Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Феминистская политическая теория




Одним из наиболее оригинальных и перспективных направлений в разви­тии политической теории за последнюю четверть века стала феминистская политическая теория. Ее сторонники политизируют социальное начало, ставя под вопрос дихотомию личного и общественного и предлагая в связи с этим отнести проблемы семейных, гендерных отношений и сексуальности, кото­рые проявляются на улице, в школе и на рабочем месте, к числу проблем политических.

Отведенное для данной главы место не позволяет детально рассмотреть все разнообразие мнений представителей феминистской политической теории. Одной из стержневых тем их работ является разрушение дихотомии личного и обще­ственного, свойственной как традиционной, так и современной политичес­кой мысли. Сфера публичной политики может выглядеть столь рациональной, благородной и универсальной лишь потому, что существуют люди, которые берут на себя всю грязную работу по поддержанию жизни, заботу о хлебе насущном, решение имущественных проблем, хлопоты, связанные с рожде­нием и смертью. Мужчины, стоящие во главе семейств, получают возмож­ность воевать, писать законы или философствовать лишь благодаря тому, что в частной жизни на них работают другие. Поэтому нет ничего удивительного в том, что понятие благородства они моделируют исходя из своего опыта. Однако политическая теория, претендующая на осмысление реалий сегодняшнего дня, не может не признать, что успех и признание в публичной сфере диалектичес­ки связаны с эксплуатацией и угнетением в частной жизни и предполагают наличие людей, которые, дабы иметь возможность заботиться о нуждах своих ближних, вынуждены ограничивать свою активность частной сферой. Развивая эти идеи, сторонники феминистской политической теории приходят к выводу о том, что в XX в. политика должна заново осмыслить суть и практическое значение этой дихотомии (Okin, 1979; dark, Lange, 1979; Elshtain, 1981; Nicholson, 1986; Young, 1987; Landes, 1988; Shanley, Pateman, 1991).

Многие сторонники феминистской политической теории рассматривают маскулинность в качестве некой всеобщей причины, которая порождает нена­висть к созиданию и страсть к убийству, а также возвеличивает риск, угро­жающий жизни человека (Hartsock, 1983; Brown, 1988). Еще в античности храбрость занимала первое место в перечне гражданских достоинств, пред­ставляя воина образцом гражданственности. Н. Макиавелли считается осново­положником как современной realpolitik, так и идеалов республиканства, по­скольку созданный им яркий образ «политического человека» исполнен стра­сти к риску и опасностям, стремления к победам и соперничеству как в спортивных состязаниях, так и на полях сражений. В посвященной Макиавел-

ли блестящей работе Ханны Питкин, основанной на принципах феминистс­кого психоанализа и изобилующей критическими замечаниями в адрес прин­ципа дихотомии публичного и частного, вскрываются истоки маскулинной гражданственности, трактуемые как психологическое противопоставление «я — другие» (Pitkin, 1984).

Многие сторонники феминистских концепций при осмыслении различных представлений о человеческой природе, о действиях и оценках, присущих мужскому мировосприятию, исходят из идеи общественного договора. По их мнению, эта идея порождает односторонние представления о политической жизни и политических процессах. Некоторые из них обращают внимание на такие характеристики, структурирующие образ рационального гражданина в современной политической мысли, как индивидуализм, атомизированная ав­тономия и независимость. Кэрол Пейтман пишет о том, что индивидуализм, на котором основывается концепция общественного договора, на деле пред­ставляет собой манифестацию андрогенного начала, поскольку предполагает независимость индивида от забот об удовлетворении физических потребнос­тей, возможную лишь в том случае, когда их берет на себя кто-то другой (Pateman, 1988). Сторонники феминизма доказывают, что понятие рациональ­ного автономного индивидуализма, присущее теории общественного догово­ра, ассоциируется с представлением о личности, абсолютно ни от кого не зависящей, о человеке, создавшем себя самостоятельно, а не рожденном жен­щиной. И если бы подобное представление возобладало над убеждением в изначальной зависимости всех людей от своих близких, то тогда все здание общественных отношений, понимаемых как добровольные договоренности, немедленно рухнуло бы. Некоторые авторы уделяли особое внимание изуче­нию альтернативных оснований концепции общества и политической жизни, исходящих не из идеи автономии и независимости, а из принципа всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости (Held, 1987).

Феминизм подверг серьезному анализу многие важные понятия, которыми оперирует политическая наука, в том числе такие, как власть, властные полно­мочия, политические обязательства, гражданство, частная жизнь, демократия и справедливость (Hartsock, 1983; Jones, 1993; Hirschmann, 1992; Dietz, 1985; Stiehm, 1984; Bock, James, 1992; Alien, 1988; Phillips, 1991; Okin, 1989).

Проблемы, поставленные в данных концептуальных работах, как и выво­ды авторов, чрезвычайно разнообразны, что же касается аргументации, то можно сказать, что эти труды распадаются на две большие группы. Во-пер­вых, сторонники феминистского направления сходятся во мнении о том, что во всех теориях справедливости, власти, обязанностей и т.п. отражается маскулинный опыт, а потому эти теории следует пересмотреть с учетом жизнен­ного опыта другой половины человечества. Нередко критицизм авторов при­нимает форму утверждения, что обобщающие выводы политологов на самом деле не могут претендовать на универсальность, поскольку не учитывают факта половых различий. Так, например, Сьюзен Оукин отмечает, что аргу­ментация Уолзера, касающаяся проблемы справедливости, утрачивает смысл, если принять во внимание факт доминирования мужчин в обществе.

Во-вторых, подобного рода концептуальный анализ нередко выдвигает в адрес политической теории обвинение в том, что она имеет тенденцию к выхолащиванию смысла основополагающих политических понятий. Так, на­пример, Нэнси Хартсок полагает, что в господствующих теориях власти по­давляются характерные для детского мировосприятия отношения, основан-

ные на ощущении собственной уязвимости, а из-за присущей этим концеп­циям жесткой дихотомии «я — другие» власть сводится к конкуренции и контролю. Если бы политологи рассматривали власть с точки зрения возмож­ности претворения в жизнь замыслов человека, то их внимание было бы сконцентрировано на власти как способности что-то сделать, а не что-то пре­одолеть (ср.: Wartenberg, 1990). Джоан Тронто разрабатывает подход к понима­нию власти в контексте проблемы заботы о других и изучает следствия, кото­рые он влечет за собой для политической теории и практики (Tronto, 1993). Большое внимание сторонники феминистских концепций уделяют проблеме равенства. В частности, они поставили вопрос о том, означает ли требование равного уважения к мужчинам и женщинам призыв относиться к ним одина­ково. Ведь женщины несут тяготы беременности и родов, и они более уязви­мы в сексистском обществе (Scott, 1987; Bacchi, 1991).

Феминистский подход к оценке индивидуализма, противопоставления ча­стной и общественной жизни, теории общественного договора и тех преду­беждений, которыми проникнуты распространенные на Западе идеи разумно­сти и универсальности, оказали определенное влияние на некоторые работы политологов-мужчин, занимающихся разработкой современных проблем по­литической науки (Green, 1985; Smith, 1989). Вместе с тем во многих областях политической теории продолжают господствовать традиционные представле­ния, поскольку политологи не пытаются ни пересматривать их в свете феми­нистской критики, ни аргументирование дискутировать с выдвинутыми фе­минизмом положениями.

Постмодернизм

В связи с темой политизации социального есть смысл поговорить о пост­модернизме, причем по крайней мере по двум причинам. Во-первых, как и некоторые из вышеупомянутых авторов, разделяющих феминистскую точку зрения, многие политологи постмодернистского направления уделяют боль­шое внимание проблеме распределения власти между различными социальны­ми силами, а также вопросам о том, какое воздействие общественная власть оказывает на политические институты и возникающие конфликты и как они, в свою очередь, влияют на нее. Во-вторых, многие теоретики постмо­дернизма настаивают на том, что действия политических акторов становятся более понятными, если рассматривать их как порождение социальных про­цессов, хотя и не вытекающее из них с жесткой необходимостью, а не в качестве возможных результатов функционирования отношений сотрудни­чества и соперничества.

Пожалуй, наиболее весомым вкладом в развитие политической теории с позиций постмодернизма является работа М. Фуко, хотя она и подрывает многие традиционные постулаты этого направления. Фуко полагает, что по­литическая теория и анализ имеют дело с парадигмой власти, сформирован­ной на основе опыта, характерного для домодернистской эпохи. В то же время начиная с XVIII в. складывается новая структура власти. В традиционной пара­дигме власть рассматривалась как суверенитет: то, что разрешено, и то, что запрещено, определяется репрессивными правящими силами. Новый же ре­жим власти действует не столько через прямые распоряжения, сколько по­средством дисциплинарных норм. В системе современного правления король и

его представители не стремятся контролировать неповинующихся подданных из центра, держа их в страхе. Вместо этого институты управления распростра­няют свое влияние на местах, проникая во все капилляры общества, и это оказывает дисциплинирующее воздействие на все уровни общественной струк­туры, заставляя их считаться с нормами здравого смысла, порядка и хороше­го вкуса. Власть, таким образом, распространяется на дисциплинарные инсти­туты, которые организуют деятельность людей и руководят ею в сложных условиях современного разделения труда: в больницах и поликлиниках, шко­лах, тюрьмах, организациях помощи безработным, полицейских участках (Foucault, 1979; 1980; Burchell et ai, 1991).

Политической теории еще предстоит в полной степени осмыслить и при­нять подобное понимание власти как продуктивного процесса распростране­ния влияния дисциплинарных институтов. Основную роль в осмыслении по­ложений концепции Фуко, бросающей вызов некритической зависимости политической теории от идей эпохи Просвещения, сыграла работа У. Коннолли (Connolly, 1987). Он пишет о том, что любые нормы неизбежно отличаются противоречивостью и двойственностью, и поэтому следует всячески противо­действовать стремлению бюрократии подвергнуть их произвольному толкова­нию. Некоторые теоретики рассматривали концепцию власти в свете идей Фуко (Smart, 1983; Wartenberg, 1990; Spivak, 1992; Hometh, 1991). Более под­робная разработка данной проблематики потребует переосмысления концеп­ций государства, закона, органов власти, обязанностей, свободы, а также прав человека.

Критическая сила концепции Фуко очевидна. Однако его теория страдает отсутствием нормативных идеалов свободы и справедливости, с помощью которых можно было бы оценивать институты и практические действия раз­личных политических сил. Некоторые политологи небезосновательно полага­ют, что взгляды Фуко внутренне противоречивы, поскольку он не уделяет внимания этим позитивным идеалам (Taylor, 1984; Fraser, 1989, ch. 1; Habermas, 1990, ch. 9, 10).

Весомый вклад в развитие политической теории внесли также выступаю­щие с позиций постмодернизма французские ученые, в число которых входят Ж. Лакан, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар и И. Кристева. Я останов­люсь лишь на некоторых из рассматриваемых ими тем, имеющих особенно важное значение для развития политической теории.

Сторонники постмодернизма ставят под сомнение тезис о том, что пер­вичной ячейкой общества и носителем политического действия являются объе­диненные единичные субъекты. Субъективность порождается языком и обще­нием, а не наоборот, поэтому субъекты внутренне многозначны и противоре­чивы, как и социальная среда, в которой они живут. Этот онтологический тезис ставит перед политической теорией серьезные вопросы о значении мо­рали и политической деятельности. Опираясь на идеи Мерло-Понти и других упомянутых выше ученых, Ф. Далмайр предлагает такую схему политического процесса, при которой стремление к контролю пропадает (Dallmayr, 1981).

В работах ряда авторов, развивающих критические положения теории Дерриды о метафизике присутствия (Derrida, 1974), утверждается, что стремле­ние человека к ясным и определенным принципам политического регулиро­вания приводит к подавлению и преследованию всех иных, отличающихся от данных принципов, представлений как у него самого, так и у всех, кто его окружает (White, 1991). В своей работе «Идентичность и различие» У. Конопли

переиначивает этот тезис, заявляя, что такого рода унификация политичес­кой практики приводит к разочарованию в ней слишком быстро для того, чтобы найти виноватого, и слишком неявно для того, чтобы определить, в чем состоит ее двусмысленность (Connolly, 1991). Бонни Хёниг применяет по­добные аргументы в критике работ таких мыслителей, как И. Кант, Дж. Роулз и М. Сандел. Она доказывает, что их тяга к унификации политической теории объясняется стремлением подавить и «отлучить от науки» всех ученых, не согласных с их представлениями о рациональном гражданине и обществе (Honig, 1993).

На наш взгляд, наиболее важным следствием постмодернистской критики унифицирующего мышления является переосмысление концепции демокра­тического плюрализма. Демократическая политика представляет собой такую область, в которой постоянно меняются отношения отдельных личностей и групп людей, взаимодействующих друг с другом (Yeatman, 1994). Именно эта мысль проходит красной нитью в работе Э. Лакло и Ш. Муфф «Гегемония и социалистическая стратегия» (Laclau, Mouffe, 1985). Они пишут о том, что марксистская концепция революционной роли рабочего класса является мета­физической фикцией, не соответствующей современной эпохе роста ради­кальных общественных движений, преследующих самые разные цели и пред­ставляющих самые разнообразные интересы. Проведенный К. Лефортом в рус­ле идей Лиотара (Lyotard, 1984) анализ мифа о народе как субъекте истори­ческого развития, свидетельствует о том, что современная политика, особенно в относительно свободных и демократичных обществах, исключает возмож­ность легитимности объединенной «воли народа». Напротив, современная де­мократия представляет собой не что иное, как процесс соперничества требо­ваний, не имеющих обоснования ни в одном из объединенных субъектов (Lefort, 1986). Радикальную демократическую политику следует понимать как содействие объединению разнообразных общественных движений в гражданс­кое общество с целью углубления демократии на практике — как в государ­стве, так и в обществе (ср.: Mouffe, 1993). Я от всего сердца поддерживаю политическую теорию, которая высоко ценит социальное многообразие и по­дозрительно относится к любым попыткам унификации (Young, 1990). Что же касается значительной части публикуемых работ, то их авторы, скорее всего, либо относятся к нормативным стандартам справедливости и свободы как к чему-то изначально сомнительному, либо вообще не затрагивают проблемы свободы и справедливости. Задача политической теории, выступающей против репрессивных последствий навешивания ярлыков и стремления всех стричь под одну гребенку, заключается в том, чтобы разрабатывать методы, посред­ством которых можно было бы призывать к справедливости, не давая основа­ний для изложенной выше критики.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 582 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2272 - | 2094 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.