Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


География меняющихся парадигм




Если ориентироваться на американские обзоры, то можно прийти к выво­ду о том, что развитие политической теории повсюду в мире происходит более или менее единообразно. В работе У. Галстона, подготовленной для APSA, практически не упоминаются европейские авторы, если не считать Хабермаса и нескольких французских постмодернистов (Galston, 1993). Вопреки пред­ставлению об однообразии позиций теоретиков, принимающих участие в раз­вернувшихся дискуссиях, о чем ошибочно заявляют американские ученые, едва ли принимающие в расчет зарубежные публикации, если только они не переведены, в действительности на макронормативном уровне усиливается диверсификация политической теории, в то время как на уровне частных теоретических обобщений, связанных с эмпирическими исследованиями, еди­нообразие возрастает.

В конце 70-х и на протяжении 80-х годов стали очевидны новые расхожде­ния в развитии крупнейших национальных культур, что также оказало влия­ние на социально-политическую теорию. Ю. Гальтунг полушутя-полусерьезно предложил нижеследующую типологию интеллектуальных стилей, отражаю­щую новые тенденции истекшего десятилетия (Galtung, 1983).

1) Французский стиль. Представители этого стиля при разработке соци­альной теории основное внимание уделяют проблемам языка и искусства; они

упорно придерживаются принципов институционализма, несмотря на то, что до недавнего времени этот подход вообще не применялся в большинстве исследований, проводящихся за пределами франкоговорящего мира. Влия­ние французского стиля на эмпирическую политическую теорию осуществ­ляется главным образом через постмодернистское течение общественной мысли (Lilla, 1994).

2) Тевтонский стиль. В 1983 г. Гальтунг не отделял его от марксизма, в силу чего этот стиль ассоциировался с исследованиями, которые велись во всех бывших социалистических странах. Теперь его представители отошли от марксистских позиций и в политике эволюционировали вправо. Однако кон­цепция самопорождения («аутопойесиса»), особенно в работе Н. Лумана и в трактовке билефельдской школы, так абстрактна и далека от практического применения, как может быть только теория, созданная тевтонским духом (Luhmann, 1984; Wilike, 1983). Несмотря на определенную склонность к орто­доксии, Луман, как и большинство постмодернистов, не выказывает догма­тического рвения и обычно лишь подшучивает над своими теоретическими противниками, называя их «старыми европейскими приверженцами онтоло­гии» (Luhmann, 1984). На способы решения проблем, обсуждающихся в Герма­нии, большое влияние оказывает скептицизм представителей билефельдской школы относительно возможности политического руководства обществом и, тем более, успешности попыток преобразовать мир. Все разновидности кон­цепции акторов подвергаются осмеянию, и во многих отношениях полити­ческая теория в Германии близка к тому, чтобы вообще отказаться от этого подхода как от объяснительного принципа. Тем не менее, политическая наука в целом склоняется к мнению о возможности использования этого понятия, и при проведении определенных исследований ученые будут учитывать воз­действие акторов на политический процесс. Конструктивистская теория науки будет способствовать внедрению такого типа «философии вероятности».

3) Англо-саксонский стиль. Единого англо-саксонского стиля, вопреки утверждению Гальтунга, никогда не существовало. Естественно, существует определенное сходство между методами работы специалистов из Великобрита­нии и США, и обычно его усматривают в склонности к прагматизму. Однако прагматизм как философский принцип в Англии имеет меньшее влияние, чем в Америке. Сторонников позитивной политической философии, понима­емой как аксиоматичный и дедуктивный стиль мышления, в Великобритании не так уж и много (Riker, Ordeshook, 1973, ch. XI).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 363 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2373 - | 2321 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.