Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация и социальное влияние




Джон Тернер

 

Оглавление

Глава 1. Введение: основные понятия и классические исследования

Что такое социальное влияние?.....................................14

Социальные нормы и субъективная валидность.....................16

Личное принятие и публичная уступчивость........................18

Референтная группа и группы членства............................19

Влияние и власть...................................................21

Модальности влияния..............................................22

Классические исследования социального влияния..................23

Выводы............................................................33

Дополнительная литература.......................................33

Глава 2. Социальная конформность

Теории конформности..............................................35

Групповое давление в неформальном социальном общении..........36

Процессы социального сравнения...................................44

Информационное и нормативное социальное влияние...............56

Дуалистическая модель и модели множественных процессов........59

Социальная зависимость и конформность...........................63

Выводы............................................................72

Дополнительная литература.......................................73

Глава 3. Групповая поляризация

От «сдвига к риску» — к групповой поляризации....................74

Теоретическое значение групповой поляризации....................76

Некоторые практические детали...................................78

Теории поляризации...............................................80

Теория социального сравнения, или теория социальных ценностей.. 81

Изучение теории социального сравнения, или теории ценностей.....84

Критика теории социального сравнения.............................94

Теория информационного влияния, или теория убеждающих

аргументов.....................................................96

Экспериментальное изучение теории убеждающих аргументов......99

Критика теории информационного влияния.......................104

Теория социальной конформности.................................109

Большинство, приверженность норме и Zeitgeist...................109

Оглавление

Теория самокатегоризации и прототипные внутригрупповые

нормы........................................................111

Выводы..........................................................113

Дополнительная литература...................................... 114

Глава 4. Влияние меньшинства

Критика исследований влияния...................................116

Социальный конфликт и генетическая модель влияния.............124

Экспериментальное подтверждение генетической модели влияния

меньшинства.................................................126

Дуалистическая модель: уступчивость большинства и конверсия

меньшинства.................................................142

Свидетельства в пользу дуалистической модели...................147

Некоторые обоснованные умозаключения........................157

Выводы...........................................................160

Дополнительная.литература......................................161

Глава5. Власть, уступчивость и самопрезентация

Что такое власть?.................................................163

Уступчивость и теории влияния..................................165

Власть или влияние?..............................................171

Теория социального давления....................................172

Управление впечатлением, или самопрезентация..................175

Власть и социальная структура...................................186

Выводы...........................................................198

Дополнительная литература......................................198

Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация и социальное влияние

Дуалистическая модель нормативного и информационного

влияния.......................................................200

Субъективная валидность и тестирование реальности.............205

Модель влияния, основанная на физическом тестировании

реальности...................................................208

Адекватна ли модель валидности, основанная на тестировании

физической реальности?.......................................210

Индивидуальное тестирование реальности и социальная валидизация

как взаимозависимые фазы социального познания.............213

Субъективная валидность и отношения, основанные на сходстве.... 214

Теория самокатегоризации............................"...........216

Самокатегоризация и влияние.....................................223

Эксперты, прототипные нормы и меньшинства....................228

Единая теория...................................................237

Дополнительная литература......................................239

Литература.....................

.......241

Введение: основные понятия и классические исследования

Что такое социальное влияние?

Эта книга посвящена социальной психологии, в част­ности социальному влиянию. Что такое социальное влияние? Наиболее очевидное определение можно дать исходя из того, что социальное влияние вклю­чает в себя процессы, посредством которых люди пря­мо или косвенно влияют на мысли, чувства и поступ­ки других людей. К несчастью, это слишком широкое определение. Оно ставит знак равенства между изуче­нием влияния (здесь и далее, если отсутствуют какие-либо комментарии, термином «влияние» обозначает­ся социальное влияние) и социальной психологией вообще. Известно определение социальной психоло­гии как «попытки понять и объяснить, каким образом реальное, воображаемое или подразумеваемое присут­ствие других людей влияет на мысли, чувства и пове­дение индивидуумов» (G. W. Allport, 1985, р. 3). Ав­тор поясняет это определение, говоря, что термином «подразумеваемое присутствие» обозначает влияние, испытываемое индивидуумом вследствие его принад­лежности к сложной социальной структуре и к опре­деленной культуре. Возможно, это и вполне разумное определение социальной психологии, но специали­сты, изучающие влияние, имеют в виду более узкую и конкретную проблему.

Не прибегая к научной терминологии, можно ска­зать, что исследователи влияния заняты поисками от-

ветов на весьма непростые, но интригующие вопросы. Как один че­ловек может убедить другого человека или группу людей изменить свои убеждения, мнения и установки? Как можно убедить кого-то в том, что то, что он считает правильным, на самом деле таковым не является, а то, что он прежде считал неверным, и есть правда? По­чему члены одной социальной группы, субкультуры или общества склонны думать и действовать одинаково? Почему людей, отличаю­щихся от нормы, так часто не любят и отвергают? Когда мы хотим, чтобы люди согласились с нами, а когда нам это безразлично? Поче­му разные социальные группы имеют разные социальные ценности и по-разному воспринимают мир? Когда люди отказываются от своих ценностей, а когда их приверженность им становится фанатичной? Социальная жизнь полна споров, противоречий и конфликтов по поводу того, что правильно и что неправильно с социальной и мо­ральной точек зрения. Это предмет забот политиков, но также и пред­мет повседневных разговоров и слухов. Что определяет уверенность человека в приемлемости своего поведения, а что порождает сомне­ния и нерешительность?

Все это разные аспекты социального влияния и, более того, — ос­новополагающие аспекты социальной жизни. Что же касается соци­альной психологии, то поисками ответов на эти вопросы занимаются исследователи, изучающие такие вопросы, как социальный конфор­мизм, убеждение и изменение установки, власть и авторитет, поля­ризация группы, влияние меньшинства и формирование социальных норм. Объединяет же эти вопросы проблема нормативного социаль­ного сходства и различия между людьми, проявляющихся в их вос­приятии, когнициях (результатах когнитивных процессов), чувствах и поступках. Чтобы понять, что именно исследователи понимают под социальным влиянием, нужно понять их концепцию социальной нор­мы. Влияние имеет непосредственное отношение к тем процессам, посредством которых люди соглашаются или не соглашаются с тем, что есть приемлемое поведение, формируют, поддерживают или из­меняют социальные нормы или социальные условия, порождающие эти формы и влияющие на них. Пока что у нас нет однозначной науч­ной теории социальных норм. Наше понимание социальной нормы изменяется по мере того, как изменяется наше понимание процесса влияния. Однако существует хорошая рабочая гипотеза относитель­но того, что именно включает в себя понятие социальной нормы.

16 Глава 1. Введение: основные понятия и классические исследования

Социальные нормы

И субъективная валидность

Не любое сходство или различие между людьми нормативно. Иссле­дователи, изучающие влияние, предприняли попытку объяснить пси­хологию группы. Групповое поведение, действия толпы, какого-либо общества или культуры, характеризуется поразительным и всепро­никающим однообразием убеждений и действий индивидуумов. На­пример, члены одной политической партии придерживаются одной идеологии, люди одной культуры имеют общие представления о том, что такое инцест, а толпа футбольных хулиганов — о том, кто их враг. В начале XX века подобные проявления социальной униформности рассматривались как следствие взаимного влияния членов данной группы. И до сих пор мысль о том, что социальная униформность членов социальной группы является более или менее непосредствен­ным результатом их социального взаимодействия и социальных свя­зей, остается одним из важных подходов к толкованию смысла поня­тия «социальная норма». Исследователи заинтересованы скорее в конкретизации общих черт и различий, которые возникают у людей вследствие социальных отношений, нежели в «случайных» сходстве и различии, отражающих намеренно изолированные друг от друга индивидуальные реакции на общие для всех стимульные условия. Каким образом из социального взаимодействия как такового возни­кают психологические силы, необходимые для достижения согласия и единодушия?

Вторая принципиальная мысль заключается в том, что подобное сходство отражает предписанное правило или социальную ценность. Социальная норма — это воспринятые всеми образ мыслей, чувства или поведение, которые одобряются и которых лсдут, поскольку имен­но они воспринимаются как правильные мысли, чувства и поступки. Именно правило, ценность или стандарт, которых придерживаются все члены данной социальной группы, предписывают приемлемые, ожидаемые или желаемые установки или поступки в ситуациях, име­ющих значение для данной группы. По мнению католической церк­ви, контроль над рождаемостью аморален: она считает его несовме­стимым с истинной верой и требует от своей паствы отказа от проти­возачаточных средств, ибо пользоваться ими безнравственно, грешно и нежелательно не только с точки зрения католической веры, но и с точки зрения общепринятых моральных норм.

Социальные нормы и субъективная валидность 17

Социальные нормы отличаются друг от друга и тем, насколько они важны для группы, и тем, насколько энергичное социальное одобре­ние или отторжение вызывают конформизм и нонконформизм. Су­ществует тенденция к социальному одобрению тех членов группы, которые следуют установленным нормам, и к порицанию тех, кто пре­небрегает ими; в крайней своей форме это порицание проявляется в виде наказания «отступников» и их изгнания из группы.

Важно понимать, что социальная норма — нечто гораздо большее, чем просто любовь к определенным формам поведения или отдавае­мое им предпочтение. Речь вовсе не о том, что взгляды разных людей на то, чем они предпочитают заниматься, совпадают. В самом поня­тии «норма» заложено определенное требование соблюдать опреде­ленные правила поведения, некое «долженствование»: существуют вещи, которые мы обязаны видеть, в которые мы обязаны верить и которые обязаны делать (хотим мы этого или нет) только так, а не иначе, т. е. речь идет о моральных обязательствах, долге, праве и спра­ведливости. От матерей не просто лсдут того, что всем прочим заняти­ям они станут предпочитать любовь к своим детям и заботу о них; мы чувствуем, что любовь к детям и забота о них — обязанность матерей, а если этого нет, то женщина признается не просто плохой матерью, но и вообще никудышным человеком. Социальные нормы выражают социальные ценности, и нормативные суждения есть ценностные суждения. В этом смысле они для индивидуума — внешняя среда и, будучи принадлежностью данной культуры, принуждают индивиду­умов к определенным действиям. Социальные ценности восприни­маются так, как если бы они были независимой, внешней реально­стью. Вряд ли кто-нибудь сомневается в том, сколь велика роль со­циальных ценностей в жизни человека, сколь важно то, что они есть, что они имеют значение для нас и что общество зависит от них.

Подводя итог, можно сказать, что социальные нормы проявляют­ся в сходстве и в различиях, свойственных поведению разных людей, и что эти сходство и различия отражают те социальные ценности, в отношении которых мнения людей сходятся и расходятся. Попросту говоря, речь идет о традициях и обычаях, о морали и законе, о мод­ном и немодном, о «хорошо известных фактах» и «общественном мне­нии» и тому подобном.

Фундаментальной теоретической концепцией, описывающей субъективный аспект приверженности социальной норме, является Концепция «субъективной валидности» (Festinger, 1950). О челове-

18 Глава 1. Введение: основные понятия и классические исследования

ке, который участвует в каком-либо деле с уверенностью в его при­емлемости, правильности и социальной желательности, т. е. о чело­веке, следующем строго установленной норме, говорят, что у него есть субъективная валидность. Субъективная валидность — это убежден­ность индивидуума в том, что некая идея, суждение или действие — правильны (корректны, справедливы и т. д.). Если социальная норма есть разделенная вера в то, что некие действия приемлемы в данной ситуации, то индивидуумы, действующие в соответствии с этой нор­мой, ощущают свое собственное поведение как субъективно валид­ное. Легко заметить тесную связь между концепцией субъективной валидности и проблемой убеждения. Например, убеждение — это ис­кусство заставить людей увидеть, что идеи, в которые они верят, — ошибочны (субъективно невалидны), а верны (субъективно валид­ны) новые идеи. Во многом центральной теоретической проблемой социального влияния является выявление основ субъективной ва­лидности и невалидности. На протяжении всей этой книги, как и в языке, на котором мы разговариваем в повседневной жизни, вместо термина «субъективная валидность» часто будут использоваться дру­гие термины, из которых наиболее важными являются (субъектив­ная) уверенность, компетентность, правильность и просто ощущение «правоты».

Личное принятие

И публичная уступчивость

Иногда нам приходится проявлять конформизм по отношению к тем нормам других людей, которые мы не разделяем. Мы вынуждены — нравится это нам или нет — совершать какие-то тривиальные или важные действия, которые мы не считаем правильными. Это разли­чие между конформностью но отношению к своим собственным нор­мам (пронормативное поведение) и конформностью по отношению к нормам других людей, которых человек лично не принимает (контр­нормативное поведение), делает необходимым проведение границы между личным принятием влияния и публичной уступчивостью же­ланиям других. Влияние, которое приводит к изменению личной установки (при этом не имеет значения, выражено ли оно открыто — словами или делами — или нет), называется личным принятием. Вли­яние, которое изменяет наблюдаемое поведение в нужном направле­нии (но которое не обязательно приводит к изменению личной уста-

Референтная группа и группы членства 19

новки), называется публичной уступчивостью. Хотя в действитель­ности личное принятие и публичная уступчивость нередко идут рука об руку, заметна тенденция к использованию этих терминов как кон­цептуальных оппонентов.

Теоретики исходят из того, что в отсутствие противодействующих сил следствием личного принятия человеком нового убеждения ес­тественно станет тенденция к изменению публичного поведения, и поэтому склонны «попридержать» термин «уступчивость» для контр­нормативного поведения в условиях некоего принуждающего соци­ального давления, т. е. для уступчивости без принятия.

Поскольку у нас нет возможности заглянуть в чью-то душу, со­всем непросто сказать, что произошло на самом деле: личное ли при­нятие или уступчивость (Allen, 1965). Именно поэтому исследовате­ли договорились о том, что, если поведение стабильно наблюдается и в отсутствие принуждающего агента, скорее всего, можно говорить о принятии новой нормы человеком; если же соответствующее поведе­ние — только ответы на совершенно определенное социальное давле­ние, не исключено, что это всего лишь уступчивость. Ньюкомб в каче­стве примера личного согласия с новой нормой приводит студенток, которые за время обучения в Беннингтонском колледже в 1930-х го­дах изменили свои консервативные убеждения на либеральные (New-comb, 1943). Расставшись со своими соучениками, они и спустя мно­го лет после окончания колледжа оставались верны идеологии, к ко­торой приобщились в молодости. Пример уступчивости без личного принятия приводят Коч и Френч (Coch &French, 1948): производи­тельность труда одной работницы возросла после того, как она была изолирована от коллег, имевших совершенно четкие представления о том, как именно следует работать. Таким наблюдениям за приват­ным и публичным поведением, которые позволили бы отличить при­нятие (внутреннее согласие) от уступчивости, свойственны опреде­ленные теоретические проблемы (см. главу 6).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 855 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2183 - | 2123 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.