (т. е. такое влияние, последствия кото­рого проявляются не сразу и в виде приватных реакций на релевант­ные ему, но более общие параметры и которое не поддается прямому измерению). Судя по всему, решение этой проблемы, с которым со­гласны Московичи и Магни, заключается в следующем: поведение меньшинства, способное вызвать социальный конфликт, дает лучшие результаты, чем его неконфликтное поведение, но на уровне непря­мого влияния. Эта работа внесла определенный вклад в формирова­ние теории конверсии меньшинства (см. ниже).

6. Социальная идентичность и влияние меньшинства

Нет ничего удивительного в том, что под влиянием результатов изу­чения социальной идентичности (Tajfel & Turner, 1986; Turner, 1982) Магни предположил, что социальная идентификация с меньший-

138 Глава4. Влияние меньшинства

Экспериментальное подтверждение генетической модели.

ством облетает его влияние (Mugny, 1984a; Mugnyetal., 1984; Mugny & Papastamou, 1982). Воспользовавшись той же методикой, что и при изучении переговоров, Магни и Папастамоу показали, что меньшин­ства не должны допускать ни своей индивидуализации, ни психо­логизации. Если их станут воспринимать как людей, у которых «по­ехала крыша», их влиятельность уменьшится. Аналогично, вслед за Тернером (Turner, 1982), Магни стал утверждать, что влияние мень­шинств падает и тогда, когда их «категоризируют» как людей, нахо­дящихся вне группы. Попадая под влияние меньшинства, человек пересматривает свою социальную идентичность и присваивает себе некоторые из атрибутов, свойственные социальной идентичности меньшинства. Предположив, что социальная группа, к которой при­надлежит меньшинство, характеризуется негативно и что людям свойственно стремление к позитивной социальной идентичности, можно сделать вывод о том, что более влиятельными будут те мень­шинства, которых относят к категории «члены группы» (позитив­ные), а не к категории «чужаки» (негативные). Аналогичный прогноз был сделан также на том основании, что меньшинства-«чужаки» пользуются меньшим доверием, ибо воспринимаются как действу­ющие а собственных корыстных интересах (Maass & Clark, 1984; Maass et a]., 1982); на основании более общих соображений этот же прогноз был сделан теорией самокатегоризации (Turner, 1985; Turner et al., 1987; см. главы 3 и 6). В данном вопросе основной посылкой теории самокатегоризации становится личное принятие влияния, исходящего от членов группы. Возникает впечатление, что позиция Магнн тоже постепенно изменилась и он согласился с тем, что вли­яние «внутригрупповых» меньшинств — это влияние, вызывающее уступчивость (Mugny & Perez, 1987).

За исключением, быть может, результатов одного исследования (Nemeth & Wachtler, 1973), все экспериментальные данные свиде­тельствуют о том, что меньшинства, находящиеся внутри группы, более влиятельны, нежели меньшинства, находящиеся вне ее (David­son, 1988; Clark & Maass, 1988a, b; Maass & Clark, 1982, цит. по: Maass & Clark, 1984; Maassetal., 1982; Martin, 1988a,b, c; Mugnyetal., 1983; Mugny & Papastamou, 1982; Perez & Mugny, 1987).

Энн Маасе вместе со своими коллегами провела исследование с участием 120 консервативно настроенных мужчин, которым проти­востояли либо двое мужчин (из той же группы), либо две женщины («со стороны»), защищавшие либеральные взгляды на аборт и смерт-

ную казнь с позиций, которые соответственно отражали дух времени или противоречили ему. При обсуждении смертной казни ни одно меньшинство не оказалось влиятельным, если его позиция противо­речила духу времени. Однако при обсуждении проблемы абортов, когда меньшинства защищали позицию, соответствовавшую духу времени, меньшинства «со стороны» были восприняты как «лично заинтересованные» и оказали меньшее влияние, чем «внутригруппо-вые» меньшинства. Маасе и Кларк, которые воспроизвели эти резуль­таты, нашли, что меньшинство, образованное геями, выступающими за свои права, оказало на сплоченное и приверженное своим взгля­дам большинство меньшее влияние, чем сплоченное меньшинство, защищавшее их права (Maass & Clark, 1982).

Магни и Папастамоу провели исследование, в котором варьиро­вали степень близости позиций испытуемых и меньшинства по по­воду причин загрязнения воздуха и степень ригидности и «гибкости» меньшинства, а также, называя пять параметров, спрашивали у ис­пытуемых, сколько параметров, по их мнению, они имеют общих с меньшинством — один или пять (например, «мы все интеллектуалы», «принадлежим к одному полу», «все мы молоды» и т. п.) (Mugny & Papastamou, 1982). Наибольшее влияние на испытуемых оказали меньшинства, представители которых имели с ними по пять общих параметров (р < 0,06), по сравнению с теми, у кого был один общий параметр, причем этот эффект был наиболее заметен в тех случаях, когда взгляды меньшинства были ригидными и не сильно отличались от взглядов большинства и когда меньшинства вели себя «жестко». Интересно, что ригидные «чужаки», как и «чужаки», взгляды кото­рых не сильно отличались от взглядов испытуемых, не оказали на последних практически никакого влияния.

Позднее исследования в этом направлении были продолжены Мартином, изучившим публичную и приватную реакцию испытуе-м ых на влияние меньшинств, принадлежащих к их собственной груп­пе, и меньшинств, не принадлежащих к ней (Martin, 1988a). Испы­туемые — учащиеся средней школы — читали текст о «дотациях уче­никам», написанный ученическим меньшинством их собственной школы или школы, с которой они не имели ничего общего. Установ­ки испытуемых оценивались до чтения текста и после него либо в условиях публичности (испытуемые отвечали на вопросы в присут­ствии своих одноклассников), либо приватно (испытуемые опуска­ли анонимные «бюллетени» в урны для тайного голосования). Пуб-

140 Глава4. Влияние меньшинства

Экспериментальное подтверждение генетической модели...

личное влияние «внутригруппового» меньшинства оказалось более заметным, чем публичное влияние «внегруппового» меньшинства, однако «приватное» влияние оказалось примерно одинаковым. При­ватное влияние и внутригруппового, и внегруппового меньшинства проявилось сильнее, чем публичное влияние, но существенной эта разница была заметна только в случае «внегруппового» меньшинства. Наименьшим оказалось внегрупповое публичное влияние. Следова­тельно, усиление социального «отождествления» с меньшинством увеличивает только его публичное влияние, но не приводит ни к за­метному абсолютному уменьшению приватного влияния, ни к его су­щественному уменьшению по сравнению с тем влиянием, которое оказывает внегрупповое меньшинство. Впоследствии Мартин вос­произвел эти результаты (Martin, 1988b). Другие исследования, по­священные влиянию внутригрушювых и внегрупповых меньшинств, будет рассмотрены ниже, при обсуждении дуалистической модели (Clark & Maass, 1988a, b; Perez & Mugny, 1987).

Зависимость влияния меньшинства от того, является ли оно внут-ригрупповым или внегрупповым, обнаружили и в других исследо­ваниях, авторы которых трактуют социальное влияние с позиций социальной идентичности и самокатегоризации (см. главы 3 и 6) (Tur­ner & Oakes, 1989). В отличие от Магни и Переца, которые исходят из представлений о «позитивной социальной идентичности и внутри-групповом сравнении» (Mugny & Perez, 1987; Perez & Mugny, 1987), авторы не объясняют внутригрупповое влияние одной лишь уступ­чивостью, т. е. не считают, что оно ограничивается только публич­ным влиянием. Результаты исследований, скорее, свидетельствуют в пользу процесса тестирования социальной реальности (Turner, 1985), в котором люди, воспринимаемые индивидуумом как похожие на него в релевантных сферах, оказываются более убедительными, чем те, которые воспринимаются им как отличные от него (см. главу 6). Однако несмотря на результаты, полученные при проведении иссле­дований в других областях и свидетельствующие о том, что внутри-групповое приватное влияние больше, чем внегруиповое (см., напри­мер, Hogg & Turner, 1987a), внегрупповое меньшинство на самом деле оказывает приватное влияние даже тогда, когда факт этого влияния не признается публично. Эти данные подводят нас к обсуждению более общего вопроса: о роли принадлежности к группе и социальных норм в таком феномене, как влияние меньшинства.

7. Принадлежность к группе

Сторонники идеи «стиля поведения и риторики» исходят из решаю­щего значения не того, что утверждает меньшинство и почему оно это делает, а из того, как оно ведет себя и как именно высказывает свои суждения, однако экспериментальные данные предостерегают от безоговорочного принятия подобной точки зрения. Складывается такое впечатление, что имеет значение не только сам стиль поведе­ния меньшинства, но и все остальное: почему оно ведет себя так, а не иначе, что оно собой представляет, на кого хочет оказать влияние и что именно говорит.

Так, реакции меньшинства должны внушать доверие, они долж­ны быть определенным образом организованы (по атрибутационной терминологии Келли — «отличными от других», см. Kelly, 1967) и должны быть «объективными» (Moscovici, 1985), т. е. они должны быть следствием каких-либо внешних причин (реальности), а не чье­го-либо склада ума (или характера) или субъективных пристрастий. Предпочтительно, чтобы меньшинство было образовано членами той же группы, а не «чужаками», чтобы оно представляло собой часть сплоченной референтной группы (Wolf, 1979) и чтобы оно воспри­нималось как достигшая консенсуса подгруппа, а не как кучка «пси­хологизированных девиантов». Идеи меньшинства должны соответ­ствовать основополагающим нормам и ценностям и духу времени (Maass etal., 1982; Paicheler, 1976,1977, 1979). Меньшинство должно придерживаться «тех же принципиальных взглядов», что и большин­ство группы (например, оно скорее должно быть против загрязнения окружающей среды, чем за нее), оно должно быть пронормативным, а не контрнормативным, «гармоничным», а не «противоречивым» (Mugny, 1975b, цит. по: Maass & Clark, 1984). Авторы большинства исследований подразумевают под меньшинством и большинством представителей одной и той же единой группы (Davidson, 1987). Точ­но также как при изучении конформности всегда имеют в виду сход­ство с большинством, при изучении влияния меньшинства считается само собой разумеющимся, что речь идет о внутригрупповом мень­шинстве (вспомните изучение реакции испытуемых на голубые по­лоски).

Следует особо подчеркнуть, что перечисленные выше «требова­ния» к меньшинству — условия результативности его влияния. То, что в реальной жизни меньшинства, стремящиеся оказать влияние,

142 Глава4. Влияние меньшинства

Дуалистическая модель: уступчивость большинства и конверсия...

нередко оказываются вовлеченными в затяжные баталии и то, что при этом они нередко приобретают тяжелый и печальный опыт, отчасти связано с тем, что зачастую они начинают свою деятельность, не имея подобных преимуществ. Большая часть их усилий направляется на нейтрализацию пропаганды большинства и на то, чтобы завоевать до­верие населения, в то время как доминирующая группа постоянно называет их отщепенцами, аморальными людьми и «не похожими на других». Реальная жизнь отличается от экспериментальных сцена­риев тем, что в ней условия для эффективного влияния меньшин­ства — отнюдь не данность, а должны постепенно создаваться самим меньшинством. Не следует забывать простой истины, заключающей­ся в том, что реальные меньшинства нередко терпят неудачу.

Это утверждение не нуждается в пояснениях. Меньшинство, осо­бенно если это меньшинство — один человек, не член группы и откры­то возражающий против ее основополагающих норм и ценностей, вряд ли может оказать какое бы то ни было влияние, как бы последо­вательно он ни защищал свою точку зрения. Можно не сомневаться в том, что его настойчивость будет «психологизирована» как негиб­кость, догматизм и т. п. Скорее всего, стиль поведения, воспринятый меньшинством, «работает» только тогда, когда он вызывает пере­смотр социального имиджа человека и его отношения к группе. Та­ков смысл введенного Магни различия между поведенческим сти­лем и стилем ведения переговоров: влияние меньшинства облегчает не социальный, а когнитивный конфликт. Существует и альтернатив­ная точка зрения: допустим, социальный конфликт неэффективен с точки зрения прямого влияния, но как обстоят дела с косвенным вли­янием? Этот вопрос подводит нас к рассмотрению дуалистической модели, предложенной Московичи в 1980 году.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 632 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2456 - | 2270 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.