Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Новые общественные движения и гражданское общество




За последние двадцать лет значительно увеличилось количество движений, образ действий и требования которых не ограничиваются стремлением к при­обретению тех или иных прав или материальных благ. К их числу относятся движения, выступающие за защиту окружающей среды и сохранение мира, а

также основанные на групповых интересах движения национального сопро­тивления, движения в поддержку развития национальной культуры, феми­низм и движения за права сексуальных меньшинств: гомосексуалистов и лес­биянок. В большинстве случаев целями основной массы подобных движений являются политизация социального начала, попытка изучения и сравнения самых разных типов социального и культурного взаимодействия, происходя­щего повседневно. Некоторые недавно возникшие политические теории на­правлены на осмысление политического стиля и потенциала такого рода дви­жений, которые часто называют «новыми социальными движениями» (Melucci, 1989; Boggs, 1986; Moores, Sears, 1992).

«Новыми» их именуют, по меньшей мере, по двум причинам. Во-первых, вопросы, с которыми связано возникновение и функционирование данных движений, в целом не претендуют на то, чтобы быть включенными в пробле­матику основных гражданских прав или использоваться для расширения прав экономических. Скорее, их можно охарактеризовать как типично социальные проблемы — призыв к самоопределению культурных меньшинств и требова­ние уважения к ним, обеспечение ответственности и плюрализма в повсед­невной жизни, защита интересов различных групп в органах власти и отраже­ние этих интересов в социальном взаимодействии, участие в принятии соци­ально-экономических и политических решений на институциональном уров­не. Во-вторых, форма организации этих движений отличается от моделей, характерных для деятельности массовых движений типа политических партий или союзов, с помощью которых унифицированная бюрократия пытается мобилизовать все имеющиеся ресурсы для усиления своей власти. В противо­вес этому новые социальные движения стремятся создать сеть сравнительно небольших групп локального характера, каждая из которых имеет свои соб­ственные принципы и стиль деятельности, но в отдельных акциях протеста принимает участие вместе с другими группами, выступая с ними en masse.

Ряд важных политических теорий посвящен систематическому анализу нор­мативных политических принципов новых социальных движений. Так, напри­мер, движение в защиту окружающей среды предоставляет достаточно мате­риала для рассмотрения таких фундаментальных нормативистских проблем, как ценность, социальная рациональность и демократическое участие (Sagoff, 1988; Goodin, 1992; Dryzek, 1987).

Несмотря на важную роль антирасовых общественных движений, выдвига­ющих лозунги самоопределения, неограниченного участия в общественной жизни, культурного плюрализма и возмещения ущерба за допущенную в прошлом несправедливость, теоретики уделяли на удивление слабое внима­ние проблемам расовых отношений и расизма. Среди американских политоло­гов проблемы расизма наиболее часто затрагивались при обсуждении вопроса о декларативных действиях (Goldman, 1979; Bowie, 1988; Ezorsky, 1991). Такой подход представляется весьма важным, хотя и достаточно узким. В работе Джудит Шкляр, рассматривающей проблему значения американского граждан­ства в свете наследия периода рабовладения, уделяется больше внимания расист­ской идеологии и опасениям, связанным с различными толкованиями полити­ческого процесса (Shklar, 1991). Б. Боксиллдает глубокое философское обосно­вание многочисленных требований, выдвигаемых афроамериканцами в борьбе за социальную справедливость, в том числе принципам декларативных дей­ствий, самоуважения и возмещения ущерба (ВохШ, 1984). Б. Лоусон и Г. Макгари рассматривают политическую теорию свободы, заостряя внимание на том,

как это понятие преломляется в сознании рабов (Lawson, McGary, 1992). Опи­сывая негативное отношение чернокожих и цветных феминисток к господ­ствующему в рамках феминистского движения течению, Элизабет Спелман критически оценивает недифференцированное использование категорий пола в социальных и политических теоретических исследованиях (Spelman, 1988). Нэнси Карауэй в русле аналогичного подхода обобщает содержание много­численных работ цветных представительниц феминистского движения, кото­рые противостоят этноцентризму значительной части феминистских социаль­но-политических доктрин (Caraway, 1991).

Серьезная и аргументированная работа Э. Шарпа «Справедливость и мао­ри» представляет собой образец теоретического изучения общественных дви­жений коренных народов, оказавшихся в условиях развитого индустриально­го общества (Sharp, 1990). В последнее время некоторые политологи Австралии и Канады выступили против нормативистского подхода к проблемам корен­ных народов (Carens, 1993; Kymlicka, 1993; Wilson, Yeatman, 1995). Несмотря на то, что в Соединенных Штатах специалисты в области права опубликовали значительное число работ по проблемам коренных жителей (Williams, 1990), нам представляется, что обсуждение нормативных вопросов, касающихся по­ложения коренных народов, среди философов и политиков США идет недо­статочно активно.

Некоторые недавно вышедшие в свет исследования, посвященные роли государства и бюрократии в развитых индустриальных обществах, помогают глубже понять условия, в которых развиваются новые социальные движения. В соответствии с разработанной Фуко теорией нормализации, осуществляемой бюрократизированной сферой социальных услуг, одним из результатов дис­циплинирующего воздействия общественной власти является противодействие со стороны определенных групп населения. Несколько иную позицию занима­ет К. Оффе, который рассматривает современное государство всеобщего бла­годенствия с точки зрения процессов деполитизации социального контроля и социальных затрат (Qffe, 1984). Государство становится своего рода ареной борьбы, где чиновники решают стоящие перед ними реальные проблемы прак­тически за закрытыми дверями, а эксперты разрабатывают проведение той или иной политической линии, применяя «ноу-хау» чисто технически, без учета нормативных целей. Социальные движения служат политизации некото­рых видов такого рода деятельности, выступая с иных, по сравнению с госу­дарственными институтами, позиций.

Ю. Хабермас, исходя из своей концепции «колонизации жизненного мира», предлагает собственный подход к теоретическому осмыслению значения но­вых общественных движений (Habermas, 1987). Государство и корпоративные институты сформировали определенный тип технической рациональности, которая выделяется из контекста значимого культурного взаимодействия по­вседневной жизни. В результате эти навязанные государством и корпорациями императивы изменили, ограничили или извратили повседневную жизнь лю­дей. Таким образом, возникновение многих новых социальных движений можно объяснить как реакцию на подобного рода «колонизацию», а их деятельность — как попытку высвободить более широкое пространство для коллективного выбора нормативистских и эстетических целей и ограничения влияния навя­зываемых системой императивов власти и выгоды.

Если справедливо утверждение о том, что деятельность государства носит сугубо технический характер, то это означает, что государственные учрежде-

ния не могут выступать в качестве совещательных институтов развитого ка­питалистического общества по выработке проводимой политической линии. Если понимать политику как процесс, при котором люди собираются для обсуждения общих проблем, выдвижения требований, касающихся необходимых действий, и улучшения совместными усилиями условий их жизни, то можно утверждать, что в этом плане политика все в большей степени перехо­дит в сферу общественной жизни, которая не связана с государственными интересами и направляет деятельность органов государственной власти. Ос­новная работа Хабермаса «Структурные трансформации публичной сферы», английское издание которой вышло в свет в 1989 г. (Habermas, 1989), вновь привлекла внимание политологов, занимающихся изучением проблем парти-ципаторной политики и критическими исследованиями общества конца XX в., проводимыми в русле нормативистского течения (Calhoun, 1991).

В рамках данного теоретического направления была создана концепция граж­данского общества, в котором свободно, на совещательной основе обсужда­ются политические проблемы. Концепция гражданского общества использова­лась оппозиционными движениями в странах Восточной Европы на протяже­нии 80-х годов, что оказало определенное влияние на развитие теоретических положений. Кроме того, эта концепция сыграла заметную роль в оппозицион­ных движениях в Южной Африке и Латинской Америке.

К числу ведущих сторонников концепции гражданского общества следует отнести Дж. Кина, Дж. Коэн и Э. Арато (Кеапе, 1984; 1988; Cohen, 1983;Arato, Cohen, 1992). Гражданское общество объединяет людей по принципу добро-зольной ассоциативной деятельности. В него входят многочисленные граждан­ские объединения, некоммерческие организации сферы обслуживания и дру­гие структуры, практически не связанные ни с государством, ни с корпора­тивными экономическими институтами. Для функционирования гражданско­го общества требуется сильное либеральное государство, защищающее свободы слова, собраний и ассоциаций. Однако участие в деятельности гражданского эбщества носит более прямой и непосредственный характер, чем те способы, с помощью которых граждане могут оказывать влияние на процесс принятия решений государственными структурами.

И в труде Коэна, и в совместной работе Арато и Кина гражданское обще­ство рассматривается как арена борьбы за углубление и радикализацию де­мократии. Влияние гражданского общества на государство может и должно быть расширено за счет сокращения бюрократических функций последнего и расширения тех сфер общественной жизни, регулирование которых находи­лось бы в ведении добровольных массовых организаций. Эти гражданские организации также могут служить своего рода стартовыми площадками для оформления и выдвижения критических замечаний в адрес государства и проводимой им политики.

Теория гражданского общества вносит важный вклад в формирование по­нимания политики как общественной деятельности широких масс населения. Благодаря этой теории более рельефно выступают некоторые проблемы, свя­занные с государственной политикой, в частности, вопросы экономического неравенства. Вместе с тем, когда встает вопрос об отношении гражданского общества к экономике, ответы, которые дает данная концепция, представля­ются достаточно противоречивыми. Далеко не во всех работах, посвященных гражданскому обществу и политической теории, прослеживается столь четкая

граница между экономикой и гражданским обществом, как в книге Коэна и Арато. Некоторые авторы склонны отождествлять свободу гражданского обще­ства со свободой рынка (Kukathas, Lovell, 1991), В этом случае теория граждан­ского общества предстает в новом виде, в форме антигосударственного либе­рализма. Все теоретики, занимающиеся проблемами гражданского общества, согласны с тем, что бюрократия современного государства всеобщего благо­денствия стремится к ослаблению демократии и усилению собственного гос­подства. В связи с этим встает вопрос о том, каким образом такое понимание политики и демократии согласуется с активно идущими процессами укрепле­ния социальной справедливости.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 415 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2383 - | 2135 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.