Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Либерализм и коммунитаризм




Публикация в 1982 г. книги М. Сандела «Либерализм и пределы справедли­вости» положила начало современной политической теории, известной под названием коммунитаризма (Sandel, 1982). Эту теорию также можно тракто­вать с точки зрения политизации социального начала. Сторонники коммуни­таризма заявляют о том, что рассматривают такие политические ценности, как справедливость, права и свобода, в специфическом социально-культур­ном контексте. В частности, они полагают, что социальное начало предшеству­ет политическому и определяет его.

Сандел доказывает, что теория справедливости Роулза исходит из невер­ных посылок о том, что моральное «я» предшествует социальным отношени­ям, основанным на принципах справедливости, что личность «не обременена» конкретными культурными ценностями и обязательствами в отношении сре­ды обитания. Принципы справедливости, разработанные на основе такого аб­страктного подхода к личности, могут служить лишь для регулирования об­щественных отношений не связанных друг с другом людей, да и то только самым формальным образом. Для убедительной политической теории соци­ального союза, как полагает Сандел, концепцию справедливости необходимо дополнить признанием особых общественных связей и обязательств, которые в совокупности и составляют личность.

В работе «После добродетели» Э. Макинтайр выдвинул исторически более убедительный теоретический противовес либерализму (MacIntyre, 1981). Эко­номические и идеологические изменения в обществе наших дней создают современную дилемму релятивизма. Религиозные и моральные вопросы — та­кие, как добро, справедливость и добродетель, — стали либо уделом отдель­ных сознательных людей, либо полем борьбы различных политических взгля­дов. Либерализм представляет собой систему формального принятия решений носителями противостоящих и противоборствующих мнений; при этом не су­ществует средств, позволяющих определить, какие из данных мнений явля­ются справедливыми, а какие нет. При подобном понимании мира моральные факторы сбрасываются со счетов как бессвязные, продажные, а нередко даже циничные элементы. Распространившуюся в последнее время социальную бо­лезнь лучше всего лечить посредством объединения людей, разделяющих об­щие представления о ценностях и достоинствах, в общины, которые выступа­ют как своего рода аналоги средневековых гильдий и других традиционных самоуправляемых объединений людей, связанных друг с другом единым от­ношением к общим идеалам.

В ответ на эти и другие подобные критические выпады коммунитарной теории в адрес либерализма, претендующего на то, что ему удалось выйти за пределы конкретных культурных условий и отодвинуть этот фактор на зад­ний план, некоторые авторы отмечают, что в самом коммунитаризме присут­ствует неприемлемый релятивизм. Если нормы поведения определяются куль­турой, и нет никакой возможности беспристрастно оценить как эти нормы, так и четко сформулированные исходные принципы либерализма, то мы не можем судить о предпочтительности тех или иных социальных условий, раз­личающихся между собой в моральном и политическом аспекте. В ответ на эти выпады сторонники коммунитаризма, в свою очередь, обвиняют либерализм в стремлении к абстрактному и весьма опасному универсализму.

К середине 80-х годов так называемые либерально-коммунитарные дебаты заполонили страницы журналов и книг по политической теории. Однако эти споры носили слишком абстрактный характер и основывались на ложной ди­хотомии. Несмотря на то, что цель сторонников коммунитарных идей своди­лась к определению моральных и политических норм в специфических соци­альных условиях жизни людей, они редко обсуждали положение дел в каких-то конкретных общинах (ср.: Wallach, 1987). Более того, очень трудно найти хотя бы одного представителя коммунитаризма, который отрицал бы либе­ральные ценности: принципы равного уважения ко всем людям, свободы действия, слова и собраний, а также терпимости (ср.: Gutmann, 1985). С другой стороны, не многие из тех, кто относит себя к либералам, станут отрицать важность фактора принадлежности к определенной культуре для жизни отдельных людей, хотя в этом вопросе они могут расходиться во мнениях со сторонниками коммунитаризма относительно нормативистского значения этого ректора.

Споры между либералами и коммунитаристами выявили то обстоятельство, что в современной либеральной политической теории практически не учитываются социально-групповая принадлежность людей и обязательства, ею накладываемые, а граждане рассматриваются исключительно в качестве атомарных индивидов. В связи с этим встал вопрос о том, следует ли теоретикам либерализма — а если да, то каким именно образом — дополнять свои разработки исследованием имеющихся социальных и культурных различий между группами. Поворотным пунктом в разгоревшихся спорах стала работа У. Кимлики «Либерализм, община и культура» (Kymlicka, 1989). В отличие от многих авторов, принимавших участие в этой дискуссии, Кимлика не впада­ет в абстрактные рассуждения о культуре и обществе, а предметно рассматривает конкретные культурные и политические ситуации, сложившиеся у ко­ленных народов Канады в условиях либерального государства. Твердо придер­живаясь ценностей современного политического либерализма, Кимлика дока­зывает, что эти ценности не только совместимы с культурной автономией определенных групп, но и требуют провозглашения соответствующих прав, причем иногда это подразумевает предоставление особых прав культурных меньшинствам, которые ранее подвергались репрессиям или которым грозит какая-либо опасность. Для доказательства утверждения, что такие культурные права определяются самой сутью либерализма, особую важность имеет его концепция прав личности, предусматривающая в том числе и право личности на принадлежность к той или иной культуре с вытекающим отсюда правом следовать той культурной традиции, к которой человек себя относит.

Другой канадский автор, Ч. Тейлор, также внес весомый вклад в дискус­сию о культурных правах, уделяя при этом большое внимание условиям, в которых живут люди. Он в меньшей степени уверен в том, что принцип признания культурной идентичности совместим с теорией либерализма, — по крайней мере, с некоторыми ее разновидностями (Taylor, 1992). Если исхо­дить из того, что в вопросе о правах человека либерализм отстаивает принцип универсальности, согласно которому правила и законы должны иметь равную силу по отношению ко всем без исключения гражданам, то придется при­знать, что теоретикам либерализма непросто согласовать с этим принципом требование политического признания и сохранения культурной специфики отдельных общностей. Признание и сохранение культурных традиций нацио­нальных меньшинств может потребовать особого отношения к ним и предос­тавления им особых прав, но при всей убедительности моральных доводов в пользу такого решения они будут выходить за рамки либеральной индивиду­алистической традиции (ср.: Young, 1989; 1990, ch. 6).

В современной литературе есть и иные, чем в начале 80-х годов, попытки примирения позиций либерализма и коммунитаризма. В большинстве случаев либерализм воспринимался как направление общественной мысли, которое нейтрально относится к проблемам морали и признает легитимность любого образа жизни людей постольку, поскольку он не мешает другим. С другой стороны, коммунитаризм, особенно в интерпретации Макинтайра, провозг­лашает целью человеческой деятельности добро, а способом ее достижения — добродетель, с моральных позиций критикуя либерализм за присущий ему в этом отношении релятивизм. Некоторые авторы отрицают оценку либерализ­ма как направления общественной мысли, безразличного к целям деятельно­сти и достоинствам человека, заявляя о том, что либерализму имманентно присущи определенные культурные ценности, нормативистскйе цели и пред­ставления о достойном поведении человека (Macedo, 1990; Galston, 1991).

В заключение нашего краткого обзора развития политической теории за последние два десятилетия будет уместно вернуться к идеям того ученого, имя которого мы упомянули в самом начале, — Дж. Роулза. Содержащаяся в его труде «Политический либерализм» аргументация в значительной степени является попыткой ответить на поставленные в ходе дискуссии либералов и коммунитаристов вопросы о социальных условиях развития многочисленных и разнообразных культур в свободном обществе (Rawls, 1993). Мысль Роулза идет в направлении, обратном развитию идей Кимлики и некоторых других авторов, стремящихся к примирению ценностей политического либерализма с публичным признанием определенных культурных норм и стилей жизни. Для свободного развития конкретных «всеобъемлющих доктрин», как их на­зывает Роулз, и уважительного отношения к ним необходимо, чтобы все эти учения, в свою очередь, признавали ряд принципов, которые призваны регу­лировать отношения между различными общинами и вместе с тем не были ограничены рамками конкретных групп. Сосуществование различных культур в свободном обществе возможно лишь в том случае, если мы заново устано­вим четкие границы между тем, что в полном смысле слова является публич­ным — т.е. регулируемым конституционными и юридическими нормами, дей­ствующими во всем обществе, — и частным, касающимся совести и обязан­ностей индивида и конкретной общности людей.

Всеобщее согласие, которое, по мнению Роулза, может быть достигнуто благодаря стремлению представителей различных культур и общностей к ус-

тановлению справедливых отношений сотрудничества, однако, вовсе не ис­ключает необходимости уделять внимание проблемам социально-экономичес­кого неравенства или свободы. Тем не менее «Политический либерализм», на наш взгляд, представляет собой определенный отход от концепции социаль­ного. Роулз полагает, что конфликты и двусмысленность, возникающие в связи с сосуществованием отдельных общин, члены которых по-разному от­носятся к вопросам пола и семьи, к содержанию видеопрограмм, к пребыва­нию в общественных местах в религиозных облачениях, а также к бесчислен­ному множеству других проблем, могут быть урегулированы путем пересмот­ра юридических и политических положений, допускающих в повседневной жизни лишь те обычаи и порядки, которые соответствуют общепринятым нормам. Проблема политических конфликтов в конце XX в., как представля­ется, сводится к тому, что общественное мнение уделяет слишком большое внимание специфическим требованиям отдельных социальных групп. Было бы значительно разумнее более четко различать те требования, которые следует выносить на публичное обсуждение, и обычные разногласия — вне зависимо­сти от того, носят они частный или общественный характер.

Хотя Роулз продолжает настаивать на важности принципа различия, в пос­ледней своей работе он акцентирует внимание на процессуальных механизмах достижения и сохранения обязательного консенсуса в отношении гражданс­ких прав и свобод. Предложения о перераспределении богатства и дохода с целью максимизации доли наиболее обделенных слоев населения сегодня го­раздо более противоречивы, чем двадцать лет назад, несмотря на то, что число людей, относящихся к этим слоям, значительно возросло. Более того, наименее выгодное общественное положение теперь в значительной степени стало ассоциироваться с вопросами расовой, половой, этнической и культур­ной принадлежности. В силу этого политические требования, касающиеся за­щиты семейных ценностей или признания прав культурных меньшинств, все более тесно связываются с требованиями социальной справедливости. «Акции политической идентификации», в рамках которых отдельные группы претен­дуют на общественное признание специфичности их культурных ценностей, продолжаются даже тогда, когда не наблюдается прямой связи этих акций с экономически неблагоприятным положением групп. В силу всех перечисленных причин существует весьма реальная угроза того, что связь политической тео­рии, ныне испытывающей искушение уйти от решения проблем социального, с политической практикой станет еще более слабой, чем обычно. К счастью, есть основания надеяться на то, что многие ученые продолжат разработку этих чрезвычайно сложных политических проблем конца XX в.

ЛИТЕРАТУРА

Ackerman В. Social justice in the liberal state. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1980.

Alien A. Uneasy access: Privacy for women in a free society. Totowa (N.J.): Rowman and Littlefield, 1988.

Arato A., Cohen J. Civil society and political theory. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1992.

Arendt H. The human condition. Chicago: University of Chicago Press, 1958.

Arthur J., Shaw W. (eds). Justice and economic distribution. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, 1978.

Bacchi C. Same difference. Boston: Alien and Unwin, 1991.

Barber B. Strong democracy. Berkeley: University of California Press, 1984.

Barry B. The strange death of political philosophy // Democracy, power and justice.

Oxford: Clarendon Press, 1989a. P. 11-23.

Barry B. Atreatise on social justice. Vol. I. Theories of social justice. Berkeley: University of California Press, 1989A.

Barry В., Goodin R.E. (eds). Free movement. University Park (Penn.): Penn State University Press, 1992.

Bay C. Strategies of political emancipation. Notre Dame (Ind.): University ofNotre Dame

Press, 1981.

Beitz C. Political theory and international relations. Princeton (N.J.): Princeton University

Press, 1979.

BeitT. C. Political equality. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1989.

Bernstein R. Rethinking the social and the political // R. Bernstein philosophical profiles. Philadelphia (Penn.): University of Pennsylvania Press, 1986. P. 238-259.

Bobbio N. The future of democracy. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1984.

Bock G., James S. (eds). Beyond equality and difference. London: Routledge, 1992.

Boggs C. Social movements and political power. Philadelphia (Penn.): Temple University Press, 1986.

Bohman J. Public deliberation. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1996.

Bowie N. (ed.). Equal opportunity. Boulder (Colo.): Westview Press, 1988.

Boxill B. Blacks and social justice. Totowa (N.J.): Rowman and Allenheld, 1984.

Brown W. Manhood and politics. Totowa (N.J.): Rowman and Littlefield, 1988.

Burchell G., Gordon C., Miller P. (eds}. The Foucault effect. Chicago: University of Chicago

Press, 1991.

Burnheim J. Is democracy possible? Oxford: Polity Press, 1985.

Calhoun C. (ed.). Habermas and the public sphere. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1991.

Canovan M. Hannah Arendt: A reinterpretation of her political thought, Cambridge:

Cambridge University Press, 1992.

Caraway N. Segregated sisterhood. Nashville: University ofTennesee Press, 1991.

Carens J.H. Citizenship and aboriginal self-government. Ottawa (Ont.): Royal Commission on Aboriginal Peoples, 1993,

Carens J.H. (ed.). Democracy and possessive individualism. Albany: State University of New York Press. 1993a.

Clark L., Lange L. The sexism of social and political theory. Toronto: University of Toronto Press, 1979.

Cohen J. Class and civil society. Amherst: University of Massachusetts Press, 1983.

Cohen J. Deliberation and democratic legitimacy // The good polity / Ed. by A. Hamlin, P. Pettit, Oxford: BlackweU, 1989. P. 17-34.

Cohen J., Rogers J. On democracy. New York: Penguin, 1983.

Connolly W.E. Politics and ambiguity. Madison: University of Wisconsin Press, 1987.

Connolly W.E. Identity/difference. Ithaca (N.Y.): Comell University Press, 1991.

Cunningham F. Democratic theory and socialism. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.

Dahl R.A. A preface to economic democracy. Berkeley: University of California Press, 1985.

Dahl R.A. Democracy and its critics. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1989.

Dallmayr F. Twilight of subjectivity. Amherst: University of Massachusetts Press, 1981.

Derrida J. Of grammatology / Trans. by G.C. Spivak. Baltimore (Md.): Johns Hopkins University Press, 1974.

Dietz M. Citizenship with a feminist face: The problem with maternal thinking // Political Theory. 1985. Vol. 13. P. 19-37.

DryzekJ. Rational ecology. Oxford: Basil BlackweU, 1987.

Dryzek J. Discursive democracy. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

Elshtain J.B. Public man, private woman. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1981.

Ezorsky G. Racism and justice. Ithaca (N.Y.): Comell University Press, 1991.

Fishkin J.S. Deliberative democracy. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1991.

Fisk M. The state and justice. Cambridge: Cambridge University Press, 1989.

Foucault M. Discipline and punish / Trans. by A, Sheridan.New York: Vintage Books, 1979.

Foucault M. Power/Knowledge / Trans. and ed. by C. Gordon, L. Marshall, J. Mephan, K. Soper. New York: Pantheon Books, 1980.

Fraser N. Unruly practices. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1989.

Galsfon W. Liberal purposes. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.

Goldman A. Justice and reverse discrimination. Princeton (N.J.): Princeton University

Press, 1979.

Goodin R.E. Reasons for welfare. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1988.

Goodin R.E. International ethics and the environmental crisis // Ethics and International Affairs. 1990. Vol. 4. P. 91-105.

Goodin R.E. Green political theory. Oxford: Polity Press, 1992.

Could C. Rethinking democracy. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

Grady R.C. Restoring real representation. Urbana: University of Illinois Press, 1993.

Green P. Retrieving democracy. Totowa (N.J.): Rowman and Allenheld, 1985.

Gutmann A. Liberal equality. Cambridge: Cambridge University Press, 1980.

Gutmann A. Communitarian critics of liberalism // Philosophy and Public Affairs. 1985. Vol. 14. P. 308-322.

Habermas J. The theory of communicative action / Trans. by T. McCarthy. Boston: Beacon Press, 1987.

Habermas J. The structural transformation of the public sphere_/ Trans. by T. Burger, F. Lawrence. Cambridge: MIT Press, 1989; originally published 1962.

Habermas J. The philosophical discourse of modernity. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1990.

Habermas J. Faktizitat und Geltung. Frankfurt: Suhrkamp Verlag, 1992. [Habermas J. Between facts and norms / Trans. by W. Rehg. Cambridge (Mass.): MIT Press, forthcoming.]

Hartsock N. Money, sex and power. New York: Longman, 1983.

Held V. Non-contractual society // Science, morality and feminist theory / Ed. by M.

Hanen, K. Nielsen. Calgary: University of Calgary Press, 1987. P. 111-138.

Hirschmann N. Rethinking obligation. Ithaca (N.Y.): Comell University Press, 1992.

Hirst P. Representative democracy and its limits. Oxford: Polity Press, 1990.

HonigB. Political theory and the displacement of politics. Ithaca (N.Y.): Cornell University

Press, 1993.

Honneth A. The critique of power. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1991.

Jones K. Compassionate authority. New York: Routledge, 1993.

Keane J. Public life in late capitalism. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.

Keane J. Democracy and civil society. London: Verso, 1988.

Kipnis K., Meyers D.T. (eds). Economic justice: Private rights and public responsibilities. Totowa (N.J.): Rowman and Allenheld, 1985.

Kukathas C., Lovell D. W. The significance of civil society // The transition from socialism / Ed. by C. Kukathas, D.W. Lovell, W. Maley. Sydney: Longman Cheshire, 1991. P. 18-40.

Kymlicka W. Liberalism, community and culture. Oxford: Clarendon Press, 1989.

Kymlicka W. Group representation in Canadian politics // Paper presented to IRPP

project on communities, the charter and interest advocacy. Ottawa (Ont.), 1993.

Laclau E., Mouffe C. Hegemony and socialist strategy. London: Verso, 1985.

Landes J. Women and the public sphere in the age of the french revolution. Ithaca (N.Y.):

Comell University Press, 1988.

Lawson В., McGary H. Between slavery and freedom. Bloomington: Indiana University Press, 1992.

Lefort C. The political forms of modem society. Cambridge: Cambridge University Press, 1986,

LyotardJ.-F. The postmodern condition. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1984. [Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: «Алетейя», 1998.]

Macedo S. Liberal virtues. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1990.

Maclntyre A. After virtue. Notre Dame (Ind.): Notre Dame University Press, 1981.

Macpherson C.B. Democratic theory. Oxford: Clarendon Press, 1973.

Macpherson C.B. The life and times of liberal democracy. Oxford: Oxford University Press, 1978.

Mansbridge J.J. Beyond adversary democracy. New York: Basic Books, 1980.

Mansbridge J.J. Feminism and democratic community // Nomos XXXV: Democratic

Community / Ed. by J.W. Chapman, I. Shapiro. New York: New York University Press, 1991. P. 339-395.

MelucciA. Nomads of the present. London: Hutchinson Radius, 1989.

Michelman F. Traces of self-government // Harvard Law Review. 1986. Vol. 100.P. 1-311.

Miller D. Social justice. Oxford: Clarendon Press, 1976.

Miller J. Rousseau: Dreamer of democracy. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1984.

Moores C., Sears A. The new social movements and the withering away of state theory //Organizing Dissent / Ed. by W.K. Carroll. Toronto: Garamond Press, 1992. P. 52-68.

Mouffe C. The return of the political. London: Verso, 1993.

Nicholson L. Gender and history. New York: Columbia University Press, 1986.

Nielsen K. Equality and liberty. Totowa (N.J.): Rowman and Allanheld, 1985.

Nozick R. Anarchy, state and Utopia. New York: Basic Books, 1974.

O'Neill 0. Faces of hunger. London: Alien and Unwin, 1986.

Offe C. Contradictions of the welfare state. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1984.

Okm S.M. Women in western political thought. Princeton (N.J.): Princeton University

Press, 1979,

Okm S.M. Justice, gender and the family. New York: Basic Books, 1989.

Pateman C. Participation and democratic theory. Cambridge: Cambridge University Press, 1970.

Pateman C. The sexual contract. Stanford (Cal.): Stanford University Press, 1988.

Peffer R. Marxism, morality, and social justice. Princeton (N.J.): Princeton University

Press, 1990.

Phillips A. Engendering democracy. University Park (Penn.): Penn State Press, 1991.

Pitkin H.F. Justice: On relating public and private // Political Theory. 1981. Vol. 9. P. 327-352.

Pitkin H.F. Fortune is a woman. Berkeley: University of California Press, 1984.

Piven F.F., Cloward R. The new class war. New York: Pantheon, 1982.

Pocock J. G.A. The Machiavellian moment. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1975.

Pogge T. W. Realizing Rawls. Ithaca (N.Y.): Cornell University Press, 1989.

RawlsJ. A theory of justice. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1971. [РолзДж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995.]

RawlsJ. Political liberalism. New York: Columbia University Press, 1993.

Reiman J. Justice and modem moral theory. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1990.

SagoffM. The economy of the earth. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

Sandel M.J. Liberalism and the limits of justice. Cambridge: Cambridge University Press, 1982

Schweickart D. Capitalism or worker control? New York: Praeger, 1980.

Scott J. W. Deconstructing equality versus difference: Or, the uses ofpoststructuralist theory for feminism // Feminist Studies. 1988. Vol. 14, P. 33-50.

Sen A.K. Commodities and capabilities. Amsterdam: North Holland, 1985.

Sen А. К. Inequality reconsidered. Oxford: Oxford University Press, 1992.

Shanley M.L., Pateman C. (eds). Feminist interpretations and political theory. University Park (Penn.): Penn State Press, 1991.

Sharp A. Justice and the maori. Auckland: Oxford University Press, 1990.

Shklar J. American citizenship. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1991.

Shue H. Basic rights. Princeton (N.J,): Princeton University Press, 1980.

Smart B. Foucault, marxism and critique. London: Routledge and Kegan Paul, 1983.

Smith R. «One united people»: Second-class female citizenship and the American quest for community//Yale Journal of Law and Humanities. 1989. Vol. 1/2. P. 229-293.

Spelman E. Inessential woman. Boston: Beacon Press, 1988.

Spivak G.C. More on power/knowledge // Rethinking power / Ed. by Т.Е. Wartenberg. Albany: State University of New York Press, 1992. P. 149-173.

Spragens T. Reason and democracy. Durham (N.C.): Duke University Press, 1990.

Sterba J. How to make people just. Totowa (N.J.): Rowman and Uttlefield, 1988.

Stiehm J. (ed.). Women's views of the political world of men. Dobbs Ferry (N.Y.):

Transnational Publishers, 1984.

Sunstein C. Beyond the republican revival //Yale Law Journal. 1988. Vol. 97. P. 1539-1590.

Taylor C. Foucault on freedom and truth // Political Theory. 1984. Vol. 12. P. 152-183.

Taylor C. Multiculturalism and the «politics of recognition». Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1992.

TrontoJ. Moral boundaries. New York: Routledge, 1993.

Wallach J. Liberalism, communitarians and the tasks of political theory // Political Theory. 1987. Vol. 15. P. 581-611.

Walter M. Just and unjust wars. New York: Basic Books, 1977.

Walter M. Spheres of justice. New York: Basic Books, 1982.

Wartenberg T. Forms of power. Philadelphia (Penn.): Temple University Press, 1990.

Wellman C. Welfare rights. Totowa (N.J.): Rowman and Allenheld, 1982.

Whalen F. Citizenship and freedom of movement: An open admissions policy? // Open Borders? Closed Societies? / Ed. by M. Gibney. New York: Greenwood Press, 1988. P. 3-39.

White S. Political theory and postmodernism. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.

Williams R.A. The American Indian in western legal thought. Oxford: Oxford University Press, 1990.

Wilson M., Yeatman A. (eds). Justice and identity. Wellington (N.Z.): Bridget Williams, 1995.

Yeatman A. Postmodern revisionings of the political. New York: Routledge, 1994.

Young I.M. Impartiality and the civic public: Some implications of feminist critiques of

moral and political theory // Feminism as critique / Ed. by S. Benhabib, D. Cornell.

Minneapolis: University of Minnesota Press, 1987. P. 56-76.

Young I.M. Polity and group difference: A critique of the ideal of universal citizenship //

Feminism and political theory / Ed. by C. Sunstein. Chicago: University of Chicago

Press, 1989. P. 117-142.

Young I.M. Justice and the politics of difference. Princeton (N.J.): Princeton University

Press, 1990.

Young I.M. Communication and the other: Beyond deliberative democracy // Democracy

and difference / Ed. By S. Benhabib. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1996.

 


Глава 21





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 333 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2382 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.